Инновационные подходы к формированию читательской компетентности младших школьников
Автор: Такич Лариса Анатольевна Должность: учитель Учебное заведение: МОУ гимназия № 87 Населённый пункт: г. Краснодар Наименование материала: статья Тема: Инновационные подходы к формированию читательской компетентности младших школьников Раздел: начальное образование
читательской компетентности младших школьников.
Жизнь в современном мире требует от человека принятия быстрых и
нестандартных
решений,
умения
адаптироваться
к
новым
ситуациям.
Обществу
нужен
человек,
самостоятельно
и
критически
мыслящий,
способный видеть проблему и творчески решать ее. Перед человеком стоит
проблема
усвоения
огромного
объема
информации,
которая
к
2013
году
возрастет в 4 раза по сравнению с 1990 годом, а к 2040-в 32 раза. Чтобы быть
в
курсе
научных
новостей,
в
год
человек
должен
прочитывать
столько,
сколько раньше, он прочитывал за всю жизнь.
95% людей читает медленно-180-200 слов в минуту. Что делать для того,
чтобы дети полюбили читать, читали быстро, вдумчиво. Этот вопрос волнует
родителей, учителей, библиотекарей.
Читающие нации создаются из читающих детей. Содействие становлению
ребенка-читателя есть общенациональная задача, определяющая перспективы
духовно-нравственного
и
интеллектуального
развития
Ро ссии,
конструктивного освоения ценностей информационного общества. Любой
ребенок
полюбит
родную
речь,
будет
стремиться
ею
овладеть
и
ею
пользоваться, если его правильно учат не просто раскодировать текст «на
скорость», а читать книги по выбору, не все подряд, а то, что нужно, полезно,
интересно, словом читать, общаясь с мудрецами. Хотя быстро читать - это
тоже важно. Примерами могут служить Наполеон, который читал 2000 сл /
мин, М. Горький-4000 сл / мин, Бальзак прочитывал роман в 200 страниц за
полчаса.
Современный социум меняет наши представления о книге как о главном
источнике
информации.
Проблемами
формирования
ребенка-читателя
сегодня является недостаточность внимания к чтению детьми литературы «
для души», усиление влияния «электронной культуры» на чтение, каналов
массовой коммуникации, которые оказывают влияние на отношение детей к
книге,
их
читательские
привычки
и
пристрастия.
Электронная
культура,
видеопродукция
и
разнообразные
мультимедиа
являются
конкурентами
печатному слову. Есть все же позитивные факты. Эксперты Европейского
союза,
тестирующие
учеников
начальных
классов
разных
стран
и
континентов установили, что выпускники начальной школы РФ занимают
ведущие места по большинству позиций. В частности это скорость чтения.
Именно скорость чтения и способность осмысливать прочитанное определяет
уровень развития младшего школьника. Этот факт, по мнению европейских
экспертов,
свидетельствует
о
том,
что
потенциал
развития
человеческой
личности в России пока достаточно высок. Оценивая сегодняшнее состояние
чтения эксперты, работающие над Национальной программой поддержки и
развития
чтения,
констатируют,
что
«современная
ситуация
подошла
к
критическому пределу пренебрежения чтением». Социологи детского чтения
отмечают общую тенденцию его снижения. Так, дети 9-11 лет читают плохо,
поэтому читают мало. Они с трудом справляются с обязательным списком по
литературе, а чаще не читают и этих книг. Вторую группу составляют средне
читающие дети. Они чаще читают некачественную литературу, издаваемую
массовыми тиражами, или дешевые журналы, поэтому у них не наблюдается
читательского
роста.
Третья
группа-
читающие
дети,
но
их
становится
меньше. Известно, что если к 12 годам ребенок не становится активным
читателем, то он не восполнит этого пробела никогда. Вот почему так важно
учителям
начальной
школы
активно
работать
над
читательской
компетентностью учащихся.
В
2010-2011
году
наша
гимназия
стала
экспериментальной
площадкой,
работающей
по
новым
образовательным
стандартам.
Данные
стандарты
предусматривают концепцию развития универсальных учебных действий, что
создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов
познавательной
деятельности,
общих
для
осуществления
познания
этих
предметных
областей.
Литературное
чтение
-
осмысленная,
творческая,
духовная
деятельность,
обеспечивает
освоение
идейно-нравственного
содержания литературы, развитие эстетического восприятия. «Литературное
чтение» обеспечивает формирование следующих учебных действий:
-смыслообразование и самопознание через прослеживание «судьбы героя»;
-самоопределение
на
основе
сравнения
«Я»
с
героями
произведений
посредством эмоционально-действенной идентификации;
-умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий
и поступков героев;
-умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом
целей коммуникации, особенностей слушателя;
-умение устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и
действий героев;
-умение
строить
план
с
выделением
существенной
и
дополнительной
информации.
Уроки, организованные в форме диалога или дискуссии, прививают
ученикам уважение к мнению собеседника, учат четко и грамотно выражать
свои мысли, аргументировать свое мнение. Формирование коммуникативных
действий через задания «подготовь рассказ», «опиши», «объясни» проходит с
детьми, объединенными в группы по 3-4 человека. Такой прием придает
психологически
полноценный
характер
деятельности
детей,
устраняет
тягостную
необходимость
«рассказывать
самому
себе».Дети
могут
советоваться друг с другом, спорить, доказывать, действовать раскованно.
Это
близко
к
игровой
деятельности
и
эмоционально
положительное
отношение учащихся к этой работе резко повышает ее эффективность и
способствует сохранению учебной мотивации.
Для
достижения
беглого,
осознанного
чтения,
расширения
читательского
кругозора
учащимися
ведутся
«Дневники
домашнего
чтения»,
в
которых
ежедневно
указывается
автор,
название
произведения,
количество
прочитанных страниц (для каждого класса свое). Далее следует подпись
родителей
после
пересказа
им
прочитанного
их
ребенком.
Выбор
произведений
делает
сам
ребенок
с
ненавязчивой
помощью
родителей,
которые получают рекомендации от учителя на родительских собраниях.
Таким образом литература не навязывается ребенку, а тактично предлагается.
В преподавании любого предмета важна его связь с другими учебными
дисциплинами-интегрированное обучение. Именно на начальной ступени в
этом
достигается
эффективность,
т.к.
младший
школьник
целостно
воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между
предметами. Такое обучение целесообразно строить на объединении близких
областей
знаний.
Чтение
как
предмет
включает,
помимо
литературных
текстов, материалы по истории, краеведению, музыке, живописи и т.д., что
способствует эмоциональному развитию личности ребенка, формированию
его творческого мышления. Для достижения этих целей используются разные
формы
занятий(уроки-викторины,
экскурсии,
уроки-сказки),
различные
средства(художественная
литература,
изобразительное
искусство,
музыка,
киноискусство,
театр).
Наши
учащиеся
регулярно
посещают
кукольный,
молодежный,
музыкальный
театры.
Примером
интеграции
литературного
чтения
и
музыки
может
служить
изучение
произведений
Пушкина,
Бальмонта
и
Тютчева
в
3
классе.
Почувствовать
мелодию
стихов
здесь
помогает музыка, которую исполняет на флейте ученица. Ребята, в свою
очередь,
пытаются
соотнести
3
разных
музыкальных
произведения
с
подходящим по настроению стихотворением.
Одним
из
способов
сделать
чтение
увлекательным
-
предложить
поучаствовать в творческих проектах. Ребята занимались проектом «Книга в
моем
доме».Объектом
«журналистского
расследования»стали
книги
из
домашней библиотеки. Итоги излагались участниками в форме статьи. Цель
проекта- стимулировать интерес к книгам, к чтению, развивать творческие
способности,
навыки
литературного
письма,
исследовательской
работы.
Ребята брали интервью у родных по следующим вопросам:
-Есть ли в доме библиотека?
-Какие книги в ней самые ценные? Почему?
-Какие книги были любимыми в детстве?
-О какой непрочитанной книге ты мечтал(а)?
-На какого литературного героя хотел(а) бы быть похож(а)?
Эта работа заставила взглянуть на близких с новой стороны. То, что старшие
много читали в детстве, вызвало чувство гордости и уважения. Это ли не
воспитание
без
поучения?
Многие
с
удивлением
узнали,
представителей
старшего поколения часто ругали за то, что они много читали. Самой саршей
по возрасту книгой домашней библиотеки оказалось Библия 1897 года.
Любимые персонажи-герои А.Гайдара, Л. Толстого, сказок А.С.
Пушкина. На книжных полках была найдена «История ВКПб» и русско-
французский словарь 1910 года. Многие участники проекта считают, что у
них состоялось новое знакомство с домашней библиотекой, а некоторые
нерадивые читатели признались, что даже не догадывались, что найдут на
книжных полках столько интересного. Такого рода работа помогла поднять
интерес к книгам, а значит и к чтению.
Недавно закончился конкурс на книжку-самоделку для школьной библиотеки.
Он
поставил
воспитательные
цели:
формирование
интереса
к
книге,
воспитание бережного к ней отношения; образовательные: обучение поиску
информации, правилам создания и оформления книги, знания об элементах
книги;
коррекционно-развивающие:
приобретение
навыков
и
умений
работать
с
книгой,
самостоятельного
изготовления
книги,
развития
коммуникативных навыков. Мотивацией данного конкурса стало желание
быть нужным, помочь библиотеке, проявить свои способности. В результате
кропотливого
труда
в
библиотеке
появились
книги
для
любителей
кроссвордов, сказки собственного сочинения. Теперь детям хочется чаще
бывать
в
библиотеке,с
гордостью
останавливаясь
возле
своих
работ.
В
результате такой работы очень возрос познавательный интерес ребят, который
проявляется в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во
внеурочное время. Примером внеурочной деятельности служит участие во
всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» Национальной
образовательной
программы
«Интеллектуально-творческий
потенциал
России», проводимой в г. Обнинск, где учащиеся достигли определенных
результатов, став неоднократными лауреатами.
Подводя итог всему сказанному, хочется надеяться, что книга
«встроится»
в
современную
электронную
культуру
и
современное
информационное общество и займет в нем достойное место.