Тема: "Русские народные танцы. Хоровод ".
Цель: познакомить детей с разновидностью русского народного танца - хороводом.
Задачи:
научить
детей
раскрывать
художественный
образ
танца,
эмоционально
исполнять элементы танца, развивать чувство ритма, музыкальности, умение работать
в группе и индивидуально,через народное творчество формировать интерес к русской
танцевальной культуре.
В начале урока детям даются общие сведения о жанре русского народного танца -
хороводе.
Основой
хоровода
является
совместное
исполнение
хороводной
песни
всеми
его
участниками. Танец, песня и игра в хороводе неразрывно и органично связаны между
собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников. Хоровод - это
массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно
связаны с песней. Хороводы имеют культово-обрядовую,социальную и бытовую темы.
Участники хоровода держатся, как правило за руки, иногда за платок, шаль, пояс,
венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за
другом
или
рядом,
сохраняя
строгий
интервал,
иногда
идут
парами.Хоровод
распространен
по
всей
России,
и
каждая
область
вносит
что-то
новое,
создавая
разнообразие
в
стиле,
композиции,
характере
и
манере
исполнения.
Хороводы
исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах.Но в различных районах России
существуют
свои
местные
особенности
исполнения
хороводов,
связанных
с
природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда,
человеческими
взаимоотношениями,
формировавшимися
в
различных
жизненных
условиях. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей, и в ритме, и в
содержании песен, под которые идет хоровод, и в манере исполнения, присущей
только данной местности. На исполнение хороводов сказывается и разнообразие в
костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга и подчас
весьма далеки от общепринятого «русского сарафана», к которому мы так привыкли на
сцене. Большое значение при постановке хороводов отводится фигурам. Фигуры могут
образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе,
которые могут быть разнообразно выстроены.
В ходе урока детям предлагается разучить следующие танцевальные элементы:
1. " Круг".
В этой фигуре число участвующих не ограничено, однако их должно быть не менее
трех человек. Дети повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют
замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом от
корпуса вниз или на верх. Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке.
Сделав мягкий полуоборот корпусом по ходу движения, дети идут простым шагом или
переменным, а также переменным шагом с притопом.
2. «Звездочка».
Дети стоя в затылок друг другу по кругу, соединяют в центре образовавшегося круга
правые или левые руки. Противоположные руки находятся в третьем или первом
положении. Эта фигура может быть построена как из четного, так и из нечетного числа
участвующих, однако не менее трех и не более восьми человек. В этом построении
можно
двигаться
по
кругу
простым
или
переменным
шагом,
а
также
шагом
с
переступанием.
3.»Улитка».
Дети идут взявшись за руки друг за другом по кругу. Ведущая девочка заходит в круг
и продолжает движение по кругу, как бы закручивая его. Затем дети разворачиваются и
начинают движение в обратную сторону, как бы раскручивая круг.
Шаги.
1. Простой с носка- хороводный.
2. На высоких полупальцах.
Основные движения.
1. Кружение на высоких полупальцах вокруг себя.
2. Качание с ноги на ногу через плие.
Сначала все элементы, шаги и движения разучиваются под счет без музыки. Затем всё
повторяется под музыку.
Итог урока: закрепление знаний- повторить самостоятельно танцевальные элементы,
шаги и движения. Отметить лучших и активных детей.