Напоминание

"Нетрадиционные религиозные объединения"


Автор: Гаджук Наталия Петровна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ЦТиМК "Ровесник"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Нетрадиционные религиозные объединения"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Тема: «Нетрадиционные религиозные объединения. В чем их опасность?»
Актуальность данной темы очевидна. Молодежь как особая возрастная категория всегда стремится к наибольшей внутренней идентичности не только возможностям своего скромного опыта, но и новым возможностям, которые открывает зарождающаяся перед ней эпоха. Современное массовое сознание открывает перед молодым поколением невероятное богатство взглядов, переполненных идеологическими стереотипами, фрагменты которых в разных пропорциях и разными путями проникают в сознание молодежи и различным образом потребляются в том или ином образе их жизни. Социальная профилактика как система опережающих и упреждающих мер и усилий, нацеленных на консолидацию общества, оказывается как никогда актуальной и активно востребованной именно в современную эпоху. Количество сект увеличивается, они обладают профессионально выстроенной и психологически выверенной системой вовлечения новых членов. Наиболее серьезную деятельность по вовлечению молодежи в свои ряды, развернули следующие организации: "Церковь Муна", "Церковь саентологии", "Церковь Свидетелей Иеговы", "Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней", "Фотинья", "Церковь Христа", "Международное общество сознания Кришны", "Холософское общество", "Белое братство", "Церковь Сатаны", "Богородичный центр". В этих условиях необходимо большее внимание обращать на проблему социального самоопределения молодежи, психологической безопасности личности в развивающем пространстве, в которой существует ребенок, одним из путей решения данной проблемы в Центре творчества и межкультурных коммуникаций «Ровесник» мы видим в социальной профилактике как системе опережающих и упреждающих мер и усилий. Наиболее эффективными формами и методами профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты являются: интерактивные формы работы; индивидуальные и групповые беседы, разработка презентации и буклетов.
Цели мероприятия:
Проинформировать воспитанников о существовании нетрадиционных религиозных объединений и способах вовлечения в них. В целях сохранения здоровья нации продолжить формирование навыков противостояния нетрадиционным религиозным течениям. Научить видеть негативные стороны нетрадиционных религиозных течений. Контингент участников мероприятия: воспитанники 14 - 18 лет.
Ожидаемые результаты:
- формирование у воспитанников установок на негативные последствия деятельности сект и НМО; - формирование социального опыта; - регулирование отношений внутри коллектива; - социальная защита ребёнка; - нацелить на обеспечение психологически безопасной среды, в которой находятся дети. - нахождение оптимальных решений некоторых проблем в общении.
Ход мероприятия:

Мы приветствуем всех и объявляем начало нашей беседы. Сегодня мы попробуем затронуть одну из проблем, которая волнует в равной степени и Вас, молодежь, и старшее поколение и не только в нашей стране, но, пожалуй, во всем мире. О предназначении человека в мире написано и сказано много: и писателями, и философами, и учеными. Кто только не затрагивал эту тему?! Красивое определение предназначения человека в мире, дал поэт Дмитрий Голубков. Человек, как звезда рождается Средь неясной, Туманной млечности, В бесконечности начинается И кончается в бесконечности... Поколеньями созидается Век за веком Земля нетленная. Человек, как звезда, рождается, Чтоб светлее стала Вселенная. Мы живем в обществе, где человек волен следовать религиозным убеждениям по своему выбору и в силу своей индивидуальности, убеждений и верований, тогда возникает вопрос, каким же образом нетрадиционные псевдорелигиозные объединения своими учениями привлекают людей в свои ряды. Наверное, ребята, были случаи, когда в городе к Вам не раз приставали «навязчивые незнакомцы» с разными предложениями о посещении «семинаров», «диспутов», «психологических аутотренингов» или просто раздачей буклетов и т.д. и т.п. Как правило, мы просто отмахиваемся от них, совершенно не задумываясь, куда они призывают и по какому пути идут. Когда же мы в очередной раз слышим рассказ знакомых о том, что кто- то из их родственников ушёл из семьи, продал квартиру, и т.д. наслушавшись проповедей новоиспечённого «гуру», просто растерянно пожимаем плечами, говоря, что «ещё остались на свете чудаки». Когда же беда случается с нашими близкими, или теми, кого мы учим, как правило, возникает вопрос: «Почему это произошло? Что побудило этого человека уйти в секту?». Если речь идёт о взрослом, сформировавшемся человеке, я могу только сожалеть о его выборе. Но если речь идёт о подростке, чья психика ещё не сформировалось окончательно и он просто пока не в состоянии сделать осознанный выбор, задача старших (прежде всего, конечно, родителей, но и нас – специалистов по работе с молодежью) по крайней мере, предупредить, сделать всё возможное, чтобы он не совершил роковой для всей своей жизни выбор. Главный вопрос-проблема нашей беседы: «В чём опасность тоталитарных сект, как их распознать и, самое главное, как избавиться от их влияния?». Любая секта начинает знакомство со своими новыми адептами с обмана. «Люди обычно попадают в секту, потому что они не знают, чем эта группа является на самом деле; вербовщики не говорят им честно и искренне об истинной природе секты; вербовщики не сообщают им о всех требованиях, которые будут предъявляться к члену группы; вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным; вербовщик является другом или членом семьи, и вы не верите, что он может обмануть вас».
Секты часто скрываются под вполне невинными названиями: «Изучение Библии» (секта Муна и секта «Свидетелей Иеговы»), «Изучение английского языка» («Мормоны»), «Собрание всех, кто обеспокоен судьбой России» (Рериховское движение, секта «Святая Русь»), «Психологический тренинг, разрешение проблем общения» (секта саентологии), «Воспитание детей, благотворительные концерты» (секта «Семья»), «Семинары по вопросам педагогики и медицины» (секта Акбашева). В рамках сегодняшней беседы я предлагаю обсудить лишь одну проблему: «Молодежь и религиозные секты». И если вы извлечете что-то полезное для себя из нашей беседы, то значит, не зря мы затеяли этот разговор.
Секты характеризуются следующими признаками:
1. Секта всегда занята распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, а к страстям, к подсознанию человека, через навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. 2. В сектах наличествует двойное учение: одно для рекламы своей секты, для придания ей “человеческого лица”, а другое для внутреннего пользования. Так, в “Духовном центре им. Сергия Радонежского” не веруют ни в Бога, ни в Воскресение Христово, а почитают сатану и практикуют идо-служение. Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете, направлены на разрушение традиционной культуры, а потому всегда будут маскироваться под общепризнанные ценности. 3. Наличие иерархии. Для ознакомления со скрываемым учением человеку нужно быть посвященным на определенную ступень иерархии в секте. Организация всех сект строго иерархична. Например, в секте преподобного Муна существует лестница из многих семинаров - вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцатидневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте сайентологии Рона Хаббарда человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т. д. Иерархичность позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам. В секту легко попасть, но трудно выйти из нее. Существует определенный компрометирующий человека материал, собираемый при вступлении в секту на особых процедурах “исповеди” или анкетировании; кроме того, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих предков, отказаться от принадлежащего ему личного имущества, признать всю свою предшествующую жизнь ошибкой; желающие покинуть секту подвергаются давлению и преследованию со стороны своих бывших “собратьев”. 4. Программирование сознания. Членами сект становятся преимущественно люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не могущие найти твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. 5. Претензия на исключительность. Членам секты внушается мысль о том, что только они единственно праведные “избранники Божии”, что все окружающие люди существа “второго сорта”, обреченные на погибель потому, что не разделяют учений секты. 6. Тоталитаризм, то есть контроль над многими, а в идеале над всеми сферами жизни человека. Для этого используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под “монастыри”, вовлечение членов секты в непрерывную напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить
сектантское вероучение и личности лидеров. Власть над членами секты является важнейшей целью сектантской верхушки. Ведь результатом такой власти является контроль над имуществом сектантов, их временем и силами, членами их семей
Вербовка в секты
Как правило, люди, в том числе подростки, молодежь не ищут секту, чтобы в нее попасть. Секта сама ищет своих будущих последователей, чтобы завербовать их. Можно выделить несколько причин, по которым люди обычно попадают в деструктивную религиозную организацию: - человеку не предоставляется достоверная информация о том, чем эта группа является на самом деле; - вербовщики не говорят людям честно и искренне об истиной природе секты; - адепты - вербовщики не сообщают обо всех требованиях, которые будут предъявляться к члену группы; - вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным; - зачастую вербовщик является другом или членом семьи, и вы не верите, что он может обмануть вас.
Рефлексия:
Истинные цели состоят не в духовном обогащении людей и не в обретении истинной веры, а колеблются от банального обогащения лидеров сект до установления господства над человеческим сознанием. Современные секты в своем воздействии на человека используют новейшие технологии контроля сознания, достижения психологической науки умеет виртуозно манипулировать информацией.
Памятка:
Любите свою семью; Не разговаривайте на улице с незнакомыми людьми; Не садитесь в незнакомые машины; Не берите от незнакомых людей подарки, вещи, сладости;
Заключительные слова
: запомните одну притчу. Ночь. Двое идут по дороге. В одном и том же направлении. Один смотрит на грязь под ногами. Другой видит звезды. Я желаю вам видеть лишь звезды по дороге к самим себе.


В раздел образования