Автор: Петрыкина Татьяна Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Видимская сош" Населённый пункт: пгт Видим, Иркутская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Открытый урок по математике 2 класс Раздел: начальное образование
Тема: «Алгоритм. Блок-схема». (Урок изучения нового материала).
Задачи:
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ:
Формирование:
Знаний (первичных) об алгоритме, и блок-схеме;
Умений составлять и выполнять порядок действий в алгоритме;
Навыков чтения простейших блок-схем заданных алгоритмов.
2. РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развивать умение решать задачи и примеры в несколько действий.
Обогащение и развитие словарного запаса.
Усложнение смысловых функций математической речи.
3. ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
Развивать универсальные общеучебные действия младших школьников.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедия, презентация. Карточки со словами: дуб, ларец, заяц, утка, яйцо, игла.
Наглядные картинки: дуб, ларец, заяц, утка, яйцо, игла. Опорные карточки: узнаем,
алгоритм, научимся, использовать и составлять алгоритм, блок-схема, применим,
математическая и нематематическая, тема. Яблоня и яблочки 3 цветов, опорная схема
с цветами яблок. Конвертики с блок-схемой и двумя кружками.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. Слайд 1"Доброе утро!"
-Ну, ребятки, чур, молчок.
Начинается урок.
Не простой, не музыкальный
Не весёлый, не печальный.
Всё поймёт лишь тот из вас,
Кто внимательно и тихо
Будет слушать мой рассказ.
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Взаимосвязь между действиями, последовательность событий.
-Не далеко, не близко, не высоко, не низко
На горе далёкой стоит дворец высокий.
Слайд 2. «Дом Василисы».
- И живёт в том дворце Василиса. Да не просто Василиса, а Василиса - Премудрая.
Любила Василиса различные задания выполнять. И была у неё для этого книга
Мудрости.
Слайд 3. «Книга Мудрости»- сказка «Колобок».
-Рассмотрите картинки в книге и назовите, из какой они сказки.
-Установи последовательность событий. Расположи картинки по порядку.
Слайд 4. «Книга Мудрости»- сказка «Репка». (аналогично)
-Почему вы расположили картинки именно так?( Такой порядок задан в сказке).
Слайд 5. «Слово по слогам». (ЗА-ДА-ЧА)
-Попробуйте составить слово, расставив по порядку заданные слоги.
-Почему вы расположили слоги именно так?(Смысл был бы нарушен).
-Многие события в нашей жизни связаны и происходят последовательно, по порядку.
3. Постановка целей урока.
-Ребята, а кто слышал слово - алгоритм? Где вы встречали это слово?(Это слово мы
знаем. Мы изучали его на уроке информатики).
-Кто может объяснить, что означает это слово?( Алгоритм – это порядок действий).
-Встречалось ли вам слово БЛОК-СХЕМА?
-Что оно обозначат?
-Сегодня на уроке вы узнаете, что обозначает этот термин.
(НА ДОСКЕ: УЗНАЕМ - слова АЛГОРИТМ. БЛОК - СХЕМА).
4. Введение в тему. Слайд 6 "Кощей и Елена Премудрая"
-Налетел тут ветер, тучи грозные собрались. То Кощей Василису решил похитить.
Обернул её голубкою и унёс в свой темный замок.
-Ребята, вспомните сказку, а можно ли Кощея победить, и Василису освободить?
(Можно. Чтобы Кощея победить, надо найти дуб, на дубе – ларец, в ларце будет
заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – игла. Это – смерть Кощеева).
( На доске по ходу ответов детей открываю опорные карточки с порядком действий).
-Чтобы достичь цели – победить Кощея, мы должны действовать по заданному плану.
-Ребята,
а
можно
ли
переставить
или
вообще
убрать
какой-либо
пункт
плана?
Например, мы не будем ловить утку.(Нет, переставлять нельзя. Если мы не будем
ловить утку, то не достанем яйцо. В сказке смысл изменится. Мы не сможем
победить Кощея).
-А как вы думаете, важно ли планировать свои действия и действовать точно по
плану?
-Обоснуйте свой ответ.(План, порядок действий нужен и важен для достижения
цели).
-Предположите, чему вы можете научиться на этом уроке? (Мы будем учиться
выполнять
действия
по
порядку,
пользоваться
алгоритмом.
Может,
будем
составлять свой алгоритм.)
(НА ДОСКЕ: НАУЧИМСЯ – слова ЧИТАТЬ И СОСТАВЛЯТЬ АЛГОРИТМ.)
5. «Открытие» нового знания.
1) Знакомство с понятием АЛГОРИТМ, БЛОК-СХЕМА.
Слайд 7. "Дуб"
-Чтобы добраться до дуба, тебе надо пройти через болото по кочкам. Кто отважится?
( На доске: стр.66, №1) 40:4=10 *3=30 : 5=6 *10 =60
-Расскажи, какие действия выполнил, чтобы добраться до дуба. Слайд 8 "Алгоритм"
(По ходу рассказа показываю порядок действий на блок-схеме со стр. 66 в рамочке)
-Можем ли мы сказать, что действовал по порядку?
-Порядок этих действий можно записать так. (Показываю блок-схему).
-Покажите начало действий. Покажите конец действий.
-Такой рисунок называют БЛОК-СХЕМА алгоритма.
(НА
ДОСКЕ: НАУЧИМСЯ- слова СОСТАВЛЯТЬ, ЧИТАТЬ)
-Важен ли был для ... порядок его действий? Почему? (Чтобы получить правильный
ответ).
-Вот мы и добрались до дуба. Отмечаю картинкой дуба.
2) Работа с текстом учебника.
-Вы сами уже определили понятие алгоритма, прочитаем, как об этом написано в
учебнике. (с.66)
-Что же такое АЛГОРИТМ?
-Покажите блок-схему алгоритма.
-Вот и до сундука добрались.
Слайд 9 "Ларец" Отмечаю картинкой сундука.
6. Динамическая пауза.
-Долгой была наша дорога. Пора отдохнуть.
-А теперь, скорее, за зайцем!
7. Первичное закрепление. Слайд 10. «Заяц».
1) Решение примеров по алгоритму, заданному блок-схемой.
-Для этого выполним действия по алгоритму, заданному блок-схемой.
-Ребята, найдите №2 записывайте свой результат в таблицу, которая лежит у вас на
парте.
-По
второй
блок-схеме
попробуйте
пройти
самостоятельно,
работайте
в
парах,
обсуждайте порядок выполнения работы. Кому нужна моя помощь?
- Приготовьте простой карандаш. Проверьте по эталону. Исправьте допущенные
ошибки.
(Учитель переворачивает таблицу с правильными ответами)
- Что нужно было сделать?
- Удалось выполнить задание?
- Ты сделал всё правильно или были недочёты?
- Как оценишь свою работу?
Слайд 11. «Утка».
-Вот ещё одно действие нами выполнено. Отмечаю картинкой на схеме 1.
2) Деление алгоритмов на математические и нематематические. Скорее за уткой!
Слайд 12. «Две блок-схемы».
-Прочитайте обе записи, верно ли, что они являются алгоритмами? Докажите.
-Попробуйте определить, какая из них – математическая, а какая – нематематическая.
(НА
ДОСКЕ:
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
и
НЕМАТЕМАТИЧЕСКАЯ
около
слова
АЛГОРИТМ).
-Почему вы так решили?( Математические алгоритмы отражают математические
операции)
Слайд 13. «Яйцо».
-Вот ещё действие нами выполнено.
(Заранее раздаю листочки с блок-схемами по одной на парты детям.)
-Внимательно посмотрите на своё рабочее место. У вас на партах лежит конвертик. В
нём блок – схема алгоритма на листке и два кружка – зелёный и красный.
-Сейчас зазвучит музыка. Вы должны прочитать порядок действий в своём алгоритме
и
определить,
какая
у
вас
схема
по
содержанию
-
математическая
или
нематематическая. Если математическая - поднимите зелёное кружок, если – нет -
красный кружок.
Звучит музыка. Дети поднимают. .
-Назовите свой алгоритм.
-Почему
ты
поднял
красный
кружок?(Как
собрать
портфель.
Это
нематематический алгоритм).
-Часто ли в нашей жизни мы можем встретить алгоритм, порядок действий?
(Ежедневно по несколько раз мы выполняем действия алгоритма)
2) Решение примера в несколько действий. Слайд 14 "Утка теряет яйцо"
-Какая неудача! Утка уронила яйцо в воду. Кто же нам поможет его достать?(Щука).
Слайд 15. "Щука".
-Щука поможет нам, если вы справитесь с решением примера.
-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
-Кто хочет поработать у доски? с.67 №3 (1 решает у доски. Все записывают пример
в тетрадь).
-Можем ли мы применить алгоритм при решении примера? (Да. Мы обозначим
порядок действий.)
-Выполни по действиям, записывая каждое действие отдельно.
-Важен ли при решении примера порядок действий? (Да. Если мы изменим, порядок
действий, у нас получится неверный ответ).
-Как мы применили алгоритм в решении примера? (Когда мы решали пример, мы
выполняли действия по порядку).
(НА ДОСКЕ: ПРИМЕНИМ - слова РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ).
-Какой алгоритм вы использовали при решении примера? (Мы использовали
математический алгоритм).
(Достаю яйцо-муляж, в нём игла-шпажка).
-Спасибо, щука. Яйцо мы достали. Слайд 16 "Щука достаёт яйцо"
4) Решение задачи.
-Осталось самое трудное задание – достать иглу. А это – задача.
Найдите задачу №4 (а)
Слайд 17. "Алгоритм решения задачи" (На доске появляются части блок-схемы).
-С чего начнём работу? (Надо прочитать условие задачи).
-Прочитайте условие задачи.
-
Чтобы
решить
задачу,
нужно
хорошенько
представить
себе
эту
жизненную
ситуацию. О чём эта задача? (О деревьях)
-Какой следующий этап? (Выделим главные слова для записи условия).
-Как вы предложите записать условие задачи? Запишите в тетради.
-Главные слова выделены. Какой этап работы будет следующим? (Заполним условие).
-Повторите вопрос задачи.
-Условие записано. Что же дальше? (Решение задачи)
-Итак, работу над задачей мы закончили? (Ещё надо записать ответ).
-Прочитайте вопрос. Какой будет ответ?
-Внимательно рассмотрите полученную запись. Что у вас получилось? (Получилась
блок-схема алгоритма решения задачи).
-Какой
алгоритм
вы
использовали
при
решении
задачи?
(Мы
использовали
математический алгоритм).
(НА ДОСКЕ: ПРИМЕНИМ - слова РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ).
- Алгоритм решения задачи останется вам на память в буклете нашего урока, чтобы
помочь вам в рассуждении. (Показ буклета).
-Пройден последний этап нашего урока. (Креплю яйцо).
-Вот
цель
нашего
сказочного
путешествия
–
игла.
(Показываю
иглу
–
шпажку,
ломаем).
Слайд 18. «Появление Василисы».
8. Итог урока. Рефлексия деятельности.
1) Итог урока.
-Как хорошо, что в мире есть вопросы и задачи!
Как хорошо, что можно их решать!
Пытливый ум, находчивость, смекалка
Тебе помогут знанья открывать!
- Что нового вы для себя сегодня открыли? (С опорой на схему).
ТЕМА : АЛГОРИТМ. БЛОК-СХЕМА.
УЗНАЕМ: АЛГОРИТМ, БЛОК-СХЕМА
математический нематематический
НАУЧИМСЯ: составлять, читать блок-схемы алгоритма
ПРИМЕНИМ: решение задач, решение примеров
АЛГОРИТМ
- Мы узнали, что такое математический алгоритм.
- А я узнал, что алгоритмы могут быть математические и нематематические.
- Мы научились читать и составлять блок-схемы алгоритмов.
- Мы применяли алгоритмы при решении примеров и задач.
2) Рефлексия деятельности.
-Вы помогли сегодня Василисе, и она приглашает вас в свой сад, где растёт чудо-
яблонька. А под ней - яблочки. (Открываю доску с яблоней, яблоками и опорной
схемой).
-Красное, жёлтое и зелёное.
Если вы считаете, что урок прошел для вас недаром, вы хорошо поняли материал –
прикрепите красное яблочко.
Если не всё пока удавалось – что-то не получалось – жёлтое.
Если было сложно, не всё понятно – зелёное, надо немножко созреть.
5)Выводы и обобщение.
-Посмотрите на нашу яблоньку. Если у вас жёлтое или зелёное яблочко – ничего
страшного, ведь вы ещё продолжите работу по этой теме на следующих уроках.
-Спасибо всем.
Спасибо за вашу помощь. Всего вам самого хорошего.