Напоминание

"листопад"


Автор: Мякенова Жанаргуль Таймасовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "СОШ № 84 "
Населённый пункт: с. Краснохолм
Наименование материала: конспект
Тема: "листопад"
Раздел: начальное образование





Назад





И.А.Бунин «Листопад»

Цели:
- познакомить детей с великим поэтом И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад»; - учить чувствовать поэтический мир; -развивать умение анализировать стихотворение о природе; -формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение, - развивать речь, память, мышление, воображение; -воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.
Оборудование
: учебник литературного чтения Л. Ф. Климановой, презентация с портретом И.А. Бунина и репродукциями картин И.И. Левитана «Золотая осень», А.А. Рылова «Осень», В.Поленова «Золотая осень»
Слова на карточках
: лиловый, золотой, багряный, терем, расписной, резьбой.
Ход урока

I.Орг. момент.

II.Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока. Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят... (Осень) – Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (листопад бывает осенью). -Сегодня мы познакомимся со стихотворением И.А.Бунина «Листопад» и с биографией самого поэта.
III.Проверка домашнего задания.
- Но прежде чем начать новую тему, проверим домашнее задание. Чтение наизусть стихотворений на тему «Осень»
IV. Работа над новой темой.

1)



Знакомство с биографией писателя

- Ребята, стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, называется “Листопад”. Написал его великий русский писатель И.А.Бунин
.
Слово учителя. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне. В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище. - Что вы узнали об Иване Алексеевиче? - Каким себе его представили?
2) Первичное знакомство со стихотворением.
–Ребята, сегодня мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского слова писатель Иван Алексеевич Бунин. Послушайте внимательно я буду читать, а вы закройте глаза и постарайтесь представить, то о чем я буду читать. ( Чтение стихотворения учителем) Проверка первичного восприятия - Что вам представилось? – Понравилось ли вам это стихотворение?
– Что вас удивило? – Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас? (ответы детей)
3) Самостоятельное чтение текста.

4) Лексическая работа
-Объясните значение слова завороженный (очарованный, околдованный, потрясенный, удивленный). - Подберите синонимы к словам: лиловый (фиолетовый, сиреневый), золотой (желтый, изумительный), багряный (красный). -Как вы понимаете слово замирает? (Застыла) - Объясните слова поэта: «И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой».
5) Чтение текста по частям, аналитическая беседа.
- Найдите и прочитайте описание леса - Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? (пестрота красок, красота) -Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой) - Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу) - Что общего у терема и у березы? ( резьба на наличниках и листочков) - Что Бунину напоминает оконца? ( просветы в небо между листвой) - А почему оконца, а не окна? (маленькие). - Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? ( листьями, прелью) - А чем пахнет лес у Бунина? Почему? – Прочитайте следующие 2 строчки и подумайте. – Почему слово Осень написано с большой буквы? – Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение) – С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной) - Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади) - Прочтите следующую часть. - Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? ( со двором) - А что там? (паутина) -С чем сравнивается паутина?
- А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета) -Кто есть во дворе на поляне? (мотылек) - Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич? -Есть ли ветер? -А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? (метафора). - Можно ли услышать тишину? - Прочтите заключение. -- Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.
Сделайте вывод
, какие изобразительные средства языка помогли нам представить и почувствовать красоту осеннего леса? Можно ли сказать, что это стихотворение передаёт состояние души?
6) Физкультминутка
Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клен. Ветер тих клен качает И листочки обрывает. Листья желтые летят, В нашем классе листопад!
7) Знакомство с репродукциями картин великих русских художников

и фотографиями на тему «Осень»

-
Ребята, давайте посмотрим осень на репродукциях картин великих русских художников. Обратите внимание, что изобразили художники, какие краски использовали. (ответы детей) Выборочное чтение Найдите и прочитайте цветовую гамму в изображении осенней картины у Бунина - Чему противопоставляется золотая листва на картине художника? Выскажите своё отношение к картинам и стихотворению И.А.Бунина. - Что общего у них?
(На заднем плане картины лес стоит стеной. Золотая листва на берёзах.)
8) Работа над выразительностью.
– Прежде, чем мы будем пробовать выразительно читать, выберем подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь. - Какое чувство мы должны передать? (тихое удивление, мы очарованы красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком) - Потренируйтесь читать выразительно. -Прочитайте выразительно, передайте восхищение простора в осеннем лесу.
V. Обобщение
а)
Конкретизация темы стихотворения
- О чём это стихотворение? Попробуйте дать своё название стихотворению. б
) Определение главной мысли произведения
- Для чего Бунин И.И. написал это стихотворение? (Чтобы читатель обратил внимание на красоту, полюбовался тем, что его окружает, чтобы передать то восторженное состояние от увиденного, показать любовь к природе) в
) Над какими «Секретами стихов» мы работали сегодня?
-Что помогает слышать и воспринимать поэта?
VI. Рефлексия
- Понравилось вам стихотворение? - Какую иллюстрацию вы бы нарисовали? - Открывает ли анализ произведения что-то новое для вас?
VII.Домашнее задание
Д.З. Выучите стихотворение наизусть. Ответьте на вопросы в конце стихотворения.
Использованная литература:
1. Программно – методические материалы: Чтение. Начальная школа/ Сост. Т.В.Игнатьева 2. Матвеева Е.И. Литературное чтение Учим младших школьников понимать художественный текст. 1-4 классы 3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников
4. Кубасова О.В. Выразительное чтение


В раздел образования