Напоминание

Мой голос - мой инструмент


Автор: Захарова Татьяна Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 57"
Населённый пункт: г. Новоуральск Свердловская обл.
Наименование материала: Методическая разработка занятия младшей группы образцового коллектива Хор-класс "Стиль"
Тема: Мой голос - мой инструмент
Раздел: дополнительное образование





Назад





Методическая

разработка

занятия младшей группы студии Хор-класс «Стиль»

по теме: «Мой голос - мой инструмент» (певческие секреты)

учебной программы: «Вокально-хоровая студия Хор-класс «Стиль»

(дополнительное

образование

детей

7-17лет)»

педагога дополнительного образования МАОУ «СОШ № 57»,

Захаровой Татьяны Васильевны

Цель занятия:
Формирование и совершенствование вокально-хоровых навыков посредством фонопедической работы с голосом.
Задачи:
 образовательная - освоить навыки вокально-хоровой техники;  воспитательная - воспитать исполнительскую сценическую культуру пения;  развивающая - развивать интерес к хоровому пению и исполнительской сценической деятельности.
Тип занятия
- повторение и закрепление вокально-хоровых навыков. Тема рассчитана на одно занятие. Возраст детей 7 лет.
Формы деятельности:
коллективная, игровая.
Методы:
 наглядный (слуховой и зрительный);  словесный (беседа, вопрос-ответ, введение нового понятия, образные сравнения);  объяснительно-иллюстративный (репродуктивный, эвристический). Занятие по данной теме можно варьировать, в зависимости от поставленной задачи и цели в работе над вокально-хоровыми навыками.
Этапы занятия:
 организационный,  актуализация знаний,  артикуляционная гимнастика,  активное усвоение знаний. «Путешествие по зоопарку»,  вокально-хоровая работа. «Путешествие в музыкальный лес»,  исполнительский. «Звуки музыки» Д. Роджерс,  рефлексия.
Зрительный ряд:
1. Иллюстрация «Зоопарк». 2. Иллюстрация «Музыкальный лес». 3. Конверт-фотография «Звуки музыки». 4. Видео-ролик концертного номера «Звуки музыки».
Оборудование:
пюпитр, экран, фортепиано, музыкальный центр, зеркало.
Рефлексия:
Дети в игровой, увлекательной форме во время занятия узнали и закрепили навыки вокально-хоровой техники. Самое главное на занятии: достижение желания у детей воспринимать, пробовать и испытывать чувство радости от «повторяющейся» «кропотливой» работы над вокально-хоровыми навыками.

Ход занятия.

1

этап: Организационный момент.
Дети собираются в классе. Занимают свои места. Звучит аккорд (фортепиано), знакомый для детей (сигнал начала занятия). Тишина. Дети встают у своих мест в певческой позе. Педагог: Прежде чем поздороваться с вами, напоминаю: «Глаза - ?» Дети: «... это наше зеркало». Педагог: Поэтому, в приветствии, я увижу и читаю в ваших глазах, а вы в моих, как мы настроены на встречу». Пропевает: «Здравствуйте» (эмоционально, позитивно). Дети: пропевают «Здравствуйте». Педагог: «Как лучики солнца, тянутся к знаниям» (эмоционально, словами поддерживаю ребят)».
2



этап: Актуализация знаний «Голос - мой инструмент (певческие секреты)».
Педагог: «На каждом занятии, мы все больше узнаем певческих секретов». Для чего, дети? Дети: «Владеть своим голосом». Педагог: «А голос - наш...» Дети: «... инструмент, которым можно исполнять разную музыку - песни». Педагог: «У меня для вас приготовлен подарок - песня. А кто хочет (дети поднимают руку), может со мной исполнить и даже поиграть (ожидаю радостное согласие детей), но для того, чтобы исполнить песню, надо настроить голос. Начинаем настраивать голос - наш инструмент. Какой первый певческий секрет? Дети: «... певческая поза» (с помощью педагога перечисляют: ноги на ширине плеч, твердо стоят на полу. Голова - шея - грудь на одной линии). Садятся в певческой позе. Педагог: «Молодцы!» Следующий певческий секрет? Дети: Надо сделать разминку - гимнастику для певческого рта, губ, щек, языка.
3

этап: Артикуляционная гимнастика.
Педагог: «Молодцы!». Проверяем певческий рот - «домик». (Проводится артикуляционная гимнастика и педагог показывает, дети повторяют. Дети открывают рот на 4 пальца, открывая 4 верхних и нижних зуба). Показываем свои зубы - «заборчик». Начинается игра «Заборчик открыт, заборчик закрыт». Педагог: «Кто живет в домике - ротике?» (Дети закрывают зубы, открывают зубы - показывают язык).
Педагог: Язычок проснулся, потянулся.... (Дети поднимают кончик языка к небу). Педагог: И надо сделать? Дети: «... гимнастику». (Дети кончиком языка прокалывают верхнюю, нижнюю губу, щеки, «шинкуют» и «жуют язык»). Педагог: «Потрудился...». Упражнение: «Почистил заборчик». (Дети языком слева направо двигают по верхним зубам, затем по нижним). Педагог: «... а теперь отдохнул...». Упражнение: «Гоняется за мячиком». (Дети полностью языком слева направо быстро двигают по всем зубам).
4

этап: Активное усвоение

1.

Интонационно-фонетические

упражнения.

Голосовые

сигналы

доречевой

коммуникации. «Путешествие по зоопарку».
Педагог: ... разминку-гимнастику сделали, можно и отправиться в путешествие? (на пюпитре появляется иллюстрация зверей «зоопарк», которые участвуют в путешествии). Дети: «... в зоопарк». Педагог: «И поскакали в зоопарк?». Дети: «... на пони». (концертмейстер исполняет пьесу «Смелый наездник» Р. Шумана. Дети с помощью кончика языка делают под музыку щелчки, помогая острыми пальчиками рук, ударяя о колени). Педагог: «В зоопарке встречаем и здороваемся?» (показывает на пюпитре). Дети: «... со смешной мышкой». (Дети показывают: верхняя губа сильно поднимается наверх, оголяя зубы и десны). Педагог: «А еще кого?» Дети: «... грустную крыску». Смеются. (Дети показывают: нижняя губа сильно натянута вниз к подбородку). Педагог: «Берем с собой «Смешную мышку» и продолжаем путешествовать». (концертмейстер исполняет сокращенный вариант пьесы «Смелый наездник». Дети исполняют с помощью языка, открывая верхние зубы на улыбке и помогают руками). Педагог: (Внимание на иллюстрацию). «Кто собирается на бал?» (Иллюстрация: Обезьянка в бальном наряде с зеркалом). Дети: «... обезьянка».
Педагог: «Готовится к празднику, сделала себе массаж.... (Дети кончиками пальцев, постукивают и массируют по точкам - резонаторам лица). посмотрела в зеркало - удивилась, рассердилась - вытянула свои губки, обрадовалась и на лошадке поскакала на бал». (Дети кладут пальцы на брови, удивляясь, поднимают вверх брови, сердясь опускают брови, губы вытягивают вперед и прячут, пожевали верхнюю губу, затем нижнюю). Продолжение путешествия фрагментально. Щелчком языка продолжают изображать лошадку. Педагог: «А вот звери объединились в одном месте и даже дружат друг с другом (показывая иллюстрацию). Вы догадались? Дети: «... лев - царь зверей, змея, ехидная крыска, дикая кошка». Продолжается артикуляционная гимнастика с подключением голосовых сигналов до речевой коммуникации. (Дети исполняют: присаживаются и на счет от 1 до 10 постепенно поднимаясь от тихого звука до громкого, изображая льва, змею, ехидную крыску, дикую кошку. Извлекают звуки «А» в нижнем регистре; шипят «Ш» на сомкнутых зубах; «Ой-Х» - растягивая губы вверх; «А» в верхнем регистре. Звук «А» - большой рот на 4 пальца, оголяя зубы верхние и нижние. Каждое упражнение повторяют 3 раза, изображая руками. Педагог: «У нас необычный зоопарк. И самый большой, древний житель в нем?» Дети: «... динозавр». Педагог: Как мы можем его изобразить? Дети: «... голосом». (Дети исполняют: «У» - стокатто-голова, «У» - легато - шея; «О» - большое легато - туловище, «А» - нога, «Э» - нога, «Ы» - длинный колючий хвост - язык ленивый на нижней губе - скрип - «штробас»). Педагог: «Молодцы! Чудеса! Своим голосом мы можем изобразить все что угодно, даже динозавра. Наш динозаврик тоже любит путешествовать и очень любит кататься на кораблике по морю, а особенно вечером при закате солнца». Упражнение: «Динозаврик на кораблике». Язык на нижней губе - «штробас» со звуком «А» в нижнем регистре, затем в разных тональностях показывая руками (концертмейстер дает аккорд ля мажор вверх и вниз до ми мажора). Педагог: «Солнце встало, и утром динозаврик с удовольствием делает заплыв». Упражнение: «Динозаврик плавает» Язык на нижней губе - «штробас», в верхнем регистре и показывая руками. Мелкое движение пальцев рук - «штробас», изображая динозаврика; звуки «А» - показывая руками через голову, как бы «заплывая». Педагог: «Продолжаем путешествовать с динозавриком на машине с остановками в разных интересных местах».
Упражнение: «Динозаврик на машине». Вибрация губ по трем звукам постепенно вниз, с остановкой на 3 звуке «Ы» - верхняя губа приподнята, собраны в вокальной позиционной точке в нижнем, в верхнем регистре, показывая руками. Педагог: «По дороге встретили маленьких обезьянок. Где же их можно встретить в жизни? Дети: «... в Африке, на Кипре, Египте». Педагог: «Правильно! Молодцы!». (Предлагаю вместе с обезьянками порезвиться, покачаться на качелях - лианах). Упражнение: «Обезьянка на качелях». Встают - наклоняются, поднимаются с нижнего звука вверх в октаву с вибрацией губ, а потом со звуком «А», при этом работают брови - внизу опускаются, вверху - поднимаются, радуются. Педагог: «Все вместе поехали на машинах не совсем обычных - музыкальных». Упражнение: «Музыкальные машинки». Верхний регистр ч. 5 постепенно вверх и вниз, по тональностям от ля 1 октавы - губное вибрато). Педагог: «Обратите внимание. Когда же зажигают свечи? (иллюстрация на пюпитре) много свечей горит. Дети: «... на праздник! На День рождения». Педагог: «На Дне рождении загадывают желания и задувают свечи. И мы поможем жителям зоопарка задуть свечи, но свечи - музыкальные». Упражнение: «Поющие свечи». Перед собой ставят 5 пальцев, + на каждый выдувают губами звук «У» раздувая щеки, в пределах б. 3 в верхнем регистре. Педагог: «Понравилось путешествие в зоопарк?» Дети: «... да. Там было весело и интересно».
2. Вокально-хоровая работа. «Путешествие в музыкальный лес».
Педагог: Звери помогли нам вспомнить певческие секреты, сделать разминку и мы готовы побывать? (Пюпитр - смена иллюстрации «музыкальный лес»). Дети: «... в музыкальном лесу». Педагог: «И встретиться с нашими?». Дети: «... друзьями».
Педагог: «На каком виде транспорта отправляемся?» Дети: «... на паровозе». Педагог: «Приготовились». Упражнение: «Едет, едет паровоз». Дети поворачиваются на стульях и кубах к зеркалу, следят за своей артикуляцией и мимикой, готовят вагончики - руки сгибаются в локтях, исполняют, показывая руками и ногами, изображая в позе - машиниста «рыжий пес» (с разной скоростью - темпом, с разной динамикой). Педагог: «Вот уже на горизонте лес, но там ночь, все спят, подъезжаем потише, никого не напугать». Дети исполняют «Едет, едет паровоз» на пиано (при этом четко работается артикуляция и дикция). Педагог: «Не спит, лишь только, филин». Упражнение: «Филин». Дети изображают рукой на одном звуке «филин сидит на ветке». Педагог (пропевает на одном звуке - дается певческий тон детям): «Филин сидит в темном лесу». Дети (продолжают): «У» - легато, «У» - стаккато. «Ух» - легато, руки у щек, подбородок низко опускается; на звук «X» - губы поднимают вверх, руки поднимаются вверх, как бы «крылья раскрываются». Внимание на начало исполнения (ауфтакт - задержка). Дети удивляются - увидели филина. Педагог: «Дети, вы заметили, на другой, повыше ветке сидит маленький филин и он тоже хочет с вами познакомиться». Дети: «... да, заметили, а как познакомиться?» Педагог: Вы - большой филин все вместе, а я- маленький филин - одновременно изобразим голосом. Вы - пониже, а я повыше. (Педагог и дети исполняют в б. 3, 2-х голосие). Педагог: «Дети, вы слышали маленького филина?» Дети: «... да, это красиво!» Педагог: «Но, в лесу наступает утро, поднимается заря и мы здороваемся с солнцем». Упражнение: «Солнышко ясное». (Дети и педагог) Педагог: вопрос: «Кто светит нам издалека? Кто раньше всех ложиться спать? Кто красит яблочкам бока?».
Дети: в ответ, присаживаясь с голосом одновременно изображают солнце - эмоционально отвечая: «Солнышко ясное». Педагог: «Встало солнце и зажурчали музыкальные ручьи». «Каждый из вас ручеек: руки на живот, следим как появится ручеек, не забываем улыбаться и удивляться как появляется ручеек». Упражнение: «Поющий ручеек». На звук «Ю» на улыбке следим за певческой позой, не поднимаем плечи настраиваются на 1 звуке. Педагог: «Послушали и соединили все свои чистые ручейки и получилось?». Дети: «... большая река». Педагог: «... со своей красивой мелодией». Продолжают упражнение: «Поющий ручеек». На звук «Ю» - фрагмент песни «Красная шапочка» из к/ф «Красная шапочка», показывая движение мелодии руками, как бы рисуя. Педагог: «Со всеми встретились в лесу?» Дети: (смотрят иллюстрацию на пюпитре) «... дроздок с молодиченькой». Педагог: «Проверили щечки». (Дети руками держат у щек, щеки проваливаются во внутрь, подбородок свободный) Педагог: «Дроздок с каким настроением?» Дети: «... радостным». Педагог: «Открыли верхние зубки - улыбка». Дроздок скачет - остренько, а молодиченька? Дети: ... плавно (руками помогают). Педагог! «И так - приготовились, увидели дроздка (ауфтакт - задержка дыхания)». Упражнение: «Скок, скок, поскок». Педагог: «А теперь повернитесь друг другу парами и попробуйте рассказать голосом и глазами - какой дроздок и молодиченька». (Дети исполняют. Такое исполнение вызывает у детей «море» дополнительных, положительных эмоций).
3. Исполнительский.
Педагог: «Молодцы! Хорошо потрудились». И в дар вам обещанный подарок! (Показывает красиво оформленный подарочный конверт. Один из детей открывает, показывает детям фотографию с изображением поющих детей в младшем возрасте выпускников Хор-класс «Стиль» концертный номер «Звуки музыки»). Педагог: Что увидели на фотографии? Дети: «... дети поют песню». Педагог: А это дети - бывшие ученики нашего Хор-класс «Стиль».
А какую песню? Внимание на экран! (На экране видеоматериал из архива коллектива Хор-класс «Стиль» концертный номер «Звуки музыки». После просмотра - аплодисменты детей с помощью педагога). Педагог: «По вашим аплодисментам и радостным глазам, я поняла - вам понравилась песня. А кто хочет сейчас же попытаться исполнить песню?» Педагог: «Приготовились». (Включается фонограмма (минус), педагог и ребята исполняют по тому же принципу постановки видеоматериала «Звуки музыки»). Педагог: «Подарки получаешь и испытываешь радостные чувства. А вы любите дарить подарки?» Дети: «... да» (эмоции переполняют детей, рассказывают какие подарки они дарят). Педагог: А как вы думаете, мы можем подарить песню «Звуки музыки» другим людям, зрителям? Дети: «... нет!» Педагог: «Почему?» Дети: «Мы песню, как подарок не успели приготовить!» Педагог: А что для этого надо сделать? Дети: ...потрудиться, репетировать много раз!
5 этап: Рефлексия.
Педагог: Правильно, вот этим мы с вами и займемся на следующем занятии. А для того, чтобы быстрее получился подарок, нам надо хорошо научиться владеть своим голосом - инструментом. А как мы знаем, у нас есть секреты. Какие? Дети: ... певческие. Педагог: Вам домашнее задание. Дома перед зеркалом - проверьте свою певческую позу, стоя, сидя; певческий рот и вам пусть помогут наши друзья - звери из зоопарка и музыкального леса. Какие? Дети (перечисляют). Звучит аккорд. (Знакомый для детей сигнал конца занятия). Педагог: «До свидания!» (глаза и лицо с положительными эмоциями). Дети: «... до свидания!» Звучит «Звуки музыки» Д. Роджерса. Дети расходятся.


В раздел образования