Коррекционно-реабилитационная программа "Шаг за шагом"
Автор: Хохлова Елена Николаевна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: ГБУ СО СРЦ "Возвращение" Населённый пункт: г.Саратов Наименование материала: Методическая разработка Тема: Коррекционно-реабилитационная программа "Шаг за шагом" Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение Саратовской области
« Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
« Возвращение»
Подпрограмма социально-педагогической реабилитации детей
и подростков в условиях стационара
« Шаг за шагом»
Учитель-дефектолог
Хохлова Е. Н.
Актуальность и новизна подпрограммы
Процесс развития человека происходит в течение всей его жизни. Особенно интенсивно он развивается в
детстве. В детстве человек активно пытается познать окружающий мир. Поэтому так важен факт раннего
изучения познавательной сферы деятельности ребенка и его дальнейшего обучения.
В настоящее время обнаруживается все больше нарушений в развитии детей, и основной причиной
такого роста является нестабильность жизни в стране и в семье. Увеличивается число детей, перенесших
тяжелые
инфекционные
заболевания,
а
также
заболевания
центральной
нервной
системы.
Забота
родителей о здоровье и развитии своих детей снижается в силу их занятости.
Дети, попадающие в центр, - это дети с социальной и педагогической запущенностью, с нарушенным
самосознанием,
у
многих
воспитанников
отмечается
невысокий
интеллект,
слабые
способности
к
дальнейшему обучению, школьнаядезадаптация.
Данная программа направлена на социальную реабилитацию детей, попавших в сложную жизненную
ситуацию, посредством занятий, развивающих познавательную деятельность и речь. Программа нацелена
на выявление особенностей развития ребенка и тех путей, с помощью которых можно компенсировать
имеющиеся трудности, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях, расширениюкругозора и
развитию его творческих способностей.
Цель подпрограммы – профилактика и преодоление школьной дезадаптации несовершеннолетних.
Задачи:
1.
Создание
гармоничных
отношений
между
ребёнком
и
школьной
средой,
способствующих
социальной адаптации несовершеннолетних.
2.
Содействие адаптации ребёнка в новой школе, формирование устойчивой положительной учебной
мотивации.
3.
Формирование школьных навыков, соответствующих требований учебной программы, расширение
представлений об окружающем мире.
Формы и методы работы:
1.
Взаимодействие с педагогами и администрацией школы.
2.
Контроль за посещаемостью и успеваемостью.
3.
Помощь в организации домашнего учебного труда.
4.
Комплексные занятия, деловые игры, конкурсы, викторины, тематические КВН.
Ожидаемые результаты:
1.
Формирование устойчивой положительной мотивации и интереса к самому процессу обучения.
2.
Развитие и коррекция восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, творческой активности с
учётом индивидуальных психических особенностей.
3.
Развитие
общеучебных
умений:
умения
работать
в
коллективе,
взаимодействовать,
доводить
начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать действия.
4.
Развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками.
5.
Обогащение активного, пассивного словаря, развитие грамматического строя речи.
6.
Совершенствование учебных умений и навыков ( восполнение пробелов в знаниях по предметам
школьной программы)
Целевая группа: Воспитанники в возрасте 6 – 12 лет.
Содержание программы: Программа состоит из 3 блоков:
1.
диагностический блок.
Включает в себя диагностические занятия, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития.
2.
Коррекционно-развивающий блок
Включает в себя цикл коррекционных занятий, посредством которых идет ликвидация школьной
дезадаптации.
3.
Итогово-закрепляющий блок
Закрепление приобретенных знаний, умений, навыков.
Блок 1: Диагностический
Цель: Определить уровень интеллектуального развития ребенка.
1.
Исследование основных психических процессов.
2.Исследование речи.
3. Исследование школьных знаний и навыков.
Блок 2: Коррекционно – развивающий
Цель: развитие познавательной активности посредством занятий.
Коррекционно – развивающие занятия
(Младший школьный возраст)
1."Угадай-ка."
2."Поговорим о наших именах "
3."Разноцветное путешествие"
4."Увлекательная неделька"
5."Времена года"
6."Школа домашних животных"
7."Геометрическое ассорти"
8."О профессиях и трудолюбии"
9."Красная шапочка"
10."Учимся пользоваться календарем"
11."Забавная гусеница"
12."Читаем письмо Смекалкина"
13."Магазин головоломок"
14."Сравнение"
15."Назови ласково"
16."Мастер ИЩ"
17."Мастер ОК"
18."Найди фигуры"
Блок 3: Итогово-закрепляющий