Автор: Захарова Татьяна Васильевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 57" Населённый пункт: г. Новоуральск Свердловская обл. Наименование материала: Методическая разработка занятия младшей группы образцового коллектива Хор-класс "Стиль" Тема: Мой голос - мой инструмент Раздел: дополнительное образование
педагога дополнительного образования МАОУ «СОШ № 57»,
Захаровой Татьяны Васильевны
Цель занятия: Формирование и совершенствование вокально-хоровых навыков
посредством фонопедической работы с голосом.
Задачи:
образовательная - освоить навыки вокально-хоровой техники;
воспитательная
-
воспитать
исполнительскую
сценическую
культуру
пения;
развивающая - развивать интерес к хоровому пению и исполнительской
сценической деятельности.
Тип занятия - повторение и закрепление вокально-хоровых навыков. Тема рассчитана
на одно занятие. Возраст детей 7 лет.
Формы деятельности: коллективная, игровая.
Методы:
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный
(беседа,
вопрос-ответ,
введение
нового
понятия,
образные
сравнения);
объяснительно-иллюстративный (репродуктивный, эвристический).
Занятие по данной теме можно варьировать, в зависимости от поставленной
задачи и цели в работе над вокально-хоровыми навыками.
Этапы занятия:
организационный,
актуализация знаний,
артикуляционная гимнастика,
активное усвоение знаний. «Путешествие по зоопарку»,
вокально-хоровая работа. «Путешествие в музыкальный лес»,
исполнительский. «Звуки музыки» Д. Роджерс,
рефлексия.
Зрительный ряд:
1.
Иллюстрация «Зоопарк».
2.
Иллюстрация «Музыкальный лес».
3.
Конверт-фотография «Звуки музыки».
4.
Видео-ролик концертного номера «Звуки музыки».
Оборудование: пюпитр, экран, фортепиано, музыкальный центр, зеркало.
Рефлексия:
Дети
в
игровой,
увлекательной
форме
во
время
занятия
узнали
и
закрепили навыки вокально-хоровой техники.
Самое
главное
на
занятии:
достижение
желания
у
детей
воспринимать,
пробовать и испытывать чувство радости от «повторяющейся» «кропотливой» работы
над вокально-хоровыми навыками.
Ход занятия.
1
этап: Организационный момент.
Дети собираются в классе.
Занимают свои места.
Звучит аккорд (фортепиано), знакомый для детей (сигнал начала занятия).
Тишина. Дети встают у своих мест в певческой позе.
Педагог: Прежде чем поздороваться с вами, напоминаю: «Глаза - ?» Дети: «... это наше
зеркало».
Педагог: Поэтому, в приветствии, я увижу и читаю в ваших глазах, а вы в моих, как мы
настроены на встречу».
Пропевает: «Здравствуйте» (эмоционально, позитивно).
Дети: пропевают «Здравствуйте».
Педагог:
«Как
лучики
солнца,
тянутся
к
знаниям»
(эмоционально,
словами
поддерживаю ребят)».
2
этап: Актуализация знаний «Голос - мой инструмент (певческие секреты)».
Педагог: «На каждом занятии, мы все больше узнаем певческих секретов». Для чего,
дети?
Дети: «Владеть своим голосом».
Педагог: «А голос - наш...»
Дети: «... инструмент, которым можно исполнять разную музыку - песни».
Педагог: «У меня для вас приготовлен подарок - песня. А кто хочет (дети поднимают
руку), может со мной исполнить и даже поиграть (ожидаю радостное согласие детей),
но для того, чтобы исполнить песню, надо настроить голос. Начинаем настраивать
голос - наш инструмент. Какой первый певческий секрет?
Дети: «... певческая поза» (с помощью педагога перечисляют: ноги на ширине плеч,
твердо стоят на полу. Голова - шея - грудь на одной линии). Садятся в певческой позе.
Педагог: «Молодцы!» Следующий певческий секрет?
Дети: Надо сделать разминку - гимнастику для певческого рта, губ, щек, языка.
3
этап: Артикуляционная гимнастика.
Педагог:
«Молодцы!».
Проверяем
певческий
рот
-
«домик».
(Проводится
артикуляционная гимнастика и педагог показывает, дети повторяют. Дети открывают
рот
на
4
пальца,
открывая
4
верхних
и
нижних
зуба).
Показываем
свои
зубы
-
«заборчик».
Начинается игра «Заборчик открыт, заборчик закрыт».
Педагог: «Кто живет в домике - ротике?» (Дети закрывают зубы, открывают зубы -
показывают язык).
Педагог: Язычок проснулся, потянулся.... (Дети поднимают кончик языка к небу).
Педагог: И надо сделать?
Дети: «... гимнастику».
(Дети кончиком языка прокалывают верхнюю, нижнюю губу, щеки, «шинкуют» и
«жуют язык»).
Педагог: «Потрудился...».
Упражнение: «Почистил заборчик».
(Дети языком слева направо двигают по верхним зубам, затем по нижним).
Педагог: «... а теперь отдохнул...».
Упражнение: «Гоняется за мячиком».
(Дети полностью языком слева направо быстро двигают по всем зубам).
4
этап: Активное усвоение
1.
Интонационно-фонетические
упражнения.
Голосовые
сигналы
доречевой
коммуникации. «Путешествие по зоопарку».
Педагог: ... разминку-гимнастику сделали, можно и отправиться в путешествие? (на
пюпитре
появляется
иллюстрация
зверей
«зоопарк»,
которые
участвуют
в
путешествии).
Дети: «... в зоопарк».
Педагог: «И поскакали в зоопарк?».
Дети: «... на пони».
(концертмейстер исполняет пьесу «Смелый наездник» Р. Шумана. Дети с помощью
кончика языка делают под музыку щелчки, помогая острыми пальчиками рук, ударяя о
колени).
Педагог: «В зоопарке встречаем и здороваемся?» (показывает на пюпитре).
Дети: «... со смешной мышкой».
(Дети показывают: верхняя губа сильно поднимается наверх, оголяя зубы и десны).
Педагог: «А еще кого?»
Дети: «... грустную крыску». Смеются.
(Дети показывают: нижняя губа сильно натянута вниз к подбородку).
Педагог: «Берем с собой «Смешную мышку» и продолжаем путешествовать».
(концертмейстер исполняет сокращенный вариант пьесы «Смелый наездник». Дети
исполняют с помощью языка, открывая верхние зубы на улыбке и помогают руками).
Педагог: (Внимание на иллюстрацию). «Кто собирается на бал?»
(Иллюстрация: Обезьянка в бальном наряде с зеркалом).
Дети: «... обезьянка».
Педагог: «Готовится к празднику, сделала себе массаж....
(Дети кончиками пальцев, постукивают и массируют по точкам - резонаторам лица).
посмотрела в зеркало - удивилась, рассердилась - вытянула свои губки, обрадовалась и
на лошадке поскакала на бал».
(Дети кладут пальцы на брови, удивляясь, поднимают вверх брови, сердясь опускают
брови, губы вытягивают вперед и прячут, пожевали верхнюю губу, затем нижнюю).
Продолжение путешествия фрагментально. Щелчком языка продолжают изображать
лошадку.
Педагог: «А вот звери объединились в одном месте и даже дружат друг с другом
(показывая иллюстрацию). Вы догадались?
Дети: «... лев - царь зверей, змея, ехидная крыска, дикая кошка».
Продолжается артикуляционная гимнастика с подключением голосовых сигналов до
речевой коммуникации.
(Дети исполняют: присаживаются и на счет от 1 до 10 постепенно поднимаясь от
тихого
звука
до
громкого,
изображая
льва,
змею,
ехидную
крыску,
дикую
кошку.
Извлекают звуки «А» в нижнем регистре; шипят «Ш» на сомкнутых зубах; «Ой-Х» -
растягивая губы вверх; «А» в верхнем регистре. Звук «А» - большой рот на 4 пальца,
оголяя зубы верхние и нижние. Каждое упражнение повторяют 3 раза, изображая
руками.
Педагог: «У нас необычный зоопарк. И самый большой, древний житель в нем?»
Дети: «... динозавр».
Педагог: Как мы можем его изобразить?
Дети: «... голосом».
(Дети исполняют: «У» - стокатто-голова, «У» - легато - шея; «О» - большое легато -
туловище, «А» - нога, «Э» - нога, «Ы» - длинный колючий хвост - язык ленивый на
нижней губе - скрип - «штробас»).
Педагог: «Молодцы! Чудеса! Своим голосом мы можем изобразить все что угодно,
даже динозавра. Наш динозаврик тоже любит путешествовать и очень любит кататься
на кораблике по морю, а особенно вечером при закате солнца».
Упражнение: «Динозаврик на кораблике». Язык на нижней губе - «штробас» со звуком
«А»
в
нижнем
регистре,
затем
в
разных
тональностях
показывая
руками
(концертмейстер дает аккорд ля мажор вверх и вниз до ми мажора).
Педагог: «Солнце встало, и утром динозаврик с удовольствием делает заплыв».
Упражнение: «Динозаврик плавает» Язык на нижней губе - «штробас», в верхнем
регистре и показывая руками. Мелкое движение пальцев рук - «штробас», изображая
динозаврика; звуки «А» - показывая руками через голову, как бы «заплывая».
Педагог: «Продолжаем путешествовать с динозавриком на машине с остановками в
разных интересных местах».
Упражнение: «Динозаврик на машине». Вибрация губ по трем звукам постепенно вниз,
с
остановкой
на
3
звуке
«Ы»
-
верхняя
губа
приподнята,
собраны
в
вокальной
позиционной точке в нижнем, в верхнем регистре, показывая руками.
Педагог: «По дороге встретили маленьких обезьянок. Где же их можно встретить в
жизни?
Дети: «... в Африке, на Кипре, Египте».
Педагог: «Правильно! Молодцы!».
(Предлагаю вместе с обезьянками порезвиться, покачаться на качелях - лианах).
Упражнение: «Обезьянка на качелях». Встают - наклоняются, поднимаются с нижнего
звука вверх в октаву с вибрацией губ, а потом со звуком «А», при этом работают брови
- внизу опускаются, вверху - поднимаются, радуются.
Педагог: «Все вместе поехали на машинах не совсем обычных - музыкальных».
Упражнение: «Музыкальные машинки».
Верхний регистр ч. 5 постепенно вверх и вниз, по тональностям от ля 1 октавы - губное
вибрато).
Педагог: «Обратите внимание. Когда же зажигают свечи? (иллюстрация на пюпитре)
много свечей горит.
Дети: «... на праздник! На День рождения».
Педагог: «На Дне рождении загадывают желания и задувают свечи. И мы поможем
жителям зоопарка задуть свечи, но свечи - музыкальные».
Упражнение: «Поющие свечи».
Перед собой ставят 5 пальцев, + на каждый выдувают губами звук «У» раздувая щеки,
в пределах б. 3 в верхнем регистре.
Педагог: «Понравилось путешествие в зоопарк?»
Дети: «... да. Там было весело и интересно».
2. Вокально-хоровая работа. «Путешествие в музыкальный лес».
Педагог: Звери помогли нам вспомнить певческие секреты, сделать разминку и мы
готовы побывать?
(Пюпитр - смена иллюстрации «музыкальный лес»).
Дети: «... в музыкальном лесу».
Педагог: «И встретиться с нашими?».
Дети: «... друзьями».
Педагог: «На каком виде транспорта отправляемся?»
Дети: «... на паровозе».
Педагог: «Приготовились».
Упражнение: «Едет, едет паровоз».
Дети поворачиваются на стульях и кубах к зеркалу, следят за своей артикуляцией и
мимикой, готовят вагончики - руки сгибаются в локтях, исполняют, показывая руками и
ногами, изображая в позе - машиниста «рыжий пес» (с разной скоростью - темпом, с
разной динамикой).
Педагог: «Вот уже на горизонте лес, но там ночь, все спят, подъезжаем потише, никого
не напугать».
Дети исполняют «Едет, едет паровоз» на пиано (при этом четко работается артикуляция
и дикция).
Педагог: «Не спит, лишь только, филин».
Упражнение: «Филин».
Дети изображают рукой на одном звуке «филин сидит на ветке».
Педагог (пропевает на одном звуке - дается певческий тон детям): «Филин сидит в
темном лесу».
Дети (продолжают): «У» - легато, «У» - стаккато.
«Ух» - легато, руки у щек, подбородок низко опускается; на звук «X» - губы поднимают
вверх, руки поднимаются вверх, как бы «крылья раскрываются». Внимание на начало
исполнения (ауфтакт - задержка).
Дети удивляются - увидели филина.
Педагог: «Дети, вы заметили, на другой, повыше ветке сидит маленький филин и он
тоже хочет с вами познакомиться».
Дети: «... да, заметили, а как познакомиться?»
Педагог: Вы - большой филин все вместе, а я- маленький филин - одновременно
изобразим голосом. Вы - пониже, а я повыше. (Педагог и дети исполняют в б. 3, 2-х
голосие).
Педагог: «Дети, вы слышали маленького филина?»
Дети: «... да, это красиво!»
Педагог: «Но, в лесу наступает утро, поднимается заря и мы здороваемся с солнцем».
Упражнение: «Солнышко ясное». (Дети и педагог)
Педагог: вопрос: «Кто светит нам издалека? Кто раньше всех ложиться спать? Кто
красит яблочкам бока?».
Дети:
в
ответ,
присаживаясь
с
голосом
одновременно
изображают
солнце
-
эмоционально отвечая: «Солнышко ясное».
Педагог: «Встало солнце и зажурчали музыкальные ручьи».
«Каждый из вас ручеек: руки на живот, следим как появится ручеек, не забываем
улыбаться и удивляться как появляется ручеек».
Упражнение: «Поющий ручеек». На звук «Ю» на улыбке следим за певческой позой,
не поднимаем плечи настраиваются на 1 звуке.
Педагог: «Послушали и соединили все свои чистые ручейки и получилось?». Дети: «...
большая река».
Педагог: «... со своей красивой мелодией».
Продолжают
упражнение:
«Поющий
ручеек».
На
звук
«Ю»
-
фрагмент
песни
«Красная шапочка» из к/ф «Красная шапочка», показывая движение мелодии руками,
как бы рисуя.
Педагог: «Со всеми встретились в лесу?»
Дети: (смотрят иллюстрацию на пюпитре) «... дроздок с молодиченькой».
Педагог: «Проверили щечки».
(Дети руками держат у щек, щеки проваливаются во внутрь, подбородок свободный)
Педагог: «Дроздок с каким настроением?» Дети: «... радостным».
Педагог:
«Открыли
верхние
зубки
-
улыбка».
Дроздок
скачет
-
остренько,
а
молодиченька? Дети: ... плавно (руками помогают).
Педагог! «И так - приготовились, увидели дроздка (ауфтакт - задержка дыхания)».
Упражнение: «Скок, скок, поскок».
Педагог: «А теперь повернитесь друг другу парами и попробуйте рассказать голосом и
глазами - какой дроздок и молодиченька».
(Дети
исполняют.
Такое
исполнение
вызывает
у
детей
«море»
дополнительных,
положительных эмоций).
3. Исполнительский.
Педагог: «Молодцы! Хорошо потрудились».
И в дар вам обещанный подарок!
(Показывает красиво оформленный подарочный конверт. Один из детей открывает,
показывает детям фотографию с изображением поющих детей в младшем возрасте
выпускников Хор-класс «Стиль» концертный номер «Звуки музыки»).
Педагог: Что увидели на фотографии? Дети: «... дети поют песню».
Педагог: А это дети - бывшие ученики нашего Хор-класс «Стиль».
А какую песню? Внимание на экран!
(На экране видеоматериал из архива коллектива Хор-класс «Стиль» концертный номер
«Звуки музыки». После просмотра - аплодисменты детей с помощью педагога).
Педагог: «По вашим аплодисментам и радостным глазам, я поняла - вам понравилась
песня. А кто хочет сейчас же попытаться исполнить песню?»
Педагог: «Приготовились».
(Включается фонограмма (минус), педагог и ребята исполняют по тому же принципу
постановки видеоматериала «Звуки музыки»).
Педагог: «Подарки получаешь и испытываешь радостные чувства. А вы любите дарить
подарки?»
Дети: «... да» (эмоции переполняют детей, рассказывают какие подарки они дарят).
Педагог: А как вы думаете, мы можем подарить песню «Звуки музыки» другим людям,
зрителям?
Дети: «... нет!» Педагог: «Почему?»
Дети: «Мы песню, как подарок не успели приготовить!» Педагог: А что для этого надо
сделать?
Дети: ...потрудиться, репетировать много раз!
5 этап: Рефлексия.
Педагог: Правильно, вот этим мы с вами и займемся на следующем занятии. А для
того, чтобы быстрее получился подарок, нам надо хорошо научиться владеть своим
голосом - инструментом. А как мы знаем, у нас есть секреты. Какие?
Дети: ... певческие.
Педагог: Вам домашнее задание. Дома перед зеркалом - проверьте свою певческую
позу, стоя, сидя; певческий рот и вам пусть помогут наши друзья - звери из зоопарка и
музыкального леса. Какие?
Дети (перечисляют).
Звучит аккорд. (Знакомый для детей сигнал конца занятия).
Педагог: «До свидания!» (глаза и лицо с положительными эмоциями).
Дети: «... до свидания!»
Звучит «Звуки музыки» Д. Роджерса. Дети расходятся.