"Что мы знаем о своём посёлке, городе, стране, планете?"
Автор: Борисенкова Мария Вячеславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 25" Населённый пункт: посёлок Лоза, Московская область Наименование материала: Конспект интегрированного урока Тема: "Что мы знаем о своём посёлке, городе, стране, планете?" Раздел: начальное образование
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»
Конспект интегрированного урока в 1 классе
(окружающий мир
с использованием элементов
инновационного УМК «Истоки»)
по теме «Что мы знаем о своём посёлке, городе,
стране, планете?»
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов:
М.В. Борисенкова
Тема урока: Что мы знаем о своём посёлке, городе, стране, планете?
Цели урока:
1.
Обучающие: систематизировать знания учащихся о своём посёлке, городе, о
родной стране, о столице России - Москве; познакомить с символикой РФ:
флагом,
гербом
и
гимном;
познакомить
с
формой
и
движением
Земли,
с
глобусом, как моделью Земли.
2.
Развивающие: развивать речь, внимание, память, умение высказывать свои
мысли, умение слушать и слышать.
3.
Воспитывающие:
воспитывать
умение
трудиться
в
группе;
чувство
коллективизма,
взаимопонимания,
взаимопомощи;
чувство
патриотизма
и
любви к своей малой родине.
Тип урока: Комбинированный урок.
Форма урока: Урок с использованием элементов инновационного УМК
«Истоки». Оборудование:
1)
Учебник
«Мир
вокруг
нас»
А.А.
Плешаков,
рабочая
тетрадь,
у
каждого
ученика конверт, в котором рисунок самолётика, вырезанные детали одежды
(Приложение к Рабочей тетради, стр. 57), клей, кисточка.
2)
Карточки со словами: Лоза, Сергиев Посад, Москва, Россия, Земля.
3)
Карта Московской области, карта России, глобус.
4)
Аудиозапись гимна.
5)
Символика РФ: герб, флаг.
6)
Презентация «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь...».
7)
Интерактивная доска.
Структура урока:
I.
Организационный момент. (7 мин.)
II.
Сообщение темы и целей урока. (7 мин.)
III.Актуализация знаний. (9 мин.)
•
ресурсный круг (2 мин.),
•
работа в группах (7мин.).
IV. Физкультминутка. (7 мин.)
V. Изучение новой темы: (14 мин.)
•
работа с учебником (7мин.),
•
рассказ учителя (3 мин.);
•
работа в тетрадях (4 мин.).
VI. Закрепление знаний. (8мин.)
•
слово учителя (1,5 мин.);
•
презентация «Край, в котором ты живёшь...» (3,5 мин.);
•
рефлексия, ресурсный круг (3 мин.)
VII. Итог урока. (7 мин.)
«Величие
народа
не
измеряется
его
численностью,
как
величие
человека
не
измеряется
его
ростом;
единственной
мерой
служит
его
умственное развитие и его нравственный уровень»
(Виктор Гюго)
I.
Оргмомент.
Ребята,
сегодня
у
нас
необычный
урок.
У
нас
на
уроке
гости.
Повернитесь, поприветствуйте гостей, подарите им свою улыбку.
Спасибо. А теперь все тихонечко сели, начинаем работу.
II. Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока «Что мы знаем о своём посёлке, городе, стране,
планете?».
Все
вместе
вспомним
сегодня,
что
мы
знаем
о
своём
посёлке
с
красивым
названием
Лоза,
чем
знаменит
наш
город
Сергиев
Посад,
подведём итоги, что же мы знаем о нашей великой стране - России, ещё раз
поговорим
о
столице
нашей
Родины
-
Москве
и
узнаем,
что
собой
представляет планета Земля.
А также на протяжении всего урока, начиная с самого его начала,
каждый из вас постарается ответить на вопрос: Что такое Родина (родина)?
III.Актуализация
знаний.
1.
Ресурсный круг.
А сейчас я попрошу всех вас тихонечко встать в круг и взяться за
руки.
Помните,
очень
важно
внимательно
слушать
друг
д ру г а ,
поддерживать
каждого
выступающего
молча,
только
взглядом,
не
перебивать говорящего, уважать мнение других.
Ваши ответы могут совпадать с ответами других ребят, но говорить
нужно ясно, чётко и всегда помнить, что высказаться хотят все.
Шар земной, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома,
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой...
Этот дом, страна, Земля -
Это Родина моя!
(С. Крупина)
А
сейчас,
на
несколько
секундочек
прикройте
глазки. Я
называю
слово
«Родина»,
а
вы
подумайте,
что
вы
видите,
что
слышите,
что
чувствуете, услышав это слово.
Откройте глаза, давайте попробуем ответить.
2.
Работа в группах.
Занимайте свои места по группам.
На
доске
прикреплены
карточки.
Прочитайте
что
написано
на
карточках
и,
посовещавшись
внутри
своей
группы,
решите,
как
расположить эти карточки от самого малого понятия к самому большому.
Сейчас мы вместе расположим эти карточки на доске, а вы проверите,
верно, ли вы рассуждали.
1.
Лоза - поселок, в котором мы живём;
2.
Сергиев Посад, это город, рядом с которым мы живём. Мы живём
в Сергиево-Посадском районе;
3.
Москва - столица нашей Родины;
4.
Россия - название нашей страны;
5.
Земля - это планета, на которой мы живём.
Ну, а теперь задание для каждой группы.
I группа - расскажет нам о посёлке Лоза.
II группа - о городе Сергиев Посад.
III группа - о Москве.
Ваша задача коротко, чётко и ясно воссоздать образ посёлка, городов.
Я даю группам несколько минуток на подготовку и обсуждение.
(Выступление
лидеров
групп
с
последующим
дополнением
выступления участниками группы.)
I группа.
Красивое название посёлка Лоза расшифровывается как Лаборатория
Опытного Завода. Не так поэтично как кажется на первый взгляд. Такое
звучное
«имя»
посёлок
получил
от
самого
первого
на з ва ния
расположившегося
в
заброшенной
церкви
заводика.
А
затем
это
стал
крупный завод по производству высокоточных подшипников. Выпускались
подшипники,
которые
использовались
в
приборах
для
ракет,
самолётов,
кораблей, подводных лодок, танков, космических станций и аппаратов. В
трудные
для
завода
времена
выпускались
подшипники
для
станков,
автомобилей, прядильных и счётных машин.
В 2014 году предприятие, сохранившее статус лидера производства
сверхточных приборных подшипников отметило своё 65-летие.
Наш посёлок со всех сторон окружён лесами, на территории посёлка
есть родник и плотина. Храм святой Марии Магдалины, школа, детские
сады, библиотека, дом культуры, почта, аптека, магазины.
II группа.
Город Сергиев Посад. Центральное место в городе - Троице Сергиева
Лавра. Святое место, куда приезжают люди не только из разных городов, но
и
из
разных
стран
мира.
Основал
Троице
Сергиев
монастырь
Сергий
Радонежский. Когда-то наш город носил название Загорск. Загорск - это
город
игрушечников.
Всем
известна
загорская
матрёшка,
богородская
деревянная игрушка.
III
группа.
Город
Москва.
Это
не
просто
город,
это
столица
нашей
Родины.
Самое
известное
место
в
Москве
-
Красная
площадь
и
Кремль.
Всем
известна
Спасская
башня
Кремля
на
которой
расположились
куранты.
Ежегодно под бой этих самых курантов вся страна с замиранием сердца
ждёт
прихода
Нового
года.
В
Кремле
находится
резиденция
нашего
президента Путина В.В.
IV.
Физкультминутка.
Как у наших у ворот (взявшись за руки,
Стар (присесть) и млад (встать),
Стар (присесть) и млад (встать).
Завели все хоровод (по кругу)
Стар (присесть) и млад (встать),
Стар (присесть) и млад (встать).
Взялись все за руки
Бабушки и внуки, (по кругу)
V.
Изучение новой темы.
1.
Работа с учебником.
Откройте учебники на стр. 36.
Рассмотрите рисунок (стр. 36 - 37). Как велика наша Родина! Это
самая большая страна от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от
Балтийского моря, до Тихого океана. Мы все россияне! Мы - это русские,
татары, башкиры, карелы, коми и другие. Всего 128 разных народов.
-
Давайте
начнём
наше
путешествие
с
самого
дальнего
и
холодного уголка нашей страны. Это Крайний Север. Здесь дольше всего
гостит зима.
- Положите картинку самолёта на соответствующую часть рисунка в
учебнике. Я свой самолётик прикреплю на карте в соответствующей вашей
картинке части.
-
На
этой
земле
всё
время
лежит
снег,
часто
бывают
сильные
морозы,
дуют
холодные
ветры,
кружат
метели.
Эту
землю
так
и
зовут
«Белая земля».
-
Посмотрите на картинку, каких животных вы видите?
-
Белый медведь, северный олень.
-
Правильно. Эти животные хорошо приспособились к сильным
морозам Крайнего Севера. Они имеют густую длинную шерсть.
-
А теперь рассмотрите человека. Чем он занимается?
-
Человек едет на оленях.
-
Быстро
мчатся
нарты
по
глубокому
снегу.
Нарты
-
так
называются
специальные
сани,
в
которые
запрягают
оленей.
На
нартах
перевозят грузы.
-
А как одет человек?
-
Человек одет тепло. Его одежда сшита из оленьего меха.
-
Из шкур оленей жители Севера собирают жилища. Эти жилища
называются чумы. А нам пора лететь дальше.
Нашу планету ещё называют «голубой планетой», потому что на
ней очень много водного пространства.
-
Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит глобус. Глобус - это
модель Земли. Это шар, на который нанесены очертания суши и вод земли.
3.
Выполнение практической работы в тетрадях.
Откройте рабочие тетради на стр. 15. Возьмите вырезанные детали
одежды. Задание следующее: мальчики одевают в национальный костюм
девочку, а девочки - мальчика.
Работу необходимо выполнить быстро, красиво и аккуратно.
VI.
Закрепление
знаний.
1.
Слово учителя.
Родина - это место, где ты родился: твой город и твой двор или твой
посёлок с лесом и речкой.
Здесь началась твоя жизнь. Здесь ты научился говорить. Здесь вместе
с папой сидел ранним утром на берегу реки с удочкой. Тебе нравилось и это
утро, и тихая речка, и даже хитрая рыба, которая съела наживку - и была
такова. Здесь ты впервые услышал голос кукушки и научился отличать его
от песни соловья. Всё это: и двор, и лес, и речка, и птичьи голоса - часть
твоей родины. Здесь тебе хорошо и спокойно.
Родина это и страна, в которой ты живёшь. Наша общая Родина -
Россия, большая и прекрасная страна.
Отчизна, Отечество, отчий край - так тоже часто называют родную
страну.
Все
эти
слова
очень
похожи
на
слово
«отец».
Эти
слова
-
родственники.
Отчизна,
Отечество
-
край
наших
отцов
и
дедов,
наших
далёких предков, которые давным-давно, много сотен лет назад, поселились
в этих местах. Они любили, берегли и украшали землю, на которой жили,
сеяли хлеб, строили дома и растили детей.
Незаметно
для
себя
мы
как
бы
прирастаем
к
родным
местам
и
понимаем, что это лучший уголок на всей земле. Мы скучаем, если уезжаем
куда-то даже на короткое время, и с необъяснимой радостью каждый раз
возвращаемся домой.
Ответить на вопрос, почему мы любим Родину, так же трудно, как
ответить, почему мы любим маму.
2.
Презентация «Край, в котором ты живёшь...»
Посмотрите на экран... Ещё раз убедитесь, что край, в котором мы
живем, велик и прекрасен.
3.
Рефлексия, ресурсный круг.
Я
попрошу
всех
тихо
встать
со
своих
мест
и
в
центре
класса
образовать два круга, взявшись за руки.
Ещё
раз
напоминаю,
что
очень
важно
внимательно
слушать
друг
друга,
поддерживать
каждого
выступающего
молча,
только
взглядом,
не
перебивать говорящего, уважать мнение других.
Я думаю, теперь вы точно знаете, что у каждого из нас две родины:
большая - общая для всех нас Родина - Россия, и малая - у каждого она своя -
это место где ты родился. И я хочу, чтобы эта маленькая родина у каждого из
вас была лучшим уголком на всей земле.