Напоминание

"Метод проектов в преподавании ОМРК"


Автор: Яковлева Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Подъеланская СОШ"
Населённый пункт: Село Подъеланка, Усть-Илимского района, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: "Метод проектов в преподавании ОМРК"
Раздел: начальное образование





Назад





Метод проектов в преподавании ОМРК

Яковлева Елена Владимировна,

учитель начальных классов,

основы мировых религиозных культур,

МКОУ «Подъеланская СОШ»
Большое значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Воспитание человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план всегда выдвигалось нравственное формирование. Сегодня государство стремиться расширить воспитательное и образовательное культурно-историческое миропонимание учащихся через знакомство школьников с основами духовных и светских традиций многонациональной культуры России в курсе ОРКСЭ. Третий год я веду ОМРК. Самая большая проблема, которая возникает при преподавании – это нехватка времени. 40 минут в неделю – этого так мало, чтобы рассказать о нравственных ценностях человечества, накопленных веками. Поэтому очень часто применяю метод проектно-исследовательской деятельности, который позволяет выйти за рамки урока и «погрузиться» в тему. Осуществляя исследования и проекты, обучающиеся имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний. В этом случае велика вероятность того, что добытые знания превратятся в убеждения. Метод проектов уникален, так как ориентирован на достижение целей самих учащихся. Он эффективен, так его структура естественным образом совпадает со структурой учебной деятельности, и направлен на получение практического результата. Его можно применять в урочной и внеурочной деятельности. На уроках для каждого ребёнка всегда найдётся проект по силам: кто-то умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, у кого-то отлично развиты память и воображение, кто-то быстро осваивает работу с программами за компьютером, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Поэтому здесь не может быть неуспевающих - в процессе обучения заложена «ситуация успеха». Такая деятельность нравится детям, они начинают самостоятельно отслеживать свои успехи в развитии, у них формируется чувство собственного достоинства. А если совсем коротко ответить на вопрос – что такое проектная деятельность, то можно сказать, что «проект – это пять П»: Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация. Напрашивается, конечно, ещё одно П – это Портфолио проекта.
Проблема.
Это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация в виде противоположных позиций в объяснении явлений, объектов, процессов, разрешение которой является целью проекта. Здесь следует сформулировать основополагающий вопрос, который должен легко запоминаться, не иметь единственного и очевидного «правильного» ответа, вызывать интерес у обучающихся и предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому материалу.
Проектирование.
Выбирается тема проекта. Важно, чтобы формулировка темы проекта привлекала внимание детей, была неординарной и запоминающейся. Далее следуют: формулировка вопросов учебной темы (проблемных вопро сов), поддерживающих и обеспечивающих ответ на основополагающий вопро с;
формулирование гипотезы; целей и задач исследования. Проблемные вопросы являются конкретными предметными и тематическими предпосылками к формированию ответов на основополагающие вопросы. Гипотеза – предположение. Которое нуждается в подтверждении или опровержении. Она может быть самой невероятной, главное, чтобы ребёнку было интересно её опровергать или подтверждать. П о д целью понимается желаемый и конечный результат проекта. В учебной деятельности делается акцент на коммуникативные навыки. Поэтому важно помочь детям в определении общей цели и в прогнозировании результатов совместной проектной деятельности. Под задачами понимается выработка определённой последовательности действий – шагов для достижения цели, осуществление выбора путей и средств её достижения.
Поиск информации.
На этом этапе формируется всё то, что ребёнок знает и хочет узнать по теме своего проекта. Подбираются пути и методы исследования.
Продукт
(результат) проектной деятельности. Продуктом могут являться материальные и информационные (в том числе электронные) объекты. На этом этапе необходимо помочь ребёнку осуществлять контроль и корректировку выполнения проекта, провести самоанализ.
Презентация.
Презентация проектов осуществляется в праздничной обстановке, приглашаются родственники и друзья обучающихся. Для представления ребёнок может воспользоваться записями в тетради проектов.
Портфолио

проекта.
В специальную папку складываются все материалы проекта, а также фото- и видеосъёмка, презентации обучающегося.
Оценка результатов проекта.
При использовании метода проектов существуют два реальных результата проделанной работы. Первый (скрытый) – педагогический эффект от включения школьников в процесс «добывания знаний» и их логическое применение. Вторая составляющая оценки результата – собственно та видимая часть «айсберга», которая и является выполненным проектом. Причём оценивается не объём усвоенной информации, а её применение в деятельности для достижения поставленной цели. После завершения работы над проектом надо предоставить ребёнку возможность рассказать о своей работе, показать то, что у него получилось, и его обязательно похвалить.
Рефлексия

результатов

проекта
– важный заключительный э т а п , способствующий осмыслению учеником собственных действий. Обучающий осознаёт сделанное, применённые им способы деятельности, ещё раз обдумывает, как было проведено исследование. По окончании проекта проводится занятие, на котором обучающиеся осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: «Чему я научился?», «Чего я достиг?», «Что сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?».
Литература
1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, Просвещение, 2011год. 2. Тур С.Н., Васюкова Е.И. Духовно-нравственное воспитание. Тетрадь проектов. 4 класс. Санкт-Петербург. БХВ-Петербург, 2011 год.
3. Тюляева Т.И. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе: теоретическое обоснование и практические решения (Образование в поликультурном обществе: территория диалога религий). Москва, Дрофа, 2012 год.


В раздел образования