Напоминание

Открытый урок по ОРКСЭ "Стыд, вина и извинение"


Автор: Мечкарь Валентина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Лицей 2010
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект
Тема: Открытый урок по ОРКСЭ "Стыд, вина и извинение"
Раздел: начальное образование





Назад





Конспект открытого урока

по теме: «Стыд, вина и извинение»

учителя начальных классов

ГБОУ СОШ №2010

ЮВАО

Мечкарь Валентины Ивановны

Тема: «Стыд, вина и извинение». Цель: - создать условия для формирования этических норм поведения в обществе; - развивать нравственные ценности учащихся. Задачи: - формировать нравственные ценности: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение; - анализировать собственные поступки, признавать собственные ошибки; - воспитывать уважительное отношение к окружающим. Оборудование: - мультимедийная презентация, - учебник «Основы светской этики»,  аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек». Основные термины и понятия: стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение. Виды деятельности: - беседа, - устный рассказ по теме, - работа с иллюстрированным материалом, - участие в учебном диалоге. Ожидаемые результаты: - знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение. - умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.

I этап. Организационный момент.
Звучит аудиозапись песни «Улыбка» Учитель: -Улыбнулись? Как приятно смотреть друг на друга, как приятно смотреть на ясную погоду из окна. Мы улыбнулись, нам стало радостнее и чувство доброты переполняет нас.
II этап. Создание проблемной ситуации.
Учитель: -Ребята, прослушайте аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек». Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним. Учитель: - О чём басня? Ученики: -О семье. Учитель: -Что произошло в данной семье? Ученики: -Родители мальчика обидели. Учитель: -О какое чувство испытывали родители? -Как вы это поняли? Ученики: -Чувство вины, стыда.
III этап. Изучение нового материала.
Учитель: -Сегодня на уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина и извинение. - Что может вызвать у человека чувство стыда? -Чувство вины? -За что мы извиняемся и когда? -Всегда ли мы можем извиниться? Деятельность учителя: 1.Работа над репродукцией картины «Опять двойка»на странице учебника 44. Учителель: -Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины Ф. П..Решетникова чувства каждого героя.

-
Что выражает взгляд матери? Ученики: -У мамы грустный взгляд. Учитель: - Что выражает взгляд сестры? Как вы думаете, как она учится? Ученики: -Взгляд осуждающий, она учится хорошо. Учитель: - Что можете сказать о младшем брате? Какой у него взгляд? Ученики: -Мальчик катается на велосипеде. Взгляд у него хитрый, довольный, ехидный. Учитель: - Кто является главным героем? Ученики: -Главным героем является мальчик. Учитель: - Какие чувства испытывает мальчик? Ученики: -Мальчик испытывает огорчение, вину, стыд. Учитель: - Как вы думаете, почему? -Обратите внимание на портфель мальчика. -Что вы видите? Ученики: -Он виноват. -Из портфеля видны коньки. Учитель: -Что это может означать? Ученики: -Это означает, что мальчик не был готов по школьным предметам, а катался на коньках. А мог бы сделать уроки и получить хорошую отметку. Учитель: - Какие поступки вызывают чувство стыда? Ученики рассказывают о разных поступках, которые вызывают чувство стыда.
2.Работа с понятиями стыд, вина и извинение.
Учитель: -Мы все испытываем всегда за что-то чувство вины, стыда. -И если мы совершаем плохие поступки, то за них мы извиняемся. -А почему мы извиняемся?
Ученики: -Чувство вины –это тяжёлое чувство. Когда человек извиняется, ему становится легче. Ведь его потом прощают. Учитель: -А что значит прощают? Ученики: -Прощают, значит не держат обиду.
3.Работа над терминами.
На доске таблички
стыд, вина, извинение, прощение.
Учитель: -Давайте попробуем расположить эти слова по порядку. ( на слайде подробное объяснение )
4.Работа в парах с пословицами.
Учитель: -На каждой парте пословицы, которые необходимо собрать. Не стыдно молчать, когда нечего сказать. Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет. Была вина, да прощена. Доброму человеку бывает стыдно. Стыд перед людьми - хорошее чувство. Надменное извинение - ещё одно оскорбление. Учитель: -Внимание, на экран. Проверим, что у вас получилось. (далее учитель обсуждает с детьми пословицы)
IVэтап..Закрепление материала.
Составление цветка нравственности. Учитель: -Мы сейчас будем с Вами на лепестках писать фразы или слова, которые будут относиться к нравственными поступкам и прикреплять их к сердцевине цветка. (милосердие, уважение, помощь пожилому человеку, уступить место в транспорте, попросить прощение, признать свою вину,) Дети выходят и прикрепляют лепестки.
Vэтап Рефлексия .
Учитель: -Наш урок хочется закончить следующим: «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой Учитель: -О чём сегодня на уроке мы с вами говорили? Ученики: -О стыде, о вине и извинениях.
VIэтап Домашнее задание.
1.стр.44-45 читать, отвечать на вопросы. 2.сочинить сказку о стыде, вине и извинении.


В раздел образования