Напоминание

Программа "Лагерь с дневным пребыванием детей "Эколандия"


Автор: Слепокурова Ольга Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Станция юных натуралистов"
Населённый пункт: Ханты-Мансийск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа "Лагерь с дневным пребыванием детей "Эколандия"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Ханты-Мансийск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»
ул. Павлика Морозова, д.13, г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, Россия, 628012 Тел/факс (3467) 32-15-76 E-mail: hmaosyn@mail
sunat.admhmansy
Согласовано:_______________ Директор МБУ ДО СЮН Коробейникова Е.А. «____»__________2016г. Программа «Лагерь с дневным пребыванием детей «Эколандия» Составитель:
Слепокурова О.М.
Педагог дополнительного образования Руководитель объединения «Природа и фантазия» Ханты-Мансийск 2016 1

Оглавление
Информационная карта ..................................................................... 3 Пояснительная записка ……………………………………………. 4 Содержание программы …………………………………………… 6 Ресурсный блок …………………………………………………….. 8 Приложение …………………………………………………………14 2

Информационная карта
1 Полное название программы Лагерь с дневным пребыванием детей «Эколандия» 2 Цель программы Создание условий для укрепления здоровья детей и развития их интеллектуально-творческих способностей 3 Направление деятельности Социально-педагогическая 4 Составители Слепокурова О.М. 5 Муниципальное образовательное учреждение представившее программу Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 6 Адрес/телефон Ул. Павлика Морозова, д.13, г. Ханты- Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, Россия, 628012 Тел/факс (3467) 32-15-76 7 Место реализации Ул. Дзержинского, д.7, г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, Россия, 628012 8 Количество детей 20 человек 9 Возраст 7-14 лет 10 Сроки проведения 01.06 – 24.06.16 11 Количество смен 1 3

Пояснительная записка
Лето – это долгожданная пора детей любого возраста, наилучшее время для общения с природой, время открытий и свершений. Хорошо и грамотно обустроенный детский отдых способствует обеспечить детям и оздоровление организма, и получение новых впечатлений. Поэтому организация детских площадок и лагерей с дневным пребыванием детей так
актуальна
в современном мире. Лагеря выполняют очень важную функцию оздоровления и воспитания детей. Находясь в лагере, ребенок получает социальную защиту, обучается коммуникативным навыкам, развивает способности, обогащается новыми знаниями в биолого-экологической области. Разработка данной программы по оздоровлению и занятости детей в летнее каникулярное время была вызвана повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников. Программа составлена в соответствии с Уставом МБУ ДО СЮН (приказ Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты- Мансийска № 1506 от 23.12.2010г.), с Постановлением Правительства Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 27.01.2010 № 21-п «О порядке организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты- Мансийском автономном округе-Югре», с Постановлением Правительства автономного округа от 09.10.2013г. № 426-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2014-2020 годы». В соответствии с «Законом об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты- Мансийском автономном округе-Югре (от 28.12.2007г. №206-03) предусмотрено введение экологического подхода к содержанию программы «Лагерь с дневным пребыванием детей «Эколандия», поскольку оно (содержание) построено на региональном материале. Центром воспитательной работы является личность ребенка, поэтому при составлении программы учитывались интересы ребёнка, его стремления и потребности. Пребывание в условиях лагеря для каждого ребенка – время получения положительных эмоций, приобретения практических навыков и жизненного опыта. Всё выше перечисленное возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Цель Создание условий для укрепления здоровья детей и развития их интеллектуально-творческих способностей. Задачи 4
1. Способствовать физическому, интеллектуальному и духовному развитию детей в условиях временного коллектива; 2. Организовать общие творческие дела, проекты, акции, развивающие ответственность, толерантность и навыки общения; 3. Создать благоприятную атмосферу для самореализации личностного потенциала ребёнка; 4. Научить использовать методы наблюдения за окружающей природной средой; 5. Формировать экологическую культуру подрастающего поколения; 6. Прививать навыки здорового образа жизни и активного общения с природой. Ожидаемые результаты 1. Реализован план по оздоровлению, закаливанию, укреплению физических сил воспитанников смены; 2. Повышена творческая активность детей путём вовлечения их в социально-значимую деятельно сть, приобретены н а в ы к и коллективного общения и создания дружеских отношений; 3. Созданы благоприятные условия, способствующие становлению личности, такие, как: самостоятельность, ответственность, умение принимать решение, воплощение собственных творческих идей; 4. Развиты навыки наблюдения за окружающей средой, чувство сопереживания прекрасному; 5. Повышен уровень знаний о мире флоры и фауны, привиты навыки бережного отношения к природным ресурсам; 6. Развито осознанное, ответственное отношение детей к себе, коллективу и окружающему миру, привито желание охранять природу. Практическая значимость Реализация данной программы представляет собой комплексную, эколого- просветительскую акцию, имеющую практическое значение для современного общества и будущего поколения. Программа создаёт определённые условия для восприятия объектов живой природы, формируя чувственно-эмоциональный аппарат ребенка: сопереживание, сочувствие, эстетическое восприятие. У ребенка формируется неравнодушное отношение к живому миру, стойкое желание сохранить, защитить, преумножить его природные богатства. Таким образом программа представляет собой сплав экологического просвещения и творческого полёта, направленного на развитие всесторонней личности, имеющей выраженную гражданскую позицию. Данная программа может найти применение для практического внедрения и дальнейшего использования в работе во время каникулярного периода школьников. Сроки реализации программы 5
Данная программа носит кратковременный характер. Она рассчитана на период летней смены лагеря, т.е. на 21 день. Продолжительность смены с 01.06.16 по 24.06.2016. Возраст участников программы варьируется от 7 до 14 лет, охватывая обучающихся младшего и среднего школьного возраста. При наборе детей соблюдается принцип демократичности, когда коллектив смены формируется из детей разных социальных категорий, нуждающихся в особой защите государства: многодетных и неполных семей.
Содержание программы
Летний лагерь создаётся для организации свободного времени детей, чтобы они с наибольшей пользой для себя провели время каникул. С одной стороны, лагерь даёт возможность детям находиться под присмотром педагогов, с другой стороны - это возможность проявить себя, как самостоятельной личности. Педагог в лагере - это уже не строгий учитель, а скорее, организатор увлекательных мероприятий, направленных на получение положительных эмоций, расширение кругозора, общее оздоровление. Специфика деятельности Станции подразумевает изучение природы через непосредственное общение с окружающим миром. Эколого-биологическая направленность программы помогает ребёнку увидеть неповторимость и целостность окружающей среды, формирует в детях бережное отношение и желание сохранить природу. Таким образом,
концепция
программы заключается в активном вовлечении детей в изучение окружающего мира, получение и обобщение полученных знаний. Принципы программы 1. Индивидуальности: предоставляет возможность каждому ребенку проявить свои уникальные способности и возможности; 2. Гуманизма: призывает относится к каждому человеку, как к личности, достойной уважения, внимания и доверия; 3. Творческого подхода: составляет основную сторону жизни детского лагеря, где творчество является и целью, и ценностью, и средством; 4. Обучающего аспекта: основан на получении интересной и полезной информации; 5. Гражданской позиции: направлен на воспитание ч увс т ва ответственности, патриотизма и общественного долга. 6
Программа базируется на 3-х основных модулях, составляющих единство, целостность и целесообразность программы. Образовательный модуль Носит обучающий характер. В условиях летнего отдыха у детей не пропадает стремление к познанию нового и неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда, личный опыт. Отсюда вытекают основные
задачи
: 1. Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире; 2. Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. Формы работы:  постановка опыта  эксперимент  обучающие моменты Здоровьезберегающий модуль Представляет собой систему мероприятий, направленных на развитие физической силы, укрепление здоровья, привитие общей физической культуры.
Задачами
данного модуля являются: 1. Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы; 2. Выработка и укрепление гигиенических навыков; 3. Расширение знаний об охране здоровья. Формы работы  утренняя зарядка  закаливание  витаминизация  спортивные эстафеты  подвижные игры на свежем воздухе  беседы о здоровом образе жизни 7
Социально-культурный модуль Направлен на повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм. Способствует личностному росту участников смены, развитию их творческих способностей, к ре ати вн о сти , самостоятельности, коммуникабельности. Имеет нравственно-эстетический уклон. Предполагает решение следующих
задач:
1. Пробуждать в детях чувство прекрасного; 2. Формировать навыки культурного поведения и общения; 3. Прививать детям эстетический вкус; 4. Развивать художественно – творческую деятельность. Формы работы  коллективная деятельность  участие в общих мероприятиях  посещение центров культуры (музеи, выставки, концертные залы)  тематические экскурсии  конкурсы  викторины  беседы с интересными людьми  творческая деятельность Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности и потребности в индивидуальном, физическом и социальном развитии. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей, с другой – пространством для оздоровления, личностного роста, развития творческого пласта. Таким образом, очевидна крепкая взаимосвязь и взаимодействие между системными модулями. Отсутствии какого-либо из модулей нарушит общую гармоничную систему, сделает её неполной и малосодержательной.
Ресурсный блок
Нормативно-правовые условия 8
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации;  Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001г. №2688;  Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;  Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;  СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей», утверждены 19 апреля 2010г;  Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989года;  Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ». Материально-технические условия В распоряжении лагеря имеется помещение, состоящее из трех комнат, две из которых смежные, разделенные перегородкой. Оснащено помещение необходимой мебелью: столами и стульями больших и малых размеров, шкафами, стеллажами, тумбочками. В распоряжении педагогов имеется компьютер и ноутбук. Для творческих занятий предусмотрен комплект канцелярских принадлежностей в достаточном объеме – бумага (белая и цветная), клей, ножницы, краски (акварель и гуашь), кисти, пластилин. Для досуговой деятельности приготовлены наборы шашек и шахмат, настольные и развивающие игры. Для спортивных мероприятий и активного отдыха в наличии имеется спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли, комплекты для бадминтона и тенниса. Методическое сопровождение Для реализации досуговой, культурной, нравственно-эстетической, научно- познавательной деятельности предусмотрена подборка занимательно- развлекательных и познавательно-развивающих заданий: сценарии мероприятий, праздников, театрализованных представлений, тематических 9
лекций, бесед, игр; разработки конкурсов, викторин, заданий для художественно-изобразительной деятельности «Творческая мастерская»; ведение дневника наблюдения «Зелёный росток». Кадровый ресурс № Должность Количество 1 Начальник смены 1 2 Старший воспитатель 1 3 Воспитатель 1 4 Технический персонал 1 План реализации программы План-сетка работы лагеря «Эколандия» 01.06.16 среда 02.06.16 четверг 03.06.16 пятница Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Открытие смены «Здравствуй, лагерь!»; 2. Игры на знакомство; 3. Начало ведения дневника «Зелёный росток»; 4. Творческая мастерская «Мой автопортрет»; 5. Игры на свежем воздухе. Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Оформление отрядного уголка; 2. Познавательно- развлекательная программа «Природа – наш дом»; 3. Эстафета здоровья; 4. Творческая мастерская «Оригами «Карп»; 5. Игры на свежем воздухе. Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Беседа «У природы нет плохой погоды»; 2.Экскурсия в дом- музей художника В.А. Игошева; 3. Эстафета здоровья; 4. Творческая мастерская «Чарующий закат»; 5. Игры на свежем воздухе. 04.06.16 суббота 06.06.16 понедельник 07.06.16 вторник Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Викторина «В мире Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. «В объективе Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Викторина «В мире 10
животных»; 2. Посещение станции юных натуралистов; 3. Эстафета здоровья; 4. Творческая мастерская «Наш красавец - попугай»; 5. Игры на свежем воздухе. -черепаха» 2. Эстафета здоровья; 3. Творческая мастерская «Мозаичная черепаха»; 4. Игры на свежем воздухе. насекомых»; 2. Посещение автогородка; 3. Эстафета здоровья; 4. Творческая мастерская «Бабочка – украшение природы» 5. Игры на свежем воздухе 08.06.16 среда 09.06.16 четверг 10.06.16 пятница Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Викторина «В гостях у Флоры: «Лекарственные растения»; 2. Эстафета здоровья; 3. Творческая мастерская «Летний пейзаж»; 4. Игры на свежем воздухе. Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Конкурс «Мастера перевоплощения»; 2. Посещение музея Природы и Человека; 3. Эстафета здоровья; 4. Творческая мастерская «Белка»; 5. Игры на свежем воздухе Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Брей-ринг «Мы – защитники природы»; 2. . Эстафета здоровья; 3 Творческая мастерская «Экологические листовки»; 4. Игры на свежем воздухе. 11.06.16 суббота 13.06.16 понедельник 14.06.16 вторник Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Беседа «Хищники семейства кошачьих»; 2. Посещение киновидеоцентра; 3. Эстафета здоровья; 4. Творческая мастерская «Полосатый хищник»; 5. Игры на свежем воздухе. Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. «В объективе - кролик»; 2. Эстафета здоровья; 3. Творческая мастерская «Пушистое чудо»; 4. Игры на свежем воздухе. Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Викторина «По дорогам Сказок»; 2. Инсценировка сказок: «Колобок» и «Теремок»; 3. Эстафета здоровья; 4. Творческая мастерская «Сказочный друг»; 5. Игры на свежем воздухе. 15.06.16 среда 16.06.16 четверг 17.06.16 пятница 11
Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Викторина «Зов джунглей»; 2. Эстафета здоровья; 3. Творческая мастерская «Африканский слон»; 4. Игры на свежем воздухе. Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Викторина «Подводный мир»; 2. Посещение аквапарка; 3. Эстафета здоровья; 4. Творческая мастерская «Чудо-Юдо рыба-кит»; 5. Игры на свежем воздухе. Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Конкурс «Джентльмен-шоу»; 2. Посещение художественной галереи; 3. Эстафета здоровья; 4. Творческая мастерская «Лошадь»; 5. Игры на свежем воздухе. 18.06.16 суббота 20.06.16 понедельник 21.06.16 вторник Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Викторина «Птичья ярмарка»; 2. Эстафета здоровья; 3. Творческая мастерская «Гнездо с птенцами»; 4. Игры на свежем воздухе. Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Беседа «Экологические катастрофы»; 2. Посещение пожарной части; 3. Эстафета здоровья; 4. Творческая мастерская «Оригами Лиса»; 5. Игры на свежем воздухе. Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. «В объективе - крыса»; 2. Эстафета здоровья; 3. Творческая мастерская «Лакомство для мышки»; 4. Игры на свежем воздухе. . 22.06.16 среда 23.06.16 четверг 24.06.16 пятница Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Беседа «Пионеры- герои»; 2. Эстафета здоровья; 3. Творческая мастерская «Военный парад»; Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Викторина «Животные- рекордсмены»; 2. Спортивный час «Сильнее, выше, быстрее» Организация отряда, проведение инструктажей, участие в мероприятиях лагеря 1. Конкурс «Таланты среди нас»; 2. Закрытие смены, вручение призов; 3.Завершение ведения дневника наблюдений 12
4. Игры на свежем воздухе. 3. Эстафета здоровья; 4. Творческая мастерская «Символы олимпиады в Сочи»; 5. Игры на свежем воздухе. «Зелёный росток», отчёт о показателях, вручение призов «Лучшему растениеводу»; 4. Игры на свежем воздухе. Список используемых источников литературы
1.
Суховейко, Г. С. XIV общероссийская Встреча организаторов отдыха, оздоровления детей и молодѐжи: тезисы выступлений, статей, практики организаций отдыха и оздоровления детей / Г. С. Суховейко. – Анапа, 2015. – 79 с.
2.
Болл, А., Болл Б. Основы управления лагерем. Русское издание / А. Б о л л , Б . Б о л л . – И з д а т е л ь с т в о Н ОУД « У ч е б н ы й центр «КОМПЬЮТЕРиЯ», 2013. – 446 с.
3.
Гузенко, А. П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником / А. П. Гузенко. – Волгоград: Учитель, 2008.
4.
Нещерет, Л. Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4 / Л. Г. Нещерет. – Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2010.
5.
Лобачева, С. И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере / С. И. Лобачёва. – Москва: ВАКО, 2007
6.
Кулаченко, М. П. Учебник для вожатого / М. П. Кулаченко. – Ростов на Дону: Феникс, 2009. – 254 с.
7.
Радюк, Е. А. Игровые модели досуга и оздоровления детей / Е. А. Радюк. – Учитель, 2008. – 207 с. 13

Приложения
Режим дня  
Режим работы
 8.15-8.30 - прием детей;  8.30-8.40 - энергичные упражнения и танцы под музыку, зарядка;  8.40-8.50 - информационная линейка;  8.50-9.40 – завтрак; 14
 9.40-13.00 - оздоровительные и досуговые мероприятия, КТД, спорт, труд, отрядные дела;  13.00-13.30 – Обед;  13.30-15.00 - оздоровительные и досуговые мероприятия, КТД, спорт, труд, отрядные дела;  15.00 – уход детей домой;  15.30 – подведение итогов дня воспитателями. Девиз лагеря Мы защитники природы – да, да, да! Не боимся непогоды – никогда! Изучаем мы природу, Ходим в долгие походы. И в мороз, и в летний зной Мы тебя зовём с собой! Формы мероприятий Эстафета здоровья Мини-беседа в форме инструктажа по вопросам здоровьезбережения. Возможные темы: 15
«Закаливание», «Солнечные ожоги», «Поговорим о вредных привычках», «Здоровые зубы», «Мои друзья – вода и мыло», «Береги глаза» и т.п. В объективе - питомцы Общение с животными-питомцами СЮН: изучение особенностей и повадок животных; кормление животных; наблюдение за животными. Творческая мастерская Проведение мастер-классов и занятий по изобразительной деятельности. Викторина Игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Конкурс Соревнование с целью выявить из числа представленных наиболее достойных участников или наилучшие работы. Дневник наблюдений (индивидуальный) Изучение особенностей саженцев: посадка растения; полив и подкормка; замер параметров (высота, прирост зелени); занесение данных в дневник. Форма индивидуального дневника наблюдений за растением «Зелёный росток» Исполнитель Растение дата полив подкормка высота видимые изменения 01.06 24.06 Подведение итогов Описание изменений растения за период наблюдения: параметрические данные; анализ; выводы. Объекты наблюдений: саженцы клубники, саженцы бархатцев, саженцы календулы, лук-севок. Каждый ребёнок выбирает любое растение и 16
производит уход за ним в течении всей смены. Изменения каждый день заносятся в дневник. По окончании смены подводится итог проделанной работы. Растение отдаётся ребенку. 17


В раздел образования