Сотрудничество учителя начальных классов с социально- психологической службой при организации коррекционной работы с обучающимися в условиях ФГОС
Автор: Перепелицына Марина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Сибирская СОШ №1" Населённый пункт: п. Ростовка Омского района Омской области Наименование материала: статья Тема: Сотрудничество учителя начальных классов с социально- психологической службой при организации коррекционной работы с обучающимися в условиях ФГОС Раздел: начальное образование
Сотрудничество учителя начальных классов с социально- психологической
службой при организации коррекционной работы с обучающимися в условиях
ФГОС
Психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения
необходимо для выявления индивидуальных вариантов развития и оказания своевременной
помощи.
Психологическая служба в системе образования призвана способствовать созданию условий
для оптимального развития каждого ребенка. Особенно важны эти условия в начальной школе, а
главное в первом классе, так как именно первый класс – стартовая площадка всего школьного пути
ученика, его успешности, развития, личностного становления.
Сотрудничество с социально-психологической службой в начальной школе – заключается:
в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках
комплексного изучения развития учащихся
динамического наблюдения за развитием учащихся в течение 4-х лет и коррекция
подготовка к переходу в среднее звено
Уже на этапе набора будущих первоклассников осуществляется программа по
преемственности, основой которой является интегрированный курс предметов, где работают не
только учителя начальных классов набирающие классы и психолог , но и учителя предметники.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование
уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога
и психолога, а также их консультационная работа с родителями будущих первоклассников.
Результаты диагностики заносятся в «Психолого-педагогическую карту» ученика. В ходе
работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые
нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и
неуспеваемости. Даются необходимые рекомендации родителям.
Психолого - педагогическая карта
Параметры психолого-
педагогического статуса школьника
Конкретные поведенческие проявления
Особенности учебной деятельности
1.1. Произвольность психических
процессов
Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе её решения.
Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно
добиваться её достижения.
Принимает требования учителя и старается их выполнять.
При возникновении трудностей на занятии прилагает усилия для их
преодоления.
1.2. Развитие мышления
На занятии демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания.
Способен отделить существенные свойства предмета от несущественных.
Может связно рассказать о событиях своей жизни.
1.3. Сформированность важнейших
учебных действий
Понимает и выполняет указания учителя на без напоминания.
Способен выделить в задании вопрос и определить пути выполнения.
Может осуществлять простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на
наглядный материал.
1.4. Развитие речи
Может пересказать содержание рассказа учителя своими словами.
Связно выражает свои мысли.
Имеет достаточный словарный запас.
1.5. Развитие тонкой моторики
Хорошо держит карандаш, ручку.
Способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур
1.6. Умственная работоспособность и
темп учебной деятельности
Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего занятия.
Способен работать в одном темпе со всеми
2. Особенности поведения и общения
2.1. Взаимодействие со сверстниками
Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнёров для игр.
Не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьёт первым.
2.2. Взаимодействие с педагогами
Может обратиться с просьбой к учителю. Уважительно относится к учителю и
соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним
Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их
выполнить
2.3. Соблюдение социальных и
этических норм
Поддерживает опрятный внешний вид .
Соблюдает принятые правила поведения и общения
2.4. Поведенческая саморегуляция
Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или
ограничения движений. Контролирует свои эмоции
2.5. Активность и независимость
Достаточно активен на занятиях, стремится проявить свои знания.
Проявляет заинтересованность в получении новых знаний.
3. Отношение к учебной деятельности
3.1. Наличие и характер учебной
мотивации
Редко пропускает занятия.
Проявляет заинтересованность в одобрении, поощрении.
3.2. Устойчивое эмоциональное
состояние
В меру переживает за критические замечания учителя
При поступлении детей в 1 класс начинается тесное сотрудничество педагога, психолога и
социального педагога. Это посещение уроков, занятий внеурочной деятельности социально-
психологической службой, индивидуальные занятия с учащимися, групповые, тестирование,
беседы, наблюдение, получение информации о семье, стиле общения в семье, консультации и
индивидуальные беседы с родителями.
В результате чего заполняются карты индивидуального развития на каждого ребёнка в 1-2-3-4
классах.
1.Психологическая и социальная готовность ребенка к школе.
2. Карта отслеживания динамики развития.
3. Лист наблюдений за учащимися.
4.Специальные предметные знания и умения.
Индивидуальное развитие:
Ф.И.О учащегося_____________________________________ Дата рождения: ______
1.Психологическая и социальная готовность ребенка к школе (характеристика)
____________________________________________________________________________
Карта индивидуального развития
Коммуникативные навыки
Начало
года
I
четверть
II
четверть
III
четверть
Конец
года
Может обратиться с просьбой к
учителю
Активен со сверстниками, сам
выбирает партнеров для игры
Не провоцирует конфликты со
сверстниками, не дерется первым
Имеет постоянное поручение в
классе
Самостоятельность
Способен справиться с дежурством в
классе
Способен самостоятельно работать
Соблюдает простые правила
безопасности
Содержит рабочее место в порядке
Способен пользоваться школьной
столовой
Способен сам переодеваться
Может приготовиться к уроку
Самодисциплина
Доводит до конца выбранное дело
Работает самостоятельно, не
беспокоит других
Бережно относится к дидактическому
материалу, учебникам, партам
Хорошо работает в группе
Выслушивает объяснения
2. Карта отслеживания динамики развития
____ класса ______полугодие 20 - 20 уч. года
Ф.И.
ученик
а
Уровень усвоения
учебных
предметов
Внимание
Память
Воображение
Речь
Мышление
Мотивация
Уровень воспитанности
Культура поведения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
3 цвета:
Синий
Зелены
й
красны
й
низкий
средний
высокий
не соответ. возраст. N
норма
выше нормы
не соответ. возраст. N
норма
выше нормы
воспр. механически
мыслит репродуктивно
мыслит образно, эмоц-но
низ. слов. запас, двуязыч
соответ. возраст. N
богатый словарн. запас
наглядно-действенное
наглядно-образное
словесно-логическое
низкая школьная мотив.
нормальная шк. мотив.
высокая шк. мотив
низкий
нормальный
высокий
девиантное поведение
имеет отклон. от нормы
соответствует правилам
3. Лист наблюдений за учащимися _____________ класса.
№
Количество детей
Начало
года
1
четверть
2
четверть
3
четверть
Конец
года
1.
С отклонениями в физическом
развитии
2.
С проблемами в развитии речи
4.
С проблемами в письменной речи
5.
С низкой техникой чтения
6.
Неуспевающих по:
Математике
Русскому языку
Л. чтению
Окруж миру
7.
Получающих помощь специалистов
(логопеда, соц. педагога, психолога)
8.
С проблемами в поведении
9.
Имеющих «трудную семью»
10.
Двуязычных
По результатам обследования учащихся 1-х классов собирается консилиум с целью:
выявления одарённых детей
выявления детей «группы риска» (дети с признаками школьной дезадаптации,
неуспевающих, слабоуспевающих, с ограниченными возможностями в здоровье,
ассоциальным поведением и т.д.)
определение путей психолого-педагогического сопровождения обучающихся с
трудностями адаптации
определение специального коррекционного образовательного маршрута ребёнка
Коррекционно – развивающие мероприятия проводящиеся в течение
четырёх лет.
1. Индивидуально-коррекционные занятия с детьми, состоящими на внутришкольном учёте
2. Психокоррекционная работа в 1-4 классах.
3. Коррекционные занятия с детьми социально-педагогической запущенностью
4. Занятия по развитию познавательных процессов (1-4 классы).
5. Занятия с «неуспевающими» учениками (1-4 классы).
6. Индивидуальные занятия с детьми, обучающимися на дому
7. Классные часы по вопросам здорового образа жизни, дружбы и сотрудничества (1-4 классы)
8. Занятия и игры с учащимися по преодолению агрессии.
9. Занятия и игры с учащимися по снятию психоэмоционального напряжения.
10. Занятия и игры на сплочение коллектива.
Для родителей учащихся:
1.
Социально-психологические тренинги с родителями учащихся.
2.
Проведение тематических родительских собраний ( «Неуспевающие дети» (1-4 кл);
Тревожность» (1,4 кл), «Агрессивность»)
3.
Индивидуальное консультирование по проблемам детей и семьи.
4.
Тематические консультации:
- рекомендации по вопросам адаптации детей 1х классов.
-проблемы развития внимания
- самостоятельность.
- как повысить учебную мотивацию
-проблемы детско-родительских отношений
-проблемы агрессивности. Пути преодоления.
Переход учащихся из младшей школы в среднее звено является кризисным этапом в
школьной жизни. Этот период связан с возрастанием нагрузки на психику ребёнка,
поскольку в 5 классе происходит резкое изменение условий обучения.
Для того чтобы переход обучающихся младшей школы в среднее звено осуществлялся
как можно более безболезненно, начинаем работу по преемственности уже в конце 3 класса
и продолжаем на протяжении обучения в 4 классе.
Педагог и психолог проводят диагностику уровня готовности учащихся 4 класса к
переходу в старшее звено, диагностику учебных затруднений, учебной мотивации,
межличностных отношений и эмоционального благополучия.
Если какие то показатели выше или ниже нормы, то проводится коорекционная работа с
такими учащимися, психологом, социальным педагогом и учителем.
Результаты проведённых диагностик представляются на консилиуме , учителям-
предметникам и будущему классному руководителю, это поможет лучше узнать
особенности детей. Социально- психологической службой намечается дальнейший план
работы по адаптации учащихся в 5 классе и коррекционная работа.