Роль произведения В. Бианки "Лесная газета" в формировании экологических знаний у учащихся начальной школы
Автор: Салатаева Раиса Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ ИТЛ №24 им. Е.А.Варшавского Населённый пункт: г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: Статья Тема: Роль произведения В. Бианки "Лесная газета" в формировании экологических знаний у учащихся начальной школы Раздел: начальное образование
Автор: Салатаева Раиса Валерьевна
Учитель начальных классов
МОУ ИТЛ №24 им. Е.В. Варшавского
г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Сегодня
весьма
актуальна
проблема
взаимоотношений
природы
и
человека. Эти отношения зашли настолько далеко, что природа испытывает
глубокий кризис: не хватает экологических знаний, нет бережного отношения к
природе. Поэтому все реже поют птицы, исчезли ценные растения, гибнут реки.
Особенно остро стоит проблема воспитания с раннего детства потребности
охранять природу, знать ее законы. В начальной школе на уроках литературного
чтения, на мой взгляд есть
прекрасные
возможности для решения этой
проблемы. К числу книг, в которых поставлена неувядающая проблема охраны
природы
и
нравственного
воспитания
юного
поколения,
относятся
произведения В. Бианки, в частности «Лесная газета».
«Лесная газета» представляет собой уникальную энциклопедию знаний
для
детей
младшего
дошкольного
возраста,
энциклопедию,
сделанную
не
только с максимальной тщательностью ученого, но и с редким мастерством
художника, ясно понимающего особенности восприятия окружающего мира.
«Лесная газета» В. Бианки может быть верным помощником и другом
детей
на
протяжении
всего
начального
периода
обучения
в
школе.
Она
раскрывает
богатые
возможности
перед
учителем
начальных
классов
в
реализации
задач
экологического,
нравственного,
трудового
воспитания
школьников.
Это
тот
необходимый
инструмент
в
руках
учителя,
который
поможет выбрать интересные формы проведения урока, создать проблемные
ситуации,
увлечь
детей
и
добиться
большого
воспитательного
эффекта
в
обучении.
Как практически можно осуществить применение «Лесной газеты»
в
качестве энциклопедического, справочного издания? В этом большую помощь
окажет
составленная
мною
технологическая
карта
и
приложения
к
ней:
предметный указатель и занимательный материал, составленный на основе
разделов «Лесной газеты».
Животный и растительный мир, представленный в «Лесной газете», весьма
разнообразен. Я взяла одно из его направлений – птицы. Составляя каталог
рассказов о птицах, выписала все видовые названия птиц и распределила их по
временным циклам с учетом среды обитания, поведения, повадок.
На отдельных карточках в алфавитном порядке указаны: видовые названия
птиц, дата встречи с ними, обстоятельства встречи. Вся информация о птицах,
интересующая ученика и учителя, дана в карточках достаточно полно и кратко.
Остается лишь только открыть нужную страницу и перечитать ее.
Игра ума, игра слова, игра воображения стимулирует мысль, обостряют
внимание и наблюдательность. Занимательный материал в картотеке составлен
по
этому
принципу.
Цель
–
заострить
внимание
обучающихся
на
самом
интересном,
научить
его
выделять
главное
и
точно
давать
ответы
на
поставленные вопросы. Например: «Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже
травы. Что это? «Молодой конек на море ходок, спинка соболинка, брюшко
беленько. Кто это»?
Богатую пищу для догадок дают вопросы, данные в рисунках. В них
рассматриваются, например, следы разных птиц и зверей на снегу, и по этому
«почеркам» нужно догадываться, кто прошел.
Внимательно
изучив
характерные
особенности
внешнего
строения
животного
ребята
смогут
правильно распознавать птиц и зверей по их
силуэтам или следам не только в городе, но и в деревне, в лесу, в поле, на воде,
в воздухе.
Это развивает логическое мышление детей на уроках окружающего мира ,
а
в
целом
способствует
пониманию
взаимосвязей
между
различными
явлениями природы и, шире, многих вопросов бытия.
Использование
«Лесной
газеты»
открывает
перед
учителем
большую
возможность в осуществлении межпредметных связей. Например, на уроках
окружающего
мира
можно
осуществлять
связь
с
уроками
литературного
чтения, изобразительного искусства,технологии.
Вот фрагмент урока окружающего мира в III классе. Я вывешиваю на доске
красочно оформленный текст «телеграммы»: (также использую ИКТ)
«Трудное сейчас время для птиц и зверей: подъели дрозды рябиновые
запасы, пощелкали белки свои орешки. На дворе – декабрь, а до лета еще
далеко. В месяц Лютого Голода, гибельных метелей и буранов помни о своих
маленьких
слабых
друзьях
–
птицах.
Каждый
день
доставляй
продукты
в
птичьи
столовые,
устраивай
маленьким
птицам
ночлежки:
скворечники,
синичники,
дуплянки.
Сбор
пожертвований
в
пользу
голодающих
птиц
организуй
среди
товарищей
и
знакомых.
Кто
даст
зерна,
кто
сальца,
кто
хлебных крошек. И сколько ты их спасешь от голодной смерти!
«Мухоловки – пеструшки, синицы, дятлы, воробьи».
Один из вариантов работы с текстом этой телеграммы следующий. Дать
детям задание: пользуясь составленной картотекой, найти какие птицы к нам
прилетают, какие домики нужны птицам, что должно быть в птичьей столовой,
какую пользу приносят птицы. Таким образом осуществляется связь с уроками
чтения.
Завершающий этап урока – работа с карточками занимательного характера.
Они предоставлены на больших листах бумаги. Детям предлагается отгадать
загадки, дать ответ на поставленный вопрос, рассмотреть следы на снегу и
ответить, какая птица здесь прошла.
Практическим
завершением
работы
может
быть
изготовление
птичьих
домиков,
кормушек.
Осуществляя
межпредметную
связь
с
уроками
изобразительного
искусства
и
технологии,
я
предлагаю
детям
зарисовать
понравившуюся им птицу, а затем самим сделать эскизы птичьих столовых.
Здесь определенную роль будет играть творчество самих детей, их выдумка,
фантазия, смекалка.
На уроках технологии фантазия учащихся становится реальностью. При
помощи предложенных в «Лесной газете» вариантов птичьих домиков дети
изготавливают кормушки.
Можно использовать «Лесную газету» и на уроках русского языка. Эта
картинный
словарный
диктант
в I
классе.
Я
предварительно
подбираю
иллюстрации к словарным словам (воробей, ворона, сорока, заяц, медведь,
петух). Дети записывают словарные слова самостоятельно.
Это и работа по развитию речи. Например, используя карточку, учитель
может отобрать нужные загадки о зверях или о птицах. Ученик загадывает
загадку, а над отгадкой самостоятельно работает весь класс. Это может быть
простейший
слого-звуковой
анализ
слова,
списывание,
составление
предложений. Данный вариант можно предложить как для фронтальной, так и
для дифференцированной работы в классе.
В о II
и III классах, осуществляя межпредметные связи между уроками
чтения и окружающего мира,
можно
использовать пересказ небольших
отрывков из «Лесной газеты».
Сама
форма
повествования
В.
Бианки
–
прекрасный
материал
для
формирования навыков связной речи, она развивает творческое воображение
учащихся.
Небольшие
отрывки
из
«Лесной
газеты»
можно
использовать
для
контрольного списывания и письма по памяти, при работе с деформированным
текстом..
Перечисленное
выше
лишь
малая
часть
тех
возможностей,
которые
предоставляют
учителю
«Лесная
газета»
-
область
ее
использования
чрезвычайно широка: это и кружковая, и внеклассная работа. В III классе я
подготовила
и
провела
внеклассное
мероприятие
на
тему
«Птицы
–
наши
лучшие друзья».
Написала
небольшой
сценарий
и
распределила
между
ребятами
роли.
Замечу, что роли были не совсем обычные: синицы, снегири, охотник Сысой
Сысоевич, дятел. Эти персонажи были взяты из «Лесной газеты». Одна из
целей, которые я преследовала при постановке спектакля, - ознакомить детей с
произведением В.Бианки. Перед ними был открыт интересный мир, полный
тайн, загадок и удивительных открытий, - мир природы. Ребята с охотником
Сысоем Сысоевичем словно побывали в лесу, услышали звонкоголосое пение
птиц весной, встретились с ними; рассказали о радостях, заботах и хлопотах
наших пернатых друзей.
Дети познакомились с необычными названиями месяцев, узнали, почему В.
Бианки их так назвал. Сценки – миниатюры помогли им не только лучше узнать
птиц, но и подсказали как сохранить и сберечь наших меньших братьев.
Можно с уверенностью сказать, что использование «Лесной газеты» и
составленных по ней каталогов и примечаний позволит учителю начальных
классов не только сделать это произведение энциклопедией лесной природы, но
и
поможет
ребятам
сделать
первые
шаги
в
неизведанную
страну,
которая
называется Природой.