Реализация программы формирования универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе
Автор: Семчук Надежда Ивановна Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная" Населённый пункт: Город Новый Уренгой Наименование материала: Статья Тема: Реализация программы формирования универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе Раздел: начальное образование
«Реализация программы формирования универсальных учебных
действий младших школьников в образовательном процессе»
Формирование УУД - это один из самых важных вопросов всей основной
образовательной программы начального общего образования.
Что же такое УУД. УУД – это действия, которые обеспечивают умения
учиться. Эти действия надо освоить.
Предметные знания перестали быть главными. Миссия школы (согласно
ФГОС) – воспитание гражданина России:
высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего
ответственность
за
настоящее
и
будущее
своей
страны,
отвечающего
требованиям
информационного
общества,
инновационной
экономики,
задачам
построения
демократического
гражданского
общества
на
основе
толерантности,
диалога
культур
и
уважения
многонационального,
поликультурного состава российского общества.
Для выполнения такой миссии перед учителями начальной школы встал
вопрос выбора УМК, который сможет выполнить все эти требования. Изучив
перечень универсальных учебных действий в стандартах второго поколения,
мы увидели, что он фактически совпадает с системой общеучебных умений в
Образовательной
системе
«Школа
2100»,
а
принятая
в
2004
году
терминология
отражает
требования
стандарта.
Ответ
на
вопрос
был
однозначен: это УМК «Школа 2100».
Программа формирования универсальных учебных действий направлена
на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу
Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала
общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных
действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса
и
обеспечивающей
школьникам
умение
учиться,
способность
к
саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как
освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках
отдельных
дисциплин,
так
и
сознательного,
активного
присвоения
ими
нового социального опыта.
Цель программы формирования УУД: обеспечение системного подхода
к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий.
Задачи программы:
1) определить ценностные ориентиры содержания образования на ступени
начального общего образования;
2)
показать
связь
личностных
результатов
и
универсальных
учебных
действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и
форм работы;
3)
определить
перечень
личностных
и
метапредметных
результатов
образования;
4) охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных
результатов и универсальных учебных действий;
5)
предложить
систему
типовых
задач
для
оценки
сформированности
универсальных учебных действий.
Следовательно, для того чтобы сформировать у обучающихся любое
универсальное учебное действие (УУД), каждый ученик должен пройти
следующий путь, состоящий из четырех этапов:
1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося
формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к
его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ
(алгоритм) выполнения соответствующего УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном
содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную
деятельность и систему воспитательной работы образовательного
учреждения, затем организуется самоконтроль его выполнения и, при
необходимости, коррекция;
4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного
УУД и его системное практическое использование в образовательной
практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Достигнуть этого можно, применяя в образовательном процессе такое
педагогическое средство, как дидактическая система деятельностного метода
обучения.
И т а к , что
же
дают
универсальные
учебные
действия?
О
н
и
:
-
обеспечивают
учащемуся
возможность
самостоятельно
осуществлять
деятельность
учения,
ставить
учебные
цели,
искать
и
использовать
необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и
о ц е н и в а т ь
у ч е б н у ю
д е я т е л ь н о с т ь
и
е е
р е з у л ь т а т ы ;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения
учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во
взрослой
жизни
обеспечивает
личности
готовность
к
непрерывному
образованию,
высокую
социальную
и
профессиональную
мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование
картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Целью Образовательной системы «Школа 2100» является формирование
функционально грамотной личности, где важнейшую роль играют не столько
предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты
деятельности школьников.
Результаты достигаются во-первых при изучении предметов, во-вторых, при
соблюдении технологий, и в третьих в случае использования проектов и
жизненных задач.
Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая.
Как же выглядит портрет функционально грамотной личности и портрет
выпускника ФГОС . Как видим портрет функционально грамотной личности
совпадает с пожеланиями проекта стандарта.
Перечислю совпадения:
•
Самостоятельность
•
Нестандартно мыслящий
•
Мотивированный к познанию
•
Гражданин
•
Толерантный
•
Умеющий общаться
Чётко представляя портрет выпускника начальной школы,
учитель
работает над формированием УУД и этому способствует линия развития
ученика средствами предмета.
Мы проанализировали, на формирование какого УУД больше всего
направлен тот или другой предмет.
Предмет
УУД
Русский язык
Личностные, коммуникативные, познавательные
Литературное чтение
Личностные, коммуникативные, познавательные
Математика
Познавательные, коммуникативные
Окружающий мир
Познавательные, личностные
Технология
Регулятивные, познавательные, личностные
Изобразительное
искусство, музыка
Личностные, коммуникативные
Информатика
П о з н а в а т е л ь н ы е ,
р е г у л я т и в н ы е ,
коммуникативные
Риторика
Коммуникативные, личностные, познавательные
Перед образовательным учреждением встала проблема разработки
инструментария
для
оценки
новых,
прежде
всего
метапредметных,
результатов.
На
этапе
предварительной
диагностики
использовали
специальные интегрированные проверочные работы по проверке некоторых
личностных и метапредметных результатов для 1-4 классов, которые созданы
в
рамках
Образовательной
системы
«Школа
2100».
В
таких
работах
контролируются не сами знания, а умения их использовать за пределами
предметов, на которых они получены.
В рамках образовательной системы «Школа 2100»для достижения нового
образовательного
результата
не
только
выстроена
система
общеучебных
умений, не только используются технологии, позволяющие эффективно их
развивать, но и сформирован понятийный алгоритм реализации заявленных
целей. На основе системы продуктивных заданий, заложенных в каждом
учебнике, формируются метапредметные результаты, и в конечном результате
будет достигнута цель образования – вырастить функционально грамотную
личность.
Известная притча гласит: чтобы накормить голодного человека можно
поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить
рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется
голодным.
Я считаю, что она очень точно отражает слова академика А. А. Леонтьева,
который отмечал, что главное не знания, а умение ими пользоваться. Для
этого педагогу необходимо принять новые цели образования, пропустить их
через себя, освоить образовательные технологии деятельностного типа. Это
нелегко,
но
сам
этот
процесс
необыкновенно
увлекателен
и
позволяет
каждому педагогу открыть в себе новые возможности и таланты.
Успехов в нашем нелёгком деле – создании нашего общего будущего!