Напоминание

Открытый урок по математике 2 класс


Автор: Петрыкина Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Видимская сош"
Населённый пункт: пгт Видим, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок по математике 2 класс
Раздел: начальное образование





Назад





МОУ "Видимская сош"

УРОК МАТЕМАТИКИ 2 класс

(Программа «Школа 2100»).

Учитель: Петрыкина Татьяна Михайловна

Тема:
«Алгоритм. Блок-схема». (Урок изучения нового материала).
Задачи:
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: Формирование: Знаний (первичных) об алгоритме, и блок-схеме; Умений составлять и выполнять порядок действий в алгоритме; Навыков чтения простейших блок-схем заданных алгоритмов. 2. РАЗВИВАЮЩАЯ: Развивать умение решать задачи и примеры в несколько действий. Обогащение и развитие словарного запаса. Усложнение смысловых функций математической речи. 3. ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: Развивать универсальные общеучебные действия младших школьников.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедия, презентация. Карточки со словами: дуб, ларец, заяц, утка, яйцо, игла. Наглядные картинки: дуб, ларец, заяц, утка, яйцо, игла. Опорные карточки: узнаем, алгоритм, научимся, использовать и составлять алгоритм, блок-схема, применим, математическая и нематематическая, тема. Яблоня и яблочки 3 цветов, опорная схема с цветами яблок. Конвертики с блок-схемой и двумя кружками.
ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.
Слайд 1"Доброе утро!" -Ну, ребятки, чур, молчок. Начинается урок. Не простой, не музыкальный Не весёлый, не печальный. Всё поймёт лишь тот из вас, Кто внимательно и тихо Будет слушать мой рассказ.
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Взаимосвязь между действиями, последовательность событий. -Не далеко, не близко, не высоко, не низко На горе далёкой стоит дворец высокий. Слайд 2. «Дом Василисы». - И живёт в том дворце Василиса. Да не просто Василиса, а Василиса - Премудрая. Любила Василиса различные задания выполнять. И была у неё для этого книга Мудрости. Слайд 3. «Книга Мудрости»- сказка «Колобок». -Рассмотрите картинки в книге и назовите, из какой они сказки.
-Установи последовательность событий. Расположи картинки по порядку. Слайд 4. «Книга Мудрости»- сказка «Репка». (аналогично) -Почему вы расположили картинки именно так?( Такой порядок задан в сказке). Слайд 5. «Слово по слогам». (ЗА-ДА-ЧА) -Попробуйте составить слово, расставив по порядку заданные слоги. -Почему вы расположили слоги именно так?(Смысл был бы нарушен). -Многие события в нашей жизни связаны и происходят последовательно, по порядку.
3. Постановка целей урока.
-Ребята, а кто слышал слово - алгоритм? Где вы встречали это слово?(Это слово мы знаем. Мы изучали его на уроке информатики). -Кто может объяснить, что означает это слово?( Алгоритм – это порядок действий). -Встречалось ли вам слово БЛОК-СХЕМА? -Что оно обозначат? -Сегодня на уроке вы узнаете, что обозначает этот термин. (НА ДОСКЕ: УЗНАЕМ - слова АЛГОРИТМ. БЛОК - СХЕМА).
4. Введение в тему.
Слайд 6 "Кощей и Елена Премудрая" -Налетел тут ветер, тучи грозные собрались. То Кощей Василису решил похитить. Обернул её голубкою и унёс в свой темный замок. -Ребята, вспомните сказку, а можно ли Кощея победить, и Василису освободить? (Можно. Чтобы Кощея победить, надо найти дуб, на дубе – ларец, в ларце будет заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – игла. Это – смерть Кощеева). ( На доске по ходу ответов детей открываю опорные карточки с порядком действий). -Чтобы достичь цели – победить Кощея, мы должны действовать по заданному плану. -Ребята, а можно ли переставить или вообще убрать какой-либо пункт плана? Например, мы не будем ловить утку.(Нет, переставлять нельзя. Если мы не будем ловить утку, то не достанем яйцо. В сказке смысл изменится. Мы не сможем победить Кощея). -А как вы думаете, важно ли планировать свои действия и действовать точно по плану? -Обоснуйте свой ответ.(План, порядок действий нужен и важен для достижения цели). -Предположите, чему вы можете научиться на этом уроке? (Мы будем учиться выполнять действия по порядку, пользоваться алгоритмом. Может, будем составлять свой алгоритм.) (НА ДОСКЕ: НАУЧИМСЯ – слова ЧИТАТЬ И СОСТАВЛЯТЬ АЛГОРИТМ.)
5. «Открытие» нового знания.
1) Знакомство с понятием АЛГОРИТМ, БЛОК-СХЕМА. Слайд 7. "Дуб" -Чтобы добраться до дуба, тебе надо пройти через болото по кочкам. Кто отважится? ( На доске: стр.66, №1) 40:4=10 *3=30 : 5=6 *10 =60
-Расскажи, какие действия выполнил, чтобы добраться до дуба. Слайд 8 "Алгоритм" (По ходу рассказа показываю порядок действий на блок-схеме со стр. 66 в рамочке) -Можем ли мы сказать, что действовал по порядку? -Порядок этих действий можно записать так. (Показываю блок-схему). -Покажите начало действий. Покажите конец действий. -Такой рисунок называют БЛОК-СХЕМА алгоритма. (НА ДОСКЕ: НАУЧИМСЯ- слова СОСТАВЛЯТЬ, ЧИТАТЬ) -Важен ли был для ... порядок его действий? Почему? (Чтобы получить правильный ответ). -Вот мы и добрались до дуба. Отмечаю картинкой дуба. 2) Работа с текстом учебника. -Вы сами уже определили понятие алгоритма, прочитаем, как об этом написано в учебнике. (с.66) -Что же такое АЛГОРИТМ? -Покажите блок-схему алгоритма. -Вот и до сундука добрались. Слайд 9 "Ларец" Отмечаю картинкой сундука.
6. Динамическая пауза.
-Долгой была наша дорога. Пора отдохнуть. -А теперь, скорее, за зайцем!
7. Первичное закрепление.
Слайд 10. «Заяц». 1) Решение примеров по алгоритму, заданному блок-схемой. -Для этого выполним действия по алгоритму, заданному блок-схемой. -Ребята, найдите №2 записывайте свой результат в таблицу, которая лежит у вас на парте. -По второй блок-схеме попробуйте пройти самостоятельно, работайте в парах, обсуждайте порядок выполнения работы. Кому нужна моя помощь? - Приготовьте простой карандаш. Проверьте по эталону. Исправьте допущенные ошибки. (Учитель переворачивает таблицу с правильными ответами) - Что нужно было сделать? - Удалось выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Как оценишь свою работу? Слайд 11. «Утка». -Вот ещё одно действие нами выполнено. Отмечаю картинкой на схеме 1. 2) Деление алгоритмов на математические и нематематические. Скорее за уткой! Слайд 12. «Две блок-схемы». -Прочитайте обе записи, верно ли, что они являются алгоритмами? Докажите. -Попробуйте определить, какая из них – математическая, а какая – нематематическая.
(НА ДОСКЕ: МАТЕМАТИЧЕСКАЯ и НЕМАТЕМАТИЧЕСКАЯ около слова АЛГОРИТМ). -Почему вы так решили?( Математические алгоритмы отражают математические операции) Слайд 13. «Яйцо». -Вот ещё действие нами выполнено. (Заранее раздаю листочки с блок-схемами по одной на парты детям.) -Внимательно посмотрите на своё рабочее место. У вас на партах лежит конвертик. В нём блок – схема алгоритма на листке и два кружка – зелёный и красный. -Сейчас зазвучит музыка. Вы должны прочитать порядок действий в своём алгоритме и определить, какая у вас схема по содержанию - математическая или нематематическая. Если математическая - поднимите зелёное кружок, если – нет - красный кружок.
Звучит музыка. Дети поднимают.
. -Назовите свой алгоритм. -Почему ты поднял красный кружок?(Как собрать портфель. Это нематематический алгоритм). -Часто ли в нашей жизни мы можем встретить алгоритм, порядок действий? (Ежедневно по несколько раз мы выполняем действия алгоритма) 2) Решение примера в несколько действий. Слайд 14 "Утка теряет яйцо" -Какая неудача! Утка уронила яйцо в воду. Кто же нам поможет его достать?(Щука). Слайд 15. "Щука". -Щука поможет нам, если вы справитесь с решением примера. -Откройте тетради. Запишите число, классная работа. -Кто хочет поработать у доски? с.67 №3 (1 решает у доски. Все записывают пример в тетрадь). -Можем ли мы применить алгоритм при решении примера? (Да. Мы обозначим порядок действий.) -Выполни по действиям, записывая каждое действие отдельно. -Важен ли при решении примера порядок действий? (Да. Если мы изменим, порядок действий, у нас получится неверный ответ). -Как мы применили алгоритм в решении примера? (Когда мы решали пример, мы выполняли действия по порядку). (НА ДОСКЕ: ПРИМЕНИМ - слова РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ). -Какой алгоритм вы использовали при решении примера? (Мы использовали математический алгоритм). (Достаю яйцо-муляж, в нём игла-шпажка). -Спасибо, щука. Яйцо мы достали. Слайд 16 "Щука достаёт яйцо" 4) Решение задачи. -Осталось самое трудное задание – достать иглу. А это – задача. Найдите задачу №4 (а) Слайд 17. "Алгоритм решения задачи" (На доске появляются части блок-схемы).
-С чего начнём работу? (Надо прочитать условие задачи). -Прочитайте условие задачи. - Чтобы решить задачу, нужно хорошенько представить себе эту жизненную ситуацию. О чём эта задача? (О деревьях) -Какой следующий этап? (Выделим главные слова для записи условия). -Как вы предложите записать условие задачи? Запишите в тетради. -Главные слова выделены. Какой этап работы будет следующим? (Заполним условие). -Повторите вопрос задачи. -Условие записано. Что же дальше? (Решение задачи) -Итак, работу над задачей мы закончили? (Ещё надо записать ответ). -Прочитайте вопрос. Какой будет ответ? -Внимательно рассмотрите полученную запись. Что у вас получилось? (Получилась блок-схема алгоритма решения задачи). -Какой алгоритм вы использовали при решении задачи? (Мы использовали математический алгоритм). (НА ДОСКЕ: ПРИМЕНИМ - слова РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ). - Алгоритм решения задачи останется вам на память в буклете нашего урока, чтобы помочь вам в рассуждении. (Показ буклета). -Пройден последний этап нашего урока. (Креплю яйцо). -Вот цель нашего сказочного путешествия – игла. (Показываю иглу – шпажку, ломаем). Слайд 18. «Появление Василисы».
8. Итог урока. Рефлексия деятельности.
1) Итог урока. -Как хорошо, что в мире есть вопросы и задачи! Как хорошо, что можно их решать! Пытливый ум, находчивость, смекалка Тебе помогут знанья открывать! - Что нового вы для себя сегодня открыли? (С опорой на схему). ТЕМА : АЛГОРИТМ. БЛОК-СХЕМА. УЗНАЕМ: АЛГОРИТМ, БЛОК-СХЕМА математический нематематический НАУЧИМСЯ: составлять, читать блок-схемы алгоритма ПРИМЕНИМ: решение задач, решение примеров АЛГОРИТМ - Мы узнали, что такое математический алгоритм. - А я узнал, что алгоритмы могут быть математические и нематематические. - Мы научились читать и составлять блок-схемы алгоритмов. - Мы применяли алгоритмы при решении примеров и задач. 2) Рефлексия деятельности.
-Вы помогли сегодня Василисе, и она приглашает вас в свой сад, где растёт чудо- яблонька. А под ней - яблочки. (Открываю доску с яблоней, яблоками и опорной схемой). -Красное, жёлтое и зелёное. Если вы считаете, что урок прошел для вас недаром, вы хорошо поняли материал – прикрепите красное яблочко. Если не всё пока удавалось – что-то не получалось – жёлтое. Если было сложно, не всё понятно – зелёное, надо немножко созреть.
5)Выводы и обобщение.
-Посмотрите на нашу яблоньку. Если у вас жёлтое или зелёное яблочко – ничего страшного, ведь вы ещё продолжите работу по этой теме на следующих уроках. -Спасибо всем. Спасибо за вашу помощь. Всего вам самого хорошего.


В раздел образования