Напоминание

Инновационные подходы к формированию читательской компетентности младших школьников


Автор: Такич Лариса Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ гимназия № 87
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные подходы к формированию читательской компетентности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





Инновационные подходы к формированию

читательской компетентности младших школьников.
Жизнь в современном мире требует от человека принятия быстрых и нестандартных решений, умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески решать ее. Перед человеком стоит проблема усвоения огромного объема информации, которая к 2013 году возрастет в 4 раза по сравнению с 1990 годом, а к 2040-в 32 раза. Чтобы быть в курсе научных новостей, в год человек должен прочитывать столько, сколько раньше, он прочитывал за всю жизнь. 95% людей читает медленно-180-200 слов в минуту. Что делать для того, чтобы дети полюбили читать, читали быстро, вдумчиво. Этот вопрос волнует родителей, учителей, библиотекарей. Читающие нации создаются из читающих детей. Содействие становлению ребенка-читателя есть общенациональная задача, определяющая перспективы духовно-нравственного и интеллектуального развития Ро ссии, конструктивного освоения ценностей информационного общества. Любой ребенок полюбит родную речь, будет стремиться ею овладеть и ею пользоваться, если его правильно учат не просто раскодировать текст «на скорость», а читать книги по выбору, не все подряд, а то, что нужно, полезно, интересно, словом читать, общаясь с мудрецами. Хотя быстро читать - это тоже важно. Примерами могут служить Наполеон, который читал 2000 сл / мин, М. Горький-4000 сл / мин, Бальзак прочитывал роман в 200 страниц за полчаса. Современный социум меняет наши представления о книге как о главном источнике информации. Проблемами формирования ребенка-читателя сегодня является недостаточность внимания к чтению детьми литературы « для души», усиление влияния «электронной культуры» на чтение, каналов массовой коммуникации, которые оказывают влияние на отношение детей к книге, их читательские привычки и пристрастия. Электронная культура, видеопродукция и разнообразные мультимедиа являются конкурентами печатному слову. Есть все же позитивные факты. Эксперты Европейского союза, тестирующие учеников начальных классов разных стран и континентов установили, что выпускники начальной школы РФ занимают ведущие места по большинству позиций. В частности это скорость чтения. Именно скорость чтения и способность осмысливать прочитанное определяет уровень развития младшего школьника. Этот факт, по мнению европейских экспертов, свидетельствует о том, что потенциал развития человеческой личности в России пока достаточно высок. Оценивая сегодняшнее состояние чтения эксперты, работающие над Национальной программой поддержки и развития чтения, констатируют, что «современная ситуация подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». Социологи детского чтения отмечают общую тенденцию его снижения. Так, дети 9-11 лет читают плохо,
поэтому читают мало. Они с трудом справляются с обязательным списком по литературе, а чаще не читают и этих книг. Вторую группу составляют средне читающие дети. Они чаще читают некачественную литературу, издаваемую массовыми тиражами, или дешевые журналы, поэтому у них не наблюдается читательского роста. Третья группа- читающие дети, но их становится меньше. Известно, что если к 12 годам ребенок не становится активным читателем, то он не восполнит этого пробела никогда. Вот почему так важно учителям начальной школы активно работать над читательской компетентностью учащихся. В 2010-2011 году наша гимназия стала экспериментальной площадкой, работающей по новым образовательным стандартам. Данные стандарты предусматривают концепцию развития универсальных учебных действий, что создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей. Литературное чтение - осмысленная, творческая, духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания литературы, развитие эстетического восприятия. «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих учебных действий: -смыслообразование и самопознание через прослеживание «судьбы героя»; -самоопределение на основе сравнения «Я» с героями произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; -умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков героев; -умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; -умение устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев; -умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации. Уроки, организованные в форме диалога или дискуссии, прививают ученикам уважение к мнению собеседника, учат четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение. Формирование коммуникативных действий через задания «подготовь рассказ», «опиши», «объясни» проходит с детьми, объединенными в группы по 3-4 человека. Такой прием придает психологически полноценный характер деятельности детей, устраняет тягостную необходимость «рассказывать самому себе».Дети могут советоваться друг с другом, спорить, доказывать, действовать раскованно. Это близко к игровой деятельности и эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе резко повышает ее эффективность и способствует сохранению учебной мотивации. Для достижения беглого, осознанного чтения, расширения читательского кругозора учащимися ведутся «Дневники домашнего чтения», в которых ежедневно указывается автор, название произведения, количество прочитанных страниц (для каждого класса свое). Далее следует подпись родителей после пересказа им прочитанного их ребенком. Выбор
произведений делает сам ребенок с ненавязчивой помощью родителей, которые получают рекомендации от учителя на родительских собраниях. Таким образом литература не навязывается ребенку, а тактично предлагается. В преподавании любого предмета важна его связь с другими учебными дисциплинами-интегрированное обучение. Именно на начальной ступени в этом достигается эффективность, т.к. младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами. Такое обучение целесообразно строить на объединении близких областей знаний. Чтение как предмет включает, помимо литературных текстов, материалы по истории, краеведению, музыке, живописи и т.д., что способствует эмоциональному развитию личности ребенка, формированию его творческого мышления. Для достижения этих целей используются разные формы занятий(уроки-викторины, экскурсии, уроки-сказки), различные средства(художественная литература, изобразительное искусство, музыка, киноискусство, театр). Наши учащиеся регулярно посещают кукольный, молодежный, музыкальный театры. Примером интеграции литературного чтения и музыки может служить изучение произведений Пушкина, Бальмонта и Тютчева в 3 классе. Почувствовать мелодию стихов здесь помогает музыка, которую исполняет на флейте ученица. Ребята, в свою очередь, пытаются соотнести 3 разных музыкальных произведения с подходящим по настроению стихотворением. Одним из способов сделать чтение увлекательным - предложить поучаствовать в творческих проектах. Ребята занимались проектом «Книга в моем доме».Объектом «журналистского расследования»стали книги из домашней библиотеки. Итоги излагались участниками в форме статьи. Цель проекта- стимулировать интерес к книгам, к чтению, развивать творческие способности, навыки литературного письма, исследовательской работы. Ребята брали интервью у родных по следующим вопросам: -Есть ли в доме библиотека? -Какие книги в ней самые ценные? Почему? -Какие книги были любимыми в детстве? -О какой непрочитанной книге ты мечтал(а)? -На какого литературного героя хотел(а) бы быть похож(а)? Эта работа заставила взглянуть на близких с новой стороны. То, что старшие много читали в детстве, вызвало чувство гордости и уважения. Это ли не воспитание без поучения? Многие с удивлением узнали, представителей старшего поколения часто ругали за то, что они много читали. Самой саршей по возрасту книгой домашней библиотеки оказалось Библия 1897 года. Любимые персонажи-герои А.Гайдара, Л. Толстого, сказок А.С. Пушкина. На книжных полках была найдена «История ВКПб» и русско- французский словарь 1910 года. Многие участники проекта считают, что у них состоялось новое знакомство с домашней библиотекой, а некоторые нерадивые читатели признались, что даже не догадывались, что найдут на книжных полках столько интересного. Такого рода работа помогла поднять интерес к книгам, а значит и к чтению.
Недавно закончился конкурс на книжку-самоделку для школьной библиотеки. Он поставил воспитательные цели: формирование интереса к книге, воспитание бережного к ней отношения; образовательные: обучение поиску информации, правилам создания и оформления книги, знания об элементах книги; коррекционно-развивающие: приобретение навыков и умений работать с книгой, самостоятельного изготовления книги, развития коммуникативных навыков. Мотивацией данного конкурса стало желание быть нужным, помочь библиотеке, проявить свои способности. В результате кропотливого труда в библиотеке появились книги для любителей кроссвордов, сказки собственного сочинения. Теперь детям хочется чаще бывать в библиотеке,с гордостью останавливаясь возле своих работ. В результате такой работы очень возрос познавательный интерес ребят, который проявляется в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время. Примером внеурочной деятельности служит участие во всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», проводимой в г. Обнинск, где учащиеся достигли определенных результатов, став неоднократными лауреатами. Подводя итог всему сказанному, хочется надеяться, что книга «встроится» в современную электронную культуру и современное информационное общество и займет в нем достойное место.


В раздел образования