Автор: Фотина Елена Леонтьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ Мурмашинская СОШ №1 Населённый пункт: гп Мурмаши, Кольский район, Мурманская область Наименование материала: конспект Тема: Когда появилась одежда 1 класс Окружающий мир Раздел: начальное образование
Предмет: окружающий мир, урок-изучение нового материала
Класс: 1 класс
Тема: Когда появилась одежда?
Урок с использованием специализированных ЭОР, воспроизведение
которых дидактически наиболее обоснованно на интерактивной доске.
Продолжительность: 1 урок 45 минут
Технологии: интерактивная доска, цифровой микроскоп,нетбуки,
документ-камера, мультимедийное приложение к учебнику А.А.
Плешакова «Окружающий мир» 1 класс.
Прогнозируемые результаты
- познакомить первоклассников с историей одежды, видами одежды;
- научить подбирать для некоторых случаев подходящую одежду;
- развивать мышление, память, умение слушать;
- воспитывать у детей ответственное отношение к своему внешнему виду;
- воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ;
- формирование УУД.
1.Личностные УУД
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса
2.Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
• принимать и сохранять заданную учебную цель;
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном
материале;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
• адекватно понимать оценку взрослого;
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной
деятельности.
3.Познавательные УУД
Школьник учится:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
• обобщать полученные знания;
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4.Коммуникативные УУД
Школьник учиться:
• слушать собеседника;
• задавать вопросы;
1
• контролировать действия партнёра;
• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Оборудование и учебные материалы:
- учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова;
- рабочая тетрадь на печатной основе,тесты;
- интерактивная доска;
- нетбуки, цифровой микроскоп;
- документ-камера;
- презентация Microsoft PowerPoint «Когда появилась одежда?»;
- мультимедийное приложение к учебнику;
- образцы тканей клей, ножницы, цветные карандаши, краски.
-хрестоматия (автор А.А. Плешаков)
Ход урока.
1.
Организационный момент
Слайд2
-
Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки
и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы
многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
2.Актуализация знаний. Слайд 3
- Ребята, на прошлом уроке мы путешествовали! Расскажите, на чем мы
совершали путешествие и куда (мы путешествовали на машине времени во
времена динозавров)
Слайд 4
-Мы путешествовали в прошлое или в будущее? (мы путешествовали в
прошлое, потому что динозавры жили еще до появления человека)
Слайд 5
-А откуда люди узнали о динозаврах?(люди узнали о существовании
динозавров из археологических раскопок)
2
Слайд 6
-Ребята, посмотрите на картинку, возможно ли такое? ( нет, динозавры и люди
никогда не встречались)
2 Работа над новым материалом
-Сегодня, мы с вами снова окажемся в прошлом! И оттуда будем двигаться в
настоящее. Только разговор пойдет не о животных. Итак, на смену
динозаврам пришел человек!
Слайд 7
-Вот так выглядел первобытный человек. Опишите его, какой он, во что одет?
-Вы правильно описали человека из глубокой древности. А как вы думаете,
почему на нем так мало одежды? Может ему жарко, а может он не смог ее
купить, а может одежду еще не придумали!?( еще не придумали одежду, не
было тканей..)
- Правильно, в те времена одежду еще не научились шить, не было даже
нитей для шитья .И первобытные люди делали одежду из шкур животных,
чтобы защитить себя от холода, жары и дождя.
Слайд8
Сообщение темы урока «Когда появилась одежда? (формулируют сами
учащиеся)
Слайды 9,10.
-Шло время… Люди научились делать ткани! Сколько на свете стало разных
вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и
тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие... Но раз их называют
одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-
таки чем-то похожи, верно?. Сейчас мы узнаем тайну тканей!
Практическая работа
Работа на нетбуках, с цифровым микроскопом. Техника безопасности.
Дети работают в группах.
Слайд 11
-Возьмите образцы тканей, которые лежат у вас на партах. Рассмотрим их с
помощью нашего помощника микроскопа.
-Какой секрет у всех тканей? ( все нити у тканей крепко держатся друг за
друга)
Слайд12 Физкультминутка ( упражнения для глаз)
-Кто же их переплел?(ответы учеников)
Слайд13,14
-Правильно специальный станок! А называется он ткацкий станок!
3
Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между
продольными с помощью заостренной палки. Отсюда и само слово «ткач»:
ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из
слова «тыкать» букву «ы»….И получится? (ткать)
-Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?
Практическая работа
Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом немножко
растягивай. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая
хлопчатобумажная нить. Ведь вата - это хлопок, только очищенный.
Волоконца у хлопка ворсистые, и, когда ты сжал их пальцами, да ещё и
скрутил, они сцепились своими ворсинками.
Слайд15
А знаешь, чем ты занимался, скручивая короткие волоконца в длинную нить?
Прядением!
Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити
прядут, то есть скручивают из волокон, огромные прядильные машины. Не
только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.
Слайд 16,17
-Итак, из далекой древности мы продвигаемся вперед. Человек из шкур
переоделся в ткань. Такую одежду носили в Древней Греции. Опишите
одежду (Большим куском ткани, человек оборачивался несколько раз,а концы
закалывали булавками)
-подходит ли такая одежда для нашей страны? (только для лета)
Слайд 18
-Время шло и люди научились шить красивые наряды. Опишите, какая стала
одежда? ( пышная, красивая, блестящая, появились украшения, головные
уборы, шарфы)
-Родиной бантов и кружев считают Францию!
Слайд 19,20
-Как одевались русские люди? Как выглядела их одежда? Опишите.( у
мужчин и женщин одежда была свободная, чтобы удобно было двигаться. Но
рубахи и сарафаны подпоясывали. Одежда была в основном белого цвета,
ткань не красили. Зимой носили шубы и меховые шапки, рукавицы.
Слайд 21,22,23
-И вот машина времени, вместе с муравьишкой черепахой, переносит нас в
современность, в наше время. Расскажите в какой одежде мы ходим?
-Что мы одеваем зимой? (шубу, пальто, сапоги, шапку, шарф)
-Что мы одеваем осенью и весной? ( плащ, куртку, сапоги)
-Что мы одеваем летом? (Платья, шорты, шляпки, юбки, майки)
Вывод:-Почему мы меняем столько одежды? (потому что мы живем в стране,
где погода сильно меняется в разное время года)
4
Работа в рабочей тетради с. 15 Работа с документ-камерой (проверка
заданий)
-Как вы думаете: где живут люди, изображенные здесь? Почему вы так
решили? (Ответы детей, проверка нескольких работ)
Слайд 24
Физкультминутка(двигательная под музыку)
Работа с учебником с. 21( документ-камера)
-Одежда бывает разной и зависит от погоды. Что еще влияет на выбор
одежды? Рассмотрите рисунок в учебнике на с.21
-На какие группы можно разделить одежду? (деловая, рабочая спортивная,
для дома)
4.Закрепление
Работа с интерактивной доской. Мультимедийное приложение к
учебнику, тема «Когда появилась одежда?»
Работа у доски задания 1,2.
5.Рефлексия учебной деятельности
- Сегодня мы побывали в прошлом и вернулись в настоящее время.Как
менялась одежда со временем?(ответы детей)
-Давайте сравним наши ответы с выводами Мудрой Черепахи на с.21 в
учебнике.
Задания на самопроверку. .Тетрадь «Окружающий мир. .Тесты» А.А
Плешакова с.40. После выполнения дети сверяют свой ответ модульным
ответом, который появляется на экране.
-И в заключении, приготовим карандаши и чистый лист бумаги, нарисуем
разные виды одежды!
Урок заканчивается выставкой работ.
5