Предмет: ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики», 4 класс.
Базовый учебник: ОРКСЭ «Основы светской этики»
М.Т.
Студеникин
4 класс, изд.
Русское слово
, Москва,
2012
год
Тема:
«
Дружба
»
Аннотация: Данный урок является четырнадцатым в модуле «Основы светской этики»
Технологии: личностно - ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающая, деятельностный подход.
При разработке урока использованы приемы технологии ТРКМ:
синквейн
, кластер «Дерево предсказаний»
Цель: формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и
жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы.
Задачи:
Образовательные: дать
представление
о
том,
какие
существуют
отношения
между
людьми,
уточнить
детские
представления о понятии «дружба» и «друг», научиться определять настоящую и ложную дружбу.
Развивающие:
научить
высказывать
своё
мнение;
анализировать
свои
мнения,
черты
характера;
прогнозировать
последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с
целью самопознания и дальнейшего саморазвития, развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить
их с общечеловеческими ценностями; развивать логическое и критическое мышление детей, требовательное отношение
к себе, к своему умению дружить, творческие способности, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения;
Воспитательные: убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе; в существовании
влияния друзей друг на друга; в необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; в том, что
сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него; воспитывать
стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.
Тип урока – изучение и первичное закрепление нового материала.
Оборудование: учебники, тетради, карточки-«настроение» с изображением смайликов, карточки со словами,
фонограмма песни «Настоящий друг» (сл. Е.Крылатова, муз. М. Пляцковского), толковый словарь С.И.Ожегова.
Предполагаемый результат
: понимание ценности дружбы и дружеских отношений; доброжелательное и эмоционально-
нравственное и отзывчивое понимание и сопереживание чувствам других людей.
Структура и ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Компетенции/аспекты
компетенции/ УДД
(Формируемые УУД)
ОЦЕНИВАНИЕ/
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
1.Организационны
й момент.
Учитель приветствует детей.
- Я рада видеть вас. Мне бы
хотелось,
что
сегодняшний
урок
прине сет
нам
вс ем
радо сть
общения
друг
с
д р у г о м .
Д а в а й т е
поприветствуем
друг
друга
улыбками.
Успехов
вам
и
удачи!
- Каким бы вы хотели видеть
наш
сегодняшний
урок?
С
каким
настроением
вы
его
начинаете?
«Просигнальте»
мне, пожалуйста.
Дети
поднимают
к а р т о ч к у
–
« н а с т р о е н и е »
в
в и д е
р а з н ы х
смайликов.
- планирование
учебного
сотрудничества с
учителем (К)
2.Сообщение темы
и цели урока –
«вызов»
- Ребята, сегодня у нас очень
интересная
и
серьёзная
тема
урока.
А
о
чём
мы
будем
говорить,
вы
узнаете,
когда
прослушаете песню.
При
затруднении
учитель
обращает внимание учащихся
к учебнику стр.32-33. рубрика
«Вы узнаете».
Учащиеся
слушают
песню
«Настоящий
д р у г » ,
с л .
Е.Крылатова,
м у з .
М .
Пляцковского.
Когда
учащиеся
песню
прослушают,
рассказывают
о чём поётся в
песне.
Ключевое слово
ДРУЖБА.
Дети
формулируют
т ем у
у р о к а ,
- извлечение
необходимой
информации из текста
песни (П)
- самоопределение (Л)
- смыслообразование
(Л)
- целеполагание (П)
- понимание
информации,
представленной в
неявном виде (П)
- принятие и
сохранение учебной
задачи (Р)
- планирование своих
действий (Р)
определяют
цели
и
задачи
урока.
3.Изучение нового
учебного
материала.
- Давайте послушаем
стихотворение «Что такое
дружба?»
- Как вы поняли из стих-ия,
что такое дружба?
Все
версии
(правильные
и
Хорошо
подготовленная
ученица читает
стихотворение:
« Что такое
дружба?»
Спросила я у
птицы.
-Это, когда коршун
Летит рядом с
синицей.
Спросила я у зверя:
« Что такое
дружба?»
- Это, когда зайцу
Лисицы бояться не
нужно.
А после спросила я у
девочки:
« Дружба что
такое?»
- Это что-то
огромное,
Радостное,
большое.
Это, когда ребята
все сразу,
- осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания в
устной форме (П)
- подведение под
понятие (П)
- интерпретация и
обобщение
информации (П)
- извлечение
необходимой
информации из
текстов (П)
- анализ и объяснение
понятий (П)
- сравнение понятий
(П)
- формулировка
выводов на основе
анализа объектов (П)
- выполнение
пробного действия (Р)
- фиксирование
индивидуального
Работа с текстом
учебника, с.32
н е п р а в и л ь н ы е )
у ч и т е л ь
записывает на доску, задавая
при
этом
вопрос:
все
ли
согласны
с
этими
идеями?
Е с л и
п о я в л я ю т с я
противоречивые
мнения,
на
д о с к е
ф и к с и р у ю т с я
и
альтернативные
идеи.
Все
версии записываются на доске
в виде «Дерева предсказаний».
(Приложение № 1)
Учитель
подводит
итог
и
дает
определение
понятию
«дружба».
-
Говорят,
что
«друг
это
тот,
кто
дарит
то,
что
тебе
самому дорого и жалко, когда
ты
словно
от
своего
сердца
отрываешь»
- Обратимся к учебнику и
узнаем,
что
такое
дружба.
Вместе играют.
Это, когда
мальчишки
Девчонок не
задирают.
Дружить должны
все на свете:
И звери, и птицы, и
дети!
Учащиеся
высказывают
свои
предположения,
п ы т а я с ь
д а т ь
определение
понятию
«ДРУЖБА».
затруднения в пробном
действии (Р)
- оценка учебных
действий в
соответствии с
поставленной задачей
(Р)
- учет разных мнений,
координирование в
сотрудничестве
разных позиций (К)
- выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью
(К)
- учет разных мнений
(К)
- аргументация своего
мнения (К)
- достижение
договоренностей и
согласование общего
решения (К)
- смыслообразование
(Л)
Работа с толковым
словарем.
Работа с учебником.
Беседа с опорой на
жизненный опыт.
Прочитайте
с.
32
и
найдите
определение
«Дружба»
(2
определения),
запишите
в
тетради.
- В толковом словаре Ожегова
дано такое толкование слову
ДРУГ. Друг - это тот, кто
связан с кем-нибудь взаимным
доверием, преданностью,
любовью.
- Как вы понимаете
выражение «взаимное
доверие»?
- Общность интересов?
- Привязанность?
-
Поработайте
с
учебником
с . 3 2 - 3 3
и
н а й д и т е
отличительные черты дружбы
по рядам:
-
1
ряд
избирательность,
2ряд – бескорыстность, 3ряд –
Учащиеся
самостоятельно
р а б о т а ю т
с
учебником, находят
определения
понятия
«ДРУЖБА»,
в ы п и с ы в а ю т
в
тетрадь.
о б щ н о с т ь
и н т е р е с о в
и
взаимная симпатия.
(Приложение № 2)
- Какие слова вы связываете со
словом «дружба»?
Дружба связывает не только
отдельных людей, но и целые
коллективы,
классы.
Есть
дружба
народов,
существуют
особые дружеские отношения
между странами.
- А зачем человеку друг?
-
Кто
может
быть
вашим
другом?
Дети отвечают на
вопросы,
объясняя,
как
они
понимают
эти определения.
Дети
работают
в
парах.
Ответы детей.
•
Д р у г
–
э т о
л ю б и м а я
к н и г а ,
-
С
какой
погодой
вы
бы
сравнили дружбу?
- С какими животными можно
связать слово «дружба»?
- Какие краски вы возьмете,
чтобы нарисовать дружбу?
которую читаешь, и
тебе
интересно
с
ней;
• друг – это мама,
которая обязательно
п ом оже т
т е б е
в
трудную минуту;
•
д р у г
–
э т о
школьный
учитель,
который
поможет
тебе
заглянуть
в
тайны знаний;
•
друг
–
это
твоя
любимая
игрушка,
к о т о р а я
т е б я
выслушает,
когда
тебе плохо.
Ответы детей.
4. Физминутка.
Игровое
упражнение для
объединения детей
в группы.
Ученики
встают
в
круг.
Учитель просит их прикрыть
глаза и не разговаривать друг
с
д р у г о м .
У ч и т е л ь
прикалывает
им
на
спину
маленькие рисунки (сказочные
- адекватное
использование
различных средств для
решения
коммуникационных
задач (К)
герои).
Учитель дает задание детям:
-
Найти «себе подобного» и
занять свои места за столами.
Разговаривать при этом нельзя.
Учитель
обращает
внимание
детей,
что
один
у ч е н и к
остался и обсуждает с ними
вопрос:
«Как
чувствует
себя
тот,
кто
остался
один
и
без
друзей».
Обсуждение.
-
К а к и е
т р у д н о с т и
в ы
и с п ы т ы в а л и
в о
в р е м я
выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без
помощи и поддержки?
Дети определяют,
за какой стол они
сядут.
Ответы детей.
- осознание
ответственности за
общее дело (Л)
5. Закрепление
изученного
материала.
- Случается, что ради дружбы
необходимо
п о с т у п и т ь с я
своими
личными
интересами.
Говоря
о
дружбе,
нельзя
не
сказать
и
о
таком
важном
понятии,
как
порядочность.
- осознание
ответственности за
общее дело (Л)
- осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания (П)
- извлечение
Анализ проблемной
ситуации
Порядочность лежит в основе
м н о г и х
ч е л о в е ч е с к и х
поступков.
Заступиться
за
младшего,
которого
обижают,
уступить
место
в
автобусе,
прийти
на
помощь
старому
человеку – все это проявления
п о р я д о ч н о с т и .
Л и ш ь
у
доброжелательного
человека
могут быть настоящие, верные,
надежные
друзья.
Друзья
на
всю жизнь.
-
Предлагаю
вам
послушать
притчу,
которая
называется
«Поступок друга»
(Приложение № 3)
- С каким вопросом обратился
человек к учителю?
- Что посоветовал мудрец?
- Как вы считаете, кого нужно
выбирать себе в друзья? Как
это выяснить?
Учащиеся слушают.
Ребята
отвечают
на вопросы.
Выражают
с во е
мнение, учитывают
д р у г и е
т о ч к и
необходимой
информации из
текстов (П)
- формулировка
выводов на основе
анализа проблемных
ситуаций (П)
- осуществление
синтеза, составление
целого из частей (П)
- подведение под
понятие (П)
- построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство (П)
- оценка учебных
действий в
соответствии с
поставленной задачей
(Р)
- выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью
(К)
Работа в
микрогруппах
- У кого из вас есть настоящие
друзья?
Почему вы считаете их
настоящими?
- А сейчас поработаем в
группах. У каждой группы на
столе лежит лист со словами,
обозначающими нравственные
качества личности.
Прочитайте, обсудите и
вычеркните те качества,
которыми настоящий друг
обладать не должен.
(Приложение №4)
- Какими качествами, по
вашему мнению, обладает
настоящий друг?
- А должны ли вы сами
обладать этими качествами?
Почему?
- Действительно, не зря
народная мудрость гласит:
«Найти хорошего друга – это
только половина дела: нужно
ещё и самому быть таким».
зрения.
Учащиеся
объединяются
и
р а б о т а ю т
в
микрогруппах.
Читают по-очереди
оставшиеся
слова
на листочках.
Учащиеся
высказывают
свои
мнения.
- адекватное
использование
речевых средств для
решения
коммуникационных
задач (К)
- формулирование и
аргументация своего
мнения в
коммуникации (К)
- учет разных мнений,
координирование в
сотрудничестве
разных позиций (К)
- использование
критериев для
обоснования своего
суждения (К)
- достижение
договоренностей о
правилах общения и
поведения,
сотрудничестве в
совместном решении
задачи, выполняя
разные роли в группе
- Как вы считаете, легко ли
быть хорошим и настоящим
другом?
(К)
- определение и
высказывание самых
простых, общих для
всех людей правил,
формулировка
выводов (Л)
- нравственно-
этическое оценивание
усваиваемого
содержания (Л)
- сопоставление
положительных и
отрицательных
поступков людей (Л)
- осознание
ответственности за
общее дело (Л)
5. Итог урока.
Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу.
Давайте
подведем
итоги.
Составьте синквейн по нашей
теме урока. Лучший вариант я
размещу на доске:
Ребята
составляют свои
синквейны.
Дружба.
Настоящая, лживая.
Создается,
укрепляется,
- контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности (Р)
- выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью
(К)
- формулирование и
аргументация своего
- Предлагаю каждому подвести
итог своей работы. Закончите
предложения:
Сегодня для меня было самым
интересным…
Я понял на уроке…
Я думаю, что…
-
Мне
хочется,
чтобы
у
каждого из вас было доброе,
верное, любящее сердце.
Чтобы вы научились дружить
друг с другом, помогать друг
другу
в
трудную
минуту
и
чтобы
вы
никогда
никого
не
обижали.
А
т е п е р ь
я
б ы
х о т е л а
завершить наш урок словами
ко т а
Л е о п о л ь д а : «Ребята,
давайте жить дружно!» (Дети
повторяют хором.)
разрушается.
Улей дружбой
крепок.
Друг.
Учащиеся
оценивают свою
работу.
мнения (К)
- использование
критериев для
обоснования своего
суждения (К)
- формулировка
выводов с пониманием
моральных норм и
этических требований
(Л)
6.
Домашнее
задание
- Предлагаю на выбор
несколько видов заданий для
выполнения дома. Каждый
выберет то задание, которое
понравится:
1). Выполнить задание 1 на с.
33 (У)
2). Нарисовать портрет своего
друга.
3). Подобрать пословицы о
дружбе.
- А на следующем уроке
узнаем, что значит быть
моральным и умеет ли такой
человек дружить.
Приложение № 1
Приложение № 2
- Избирательность – человек не может выбрать себе соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить,
достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не зря же говорят «Скажи
мне кто твой друг и я скажу кто ты».
- Бескорыстность – ещё одна отличительная черта дружбы. Это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.
Друзьям просто приятно во всем помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.
дружба
- Взаимная симпатия и общность интересов – это люди близкие по духу, поведению, увлечениям. Но это не означает,
что между друзьями нет отличий. Различия только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее.
- От себя хочу добавить – Отношение доверия – друзья доверяют секреты друг другу и сами могут хранить секреты
других.
Приложение № 3
ПОСТУПОК ДРУГА.
Однажды к учителю пришел человек, который был расстроен тем, что его друг начал его избегать. Он спросил:
- Учитель, мой друг меня избегает. Я думаю, ему наскучило мое общество. Как мне поступить?
- А ты считаешь себя до сих пор его другом?- спросил учитель.
- Конечно, - ответил человек.
- Тогда подойди к нему и спроси прямо о причине его поведения, - посоветовал мудрец,- и если увидишь в его словах
или глазах, что ты действительно ему наскучил, то лучшее, что ты можешь сделать как друг- освободить его от
необходимости избегать тебя, - уйти первым и не искать с ним встреч.
- А если он захочет вернуться, что лучшее, как друг, смогу я сделать?
- Не держать обиды,- сказал учитель.
Приложение № 4
Слова на карточках:
доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность,
скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм,
хвастовство, вежливость.