"Обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию"
Автор: Борисенкова Мария Вячеславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 25" Населённый пункт: посёлок Лоза, Московская область Наименование материала: статья Тема: "Обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
«Обеспечение преемственности программы
формирования
универсальных учебных действий
при переходе от дошкольного к начальному и
основному общему образованию»
Подготовила: Борисенкова Мария Вячеславовна,
учитель начальных классов
“Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком”.
Л. С. Выготский
Завершение
дошкольного
периода
и
поступление
в
школу
–
это
сложный
и
ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших
школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое
появляется
в
его
жизни
постепенно
и
не
ошеломляет
лавиной
впечатлений”
(В.
А.
Сухомлинский).
Проблема
организации
преемственности
обучения
затрагивает
все
звенья
существующей
образовательной
системы,
а
именно:
переходы
из
дошкольного
образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее
основную образовательную программу начального общего образования и далее основную
образовательную программу основного и среднего (полного) образования, и, наконец, в
высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастно-психологические
различия
между
обучающимися,
переживаемые
ими
трудности
переходных
периодов
имеют много общего.
Основные
проблемы
обеспечения
преемственности
связаны
с
игнорированием
задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как
коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.
Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в
момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень
начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного
общего образования. Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в
трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы, имеет
следующие причины:
1)
недостаточно
плавное,
даже
скачкообразное
изменение
методов
и
содержания
обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем
среднего
(полного)
образования
приводит
к
падению
успеваемости
и
росту
психологических трудностей у учащихся;
2)
обучение
на
предшествующей
ступени
часто
не
обеспечивает
достаточной
готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового,
более сложного уровня.
Исследования готовности
детей
к
обучению
в
школе при
переходе
от
предшкольного
к
начальному
общему
образованию
показали,
что
обучение
должно
рассматриваться
как
комплексное
образование,
включающее
в
себя
физическую
и
психологическую готовность.
Физическая
готовность определяется
состоянием
здоровья,
уровнем
морфофункциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных
навыков
и
качеств
(тонкая
моторная
координация),
физической
и
умственной
работоспособности.
Психологическая
готовность к
школе
–
сложная
системная
характеристика
психического
развития
ребёнка
6
-
7
лет,
которая
предполагает
сформированность
психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой
социальной
позиции
школьника;
возможность
выполнения
им
учебной
деятельности
сначала
под
руководством
учителя,
а
затем
переход
к
её
самостоятельному
осуществлению; усвоение системы научных понятий; освоение ребёнком новых форм
кооперации
и
учебного
сотрудничества
в
системе
отношений
с
учителем
и
одноклассниками.
Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная
готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности.
Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную
готовность,
сформированность
Я-концепции
и
самооценки,
эмоциональную
зрелость.
Мотивационная
готовность
предполагает
сформированность
социальных
мотивов
(стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив
социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения
этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста
желание детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной
активности.
Мотивационная
готовность
характеризуется
первичным
соподчинением
мотивов
с
доминированием
учебно-познавательных
мотивов.
Коммуникативная
готовность выступает как готовность ребёнка к произвольному общению с учителем и
сверстниками
в
контексте
поставленной
учебной
задачи
и
учебного
содержания.
Коммуникативная готовность создаёт возможности для продуктивного сотрудничества
ребёнка
с
учителем
и
трансляции
культурного
опыта
в
процессе
обучения.
Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребёнком
своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное
сознание),
характера
отношения
к
нему
взрослых,
способностью
оценки
своих
достижений
и
личностных
качеств,
самокритичностью.
Эмоциональная
готовность
выражается в освоении ребёнком социальных норм выражения чувств и в способности
регулировать
своё
поведение
на
основе
эмоционального
предвосхищения
и
прогнозирования.
Показателем
эмоциональной
готовности
к
школьному
обучению
является
сформированность
высших
чувств
–
нравственных
переживаний,
интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного).
Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней
позиции школьника, подразумевающей готовность ребёнка принять новую социальную
позицию и роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией.
Умственную
зрелость
составляет
интеллектуальная,
речевая
готовность
и
сформированность
восприятия,
памяти,
внимания,
воображения.
Интеллектуальная
готовность к школе включает особую познавательную позицию ребёнка в отношении мира
(децентрацию), переход к понятийному интеллекту, понимание причинности явлений,
развитие
рассуждения
как
способа
решения
мыслительных
задач,
способность
действовать в умственном плане, определённый набор знаний, представлений и умений.
Речевая
готовность
предполагает
сформированность
фонематической,
лексической,
грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной,
обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных
форм
контекстной
речи,
формирование
особой
теоретической
позиции
ребёнка
в
отношении речевой действительности и выделение слова как её единицы. Восприятие
характеризуется
всё
большей
осознанностью,
опирается
на
использование
системы
общественных
сенсорных
эталонов
и
соответствующих
перцептивных
действий,
основывается на взаимосвязи с речью и мышлением. Память и внимание приобретают
черты
опосредованности,
наблюдается
рост
объёма
и
устойчивости
внимания.
Психологическая
готовность
в
сфере
воли
и
произвольности
обеспечивает
целенаправленность
и
планомерность
управления
ребёнком
своей
деятельностью
и
поведением. Воля ходит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании
и
сохранении
цели,
способностях
прилагать
волевое
усилие
для
её
достижения.
Произвольность
выступает,
как
умение
строить
своё
поведение
и
деятельность
в
соответствии
с
предлагаемыми
образцами
и
правилами,
осуществлять
планирование,
контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
Формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступени начального
общего
образования
должно
осуществляться
в
рамках
специфически
детских
видов
деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования,
восприятия сказки и пр.
Не меньшее значение имеет проблема психологической готовности детей и при
переходе
обучающихся
на
ступень
основного
общего
образования.
Трудности
такого
перехода
—
ухудшение
успеваемости
и
дисциплины,
рост
негативного
отношения
к
учению,
возрастание
эмоциональной
нестабильности,
нарушения
поведения
-
обусловлены следующими причинами:
1)
необходимостью
адаптации
обучающихся
к
новой
организации
процесса
и
содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.);
2)
совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки,
со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность
общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);
3)
недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной
деятельности,
связанной
с
показателями
их
интеллектуального,
личностного
развития
и
главным
образом
с
уровнем
сформированности
структурных
компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка);
4)
недостаточно
подготовленным
переходом
с
родного
языка
на
русский
язык
обучения.
Все эти компоненты присутствуют в программе формирования универсальных
учебных действий и заданы в форме требований к планируемым результатам обучения.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать
ориентация
на
ключевой
стратегический
ориент
непрерывного
образования
-
формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы
универсальных учебных действий.
В течение многих лет в школе осуществляется предшкольная подготовка детей 5-6-
летнего возраста. Данная программа позволяет организовать системную подготовку детей
к
школе.
Реализация
программы
подразумевает
широкую
вариативность
в
выборе
иллюстративного
материала,
способов
активизации
мышления,
лично стно-
ориентированный
подход
в
освоении
материала
каждым
ребенком.
Программа
дает
возможность учителям проявить педагогическую инициативу, без которой невозможно
создание поисковой диалогической атмосферы на занятиях, необходимых для развития
детей.
Предшкольную
подготовку
осуществляют
учителя
будущих
первоклассников.
Двери школы открыты для всех детей (как домашних, так и посещающих детские сады).
Занятия
ведутся
официально
на
платной
основе.
Предшкольная
подготовка
нового
поколения включает программы, нацеленные на выравнивание стартовых возможностей
детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе.
Преемственность
осуществляется
в
формах
организации
образовательного
процесса,
которые
на
ступени
дошкольного
и
начального
школьного
образования
характеризуются
наличием
партнерской
позиции
взрослого
и
вариативностью
коллективной, индивидуальной, групповой, парной работы.
Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей со всей
остротой
ставят
задачу
целенаправленного
управляемого
формирования
системы
универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умения учиться».
Психолого-педагогические
условия
по
организации
усвоения
системы
универсальных учебных действий на ступени предшкольного, начального
и основного
общего образования.
1.
Соблюдение
преемственности
не
только
в
методах
работы,
но
и
в
стилях
педагогического общения.
2. Соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при
формировании коллектива детей первых классов через организацию их межличностного
общения.
3. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
опора на игру при формировании учебной деятельности. Проведение занятий с учетом
принципа
соответствия
формы
занятий
ведущему
виду
деятельности
-
игре.
Использование
игр
с
правилами
и
сюжетно-ролевых
игр
для
пропедевтики
произвольности; игра «в школу».
4.
Доброжелательное
и
уважительное
отношение
педагога
к
детям
(ученикам,
воспитанникам).
5.
Для
достижения
эффективности
в
обучении
дошкольников
и
младших
школьников необходимо формирование положительного эмоционального отношения к
занятиям. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия,
направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный.
6. Использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать,
предложить самим.
7. Адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему
он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить
результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика
(ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.) .
8. Обеспечение выполнения таких учебных действий как: восприятие инструкций;
планирование деятельности, умение выполнять задание до конца; оценка действий на
основе совместной деятельности - педагог, ученик, воспитанник.
9.
Применение
заданий,
способствующих
развитию
познавательных
функций:
внимание; память; мышление.
10. Применение различные формы организации учебной деятельности с целью
развития
коммуникативных
умений,
работа
парами;
работа
по
подгруппам.
Предоставление ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств, сочетание
игровой, учебной, продуктивной и других видов деятельности.
11. Активизация любознательности и инициативность детей:
– умение задавать вопросы;
– высказывание собственных суждений;
– умение делать простые практические выводы.
12. Организация условий для партнерского сотрудничества детей и педагогов.
13.
Осуществление
педагогической
пропаганды
среди
родителей
и
широкой
общественности.
14. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных
и статических форм активности.
Таким
образом,
необходимо
обеспечить
полноценное
личностное
развитие,
физиологическое
и
психологическое
благополучие
ребенка
в
переходный
период
от
дошкольного
воспитания
к
школе,
направленное
на
перспективное
формирование
личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо
стремиться
к
организации
единого
развивающего
мира
–
дошкольного
и
начального
образования и далее основного общего образования.