"В интересах семьи и детей" (из опыта работы с детьми группы риска)
Автор: Потапова Альбина Георгиевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МОУ "Ульканская средняя общеобразовательная школа №2" Населённый пункт: посёлок Улькан Наименование материала: статья Тема: "В интересах семьи и детей" (из опыта работы с детьми группы риска) Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образование
Казачинско - Ленский район, Иркутская область, посёлок Улькан
МОУ "Ульканская средняя общеобразовательная школа №2"
материалы
Пот аповой
Альбины
Ге о р г и е в н ы
на всероссийский конкурс "Портал педагога",
в номинации
публикации"В
интересах
семьи
и
детей",
(
организация
работы
по
профилактике
негативных
явлений
в
детской
и
молодежной
среде
(наркомания,
алкоголизм,
табакокурение
и
др.),
нетерпимости
к
действиям
и
влияниям,
представляющим
угрозу
жизни,
физическому
и
нравственному
здоровью, утверждение и пропаганда здорового образа жизни)
Мой девиз: успеть везде!
Мой девиз: помочь в беде!
Здесь увидеть, там простить, не обидеть, не забыть,
Всех любить любовью необъятной,
оставаясь при этом простой и понятной!
Чего не умею - за то не берусь!
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Работа социальным педагогом, участие в работе районного и
поселкового советов женщин, в группе по противодействию жестокому
обращению и насилию в Казачинско - Ленском районе, депутатская
деятельность, руководство школьным наркопостом "СТОП" - позволяет мне
1
находить пути решения для развития личности детей, включая их
социализацию. На протяжении ряда лет успешно работаю с органами
государственной власти, местного самоуправления и всеми, кто является
моими единомышленниками. В первую очередь, я работаю с ситуацией, в
которой оказываются дети и родители. Таким образом, строю свою работу
без права на ошибку. Мы ежедневно сталкиваемся со множеством
неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает.
Проблемы общества: наркомания, алкоголизм, курение, отражаются на
детях. Создавать нетерпимость к таким влияниям, которые представляют
угрозу для жизни детей, укрепление физического и нравственного здоровья,
пропаганда здорового образа жизни является главной целью нашей
совместной работы.
Основная задача - дать каждому ребенку уровень воспитания, который
поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также
развить потенциальные способности с учетом его психофизических
возможностей. Вовремя заметить, дать понять детям почувствовать свою
"нужность", является приоритетом моей деятельности со всеми службами
взаимодействия и в школе и в социуме. Снижение образовательного уровня
родителей, нестабильность семьи (разводы), семейные конфликты,
употребление спиртного, курение в присутствии детей, отсутствие рабочих
мест, квалифицированной медицинской помощи, криминогенная обстановка
в посёлке порождает снижение воспитательных функциональных
обязанностей многих родителей и увеличение семейного неблагополучия.
Основные компоненты моей работы - своевременное выявление
функционально несостоятельных семей и коррекция успешного семейного
воспитания, изучение факторов среды - важный элемент профилактики
семейного неблагополучия, социального сиротства и детской безнадзорности.
На муниципальном уровне мы поддерживаем все инициативы областного
совета женщин, его проект РОСТТ. В своей работе я использую основные
нормативно-правовые документы, регламентирующие мою
профессиональную деятельность: Конвенцию ООН, Декларацию прав
ребенка, ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации" , "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации","Об основах профилактики
безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних",
пользуюсь Федеральной целевой программой "Формирование установок
толерантного сознания
и профилактика экстремизма в российском обществе", Концепцией
профилактики злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде, документами регионального уровня: Закон
Иркутской области от 05.03.2010 г. №7-оз "Об отдельных мерах по защите
детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное,
психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области" и
другими. У меня имеется социальный паспорт семей с 2000 года, где я веду
2
учёт по категориям, данные я использую и при работе в женсовете,
общественной деятельности.
Конкурсы
"Почётная
семья","Ответственное
отцовство"
позволяют
пропагандировать
положительный
опыт
крепких,
благополучных
семей,
здоровый образ жизни. Как депутат, и как социальный педагог осуществляю
общественный контроль за соблюдением условий для безопасного детства,
за соблюдением законов, пропагандирую здоровый образ жизни. С 2007 года
реализую
превентивную
программу "Полезная прививка", своевременно
подаю сведения в единый банк данных о распространении и профилактике
наркомании и токсикомании в Казачинско-Ленском муниципальном районе,
выпускаю листовки наркопоста (Приложение 1. Листовки наркопоста)
Губернатор
Иркутской
области,
Сергей
Левченко,
на
конференции
общественной организации «Иркутский областной совет женщин» сказал: "В
муниципальных
образованиях,
где
советы
женщин
находят
понимание
и
поддержку со стороны местной власти, сокращается число детей, живущих в
неблагополучных
условиях
и
нуждающихся
в
помощи
и
поддержке
со
стороны государства, есть положительная динамика в устройстве детей-сирот
в
приемные
семьи,
работают
общественные
приемные
по
оказанию
э к с т р е н н о й
п о м о щ и
с е м ь я м
и
д е т я м " .
Цель моей
работы: создание благоприятных условий для личностного
развития,
оказание
комплексной
социально психологической
помощи,
а
также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Для этого использую
п е р в о о ч е р е д н ы е ,
п р и о р и т е т н ы е
з а д а ч и :
-
анализ
контингента
учащихся
для
выявления
причин
девиаций
обучающихся
и
принятия
своевременных
мер
профилактического
воздействия;
- использование разнообразных форм профилактической и воспитательной
работы;
-оказание
действенной
коррекционной
практической
помощи
в
решении
с о з д а в ш и х с я
п р и ч и н
н е б л а г о п о л у ч и я ;
- использование эффективных мер по устранению вредных привычек, по
п р о п а г а н д е
з д о р о в о г о
о б р а з а
ж и з н и ;
- обеспечение реальных мер по защите прав и законных интересов детей и
с емей
с
соблюдением
правовых
норм
законодательства
РФ ;
- развитие успешной работы службы примирения для предупреждения и
разрешения конфликтов. На основании этих приоритетных задач планирую
свою работу. Особое внимание я уделяю включению таких мероприятий,
которые будут способствовать успешной работе
с семьёй, сохранению
психологического
здоровья
обучающихся
с
соблюдением
законности
по
защите прав всех участников процесса, используя инновационные подходы,
технологии, методики и формы работы. Для его выполненияплана применяю
прогнозирование видов
деятельности и профилактических мероприятий,
единую взаимосвязанную систему работы по заданным направлениям со
всеми службами взаимодействия посёлка и района. В своей деятельности
3
использую дифференцированные формы и методы работы, ориентированные
на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания. В
работе
использую
как
традиционные
формы
работы
с
родителями:
ежегодную операцию «Всеобуч», заседания круглого стола "Вместе мы
-
сила",
заседания
Профилактического
совета,
где,
кроме
форм
профилактического
воздействия,
использую
и
элементы
правового
просвещения:
раздаю
листовки,
памятки
и
выдержки
из
законов
и
нормативных актов. Выступаю на общешкольных и классных родительских
собраниях "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому", "Сколько времени
у вас на воспитание?", "О вреде ПАВ", "Права и обязанности взрослых и
детей", индивидуальные беседы - «Разговор по душам», "О поведении", "О
вредных
привычках",
"Я
и
мои
взаимоотношения
с
одноклассниками
и
родителями", "Моя успешностъ” ,
"Я и моё здоровье", "Мои права".
Работает почта"Телефон доверия", телефоны директора, его заместителя по
ВР
и
мой
размещены
на
всех
этажах
школы.
Номер
телефона
"Единой
службы доверия" в РФ и номер службы доверия органов внутренних дел
имеется
в
уголке
здоровья
Наркопоста
"СТОП",
информация
в
уголке
постоянно обновляется. Есть выдержки из Законов РФ "О запрете курения в
общественных местах", "Об ответственности за распространении наркотиков
и
употреблении
ПАВ",
статистические
данные
о
распространении
заболеваемости в результате употребления ПАВ. Просвещаю обучающихся и
родителей
через
сайт
школы
(страница
социально
-
психологической
службы),
через
классные
часы",
"Моё
здоровье
дороже
всего",
Я
умею
говорить нет", "Спид - дорога в бездну","Доброта и мы","Добро и зло" и
другие. Проводим с психологами индивидуальные консультации, тренинги,
встречи
со
специалистом
по
антинаркотической
работе,
выступаю
с
сообщениями
на
педагогическом
часе,
МО
классных
руководителей,
семинарах. Использую и новую форму работы через школьный радиоузел,
подготовила
и
провела
единый
классный
час
"Школа-территория
толерантности", "День без табака" . С 2010
года с детьми группы риска
работает
группа
наставников,
состоящая
из
представителей
школьного
Совета
отцов
и
заместителей
директора,
начальника
пункта
полиции
п.Улькан и инспектора ПДН. Опыт дал свои положительные результаты:
подростки, состоящие на внутришкольном учёте и учёте в КДН и ЗП стали
сами искать дополнительные встречи со своими наставниками, предлагать им
различные
формы
проведения
совместного
досуга,
принимать
участие
в
мероприятиях школы и посёлка, участвовать в акциях. Следующая новая
форма работы: организация ежедневного дежурства родителей в школе. Сама
я
ежедневно
утром
осуществляю
дежурство
в
школе
для
учёта
посещаемости и готовности обучающихся к урокам. С моими коллегами по
женсовету
создали
клуб
ветеранов
педагогического
труда
"Большая
перемена", куда
приглашаем обучающихся для встреч с интересными
людьми, устраиваем поэтические встречи, что способствует расширению их
кругозора и уважению к профессии учителя. Принимаю участие в заседаниях
4
и рейдах комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав. Проводим
областные акции, разъяснительную работу и осуществляем контроль над
выполнением Закона часе). С районным отделом полиции и отделом
полиции п.Улькан проводим контрольные посещения на дому всех семей,
состоящих
на
различных
видах
учёта,
осуществляю
защиту
прав
несовершеннолетних на допросах и заседаниях суда, с инспектором ПДН
проводим
разъяснительную
работу.
Своевременно
реагируем
на
все
правонарушения,
проводим
бе седы.
С
Центром
помощи
несовершеннолетних по Казачинско - Ленскому
району
посещаем семьи,
26.08.2014
года
организовали
акцию
"
Поможем
собраться
к
школе",
ежегодно принимаю участие в акции Центра "Я ребёнок.Я имею право!"
(Приложение 2. Фотоматериалы), в которой мои волонтёры (с эмблемой и
отличительным знаком -жёлтый шарфик) раздавали буклеты об устройстве
детей в семью, символ ко Дню ребёнка оранжевую ленточку, дети школы
участвуют в конкурсах рисунков. Мною написана статья в районную газету
"Киренга" о Дне ребёнка и опекаемых семьях (Приложение 3. Статьи). По
запросам
и
по
ситуации
с
целью
профилактики
социальногосиротства
предоставляю сведения в районный банк данных о социально - опасных
семьях,
использую
информацию
от
соседей,
населения,
телефонные
сообщения для выявления семейного неблагополучия.
С начальником
министерства социального развития и органов опеки и попечительства и
общественными организациями составляли алгоритм работы по проведению
Дня ребёнка в 2014 году. На базе школы с целью распространения опыта
своей работы проводились семинары, где я
делала сообщения по темам:
"Работа с неблагополучными семьями " Суицид"," Работа с детьми группы
риска".
Дополнением к моей работе является проведение бесед о роли
профессии в жизни человека. Активное участие в этом принимают родители,
рассказывающие
о
своих
профессиях.
Существенная
роль
в
процессе
профессионального самоопределения обучающихся отводится экскурсиям на
предприятия и социальная практика. Посетили отдел полиции, котельную,
школу искусств. Основная задача способов и новых форм работы состоит в
том, чтобы воспитать обучающихся, не только обладающих определенной
суммой знаний, умеющих организовать собственную жизнь в будущем, но
и уметь достойно сосуществовать в социуме. Наше взаимодействие имеет
цель:
выявление
причин
возникающих
у
подростка
проблем,
проведение
социально- педагогической коррекционной работы для оказания помощи и
предупреждения
возможных
проблемных
ситуаций.
В
результате
моего
взаимодействия выделила следующие общие проблемы:
своевременное разрешение конфликтных ситуаций;
обеспечение безопасной обстановки в школе и посёлке;
обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни
среди детей и подростков, их семей;
взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб
и
оказание
помощи
детям
и
подросткам,
нуждающимся
в
опеке
и
5
попечительстве,
с
ограниченными
физическими
возможностями,
а
также
попавшими в экстремальную ситуацию;
развитие демократических основ жизни детских коллективов;
о к а з а н и е
с о ц и а л ь н о й
п ом о щ и
и
п од д е р ж к и
о б у ч а ю щ и х с я ;
организация
профилактической
воспитательной
работы
с
детьми,
направленной
на
формирование
общей
культуры
личности,
адаптацию
к
жизни в обществе, выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с
учётом их интересов и потребностей.
На практике использую комплексный подход к решению проблем. Изучаю
результаты диагностических исследований "Какой я? Кто я?", занятость в
кружках
и
секциях,
стиль
семейного
воспитания,
условия
жизни
обучающихся. В
результате комплексной и систематической работы всех
служб
взаимодействия
и
деятельности
школы,
через
миротворческую
деятельность,
воспитательные
мероприятия
по
ранней
профилактике,
развивающие
и
коррекционные
занятия,
беседы,
классные
часы,
консультации,
уроки
этики
можно
отметить,
что
обучающиеся
школы
практически не совершают правонарушения, что подтверждается следующим
фактом: начиная с 2014 - 2015 учебные годы административных материалов
по несовершеннолетним в КДН и ЗП не поступало, на учёте в КДН и ЗП не
состоит
ни
одного
обучающегося
школы.
При
помощи
материалов,
присланных
КДН
и
ЗП
Казачинско
-Ленского
района
ознакомлены
с
тренингом
«Шире
круг!",
"Несовершеннолетний
правонарушитель
и
его
окружение:
навыки
конструктивного
взаимодействия».
Социально -
педагогические задачи мы решаем большой группой специалистов, это -
администрация
школы,
классные
руководители,
учителя
-
предметники,
педагоги
-
психологи,
медицинский
работник,
педагоги
дополнительного
образования, другие службы взаимодействия. Взаимодействие помогает мне
прогнозировать развитие личности подростка и комплексный подход. При
проведении
профилактической
работы
со
школьниками
применяю
предупредительно-профилактическую
деятельность
и
индивидуальную
работу через систему классных часов: "Я и мои увлечения","Мои права и
обязанности",
привлекаю детей к участию в классных и общешкольных
мероприятиях. Даю поручения найти информацию о праздниках, подбираем
роли, привлекаем к подготовке помещения и т.д.. Привлекаю детей к работе
тимуровского
отряда
"Команда
доброй
воли"
( П р и л оже н и е 3 .
Фотоматериалы), где наряду с девиантами трудятся дети с примерным
поведением. Принятие клятвы, общий девиз, командный дух и выполнение
законов отряда стимулирует к изменению поведения, помогает осознать свою
социальную значимость. При осуществлении индивидуального подхода к
детям ставлю перед собою следующие задачи:
-
хорошо
узнать
каждого
ребенка,
его
индивидуально-психологические
особенности и условия их формирования;
- учитывать их индивидуальные особенности, склонности и интересы при
выборе приёмов воспитательного воздействия на подростков;
6
- проявлять педагогический такт и уметь предвидеть последствия того или
иного подхода к ребенку. Использую следующие методы получения данных:
изучение личных дел, военно-учётного стола, врача педиатра, инспекторов
ГДН, КДН, опрос родителей, соседей, обучающихся.
Любая реальная
ситуация
становится
предметом
изучения
и
диагностирования
проблемы.
Анализ результатов диагностики дает мне возможность выявить подростков,
нуждающихся
в
социально-педагогической
поддержке.
Эффективность
диагностической работы зависит от правильного алгоритма сопровождения
обучающихся группы риска. Этому способствует использование многих форм
работы:
социальных
и
психологических
методик,
бесед,
анкетирования,
тренингов, решения ситуационных задач, ролевых игр, изучение личности
обучающихся, посещение уроков с целью определения уровня готовности,
вовлечение в социально-значимую деятельность через занятость в кружках и
секциях,
участие
в
работе
тимуровского
отряда,
акции
милосердия,
привлечение подростков. По запросу служб взаимодействия составляю акты
ЖБУ семей.
Самое главное, что дети группы риска принимают участие в различных
акциях: " Свет в твоём окне", "Волонтёрская почта", "Обелиск"
"Милосердие","Поможем,чем можем","Ветеран"(Приложение 2.
Фотоматериалы). и др.
Семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития,
взаимоотношения, привычки и традиции, наглядный пример
правильного
или неправильного воспитания. В семье закладываются основы будущей
личности.
А
так
как
у
детей
нет
жизненного
опыта,
они
перенимают
привычки и поступки членов семьи, копируют модель поведения. В данное
время
большинство семей озабочено решением проблем экономического
выживания, а от решения вопросов воспитания и личностного развития детей
многие родители самоустранились. Обладая недостаточными знаниями о
возрастных и индивидуальных особенностях развития детей , осуществляют
воспитание интуитивно. Бытует мнение «школа должна» , а «семья обязана».
Моя
задача
-
установились
партнерские
отношения
с
семьей
каждого
ребёнка,
чтобы
между
нами
была
создана
атмосфера
сотрудничества,
взаимной
поддержки
и
общности
интересов.
Для
формирования
сотрудничества
в
нашей
школе
организована
совместная
деятельность
педагогов, детей, родителей, что позволяет родителям лучше узнать ребенка,
увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию
индивидуальных
особенностей
детей,
развития
их
способностей,
формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении
негативных поступков и проявлений в поведении.
В школе проводятся
совместные
праздники,
дни
открытых
дверей,
выставки
совместного
творчества, на светский раут приглашаются родители, которые помогают
школе.
Мне
же,
как
социальному
педагогу
чаще
приходится
решать
проблемы издержек семейного воспитания, работать с семьями, в которых
нарушены связи с детьми, с внешне благополучными семьями, в которых во
7
главу угла поставлено материальное обогащение и к детям относятся как к
игрушке, с семьями, которые пережили развод, с опекаемыми семьями, с
семьями с детьми - инвалидами и другими. Родители из неблагополучных
семей имеют низкий образовательный уровень, многие
родители
имеют
неполное среднее образование, проживают в неблагоприятных условиях, до
настоящего времени многие неблагополучные семьи проживают в домах,
подлежащих
сносу,
в
домах
без
удобств,
мало
семей
проживают
в
благоустроенном
жилье.
Вследствие
систематической
профилактической
работы идёт стабильное снижение количества неблагополучных семей, что
составило в процентном соотношении от общего количества обучающихся: в
2013 году - 13 % семей, в 2014 году -11% семей, в 2015 году- 7 % семей).
Не каждая семья может сегодня правильно решать возникающие перед ней
задачи и проблемы, таким семьям помощь просто необходима. Анализируя
банк данных по категориям семей
выявлено, что
самая многочисленная
категория - малообеспеченная. Этим семьям я стараюсь помочь наладить
связи со структурами: социальной защитой, Центром помощи семье и детям.
Знакомлю их с изменениями в законодательстве, прожиточным минимумом,
помогаю собрать документы для отдыха в лагерях и санаториях. Обращаюсь
к
работодателям
о
трудностях
в
семье
с
целью
оказать
материальную
помощь. Организую
благотворительные
акции.
Так как такие семьи
требуют пристального внимания, а родители - сопровождения, поддержки и
знаний об особенностях воспитания, работу осуществляю через различные
формы
взаимодействия. Угрозой
здоровью
детей
является
хронический
алкоголизм родителей, прокуренное жилье, нахождение в этих семьях лиц без
определенного
места
жительства,
наркоманов,
психически
нездоровых
людей, а также оставление детей без присмотра во время запоя родителей.
Социальное
сиротство
обрекает
детей
на
существование
в
таких
неблагоприятных условиях годами. Выявление неблагополучных
семьей,
решение проблем этих детей мы, соцпедагоги, как правило, проводим
почти по шаблону: составление актов ЖБУ, сборы характеристик, беседы с
родителями, КДН, контроль и снова первый пункт. Дети растут, проходит
время, юридически они от неблагополучия не защищены, т.к. есть родители,
которые
годами состоят на учете в КДН и ОП.
Детям после окончания
школы нужно поступать: на что, куда, кто обеспечит их питание, достойную
жизнь,
нарисует
перспективу?
Такие
ситуации,
и
положение
в
неблагополучных
семьях
детей,
побуждает
меня
и
педагогический
коллектив
школы
постоянно
искать
новые
пути
решения
этой
наиважнейшей проблемы социального сиротства. Помощь неблагополучным
семьям,
работа
с
ними,
это
проблема,
от
правильного
решения
которой
зависит порою будущее детей. Работу с неблагополучными семьями провожу
очень
аккуратно,
т.к.,
не
всегда
то,
что
нам
доверяют
дети,
мы
можем
говорить
родителям,
ведь
неосторожно
сказанное
родителями
слово
в
алкогольном опьянении навсегда ранит детскую душу, толкает ребенка на
улицу, в асоциальные группы. Не навредить, не пропустить, не оттолкнуть,
8
понять и помочь - вот главная моя задача. Главное - своевременность! А ещё
-
доброта,
милосердие,
конкретная
помощь,
моя
заинтересованность,
подключение
служебных
структур
для
каждой
конкретной
ситуации
позволяют наладить взаимоотношения и построить их во благо детей и для
решения конкретных задач: определения видов конкретной помощи, изучения
стилей семейного воспитания, расширения сферы участия родителей
в
жизни школы, организация всеобуча родителей, повышения роли семьи в
реализации прав детей на образование, активизации
позиций
семьи в
образовании
детей,
в
приобщении
их
к
общечеловеческим
ценностям,
создание
условий
для
творческой
самореализации
педагогов,
родителей,
детей. Задач много, но все они решаемы, главное - правильно спланировать
работу. Так же и как при работе с детьми, при работе с семьями, я использую
различные формы работы: консультации, организую индивидуальные беседы
родителей,
представляю
и
защищаю
интересы
детей
и
их
семей
во
взаимоотношениях
с
различными
государственными,
общественными
структурами. Выступаю на родительских собраниях с сообщениями о правах
и обязанностях и ответственности родителей за ненадлежащее воспитание.
Привлекаю родителей к встречам с детьми по ознакомлению с профессиями,
с увлечениями, знакомлю с их хобби посредством совместных творческих
работ. Провожу работу только в рамках своей компетентности. С 2004 года в
школе
мною
организована
"Служба
доверия".
На
всех
собраниях,
консультационных
встречах
предлагаю
методические
материалы
по
семейному воспитанию: "Агрессивность", "Карманные деньги- польза или
вред", " В семье ребёнок - инвалид", "Ваш ребёнок начал курить", "Об
употреблении
ПАВ",
"Как
разрешить
конфликт"
и
другие.
Мною
с
психологами
подготовлены
материалы
на
сайт,
на
странице
социально
-
психологической службы размещаем: памятки для родителей "Я и закон",
нормативные
документы,
информацию
о
работе
тимуровского
отряда
"Острова милосердия","Команде доброй воли" и др. А дежурство родителей
осуществляется в течении года на всех этажах школы с администрацией,
обучающимися. Родители видят жизнь школы изнутри, посещают уроки,
создают
общественное
мнение
о
школе
в
посёлке.
У
нас
в
школе
пропагандируются
уже
ставшие
традиционными
формы
работы
с
родителями: велопробег (я являюсь его инициатором с 2007 года), биатлон
(грамота
-
лучший
стрелок),
совместные
Дни
здоровья
с
родителями
(ответственная
за
творческие
и
поэтические
конкурсы,
повар
"Ёшка"),
общепоселковые
встречи
ко Дню защитников Отечества (член жюри и
фотокорреспондент)
"Папа,
я
-
спортивная
семья","Турслёт"
(выпуск
стенгазеты),
совместные
праздники
и
общепоселковые
мероприятия,
к
которым я готовлю фильмы о родителях, девизы, речёвки. Я всегда являюсь
связующим
звеном
между
педагогическим
коллективом,
семьями,
всеми
общественными
и
ведомственными
структурами
посёлка
и
района
по
оказанию
действенной
помощи
школе,
обучающимся
и
их
семьям
для
успешной работы по предупреждению беспризорности и безнадзорности.
9
Вхожу в состав Попечительского совета, в состав поселковой комиссии по
работе с неблагополучными семьями, в Общественный Совет посёлка, 15 лет
являюсь членом районного женсовета и работаю в совете женщин нашего
посёлка (Приложение 4. Отзывы). Вместе мы посещаем семьи, оказываем
помощь
беженцам,
организуем
встречи
с
ветеранами
и
детьми
войны,
тружениками
тыла
(Приложение
2.
Фотоматериалы).
Организовали
праздник для детей - инвалидов п.Улькан, после которой дети и родители не
хотели расходиться (Приложение 4. Отзывы). Мною организована выставка
ребёнка
-
инвалида,
её
творческие работы
я
показываю
по
школьному
телевидению.
Организую
почти
ежедневную
благотворительную
помощь
семьям: малообеспеченным, беженцам, находящимся в трудной жизненной
ситуации.
По результатам работы провожу анализ, из чего делаю вывод, что причинами
неблагополучия
являются
отсутствие
работы
в
посёлке,
чрезмерная
занятость родителей, применение попустительского или авторитарных стилей
воспитания,
увеличение
неполных
семей,
вредные
привычки
родителей,
недостаток правовой информированности родителей, нежелание некоторых
родителей сотрудничать с нами.
Чем раньше мы начинаем работу по выявлению неблагополучных семей, тем
успешнее
результаты
по
улучшению
и
налаживанию
семейных
взаимоотношений, от которых напрямую зависит благополучие детей. Для их
выявления я принимаю и использую информацию из разных источников, это:
соседи,
жители
посёлка,
сами
дети,
классные
руководители,
работники
амбулатории
п.Улькан,
инспектор
ГДН,
участковые
уполномоченные,
сотрудники Центра помощи семье и детям, секретарь учебной части при
оформлении
личных
дел
вновь
поступивших
обучающихся
и
приёме
первоклассников, секретарь КДН и ЗП, социальные работники, сотрудники
органов опеки и попечительства. Работа проводится поэтапно: по итогам
посещения
семьи
составляется
акт
жилищно-бытовых
условий;
определяются виды помощи на основе конкретных причин неблагополучия;
проводится анкетирование для выявления ценностей семьи, особенностей;
изучается микроклимат и микросоциум семьи; составляется алгоритм работы
с семьёй. На основе полученных данных и анализа ситуации проводится
дальнейшая работа
по повышению педагогической культуры родителей,
которая создает основу плодотворного сотрудничества, оказывает серьезное
влияние на изменение семейного микроклимата и микроклимата в школе.
И, наконец, обобщая всё вышепредставленное в заключение, я хочу
понять - что же является первостепенным и самым важным в моей работе?
От чего зависит моя ежедневная потребность в творческом поиске её глубин?
Какими
словами
описать
многогранность
моей
любимой
профессии,
общественной деятельности? Когда я размышляю об этом, почему- то всегда
вспоминаю слова Льва Кассиля: «На свете, кроме тебя, есть другие люди, и
они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и
помощи»? Я помню эти слова всегда и следую им. Если не мы, то кто? И я
10
убеждена, что самым приоритетным и главным не только для социального, а
и для любого педагога,общественного
человека, которому доверены дети,
должна быть любовь к ним: искренняя, постоянная, всеобъемлющая. Только
она даёт мне силы, она вдохновляет меня на добрые поступки, она даёт
возможность
на
протяжении
многих
лет
заниматься
педагогической
деятельностью,
любимым
делом,
смыслом
всей
моей
жизни!
Каждому
ребёнку нужна забота со стороны взрослых, тепло, внимание. Образ педагога
у современного ребенка формируется сегодня. Сегодняшние ребятишки - это
будущие родители, которые будут формировать представление о педагоге
следующему поколению. И мы вместе со всеми структурами взаимодействия
помогаем
государству
получить
в
будущем
человека,
умеющего
самосовершенствоваться,
самоопределяться,
самовыражаться.
Степень
самоотдачи, присущая людям нашей специальности, должна быть возведена в
высокий ранг самых престижных профессий, ведь мы
лечим израненные
детские
души,
умудряясь
при
этом
быть
хорошими
жёнами,
мамами,
хозяйками, бабушками, прабабушками, депутатами, членами общественных
организаций, просто женщинами. Виват женщинам- общественницам!
Приложение 1. Листовки наркопоста
автор слов: Потапова А.Г.
Тот
кто
любит
жизнь
,
родных
и
читать
романы
,
11
Никогда
не
станет
наркоманом
,
Он
скажет
твёрдое
"
нет
"
каждому
,
Кто
предложит
попробовать
наркотики
хоть
однажды
!
И
здесь
не
будут
нужны
КДН
и
полиция
,
Твёрдое
"
нет
" -
это
правильная
позиция
!
Нашему
обществу
не
нужны
наркотики
,
Алкоголь
,
ПАВ
,
сигаретный
дым
!
Никто
не
желает
умирать
молодым
,
Никто
не
желает
горе
родным
причинять!
Да
-
здоровью
,
которое
никто
у
нас
не
сможет
отнять
!
Если
ты
с
нами
,
нам
по
пути
,
Вместе
поможем
от
вредных
привычек
тебе
отойти
!
Жизнь
так
прекрасна
и
поразительна
,
Кто
этого
не
понимает
,
нам
удивительно
!
Ты
с
нами
?
Делай
тогда
перепост
!
СТОП
!
Говорит
всем
наш
наркопост
!
Приложение 1. Листовки наркопоста "СТОП"
автор слов: Потапова А.Г.
12
Приложение 2. Фотоматериалы
13
Учителя Улькана с женсоветом и ансамблем "Полюшко" 2014 год
14
У нас всё по-серьёзному (съёмки передачи) 2014 год
15
Всероссийская акция "Соберёмся, сделаем" 2013 год
Детям нравится работать,
Акция "Школьный двор - моя забота" 2014 год
16
Я на слёте добровольцев наркопоста
Летний лагерь "Солнышко дарит детям подарки,
впечатления самые яркие
17
Витамины для питания важны, мы разгадываем о питании слоганы
Акция "Здоровому питанию - да!" 2015 год
Летом мы работаем на детской площадке, над которой взяли шефство
2015 год
18
Вместе с детьми из благополучных семей трудятся ребята "группы риска"
Я с тимуровским отрядом 2014
19
Мои "Трудные" и отличница Катюшка
Акция "Я ребёнок, я имею право!" участники- дети группы риска 2014 год
20
После уборки у ветерана Зайкина Н.Н. 2015 год
Прошло с войны так много лет, не заживают в сердце раны,
Добро мы сеем много лет, и помогаем ветеранам.
Живите долго наши родные, вы так красивы своей сединой,
Белый цвет ваш - отметина той далёкой войной.
На встрече с вдовами и тружениками тыла 2015 год
21
Пенсионерам мы помогаем, газету "Киренга им доставляем
Акция "Волонтёрская почта" 2014-2015 годы
Операция "Гномики"
22
Классный час "Доброта и мы" 1а 2014 год
Вместе мы добьёмся многого:
дети, я и Любовь Владимировна Худоногова
Классный час " Победе- 70 лет" 2015 год
23
Приложение 3.Статьи в газету
Я являюсь постоянным автором статей в средствах массовой информации по различным темам
для освещения своей работы.
Название статьи
Издание
1.
"Ко Дню ребёнка. Большаковы.
Ивановы" (информация о истории
праздника Дня ребёнка, рассказ о 2-х
опекаемых семьях)
Районная газета "Киренга"
2.
"Я полюбил её за доброту" (к 90-летию
жены ветерана В.О.В. Назаровой Т.Я.)
Газета Ульканского городского
поселения "Родник
3.
"О школьной службе примирения"
(о начале работы ШСП)
Газета Ульканского городского
поселения "Родник
4.
"Команда
доброй
воли
продолжает
Газета Ульканского городского
24
работу" (о делах тимуровцев)
поселения "Родник
5.
"Их будет помнить мир спасённый"
(о ветеранах В.О.В. посёлка Улькан)
Газета Ульканского городского
поселения "Родник
6.
"70 лет, как закончилась эта война
проклятая" (авторские стихотворения к
юбилею Победы)
Газета Ульканского городского
поселения "Родник
7.
"В общественной работе мне помогает
опыт соцпедагога"
Районная газета "Киренга"
Кроме этого, мы с обучающимися 5,7,10 - классов приняли участие в
подготовке к выпуску 2-го альманаха Киренск литературный "В объятьях
Киренги и Лены".
Считаю взаимодействие со средствами массовой информации одной из форм
моей просветительской деятельности.
25
Приложение 3.Статьи в газету
26
27
Приложение 3.Статьи в газету
28
29
Приложение3.Статьи в газету
30
31
Приложение 3.Статьи в газету
32
33
Приложение 4.Статьи в газету
34
Приложение 3.Статьи в газету
35
Приложение 3.Статьи в газету
36
Приложение 3.Статьи в газету
37
Приложение 3.Статьи в газету
38
Приложение 3.Статьи в газету
39
Приложение 4. Отзывы
40
Приложение 4. Отзывы
41
Приложение 4. Отзывы
42
Приложение 4. Отзывы
43
44
Приложение 4. Отзывы
Этот отзыв мне очень дорог, он написан в начале моей социально-
педагогической деятельности.
Приложение 4. Отзывы
45
46
Приложение 4. Отзывы
47
Приложение 4. Отзывы
48
Приложение 4.Отзывы
Отзыв от женсовета
С Альбиной Георгиевной нас связывает общественная работа.
Вот уже 15 лет она успешно совмещает свою основную работу
социального педагога с работой в Ульканском совете женщин.
Позитивная,заводная,активная,неугомонная,справедливая,обязатель
ная, обаятельная, ответственная, исполнительная - все эти качества
уживаются в одном человеке, неконфликтная, всегда старается
обойти острые углы. Вместе с тем смело высказывает своё мнение,
не терпит несправедливости, даже если оно не совпадает с мнением
руководства. Отзывчива на чужую беду, всегда приходит на помощь
в трудную минуту. Очень доброжелательная, щедрая, в этом я
убеждалась не раз, например - посещая семьи беженцев из
Украины. Альбина Георгиевна ни разу не пришла с пустыми
руками: варенья, соленья, овощи и к ним добрые пожелания и
моральная поддержка. Всё то, что нужно людям в трудной
жизненной ситуации. Поздравляя ветеранов В.О.В. и вдов к
подарку от женсовета всегда добавит подарок от себя лично. мне
очень импонирует в ней её бескорыстие и щедрость. Сама она
говорит : "Чем больше отдаю, тем больше возвращается". Ей рады в
каждом доме, особенно пожилые люди, к которым она всегда
быстро находит нужный подход, умеет слушать, сочувствовать,
поддержать не только словом, но и делом.
В её жизненной копилке уже не один десяток добрых дел, она
много лет работает с ребятами на памятнике в д. Юхта, с ней они
помогают одиноким людям, пенсионерам. Тимуровское движение в
посёлке - тоже её заслуга. А 15 лет в общественной организации
говорят сами за себя, сюда не идут равнодушные люди, а если и
случается - долго не задерживаются. Альбина Георгиевна
принимает участие в поселковых и общественных мероприятиях,
член Думы Ульканского городского поселения, пишет красивые
стихотворения, многие из которых опубликованы в поэтических
сборниках: " Перекаты Киренги моей", "Родники откровений", в
альманахе г.Киренска "В объятьях Киренги и Лены". Её часто
можно увидеть на страницах газеты УГП "Родник".
"Дарю добро и участие, возвращается здоровье и счастье"-
так считает Альбина Георгиевна, социальный педагог.
Середа В.И. - член Ульканского женсовета
49
Приложение 4.Отзывы
50
Приложение 4.Отзывы
51
52
Приложение 5. Мои достижения
1984 год - Медаль "За строительство БАМа" -
2000 год - Присвоено звание: "Ветеран труда"
2007 год - Присвоено звание: "Почётный работник общего образования"
2011 год
- Благодарственное письмо
Иркутского областного совета женщин
за многолетнее
служение своей малой Родине и за постоянство в реализации программы в защиту прав
семьи, материнства и детства, за творчество в поисках новых форм работы.
-Благодарность
МОУ
«Ульканская
средняя
общеобразовательная
школа
№2»
за
д о б р о с о в е с т н у ю
р а б о т у
с
н е б л а г о п о л у ч н ы м и
с е м ь я м и
- Благодарность Главы Ульканского городского поселения
за организацию летней
занятости детей и качественное выполнение работ по благоустройству п.Улькан.
2012 год
Диплом Главы Ульканского городского поселения за участие в конкурсе "Красота
бальзаковского возраста" в номинации "Мисс обаяние"
Грамота Главы Ульканского городского поселения за многолетний добросовестный труд
и активное участие в жизни п.Улькан
Грамота МОУ «Ульканская средняя общеобразовательная школа №2» -лучший стрелок
"малого" биатлона
Благодарность МОУ «Ульканская средняя общеобразовательная школа №2» за работу с
детьми группы риска и организацию их досуга в летний период
2013 год
-Победитель областного конкурса на приз Губернатора Иркутской области - номинация
"Педагог, работающий с детьми из неблагополучных семей"
- Благодарность Министерства образования Иркутской области за многолетний
добросовестный труд, профессионализм, достигнутые успехи в трудовой деятельности
-Благодарность Главы Ульканского городского поселения как многократной участнице
поселковых велопробегов
- Грамота МОУ «Ульканская средняя общеобразовательная школа №2» за
результативность профилактической работы с детьми, оставшимися без попечения
родителей
- Диплом за участие в межрайонном фестивале "Приленские самоцветы"
- Благодарность от Казачинско-Ленской комиссии по делам несовершеннолетних и
защите прав за высокий профессионализм, добросовестное отношение к исполнению
должностных обязанностей
-Благодарность от ОГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения
Казачинско-Ленского района за неравнодушное отношение к людям , доброту, активное
участие в декаде инвалидов.
2014 год
-Почётная грамота Президиума Профсоюза работников образования за активную работу
по защите социально-экономических прав
- Почётная грамота общественной организации, "Союз первопроходцев и строителей
БАМа" за активное участие в развитии бамовского движения и патриотическое
воспитание молодёжи
- Благодарственное письмо Управления министерства социального развития,опеки и
попечительства по Казачинско-Ленскому району за подготовку обучающихся в
53
отборочном туре
xv
областного фестиваля "Байкальская звезда"
-Благодарность от Казачинско - Ленского РОО за систематическую работу в сфере
профилактики социально-негативных явлений
-Грамота Ульканского городского поселения за активную жизненную позицию, работу в
общественной организации "Ульканский совет женщин"
2015 год
- Диплом победителя 1 место во всероссийском конкурсе "Моя Россия" за творческий
проект "С благодарностью за мирное небо",
- Диплом 3 степени за участие во всероссийском конкурсе педагогических эссе
- Победитель районного конкурса среди социальных педагогов "Стану добрым другом"
- Почётная грамота Иркутского областного совета женщин за многолетнюю активную
деятельность в общественном движении
- Благодарственное письмо от районного общества многодетных семей за нелёгкий труд,
терпение и мудрость
Приложение 5. Эссе Потаповой А.Г.
Работа наша такая, забота наша простая.
Жила, чтоб семья любая и нет других забот.
И в снег, и в ветер наш брат по домам идёт,
54
И в нас тот поддержку, к кому мы придем, найдет!
Давайте же поклянемся, если за что-то возьмемся,
С честью любое дело мы выполним только на «5»,
Для нас все дети, лучшее, что есть на свете,
И мы с вами можем частицу души им отдать».
Автор: Потапова А.Г.
Слова этой песни, написанной мною для районного методического
объединения социально-психологической службы, точно характеризуют мою
работу, а слова великого педагога Ш.А. Амонашвили: «Защита детей - это
моя высочайшая забота, мой профессиональный долг, моё призвание» - я
считаю основой своей педагогической деятельности.
Мой классный руководитель, Михайлова Полина Борисовна,
добрейшей души человек, педагог с большой буквы, сумела разглядеть во
мне, девочке из многодетной семьи, задатки- искорки любви к детям. Она
сказала моей маме, что я должна обязательно учиться на педагога. Не
сразу, но её желание и мои сокровенные мечты сбылись. Восемнадцать лет я
проработала воспитателем в детском саду и после ликвидации предприятия
перешла работать в школу. Социальным педагогом я решила стать после
слов нашего директора Е.П.Русановой на одном из педсоветов о том, что
очень нужен педагог, который любит детей. Ждала окончания педсовета,
думая, что меня могут опередить. Успела! Абсолютно новое для меня дело
перевернуло всю мою жизнь, дало возможность проявить себя с лучшей
стороны. Представляете: нужно
только любить детей, быть творческим
человеком, самой планировать работу! И теперь, после двадцати лет работы,
считаю, что социальный педагог - самый необходимый человек для ребёнка
в современной школе.
Именно он может и
должен помогать
детям,
создавать для каждого ситуации успеха. Главная задача - достучаться до
самых сокровенных уголков каждой детской души, помочь поверить в себя.
Каждый день я вижу пытливые детские глаза. В одних - настороженность, в
других - интерес, в третьих - надежда. У каждого свой, особый мир,
который нельзя разрушить: кому-то надо помочь раскрыться, угадать, на
что настроен каждый ученик, что для него является главным?! Определить
уровень жизненных знаний - это значит приоткрыть микромир ребёнка, и
только потом определить цель своей работы. Для меня она такая: создание
комфортных условий для раскрытия внутренних резервов обучающихся.
Важно показать, что даже самый «трудный» ученик в душе талантлив, а
может
быть,
даже
гениален,
помочь
распутать
эти
тонкие
ниточки
хитросплетений гениальности. Какие же они, мои дети, разные! Пускай
Эдик учится на слабую «тройку», но как он интересен в общении! А Маша
не умеет запоминать стихи, зато какие красивые салфетки вяжет, ходит на
танцевальный! Коля боится, как бы одноклассники не узнали, что его мама
употребляет спиртное, но вместе с папой мастерски ремонтирует технику,
старается учиться в силу своих возможностей. В детях столько силы – воли,
столько желания преодолевать жизненные удары, что многие взрослые это
бы не смогли осилить. Главное - направить энергию и потенциал в нужное
55
русло и дать
им
почувствовать,
что они нужны. С детьми нельзя
фальшивить, они видят нас насквозь, как на рентгене. Общение с ними
научило меня очень простому правилу: не казаться хорошей, а быть такой.
Заходя каждый день с улыбкой в школу, я не притворяюсь, мне
радостно
видеть лица учеников, и дети это знают, они это чувствуют. Во время одного
анкетирования ученик написал: «Я чувствую, что вы любите детей».
Я очень рада, когда многие наши ученики звонят мне из армии, института,
даже ночью, просят совета, или говорят, что им удалось самоопределиться.
В этом есть и моя заслуга. За всё время своей работы я не разу не пожалела о
своём выборе,
наоборот,
горжусь тем, что ношу звание социального
педагога.
Чувствовать
свою
«нужность»
для
меня
очень
важно.
Наша
современная
жизнь
требует
поиска
новых
моделей
во спитания
подрастающего
поколения,
выдвигает
задачи
воспитания
личности
в
социальной
среде,
требует
тесного
взаимодействия
всех
воспитательных
структур
нашего
общества
—
школы,
семьи,
служб
взаимодействия,
общественности.
Только
работая
в
школе
можно
достичь
и
понять
все
трудности и премудрости
сложной, но такой прекрасной жизни. Вся моя
работа связана со школой, учителями, учениками и их родителями. Я не
представляю
свою
жизнь
без
школы,
моя
работа
имеет
большую
социальную значимость. Она
нужная, важная и ответственная. Много
обязанностей у социального педагога – это: помощь родителям и школьникам
в нормализации отношений,
выяснение причин непосещений учениками
школы,
и
выявление
неблагополучных
семей,
детей,
отстающих
в
физическом и умственном развитии. Проблемы семей приходится решать
чаще всего индивидуально.
Многие родители, благодаря такому подходу,
создают положительное
общественное мнение о школе в целом.
Чтобы
добиваться в работе хороших результатов, надо хорошо знать учеников, их
здоровье, их интересы, отношения
в
семье и социуме. Эти
знания
помогают мне понять истоки трудностей, которые возникают в воспитании
детей,
помогают
следить
за
ростом
детей
в
умственном,
духовном,
нравственном плане, вносить коррективы в уровень их воспитанности.
Работа социального педагога не даёт моментальных результатов, её эффект
нельзя просчитать, но, если хотя бы один бывший «трудный ребёнок» придёт
через много лет и скажет, что благодаря социальному педагогу он стал
человеком, не встал на путь преступлений, можно будет сказать, что работала
я не напрасно! И даже если не скажет, и не придёт, а просто станет на
правильный путь - это здорово! Ведь социальный педагог и психолог, и
терапевт, и консультант, и защитник, и юрист, и артист, и помощник,
«идущий рядом», сопровождающий. Социальный педагог – это надёжный
путь выхода из проблемы! Жизнь течёт своим чередом, меняется время,
меняемся и мы. Но никогда не изменится мой педагогический принцип:
не навреди! И дела, и мысли мои в работе с детьми искренние, несущие
добро. Своей работой я хочу быть полезной
детям в приобретении социального жизненного опыта, а так же и в
56
приобретении ими нравственно-духовных основ. У меня еще целая жизнь
впереди, я хочу многое успеть, сделать много хорошего, принести пользу.
Многие называют меня «мать Тереза». Это оценка моего труда. До матери
Терезы мне ещё далеко, но путь добра, на который я встала 40 лет назад, не
изменил мои убеждения, ещё больше влюбил меня в мою профессию! Я
живу своей работой!
57