Напоминание

Роль произведения В. Бианки "Лесная газета" в формировании экологических знаний у учащихся начальной школы


Автор: Салатаева Раиса Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ИТЛ №24 им. Е.А.Варшавского
Населённый пункт: г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Роль произведения В. Бианки "Лесная газета" в формировании экологических знаний у учащихся начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад





Роль

произведения

В.

Бианки

«Лесная

газета»

в

формировании

экологических знаний у учащихся начальной школы.

Автор:
Салатаева Раиса Валерьевна Учитель начальных классов МОУ ИТЛ №24 им. Е.В. Варшавского г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. Эти отношения зашли настолько далеко, что природа испытывает глубокий кризис: не хватает экологических знаний, нет бережного отношения к природе. Поэтому все реже поют птицы, исчезли ценные растения, гибнут реки. Особенно остро стоит проблема воспитания с раннего детства потребности охранять природу, знать ее законы. В начальной школе на уроках литературного чтения, на мой взгляд есть прекрасные возможности для решения этой проблемы. К числу книг, в которых поставлена неувядающая проблема охраны природы и нравственного воспитания юного поколения, относятся произведения В. Бианки, в частности «Лесная газета». «Лесная газета» представляет собой уникальную энциклопедию знаний для детей младшего дошкольного возраста, энциклопедию, сделанную не только с максимальной тщательностью ученого, но и с редким мастерством художника, ясно понимающего особенности восприятия окружающего мира. «Лесная газета» В. Бианки может быть верным помощником и другом детей на протяжении всего начального периода обучения в школе. Она раскрывает богатые возможности перед учителем начальных классов в реализации задач экологического, нравственного, трудового воспитания школьников. Это тот необходимый инструмент в руках учителя, который поможет выбрать интересные формы проведения урока, создать проблемные ситуации, увлечь детей и добиться большого воспитательного эффекта в обучении. Как практически можно осуществить применение «Лесной газеты» в качестве энциклопедического, справочного издания? В этом большую помощь окажет составленная мною технологическая карта и приложения к ней: предметный указатель и занимательный материал, составленный на основе разделов «Лесной газеты». Животный и растительный мир, представленный в «Лесной газете», весьма разнообразен. Я взяла одно из его направлений – птицы. Составляя каталог рассказов о птицах, выписала все видовые названия птиц и распределила их по временным циклам с учетом среды обитания, поведения, повадок. На отдельных карточках в алфавитном порядке указаны: видовые названия птиц, дата встречи с ними, обстоятельства встречи. Вся информация о птицах, интересующая ученика и учителя, дана в карточках достаточно полно и кратко. Остается лишь только открыть нужную страницу и перечитать ее. Игра ума, игра слова, игра воображения стимулирует мысль, обостряют внимание и наблюдательность. Занимательный материал в картотеке составлен
по этому принципу. Цель – заострить внимание обучающихся на самом интересном, научить его выделять главное и точно давать ответы на поставленные вопросы. Например: «Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже травы. Что это? «Молодой конек на море ходок, спинка соболинка, брюшко беленько. Кто это»? Богатую пищу для догадок дают вопросы, данные в рисунках. В них рассматриваются, например, следы разных птиц и зверей на снегу, и по этому «почеркам» нужно догадываться, кто прошел. Внимательно изучив характерные особенности внешнего строения животного ребята смогут правильно распознавать птиц и зверей по их силуэтам или следам не только в городе, но и в деревне, в лесу, в поле, на воде, в воздухе. Это развивает логическое мышление детей на уроках окружающего мира , а в целом способствует пониманию взаимосвязей между различными явлениями природы и, шире, многих вопросов бытия. Использование «Лесной газеты» открывает перед учителем большую возможность в осуществлении межпредметных связей. Например, на уроках окружающего мира можно осуществлять связь с уроками литературного чтения, изобразительного искусства,технологии. Вот фрагмент урока окружающего мира в III классе. Я вывешиваю на доске красочно оформленный текст «телеграммы»: (также использую ИКТ) «Трудное сейчас время для птиц и зверей: подъели дрозды рябиновые запасы, пощелкали белки свои орешки. На дворе – декабрь, а до лета еще далеко. В месяц Лютого Голода, гибельных метелей и буранов помни о своих маленьких слабых друзьях – птицах. Каждый день доставляй продукты в птичьи столовые, устраивай маленьким птицам ночлежки: скворечники, синичники, дуплянки. Сбор пожертвований в пользу голодающих птиц организуй среди товарищей и знакомых. Кто даст зерна, кто сальца, кто хлебных крошек. И сколько ты их спасешь от голодной смерти! «Мухоловки – пеструшки, синицы, дятлы, воробьи». Один из вариантов работы с текстом этой телеграммы следующий. Дать детям задание: пользуясь составленной картотекой, найти какие птицы к нам прилетают, какие домики нужны птицам, что должно быть в птичьей столовой, какую пользу приносят птицы. Таким образом осуществляется связь с уроками чтения. Завершающий этап урока – работа с карточками занимательного характера. Они предоставлены на больших листах бумаги. Детям предлагается отгадать загадки, дать ответ на поставленный вопрос, рассмотреть следы на снегу и ответить, какая птица здесь прошла. Практическим завершением работы может быть изготовление птичьих домиков, кормушек. Осуществляя межпредметную связь с уроками изобразительного искусства и технологии, я предлагаю детям зарисовать понравившуюся им птицу, а затем самим сделать эскизы птичьих столовых. Здесь определенную роль будет играть творчество самих детей, их выдумка, фантазия, смекалка.
На уроках технологии фантазия учащихся становится реальностью. При помощи предложенных в «Лесной газете» вариантов птичьих домиков дети изготавливают кормушки. Можно использовать «Лесную газету» и на уроках русского языка. Эта картинный словарный диктант в I классе. Я предварительно подбираю иллюстрации к словарным словам (воробей, ворона, сорока, заяц, медведь, петух). Дети записывают словарные слова самостоятельно. Это и работа по развитию речи. Например, используя карточку, учитель может отобрать нужные загадки о зверях или о птицах. Ученик загадывает загадку, а над отгадкой самостоятельно работает весь класс. Это может быть простейший слого-звуковой анализ слова, списывание, составление предложений. Данный вариант можно предложить как для фронтальной, так и для дифференцированной работы в классе. В о II и III классах, осуществляя межпредметные связи между уроками чтения и окружающего мира, можно использовать пересказ небольших отрывков из «Лесной газеты». Сама форма повествования В. Бианки – прекрасный материал для формирования навыков связной речи, она развивает творческое воображение учащихся. Небольшие отрывки из «Лесной газеты» можно использовать для контрольного списывания и письма по памяти, при работе с деформированным текстом.. Перечисленное выше лишь малая часть тех возможностей, которые предоставляют учителю «Лесная газета» - область ее использования чрезвычайно широка: это и кружковая, и внеклассная работа. В III классе я подготовила и провела внеклассное мероприятие на тему «Птицы – наши лучшие друзья». Написала небольшой сценарий и распределила между ребятами роли. Замечу, что роли были не совсем обычные: синицы, снегири, охотник Сысой Сысоевич, дятел. Эти персонажи были взяты из «Лесной газеты». Одна из целей, которые я преследовала при постановке спектакля, - ознакомить детей с произведением В.Бианки. Перед ними был открыт интересный мир, полный тайн, загадок и удивительных открытий, - мир природы. Ребята с охотником Сысоем Сысоевичем словно побывали в лесу, услышали звонкоголосое пение птиц весной, встретились с ними; рассказали о радостях, заботах и хлопотах наших пернатых друзей. Дети познакомились с необычными названиями месяцев, узнали, почему В. Бианки их так назвал. Сценки – миниатюры помогли им не только лучше узнать птиц, но и подсказали как сохранить и сберечь наших меньших братьев. Можно с уверенностью сказать, что использование «Лесной газеты» и составленных по ней каталогов и примечаний позволит учителю начальных классов не только сделать это произведение энциклопедией лесной природы, но и поможет ребятам сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется Природой.


В раздел образования