Напоминание

Технологическая карта урока


Автор: Кадырова Назия Файзрахмановна
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия №2"
Населённый пункт: г. Октябрьский РБ
Наименование материала: методическая разработка урока ОРКСЭ
Тема: Технологическая карта урока
Раздел: начальное образование





Назад





Технологическая карта урока Кадыровой Н.Ф.

Предмет:
ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики», 4 класс.
Базовый учебник:
ОРКСЭ «Основы светской этики» М.Т. Студеникин 4 класс, изд. Русское слово , Москва, 2012 год
Тема:


« Дружба »
Аннотация:
Данный урок является четырнадцатым в модуле «Основы светской этики»
Технологии:
личностно - ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающая, деятельностный подход.
При разработке урока использованы приемы технологии ТРКМ:
синквейн , кластер «Дерево предсказаний»
Цель:
формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы.
Задачи:

Образовательные:
дать представление о том, какие существуют отношения между людьми, уточнить детские представления о понятии «дружба» и «друг», научиться определять настоящую и ложную дружбу.
Развивающие:
научить высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития, развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; развивать логическое и критическое мышление детей, требовательное отношение к себе, к своему умению дружить, творческие способности, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения;

Воспитательные:
убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе; в существовании влияния друзей друг на друга; в необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; в том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него; воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.
Тип урока
– изучение и первичное закрепление нового материала.
Оборудование:
учебники, тетради, карточки-«настроение» с изображением смайликов, карточки со словами, фонограмма песни «Настоящий друг» (сл. Е.Крылатова, муз. М. Пляцковского), толковый словарь С.И.Ожегова.
Предполагаемый результат

:
понимание ценности дружбы и дружеских отношений; доброжелательное и эмоционально- нравственное и отзывчивое понимание и сопереживание чувствам других людей.
Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Компетенции/аспекты

компетенции/ УДД

(Формируемые УУД)

ОЦЕНИВАНИЕ/

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

1.Организационны

й момент.
Учитель приветствует детей. - Я рада видеть вас. Мне бы хотелось, что сегодняшний урок прине сет нам вс ем радо сть общения друг с д р у г о м . Д а в а й т е поприветствуем друг друга
улыбками. Успехов вам и удачи! - Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. Дети поднимают к а р т о ч к у – « н а с т р о е н и е » в в и д е р а з н ы х смайликов. - планирование учебного сотрудничества с учителем (К)
2.Сообщение темы

и цели урока –

«вызов»
- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда прослушаете песню. При затруднении учитель обращает внимание учащихся к учебнику стр.32-33. рубрика «Вы узнаете». Учащиеся слушают песню «Настоящий д р у г » , с л . Е.Крылатова, м у з . М . Пляцковского. Когда учащиеся песню прослушают, рассказывают о чём поётся в песне. Ключевое слово ДРУЖБА. Дети формулируют т ем у у р о к а , - извлечение необходимой информации из текста песни (П) - самоопределение (Л) - смыслообразование (Л) - целеполагание (П) - понимание информации, представленной в неявном виде (П) - принятие и сохранение учебной задачи (Р) - планирование своих действий (Р)
определяют цели и задачи урока.
3.Изучение нового

учебного

материала.
- Давайте послушаем стихотворение «Что такое дружба?» - Как вы поняли из стих-ия, что такое дружба? Все версии (правильные и Хорошо подготовленная ученица читает стихотворение: « Что такое дружба?» Спросила я у птицы. -Это, когда коршун Летит рядом с синицей. Спросила я у зверя: « Что такое дружба?» - Это, когда зайцу Лисицы бояться не нужно. А после спросила я у девочки: « Дружба что такое?» - Это что-то огромное, Радостное, большое. Это, когда ребята все сразу, - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П) - подведение под понятие (П) - интерпретация и обобщение информации (П) - извлечение необходимой информации из текстов (П) - анализ и объяснение понятий (П) - сравнение понятий (П) - формулировка выводов на основе анализа объектов (П) - выполнение пробного действия (Р) - фиксирование индивидуального

Работа с текстом

учебника, с.32
н е п р а в и л ь н ы е ) у ч и т е л ь записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Е с л и п о я в л я ю т с я противоречивые мнения, на д о с к е ф и к с и р у ю т с я и альтернативные идеи. Все версии записываются на доске в виде «Дерева предсказаний».
(Приложение № 1)
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба». - Говорят, что «друг это тот, кто дарит то, что тебе самому дорого и жалко, когда ты словно от своего сердца отрываешь» - Обратимся к учебнику и узнаем, что такое дружба. Вместе играют. Это, когда мальчишки Девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и дети! Учащиеся высказывают свои предположения, п ы т а я с ь д а т ь определение понятию «ДРУЖБА». затруднения в пробном действии (Р) - оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р) - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - учет разных мнений (К) - аргументация своего мнения (К) - достижение договоренностей и согласование общего решения (К) - смыслообразование (Л)

Работа с толковым

словарем.

Работа с учебником.

Беседа с опорой на

жизненный опыт.
Прочитайте с. 32 и найдите определение «Дружба» (2 определения), запишите в тетради. - В толковом словаре Ожегова дано такое толкование слову
ДРУГ. Друг -
это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
-
Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? - Общность интересов? - Привязанность? - Поработайте с учебником с . 3 2 - 3 3 и н а й д и т е отличительные черты дружбы по рядам: - 1 ряд избирательность, 2ряд – бескорыстность, 3ряд – Учащиеся самостоятельно р а б о т а ю т с учебником, находят определения понятия «ДРУЖБА», в ы п и с ы в а ю т в тетрадь.
о б щ н о с т ь и н т е р е с о в и взаимная симпатия.
(Приложение № 2)
- Какие слова вы связываете со словом «дружба»? Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы. Есть дружба народов, существуют особые дружеские отношения между странами. - А зачем человеку друг? - Кто может быть вашим другом? Дети отвечают на вопросы, объясняя, как они понимают эти определения. Дети работают в парах. Ответы детей. • Д р у г – э т о л ю б и м а я к н и г а ,
- С какой погодой вы бы сравнили дружбу? - С какими животными можно связать слово «дружба»? - Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать дружбу? которую читаешь, и тебе интересно с ней; • друг – это мама, которая обязательно п ом оже т т е б е в трудную минуту; • д р у г – э т о школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; • друг – это твоя любимая игрушка, к о т о р а я т е б я выслушает, когда тебе плохо. Ответы детей.
4. Физминутка.

Игровое

упражнение для

объединения детей

в группы.
Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с д р у г о м . У ч и т е л ь прикалывает им на спину маленькие рисунки (сказочные - адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач (К)
герои). Учитель дает задание детям: - Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя. Учитель обращает внимание детей, что один у ч е н и к остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей». Обсуждение. - К а к и е т р у д н о с т и в ы и с п ы т ы в а л и в о в р е м я выполнения упражнения? - Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки? Дети определяют, за какой стол они сядут. Ответы детей. - осознание ответственности за общее дело (Л)
5. Закрепление

изученного

материала.
- Случается, что ради дружбы необходимо п о с т у п и т ь с я своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. - осознание ответственности за общее дело (Л) - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) - извлечение

Анализ проблемной

ситуации
Порядочность лежит в основе м н о г и х ч е л о в е ч е с к и х поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления п о р я д о ч н о с т и . Л и ш ь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. - Предлагаю вам послушать притчу, которая называется «Поступок друга»
(Приложение № 3)

-
С каким вопросом обратился человек к учителю? - Что посоветовал мудрец? - Как вы считаете, кого нужно выбирать себе в друзья? Как это выяснить? Учащиеся слушают. Ребята отвечают на вопросы. Выражают с во е мнение, учитывают д р у г и е т о ч к и необходимой информации из текстов (П) - формулировка выводов на основе анализа проблемных ситуаций (П) - осуществление синтеза, составление целого из частей (П) - подведение под понятие (П) - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П) - оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Работа в

микрогруппах
- У кого из вас есть настоящие друзья? Почему вы считаете их настоящими? - А сейчас поработаем в группах. У каждой группы на столе лежит лист со словами, обозначающими нравственные качества личности. Прочитайте, обсудите и вычеркните те качества, которыми настоящий друг обладать не должен.
(Приложение №4)
- Какими качествами, по вашему мнению, обладает настоящий друг? - А должны ли вы сами обладать этими качествами? Почему? - Действительно, не зря народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно ещё и самому быть таким». зрения. Учащиеся объединяются и р а б о т а ю т в микрогруппах. Читают по-очереди оставшиеся слова на листочках. Учащиеся высказывают свои мнения. - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) - использование критериев для обоснования своего суждения (К) - достижение договоренностей о правилах общения и поведения, сотрудничестве в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе
- Как вы считаете, легко ли быть хорошим и настоящим другом? (К) - определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил, формулировка выводов (Л) - нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания (Л) - сопоставление положительных и отрицательных поступков людей (Л) - осознание ответственности за общее дело (Л)
5. Итог урока.

Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Составьте синквейн по нашей теме урока. Лучший вариант я размещу на доске: Ребята составляют свои синквейны. Дружба. Настоящая, лживая. Создается, укрепляется, - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - формулирование и аргументация своего
- Предлагаю каждому подвести итог своей работы. Закончите предложения: Сегодня для меня было самым интересным… Я понял на уроке… Я думаю, что… - Мне хочется, чтобы у каждого из вас было доброе, верное, любящее сердце. Чтобы вы научились дружить друг с другом, помогать друг другу в трудную минуту и чтобы вы никогда никого не обижали. А т е п е р ь я б ы х о т е л а завершить наш урок словами ко т а Л е о п о л ь д а :
«Ребята,

давайте жить дружно!»
(Дети повторяют хором.) разрушается. Улей дружбой крепок. Друг. Учащиеся оценивают свою работу. мнения (К) - использование критериев для обоснования своего суждения (К) - формулировка выводов с пониманием моральных норм и этических требований (Л)

6.

Домашнее

задание
- Предлагаю на выбор несколько видов заданий для выполнения дома. Каждый выберет то задание, которое понравится: 1). Выполнить задание 1 на с. 33 (У) 2). Нарисовать портрет своего друга. 3). Подобрать пословицы о дружбе. - А на следующем уроке узнаем, что значит быть моральным и умеет ли такой человек дружить.

Приложение № 1

Приложение № 2
- Избирательность – человек не может выбрать себе соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не зря же говорят «Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты». - Бескорыстность – ещё одна отличительная черта дружбы. Это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям просто приятно во всем помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.
дружба

- Взаимная симпатия и общность интересов – это люди близкие по духу, поведению, увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет отличий. Различия только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее. - От себя хочу добавить – Отношение доверия – друзья доверяют секреты друг другу и сами могут хранить секреты других.
Приложение № 3
ПОСТУПОК ДРУГА. Однажды к учителю пришел человек, который был расстроен тем, что его друг начал его избегать. Он спросил: - Учитель, мой друг меня избегает. Я думаю, ему наскучило мое общество. Как мне поступить? - А ты считаешь себя до сих пор его другом?- спросил учитель. - Конечно, - ответил человек. - Тогда подойди к нему и спроси прямо о причине его поведения, - посоветовал мудрец,- и если увидишь в его словах или глазах, что ты действительно ему наскучил, то лучшее, что ты можешь сделать как друг- освободить его от необходимости избегать тебя, - уйти первым и не искать с ним встреч. - А если он захочет вернуться, что лучшее, как друг, смогу я сделать? - Не держать обиды,- сказал учитель.
Приложение № 4
Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.


В раздел образования