Автор: Нижевич Наталья Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ № 25 Населённый пункт: г. Томск Наименование материала: статья Тема: Проектная деятельность младших школьников Раздел: начальное образование
1. Подготовительный этап (проектирование )
Актуальность исследования:
В настоящее время всё чаще приходится говорить о том, что традиционный
подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном
только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать
их в практической
жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает
знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже
проиллюстрировать их применение на каких то простых однотипных
примерах, но сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не
может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая
показала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.
Самым слабым местом оказывается умение интегрировать знания, а также
применять их для получения новых знаний, объясняющих явления
окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить
людей приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития
новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и
поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её,
переработать и использовать в определённых целях. Нельзя и учитывать и тот
факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает
мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Так как ребёнка не
устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только
потому, что он пригодиться ему во взрослой жизни после окончания школы,
то есть через несколько лет.
Важно, чтобы система обучения уже начала меняться в начальной школе,
ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его
мировоззрение, желание учиться. В последние годы было принято много
усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые
педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или
появлялись новые концепции. Сейчас активно начинают использоваться
различные педагогические технологии в рамках личностно-
ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве,
разноуровневое обучение, проектная деятельность.
Обучение эффективно только при такой его организации, когда учащийся
усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае
обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию
интеллекта ученика. Учащийся должен учиться сам, а учитель осуществлять
мотивационное управление его учением ( т. е. мотивировать, организовывать,
консультировать, контролировать его деятельность).
Младший школьный возраст – период для развития навыков решения
проблем. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом
они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутолимая жажда
новых
впечатлений,
любознательность,
постоянно
проявление
желание
экспериментировать,
самостоятельно
искать
путь
решения
проблем
распространяются на все сферы жизнедеятельности.
Метод
проектов
–
это
совместная
деятельность
учителя
и
учащихся,
направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов
ее
решение
или
рассмотрение
и
делает
метод
проектов
столь
привлекательным для системы образования.
Проектная деятельность даёт возможность формировать на его основе
учебно-познавательную
деятельность
учащихся.
Проектная
технология
может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом,
не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя её. От
ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других.
Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с
их помощью проделывать конкретную работу.
Цель: развитие творческих и коммуникативных способностей ребёнка,
привитие
навыков
сотрудничества,
привитие
первоначальных
умений
собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать
для выполнения проектов .
Задачи:
1)
Изучить
теоретические
сведения
по
теме:
«Проектная
деятельность младших школьников»;
2)Провести эксперимент по внедрению метода проектов в
обучении младших школьников;
Хотя проектная деятельность не является новшеством (она связана с именем
американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика
Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не
использовался.
Суть метода проекта – «Стимулировать интерес учащихся к определённым
проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через
проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем,
умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного
или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель
контролирует процесс мышления»
Метод
проектов
всегда
предполагает,
во-первых,
решение
какой-то
проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата.
Метод
проектов
как
педагогическая
технология
предполагает
совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Проблемы проектирования находятся в центре научных интересов многих
отечественных и зарубежных исследователей, таких как О.И. Генисаретский,
В.М. Глазычев, И.И. Ляхов, Н.Н. Нечаев, В.М. Розин, В.В. Рубцов, В.И.
Слободчиков, В.А. Сластенин, В.Ф. Сидоренко, Г.П. Щедровицкий, К.М.
Кантор, Дж.К. Джонс, Т. Мальдонадо и др. Методические аспекты обучения
проектированию
в
образовательном
процессе
рассмотрены
в
трудах
П.Р.
Атутова, Н.В. Матяш, М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко и др. В теоретико-
методических
исследованиях
рассматривается
проектная
деятельность,
в
которую включены субъекты образовательного процесса в ходе выполнения
творческих проектов.
В процессе учебного проектирования происходит овладение не только
средствами и способами конкретной деятельности, но и личностное развитие.
Овладение
учащимися
проектной
деятельностью
позволяет
более
успешно реализовать задачи развития младших школьников: формирования
приемов
умственной
деятельности,
адекватной
трудовой
мотивации,
становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др. Однако
учащиеся младших классов не имеют достаточно знаний, умений и навыков,
которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов,
поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого
школьники
освоили
бы
приемы
и
умения,
соотносимые
со
структурой
проектной
деятельности.
Таким
значимым
средством
является
обучение
младших школьников решению творческих задач, которые будут включать
ребенка в активную творческую деятельность и способствовать развитию
креативных
способностей,
так
как
проектная
деятельность
является
творческой по своей сути.
Гипотеза исследования: Использование проектной технологииприведёт
к более эффективному обучению при такой его организации, когда учащийся
усваивает
учебное
содержание
в
деятельности.
Только
в
этом
случае
обучение ведёт
к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию
интеллекта ученика.
2. Основной этап (исследование).
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода
проектов.
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности.
Помогает определить цель
деятельности.
Открывает новые знания.
Рекомендует источники получения
информации.
Экспериментирует.
Раскрывает возможные формы
работы.
Выбирает пути решения.
Содействует прогнозированию
результатов.
Активен.
Создает условия для активности
школьника.
Субъект обучения.
Партнер ученика.
Несет ответственность за свою
деятельность.
Помогает оценить полученный
результат, выявить недостатки.
Основываясь на этом, можно выделить несколько групп, на которые
проектная деятельность оказывает наибольшее влияние.
А) исследовательские ( генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
Б) социального взаимодействия ( сотрудничать в процессе учебной
деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить
за ходом совместной работы и направит ее в нужное русло.);
В) оценочные( оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности
других);
Г) информационные ( самостоятельно осуществлять поиск нужной
информации, выявить, какой информации или каких умений не достает);
Д) презентационные ( выступать перед аудиторией, отвечать на
незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности,
демонстрировать артистические возможности.)
Е) рефлексивные( отвечать на вопросы: « Чему я научился?», «Чему мне
необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном
деле);
Ж) менеджерские ( проектировать процесс, планировать деятельность –
время, ресурсы, принимать решения, распределять обязанности при
выполнении коллективного дела).
Все сказанное справедливо и по отношению к учащимся начальной школы.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию
проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать
младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в
том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд
ценностных установок, личностных качеств и установок. Если это
обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как
малозначимый, « проходной» для метода проекта, то нарушается
преемственность между этапами развития учебно – познавательной
деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается
впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо
учитывать возрастные и психолого – физиологические особенности младших
школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных
предметов или из близких к ним областей. Дело в том ,что
Для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная
проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что
круг социально значимых проблем, с которыми могли столкнуться ученики
начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего,
малодифференцированные, одноплановые.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию
включения школьников в самостоятельную деятельность, должна быть в
области познавательных интересов учащихся в зоне их ближнего развития.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные
цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.
Например, можно задать ученикам такие вопросы: « какие умения
понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями
в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам
умения? Где еще вы впоследствии применять такие умения?»
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления,
целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний,
необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется
особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а
направить их на самостоятельный поиск.
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими
школьниками экскурсии, прогулки- наблюдения, социальные акции.
Особое внимание требует завершающий этап проектной деятельности-
презентация – защита проекта.
Весьма важный вопрос- оценка выполненных проектов. Которая должна
нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых
результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными
подарками, при этом в начальной школе может быть поощрен каждый
ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в
соревнование проектов с присуждением мест.
Проектная деятельность младших школьников способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в
единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию творческих способностей и активности учащихся;
- формированию проектного мировоззрения и мышления;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят
конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в
собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои
знания, умения и личностные качества;
- учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много
оказывается, они еще и не знают и им предстоит узнать, у них появляется
чувство ответственности перед товарищами, так как если кто-то из них не
выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат
не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не
имеют однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом
случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего
проекта, ребята должны выстроить своё выступление так, чтобы оно было
максимально аргументированным, чётким и логичным, что развивает,
помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты
могут и вовлекаться и родители, что не мало важно.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего
мира,
получают
представления
о
его
устройстве,
о
способах
получения
знания
о
нем,
учатся
самостоятельно
добывать
информацию,
систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою
деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению
основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся
методами
научного
познания.
Обучение
должно
строиться
на
основе
самостоятельной
деятельности,
воспроизводящей
основные
моменты,
присущие исследовательской и проектной деятельности.
Типология проектов.
Доминирующая деятельность в проекте: исследовательская, поисковая,
творческая, ролевая, ознакомительно-ориентировочная .
1.
Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной
области знаний); межпредметный проект.
2.
Характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий),
скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для
телекоммуникационных проектов).
3.
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города,
региона, страны, разных стран мира).
4.
Количество участников проекта.
5.
Продолжительность проекта.
План работы над проектом
Предварительная подготовка учителя:
(подготовительный этап)
1.
Определить тему проекта.
2.
Продумать ключевые понятия темы.
3.
Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
4.
Представить возможные итоговые работы.
5.
Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.
6.
Продумать организацию работы в группах и принципы образования
групп.
Первый этап.
(проектировочный)
1.
Сообщается изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать
основные вопросы по этой теме.
2.
Вопросы выносятся на доску.
3.
Учитель может уточнять или задавать наводящие вопросы.
4.
Учитель обобщает перечень вопросов, формулируя 5-6 тем.
5.
Классу предлагается объединится в творческие группы и выбрать тему.
6.
Класс знакомится с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
7.
Правильно будет вывесить график отчёта по этапам.
8.
Задание на дом: определить конечный результат работы группы.
9.
Предлагается объединиться по творческим группам, определить
руководителя группы, составить перечень основополагающих вопросов
по своей теме и определить ответственных за поиск нужной
информации. Обсудить итоговую работу.
Второй этап.
(практический)
Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые
материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести
ученики.
1.
Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
2.
Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивается
каждый этап, заранее обговорив критерии. Обговариваем творческой
группой задание па следующий урок.
Заключительный этап.
1.
Ещё раз обговариваются критерии оценки итоговой работы.
2.
Оглашается последовательность выступлений групп.
3.
После каждого выступления команды проводят анализ проделанной
работы и высказывают пожелания в улучшении.
Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над
проектом.
Название этапа
Сроки
Ученик
Учитель
1.
Подготовительный
Формулирование
основополагающего
и проблемного
вопросов.
Создание
проблемной
ситуации.
2.
Проектировочный
Определение тем
исследования.
Формулирование
частных вопросов.
Формирование
групп. Разработка
критериев
вопросов.
Координация
вопросов.
3. Практический
Сбор материала.
Координация
Создание
презентаций и
публикаций.
вопросов.
4. Контрольно –
коррекционный
Самооценка.
Координация
вопросов.
5.
Заключительный
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
ПРОЕКТА
КООРДИНАЦИЯ
ВОПРОСОВ.
Создание
портфолио
проекта.
Для направления деятельности ученика разработана памятка.
Памятка начинающему исследователю.
- Выбери тему исследования
- Подумай, на какие бы вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
В
своей
практике
использую
краткосрочные
проекты
творческого
характера
и
долгосрочные
проекты,
над
которыми
учащиеся
работают
в
течении всего времени изучения определённой темы. При положительных
результатах
использования
проектной
технологии
стоит
помнить,
что
сложные и объемные темы не желательно выносить для самостоятельного
изучения
учащимися.
Работу
по
созданию
кратковременных
проектов
творческого характера можно предлагать учащимся по завершению изучения
любой темы.
По
мере
накопления
опыта
использую
проектирование
во
внеурочной
деятельности,
что
позволяет
увлечь
детей
проектно-исследовательской
деятельностью.
Радует, что количество ребят, желающих попробовать себя в этой области,
растёт.
Экспериментальная работа по внедрения метода проекта в обучении
младших школьников была начата в 2007 году и разбита на этапы:
1 этап. Выявление творческих способностей учащихся, степени проявления
интереса к предполагаемой педагогической технологии
Учащимся 4 класса было предложено поучаствовать в творческом проекте «Я
садовником родился». Ребята, которым были незнакомы основные приёмы и
методы проектной технологии, пытались самостоятельно решить
поставленную перед ними задачу.
Степень участия продемонстрировала заинтересованность учащихся
предложенной формой работы, выявила основной контингент ребят,
способных к исследовательской деятельности по проектной технологии.
2 этап. Формирование навыков самостоятельной работы с источниками
получения знаний, умения применять на практике.
Этот этап позволил выявить у учащихся способность:
- к более детальному анализу выбранной темы;
- качественному изменению содержания исследовательской работы;
- обозначению значимости и актуальности выбранной темы.
3 этап. Публичная защита своего проекта перед членами жюри.
Эксперимент оказал влияние на развитие и формирование на новом
уровне:
- положительной мотивации обучения;
- желание осуществить самостоятельный поиск в решении проблемы;
- интеллектуальное трудолюбие;
- уверенности в собственных силах (при соответствующей подготовительной
работе);
- умение применять на практике информацию, которую собрали.
Результативность экспериментальной работы
В настоящее время участники эксперимента обучаются в 5 классе.
Большинство из них обладает навыками исследовательской деятельности,
применяют на практике информационные технологии. Учителя- предметники
отмечают, что детям свойственно:
- проектное мировоззрение и мышление;
- желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные
качества.
По данным исследования:
- учащиеся отмечают, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной
группе, в ходе работы над проектом почти всегда становятся «лучшими
друзьями»
- интерес к проектам зависит от степени самостоятельности.
- учащиеся отмечают, что проект был интересен потому, что выполнялся
самостоятельно.
- стали выше оценивать свои возможности, увереннее себя чувствовать в
коллективе.
На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?»
школьники отвечают:
-РАСПРЕДЕЛЯТЬ ПРАВИЛЬНО ВРЕМЯ;
-АНАЛИЗИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ;
-ПРЕЗЕНТОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ТРУДА;
ДОДЕЛЫВАТЬ ВСЁ ДО КОНЦА;
-ДОСТИГАТЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ
-РАССМАТРИВАТЬ ТЕМУ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
Заключение.
Итак,
подводя
итоги,
можно
сказать.
Проект
многогранен,
проект
эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем. Проект- это метод
обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он
может
быть
использован
и
на
уроках
и
во
внеклассной
работе.
Он
ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.
Он формирует невероятное большое количество умений и навыков, и поэтому
он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект- это содержание обучения. Проект- это форма организации учебного
процесса, когда учащиеся усваивают учебный материал в деятельности и это
приводит к более осознанному и прочному усвоению знаний и развитию
интеллекта учащихся.
Но
самое
главное
–
проектная
деятельность
позволяет
каждому
ребёнку стать активным участником познавательного процесса, понять
«что всё, что я познаю, я знаю зачем и для чего мне это нужно, и как я
могу
эти
знания
применить»,
т.е.обучение
для
ребёнка
приобретает
определённый смысл. Осмысленное же обучение делает весь процесс
более интересным, а главное результативным.
Литература:
1.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении. – М.: Аркти, 2003.
2.
Матяш
Н.В.,
Симоненко
В.Д.
Проектная
деятельность
младших
школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.
3. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности // Народное образование. – 2000. – №7.