Программа "Лагерь с дневным пребыванием детей "Эколандия"
Автор: Слепокурова Ольга Михайловна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "Станция юных натуралистов" Населённый пункт: Ханты-Мансийск Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа "Лагерь с дневным пребыванием детей "Эколандия" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образование
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Ханты-Мансийск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»
ул. Павлика Морозова, д.13, г. Ханты-Мансийск,
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
Тюменская область, Россия, 628012
Тел/факс (3467) 32-15-76
E-mail: hmaosyn@mail
sunat.admhmansy
Согласовано:_______________
Директор МБУ ДО СЮН
Коробейникова Е.А.
«____»__________2016г.
Программа
«Лагерь с дневным пребыванием детей «Эколандия»
Составитель: Слепокурова О.М.
Педагог дополнительного образования
Руководитель объединения «Природа и фантазия»
Ханты-Мансийск
2016
1
Оглавление
Информационная карта ..................................................................... 3
Пояснительная записка ……………………………………………. 4
Содержание программы …………………………………………… 6
Ресурсный блок …………………………………………………….. 8
Приложение …………………………………………………………14
2
Информационная карта
1
Полное название
программы
Лагерь с дневным пребыванием детей
«Эколандия»
2
Цель программы
Создание условий для укрепления
здоровья детей и развития их
интеллектуально-творческих
способностей
3
Направление
деятельности
Социально-педагогическая
4
Составители
Слепокурова О.М.
5
Муниципальное
образовательное
учреждение
представившее программу
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
6
Адрес/телефон
Ул. Павлика Морозова, д.13, г. Ханты-
Мансийск,
Ханты-Мансийский автономный округ -
Югра,
Тюменская область, Россия, 628012
Тел/факс (3467) 32-15-76
7
Место реализации
Ул. Дзержинского, д.7, г. Ханты-Мансийск,
Ханты-Мансийский автономный округ -
Югра,
Тюменская область, Россия, 628012
8
Количество детей
20 человек
9
Возраст
7-14 лет
10
Сроки проведения
01.06 – 24.06.16
11
Количество смен
1
3
Пояснительная записка
Лето – это долгожданная пора детей любого возраста, наилучшее время для
общения с природой, время открытий и свершений. Хорошо и грамотно
обустроенный детский отдых способствует обеспечить детям и оздоровление
организма, и получение новых впечатлений. Поэтому организация детских
площадок
и
лагерей
с
дневным
пребыванием
детей
так актуальна
в
современном мире.
Лагеря выполняют очень важную функцию оздоровления и воспитания
детей. Находясь в лагере, ребенок получает социальную защиту, обучается
коммуникативным
навыкам,
развивает
способности,
обогащается
новыми
знаниями в биолого-экологической области. Разработка данной программы
по
оздоровлению
и
занятости
детей
в
летнее
каникулярное
время
была
вызвана повышением спроса родителей и детей на организованный отдых
школьников.
Программа составлена в соответствии с Уставом МБУ ДО СЮН (приказ
Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-
Мансийска № 1506 от 23.12.2010г.), с Постановлением Правительства Ханты-
Мансийского автономного округа – Югры от 27.01.2010 № 21-п «О порядке
организации
отдыха
и
оздоровления
детей,
проживающих
в
Ханты-
Мансийском автономном округе-Югре», с Постановлением Правительства
автономного округа от 09.10.2013г. № 426-п «О государственной программе
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Обеспечение экологической
безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2014-2020
годы».
В
соответствии
с
«Законом
об
экологическом
образовании,
просвещении
и
формировании
экологической
культуры
в
Ханты-
Мансийском
автономном
округе-Югре
(от
28.12.2007г.
№206-03)
предусмотрено введение экологического подхода к содержанию программы
«Лагерь
с
дневным
пребыванием
детей
«Эколандия»,
поскольку
оно
(содержание) построено на региональном материале.
Центром воспитательной работы является личность ребенка, поэтому при
составлении программы учитывались интересы ребёнка, его стремления и
потребности. Пребывание в условиях лагеря для каждого ребенка – время
получения положительных эмоций, приобретения практических навыков и
жизненного
опыта.
Всё
выше
перечисленное
возможно
благодаря
продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Цель
Создание
условий
для
укрепления
здоровья
детей
и
развития
их
интеллектуально-творческих способностей.
Задачи
4
1.
Способствовать
физическому,
интеллектуальному
и
духовному
развитию детей в условиях временного коллектива;
2.
Организовать общие творческие дела, проекты, акции, развивающие
ответственность, толерантность и навыки общения;
3.
Создать благоприятную атмосферу для самореализации личностного
потенциала ребёнка;
4.
Научить использовать методы наблюдения за окружающей природной
средой;
5.
Формировать экологическую культуру подрастающего поколения;
6.
Прививать навыки здорового образа жизни и активного общения с
природой.
Ожидаемые результаты
1.
Реализован
план
по
оздоровлению,
закаливанию,
укреплению
физических сил воспитанников смены;
2.
Повышена
творческая
активность
детей
путём
вовлечения
их
в
социально-значимую
деятельно сть,
приобретены
н а в ы к и
коллективного общения и создания дружеских отношений;
3.
Созданы
благоприятные
условия,
способствующие
становлению
личности,
такие,
как:
самостоятельность,
ответственность,
умение
принимать решение, воплощение собственных творческих идей;
4.
Развиты
навыки
наблюдения
за
окружающей
средой,
чувство
сопереживания прекрасному;
5.
Повышен уровень знаний о мире флоры и фауны, привиты навыки
бережного отношения к природным ресурсам;
6.
Развито осознанное, ответственное отношение детей к себе, коллективу
и окружающему миру, привито желание охранять природу.
Практическая значимость
Реализация данной программы представляет собой комплексную, эколого-
просветительскую
акцию,
имеющую
практическое
значение
для
современного
общества
и
будущего
поколения.
Программа
создаёт
определённые условия для восприятия объектов живой природы, формируя
чувственно-эмоциональный
аппарат
ребенка:
сопереживание,
сочувствие,
эстетическое восприятие. У ребенка формируется неравнодушное отношение
к живому миру, стойкое желание сохранить, защитить, преумножить его
природные богатства.
Таким образом программа представляет собой сплав экологического
просвещения и творческого полёта, направленного на развитие всесторонней
личности, имеющей выраженную гражданскую позицию. Данная программа
может найти применение для
практического внедрения и дальнейшего
использования в работе во время каникулярного периода школьников.
Сроки реализации программы
5
Данная программа носит кратковременный характер. Она рассчитана на
период летней смены лагеря, т.е. на 21 день. Продолжительность смены с
01.06.16 по 24.06.2016. Возраст участников программы варьируется от 7 до 14
лет, охватывая обучающихся младшего и среднего школьного возраста. При
наборе детей соблюдается принцип демократичности, когда коллектив смены
формируется из детей разных социальных категорий, нуждающихся в особой
защите государства: многодетных и неполных семей.
Содержание программы
Летний лагерь создаётся для организации свободного времени детей, чтобы
они с наибольшей пользой для себя провели время каникул. С одной стороны,
лагерь даёт возможность детям находиться под присмотром педагогов, с
другой
стороны
-
это
возможность
проявить
себя,
как
самостоятельной
личности.
Педагог
в
лагере
-
это
уже
не
строгий
учитель,
а
скорее,
организатор
увлекательных
мероприятий,
направленных
на
получение
положительных эмоций, расширение кругозора, общее оздоровление.
Специфика деятельности Станции подразумевает изучение природы через
непосредственное общение с окружающим миром. Эколого-биологическая
направленность
программы
помогает
ребёнку
увидеть
неповторимость
и
целостность окружающей среды, формирует в детях бережное отношение и
желание
сохранить
природу.
Таким
образом, концепция программы
заключается в активном вовлечении детей в изучение окружающего мира,
получение и обобщение полученных знаний.
Принципы программы
1.
Индивидуальности:
предоставляет
возможность
каждому
ребенку
проявить свои уникальные способности и возможности;
2.
Гуманизма: призывает относится к каждому человеку, как к личности,
достойной уважения, внимания и доверия;
3.
Творческого подхода: составляет основную сторону жизни детского
лагеря, где творчество является и целью, и ценностью, и средством;
4.
Обучающего аспекта: основан на получении интересной и полезной
информации;
5.
Гражданской
позиции:
направлен
на
воспитание
ч увс т ва
ответственности, патриотизма и общественного долга.
6
Программа базируется на 3-х основных модулях, составляющих единство,
целостность и целесообразность программы.
Образовательный модуль
Носит обучающий характер. В условиях летнего отдыха у детей не
пропадает
стремление
к
познанию
нового
и
неизвестного,
просто
это
стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С
другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний,
которые дала им школа, окружающая среда, личный опыт. Отсюда вытекают
основные задачи :
1. Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
2. Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Формы работы:
постановка опыта
эксперимент
обучающие моменты
Здоровьезберегающий модуль
Представляет собой систему мероприятий, направленных на развитие
физической
силы,
укрепление
здоровья,
привитие
общей
физической
культуры. Задачами данного модуля являются:
1.
Вовлечение
детей
в
различные
формы
физкультурно-оздоровительной
работы;
2. Выработка и укрепление гигиенических навыков;
3. Расширение знаний об охране здоровья.
Формы работы
утренняя зарядка
закаливание
витаминизация
спортивные эстафеты
подвижные игры на свежем воздухе
беседы о здоровом образе жизни
7
Социально-культурный модуль
Направлен
на
повышение
общей
культуры
учащихся,
привитие
им
социально-нравственных норм. Способствует личностному росту участников
смены,
развитию
их
творческих
способностей,
к ре ати вн о сти ,
самостоятельности, коммуникабельности. Имеет нравственно-эстетический
уклон. Предполагает решение следующих задач:
1. Пробуждать в детях чувство прекрасного;
2. Формировать навыки культурного поведения и общения;
3. Прививать детям эстетический вкус;
4. Развивать художественно – творческую деятельность.
Формы работы
коллективная деятельность
участие в общих мероприятиях
посещение центров культуры (музеи, выставки, концертные залы)
тематические экскурсии
конкурсы
викторины
беседы с интересными людьми
творческая деятельность
Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные
условия
для
полноценного
отдыха
детей.
Лагеря
являются
частью
социальной
среды,
в
которой
дети
реализуют
свои
возможности
и
потребности в индивидуальном, физическом и социальном развитии. Летний
лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени
детей,
с
другой
–
пространством
для
оздоровления,
личностного
роста,
развития творческого пласта. Таким образом, очевидна крепкая взаимосвязь и
взаимодействие между системными модулями.
Отсутствии какого-либо из
модулей
нарушит
общую
гармоничную
систему,
сделает
её
неполной
и
малосодержательной.
Ресурсный блок
Нормативно-правовые условия
8
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 02.03.2016) «Об
образовании в Российской Федерации;
Об
утверждении
порядка
проведения
смен
профильных
лагерей,
с
дневным
пребыванием,
лагерей
труда
и
отдыха.
Приказ
Минобразования РФ от 13.07.2001г. №2688;
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
Распоряжение
Правительства
РФ
от
04.09.2014
№1726-р
«Об
утверждении
Концепции
развития
дополнительного
образования
детей»;
СанПиН
2.4.4.2599-10
«Гигиенические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
в
оздоровительных
учреждениях с дневным пребыванием детей», утверждены 19 апреля
2010г;
Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989года;
Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребёнка в РФ».
Материально-технические условия
В распоряжении лагеря имеется помещение, состоящее из трех комнат, две
из
которых
смежные,
разделенные
перегородкой.
Оснащено
помещение
необходимой
мебелью:
столами
и
стульями
больших
и
малых
размеров,
шкафами,
стеллажами,
тумбочками.
В
распоряжении
педагогов
имеется
компьютер
и
ноутбук.
Для
творческих
занятий
предусмотрен
комплект
канцелярских принадлежностей в достаточном объеме – бумага (белая и
цветная), клей, ножницы, краски (акварель и гуашь), кисти, пластилин. Для
досуговой деятельности приготовлены наборы шашек и шахмат, настольные
и развивающие игры. Для спортивных мероприятий и активного отдыха в
наличии
имеется
спортивный
инвентарь:
мячи,
скакалки,
обручи,
кегли,
комплекты для бадминтона и тенниса.
Методическое сопровождение
Для реализации досуговой, культурной, нравственно-эстетической, научно-
познавательной
деятельности
предусмотрена
подборка
занимательно-
развлекательных
и
познавательно-развивающих
заданий:
сценарии
мероприятий, праздников, театрализованных представлений, тематических
9
лекций,
бесед,
игр;
разработки
конкурсов,
викторин,
заданий
для
художественно-изобразительной
деятельности
«Творческая
мастерская»;
ведение дневника наблюдения «Зелёный росток».
Кадровый ресурс
№
Должность
Количество
1
Начальник смены
1
2
Старший воспитатель
1
3
Воспитатель
1
4
Технический персонал
1
План реализации программы
План-сетка работы лагеря «Эколандия»
01.06.16 среда
02.06.16 четверг
03.06.16 пятница
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Открытие смены
«Здравствуй, лагерь!»;
2. Игры на знакомство;
3. Начало ведения
дневника «Зелёный
росток»;
4. Творческая
мастерская «Мой
автопортрет»;
5. Игры на свежем
воздухе.
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Оформление
отрядного уголка;
2. Познавательно-
развлекательная
программа «Природа –
наш дом»;
3. Эстафета здоровья;
4. Творческая
мастерская «Оригами
«Карп»;
5. Игры на свежем
воздухе.
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Беседа «У природы
нет плохой погоды»;
2.Экскурсия в дом-
музей художника В.А.
Игошева;
3. Эстафета здоровья;
4. Творческая
мастерская «Чарующий
закат»;
5. Игры на свежем
воздухе.
04.06.16 суббота
06.06.16 понедельник
07.06.16 вторник
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Викторина «В мире
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. «В объективе
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Викторина «В мире
10
животных»;
2. Посещение станции
юных натуралистов;
3. Эстафета здоровья;
4. Творческая
мастерская «Наш
красавец - попугай»;
5. Игры на свежем
воздухе.
-черепаха»
2. Эстафета здоровья;
3. Творческая
мастерская «Мозаичная
черепаха»;
4. Игры на свежем
воздухе.
насекомых»;
2. Посещение
автогородка;
3. Эстафета здоровья;
4. Творческая
мастерская «Бабочка –
украшение природы»
5. Игры на свежем
воздухе
08.06.16 среда
09.06.16 четверг
10.06.16 пятница
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Викторина «В гостях
у Флоры:
«Лекарственные
растения»;
2. Эстафета здоровья;
3. Творческая
мастерская
«Летний пейзаж»;
4. Игры на свежем
воздухе.
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Конкурс «Мастера
перевоплощения»;
2. Посещение музея
Природы и Человека;
3. Эстафета здоровья;
4. Творческая
мастерская «Белка»;
5. Игры на свежем
воздухе
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Брей-ринг «Мы –
защитники природы»;
2. . Эстафета здоровья;
3 Творческая
мастерская
«Экологические
листовки»;
4. Игры на свежем
воздухе.
11.06.16 суббота
13.06.16 понедельник
14.06.16 вторник
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Беседа «Хищники
семейства кошачьих»;
2. Посещение
киновидеоцентра;
3. Эстафета здоровья;
4. Творческая
мастерская «Полосатый
хищник»;
5. Игры на свежем
воздухе.
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. «В объективе -
кролик»;
2. Эстафета здоровья;
3. Творческая
мастерская
«Пушистое чудо»;
4. Игры на свежем
воздухе.
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Викторина «По
дорогам Сказок»;
2. Инсценировка
сказок: «Колобок» и
«Теремок»;
3. Эстафета здоровья;
4. Творческая
мастерская «Сказочный
друг»;
5. Игры на свежем
воздухе.
15.06.16 среда
16.06.16 четверг
17.06.16 пятница
11
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Викторина «Зов
джунглей»;
2. Эстафета здоровья;
3. Творческая
мастерская
«Африканский слон»;
4. Игры на свежем
воздухе.
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Викторина
«Подводный мир»;
2. Посещение
аквапарка;
3. Эстафета здоровья;
4. Творческая
мастерская «Чудо-Юдо
рыба-кит»;
5. Игры на свежем
воздухе.
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Конкурс
«Джентльмен-шоу»;
2. Посещение
художественной
галереи;
3. Эстафета здоровья;
4. Творческая
мастерская «Лошадь»;
5. Игры на свежем
воздухе.
18.06.16 суббота
20.06.16 понедельник
21.06.16 вторник
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Викторина «Птичья
ярмарка»;
2. Эстафета здоровья;
3. Творческая
мастерская «Гнездо с
птенцами»;
4. Игры на свежем
воздухе.
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Беседа
«Экологические
катастрофы»;
2. Посещение
пожарной части;
3. Эстафета здоровья;
4. Творческая
мастерская «Оригами
Лиса»;
5. Игры на свежем
воздухе.
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. «В объективе -
крыса»;
2. Эстафета здоровья;
3. Творческая
мастерская «Лакомство
для мышки»;
4. Игры на свежем
воздухе.
.
22.06.16 среда
23.06.16 четверг
24.06.16 пятница
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Беседа «Пионеры-
герои»;
2. Эстафета здоровья;
3. Творческая
мастерская «Военный
парад»;
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Викторина
«Животные-
рекордсмены»;
2. Спортивный час
«Сильнее, выше,
быстрее»
Организация отряда,
проведение
инструктажей, участие
в мероприятиях лагеря
1. Конкурс «Таланты
среди нас»;
2. Закрытие смены,
вручение призов;
3.Завершение ведения
дневника наблюдений
12
4. Игры на свежем
воздухе.
3. Эстафета здоровья;
4. Творческая
мастерская «Символы
олимпиады в Сочи»;
5. Игры на свежем
воздухе.
«Зелёный росток»,
отчёт о показателях,
вручение призов
«Лучшему
растениеводу»;
4. Игры на свежем
воздухе.
Список используемых источников литературы
1.
Суховейко, Г. С. XIV общероссийская Встреча организаторов отдыха,
оздоровления детей и молодѐжи: тезисы выступлений, статей, практики
организаций отдыха и оздоровления детей / Г. С. Суховейко. – Анапа,
2015. – 79 с.
2.
Болл, А., Болл Б. Основы управления лагерем. Русское издание / А.
Б о л л ,
Б .
Б о л л .
–
И з д а т е л ь с т в о
Н ОУД
« У ч е б н ы й
центр «КОМПЬЮТЕРиЯ», 2013. – 446 с.
3.
Гузенко, А. П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником / А.
П. Гузенко. – Волгоград: Учитель, 2008.
4.
Нещерет,
Л.
Г.
Хочу
быть
лидером!
Выпуск
4
/
Л.
Г.
Нещерет.
–
Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2010.
5.
Лобачева,
С.
И.
Организация
досуговых,
творческих
и
игровых
мероприятий в летнем лагере / С. И. Лобачёва. – Москва: ВАКО, 2007
6.
Кулаченко, М. П. Учебник для вожатого / М. П. Кулаченко. – Ростов на
Дону: Феникс, 2009. – 254 с.
7.
Радюк, Е. А. Игровые модели досуга и оздоровления детей / Е. А.
Радюк. – Учитель, 2008. – 207 с.
13
Приложения
Режим дня
Режим работы
8.15-8.30 - прием детей;
8.30-8.40 - энергичные упражнения и танцы под музыку, зарядка;
8.40-8.50 - информационная линейка;
8.50-9.40 – завтрак;
14
9.40-13.00 - оздоровительные и досуговые мероприятия, КТД, спорт,
труд, отрядные дела;
13.00-13.30 – Обед;
13.30-15.00 - оздоровительные и досуговые мероприятия, КТД, спорт,
труд, отрядные дела;
15.00 – уход детей домой;
15.30 – подведение итогов дня воспитателями.
Девиз лагеря
Мы защитники природы – да, да, да!
Не боимся непогоды – никогда!
Изучаем мы природу,
Ходим в долгие походы.
И в мороз, и в летний зной
Мы тебя зовём с собой!
Формы мероприятий
Эстафета здоровья
Мини-беседа в форме инструктажа по вопросам
здоровьезбережения.
Возможные темы:
15
«Закаливание», «Солнечные ожоги», «Поговорим
о вредных привычках», «Здоровые зубы», «Мои
друзья – вода и мыло», «Береги глаза» и т.п.
В объективе - питомцы
Общение с животными-питомцами СЮН:
изучение особенностей и повадок животных;
кормление животных;
наблюдение за животными.
Творческая мастерская
Проведение мастер-классов и занятий по
изобразительной деятельности.
Викторина
Игра, заключающаяся в ответах на устные или
письменные вопросы из различных областей
знания.
Конкурс
Соревнование с целью выявить из числа
представленных наиболее достойных участников
или наилучшие работы.
Дневник наблюдений
(индивидуальный)
Изучение особенностей саженцев:
посадка растения;
полив и подкормка;
замер параметров (высота, прирост зелени);
занесение данных в дневник.
Форма индивидуального дневника наблюдений за растением
«Зелёный росток»
Исполнитель
Растение
дата
полив
подкормка
высота
видимые изменения
01.06
24.06
Подведение
итогов
Описание изменений растения за период наблюдения:
параметрические данные;
анализ;
выводы.
Объекты наблюдений: саженцы клубники, саженцы бархатцев, саженцы
календулы,
лук-севок.
Каждый
ребёнок
выбирает
любое
растение
и
16
производит уход за ним в течении всей смены. Изменения каждый день
заносятся в дневник. По окончании смены подводится итог проделанной
работы. Растение отдаётся ребенку.
17