Автор: Мечкарь Валентина Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ Лицей 2010 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Конспект Тема: Открытый урок по ОРКСЭ "Стыд, вина и извинение" Раздел: начальное образование
Тема: «Стыд, вина и извинение».
Цель:
- создать условия для формирования этических норм поведения в обществе;
- развивать нравственные ценности учащихся.
Задачи:
- формировать нравственные ценности: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение;
- анализировать собственные поступки, признавать собственные ошибки;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Оборудование:
- мультимедийная презентация,
- учебник «Основы светской этики»,
аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Основные термины и понятия: стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение.
Виды деятельности:
- беседа,
- устный рассказ по теме,
- работа с иллюстрированным материалом,
- участие в учебном диалоге.
Ожидаемые результаты:
- знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.
- умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.
I этап. Организационный момент.
Звучит аудиозапись песни «Улыбка»
Учитель: -Улыбнулись? Как приятно смотреть друг на друга, как приятно смотреть на
ясную погоду из окна. Мы улыбнулись, нам стало радостнее и чувство доброты
переполняет нас.
II этап. Создание проблемной ситуации.
Учитель:
-Ребята, прослушайте аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов
не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за
стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он
хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он
им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать
обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с
женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то
слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это
я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой
лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так
обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Учитель:
- О чём басня?
Ученики:
-О семье.
Учитель:
-Что произошло в данной семье?
Ученики:
-Родители мальчика обидели.
Учитель:
-О какое чувство испытывали родители?
-Как вы это поняли?
Ученики:
-Чувство вины, стыда.
III этап. Изучение нового материала.
Учитель:
-Сегодня на уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина и
извинение.
- Что может вызвать у человека чувство стыда?
-Чувство вины?
-За что мы извиняемся и когда?
-Всегда ли мы можем извиниться?
Деятельность учителя:
1.Работа над репродукцией картины «Опять двойка»на странице учебника 44.
Учителель:
-Ребята,
внимательно
рассмотрите
картину.
Давайте
попробуем
определить
по
репродукции картины Ф. П..Решетникова чувства каждого героя.
- Что выражает взгляд матери?
Ученики:
-У мамы грустный взгляд.
Учитель:
- Что выражает взгляд сестры? Как вы думаете, как она учится?
Ученики:
-Взгляд осуждающий, она учится хорошо.
Учитель:
- Что можете сказать о младшем брате? Какой у него взгляд?
Ученики:
-Мальчик катается на велосипеде. Взгляд у него хитрый, довольный, ехидный.
Учитель:
- Кто является главным героем?
Ученики:
-Главным героем является мальчик.
Учитель:
- Какие чувства испытывает мальчик?
Ученики:
-Мальчик испытывает огорчение, вину, стыд.
Учитель:
- Как вы думаете, почему?
-Обратите внимание на портфель мальчика.
-Что вы видите?
Ученики:
-Он виноват.
-Из портфеля видны коньки.
Учитель:
-Что это может означать?
Ученики:
-Это означает, что мальчик не был готов по школьным предметам, а катался на коньках. А
мог бы сделать уроки и получить хорошую отметку.
Учитель:
- Какие поступки вызывают чувство стыда?
Ученики рассказывают о разных поступках, которые вызывают чувство стыда.
2.Работа с понятиями стыд, вина и извинение.
Учитель:
-Мы все испытываем всегда за что-то чувство вины, стыда.
-И если мы совершаем плохие поступки, то за них мы извиняемся.
-А почему мы извиняемся?
Ученики:
-Чувство вины –это тяжёлое чувство. Когда человек извиняется, ему становится легче.
Ведь его потом прощают.
Учитель:
-А что значит прощают?
Ученики:
-Прощают, значит не держат обиду.
3.Работа над терминами.
На доске таблички стыд, вина, извинение, прощение.
Учитель:
-Давайте попробуем расположить эти слова по порядку.
( на слайде подробное объяснение )
4.Работа в парах с пословицами.
Учитель:
-На каждой парте пословицы, которые необходимо собрать.
Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.
Была вина, да прощена.
Доброму человеку бывает стыдно.
Стыд перед людьми - хорошее чувство.
Надменное извинение - ещё одно оскорбление.
Учитель:
-Внимание, на экран. Проверим, что у вас получилось. (далее учитель обсуждает с
детьми пословицы)
IVэтап..Закрепление материала.
Составление цветка нравственности.
Учитель:
-Мы сейчас будем с Вами на лепестках писать фразы или слова, которые будут относиться
к нравственными поступкам и прикреплять их к сердцевине цветка.
(милосердие, уважение, помощь пожилому человеку, уступить место в транспорте,
попросить прощение, признать свою вину,)
Дети выходят и прикрепляют лепестки.
Vэтап Рефлексия .
Учитель:
-Наш урок хочется закончить следующим: «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но
лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой
Учитель:
-О чём сегодня на уроке мы с вами говорили?
Ученики:
-О стыде, о вине и извинениях.
VIэтап Домашнее задание.
1.стр.44-45 читать, отвечать на вопросы.
2.сочинить сказку о стыде, вине и извинении.