Автор: Кораблева Оксана Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ школа №101 с углубленным изучением математики и информатики Населённый пункт: г. Железногорск Красноярский край Наименование материала: конспект урока Тема: " Тайна звука "Э". Буква Э" Раздел: начальное образование
Тема урока: « Тайна гласного звука «Э», буква Э».
Тип урока : открытие новых знаний.
Цели урока:
образовательные:
уметь
называть
различие
между
звуком
и
буквой,
уметь
давать
характеристику гласным и согласным звукам, познакомить с новым гласным
звуком «Э», работать со звуковыми схемами слов;
правильно произносить звуки и называть буквы;
развивающие:
развитие
фонематического
слуха;
развитие
речи;
развитие
мышления
и
воображения; обогащение эмоционального мира; способствовать развитию
учебно-познавательной компетенции через исследовательскую деятельность;
слове сно-логиче ского
мышления
через
операцию
с р а в н е н и я ;
коммуникативной компетенции через групповую форму работы.
воспитывающие:
воспитание культуры общения в парах и в классном коллективе.
Задачи, которые учитель ставит перед учащимися: Метапредметные:
Личностные:
создать
условия
для
формирования
положительного
отношения
к
учебной
деятельности,
к
учебному
материалу;
интереса
к
изучению нового материала; для осознания причины успехов в учебе.
Познавательные: ориентироваться на страницах учебника; в соответствии с
вопросом
строить
ответ
в
устной
форме;
под
руководством
учителя
осуществлять действие подведения под понятие; производить сравнение и
классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую
этапу
обучения;
соотносить
учебные
действия
с
изученным
правилом;
выполнять
учебное
задание
в
соответствии
с
алгоритмом; оценивать
совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы
учителем, одноклассниками.
Коммуникативные:
формулировать
понятное
для
одноклассников
высказывание и обосновывать своё мнение; взаимодействовать с партнёром в
рамках учебного диалога;
согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать
речевые средства для представления результата.
Формы
и
методы
обучения:
фронтальная,
индивидуальная,
парная;
словесный, наглядный, практический.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Личностные УУД: проявление положительного отношения к познавательной
деятельности, интереса к учебному материалу.
Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации.
Организаци
онный момент.
Приветствие.
Тихо-тихо сядет Лера, сядет Саша
и Артём,
Сядут Юля и Серёжа,
Даша, Лёша и Антон.
А теперь все остальные сели,
взгляд свой на меня,
Потому что очень важный к нам
пришёл урок, друзья!
Проверка
готовности
рабочего места.
Приветствие
учителя.
Эмоциональная
отзывчивость на
приветствие
учителя.
Актуализация
знаний.
- Какой же сейчас урок?
-Какие у вас ожидания от урока? –
-Куда же нам нужно отправиться,
чтобы познакомиться и
подружиться с новым звуком?
- Да, в волшебную страну, а
может это остров « Весёлая
Звукознария» на котором
обитают звуки? Тогда у нас будет
морское путешествие!
-Итак, простраиваем себе
путь.Правильно?(Схема
движения)
На какие вопросы мы должны
ответить при встрече с новым
звуком?
Отвечают на
вопросы учителя
-обучения грамоте
-знакомство с
новым звуком,
буквой, чтение
слов с ней, чтение
текстов
- в страну звуков
1 слайд
1.Гласный или согласный
2.Если согласный, то….
- Давайте же скорее отправимся в
путешествие на этом
замечательном кораблике.
В путь , к новому звуку! Веселее с
песней! Помогите её досочинять.
-На острове чудесном Весёлой
Звукознарии
Шипящие, свистящие, знакомые
нам ранее,
Поющие, кричащие, звенящие и
тихие,
Нас поджидают жители, но
жители невидимы.
Но жители невидимы…..
Скажите, что за жители?
Конечно, звуки разные поющие
есть……..
Все прочие …….
преград у них несчесть.
Конечно, не увидеть их, а можно
лишь ………их.
Для этого и нужно нам хороший
слух иметь!
-Правитель этого чудесного
острова Большой Ух решил у нас
проверить слух. Вы готовы
выдержать испытание?
Повторите за мной звуки речи.
Игра. Учитель говорит тихо.
2 слайд
Дополняют
пропущенные
слова
-звуки
-гласные
-согласные
-услышать
Внимательно
слушая учителя,
повторяют звуки
речи
Повторение
А теперь догадайтесь о каком
звуке идёт речь.
1.
На улице парных согласных
живёт,
Покоя ,увы, никому не даёт ,
Хоть сам он глухой, но уж
сильно свистит,
Коль скажешь потише, то будет
сердит.
Сегодня он мягок и весел, и
смел
Узнать этот звук кто ж из вас
вдруг сумел?
2.
Он тоже глухой, к нам
крадётся как кошка,
Играет он с парой своей под
окошком.
Кабан, кашалот , вам скажу
по- секрету,
Друзья его лучшие, что за звук,
дети?
3.
И у ивы, и у Иры, и у Инги, и у
Миры
Гласный звук , его найдите,
Хором вы произнесите.
4.
Спрятался в словах ракета,
радость, рыба и рояль,
Поиграл, попрыгал где-то звук
согласный, звонким стал.
5.
Мягкий звук в печенье сел,
чтоб его дружочек съел,
И в пирожных смотри, тоже
есть, его лови!
- Перед нами 5 звуков. Как из
кирпичиков, что можно из них
Учащиеся
определяют
звук
р е ч и
и
обозначают
его
кружочком
нужного цвета.
Выкладывают
на
п а р т е
к р у ж о к
зелёного
цвета,
называют
з ву к
«С»
Выкладывают
на
п а р т е
к р у ж о к
с и н е г о
ц в е т а ,
называют звук «к»
Выкладывают
на
п а р т е
к р у ж о к
красного
цвета,
называют
з ву к
«и»
Выкладывают
на
п а р т е
к р у ж о к
с и н е г о
ц в е т а ,
называют звук «р»
Выкладывают
на
п а р т е
к р у ж о к
зелёного
цвета,
Возникновени
е проблемной
ситуации
Открытие
новых знаний
сложить?
Попробуйте. Как будете
работать?
-Кто первый получит слово
подбегает к доске,
выкладывает в схеме
Дети составляют слово, но
ничего не получается. Похоже
это «персик», но не хватает
ещё одного звука (Э)!
- Конечно же без этого звука не
сложить нам слово, нужно срочно
с ним познакомиться и
подружиться!
- Какой же это звук? Гласный или
согласный? Докажите
Учитель в схему ставит красный
круг, обозначающий согласный Э.
называют
з ву к
«П»
-Слово
- в паре
Выкладывают
звуковую схему к
слову на доске с
помощью
цветных магнитов
Учащиеся делают
попытки
составить слово,
но возникает
проблема: не
хватает одного
звука!
4 слайд
Д: Необходимо
добавить гласный
звук «Э», чтобы
получилось слово.
Д: Тема урока:
«Гласный звук Э и
буква Э его
обозначающая».
Учащиеся
определяют
цель урока:
« Знакомство с
новым гласным
звуком Э».
-Попробуйте ещё назвать слова со
звуком Э
Может быть вначале , в середине
и в конце слов.
- А как же он выглядит на письме?
Какую ему одежду придумали
люди ? Это буква Э .( Плакат с
буквой Э)
- Э как будто бы смеётся, ротик
открывая,
Язычок нам показала,.
-Эх! Буква какая!
-Сегодня на уроке письма будем
учиться её писать.
- Что вы можете сказать об этой
букве, глядя на таблицу?
(находится на улице гласных,
показывающих твёрдость
согласных).Давайте отыщем букву
Э в рассказе на стр.59. В какую
игру предлагают нам поиграть?
(Эхо) Возьмите карандаш и
выделите букву э. Сколько раз
нашли букву?
- Хорошо. Теперь мы можем
каждый звук одеть в свою
одежду.
1 звук П мягкий – буква П, 2 звук –
звук Э –буква Э, звук р –буква Р,
звук с – буква с, звук и- буква и,
звук к – буква к.
- Что получилось? ПЭРСИК.
Почему прочитали П твёрдо?
Ведь на схеме зелёный цвет?
(потому что рядом э- показатель
твёрдости) Но ведь звук Э? Буква
Э… Что за странные вещи? Как
быть? Нужно как то смягчить П!
-Гласный. Можно
пропеть,
протянуть, струя
воздуха свободно
без преград
проходит при
произношении
этого звука
Подбирают слова
со звуком «Э»
Знакомятся с
буквой «Э»
5 слайд
Играют в игру
«Эхо», ищут
букву, выделяют
её
Печатают слово
Постановка
проблемы.
Построение
проекта
выхода из
затруднения.
Что то мягкое поставить рядом с
Э. Может мягкий знак? Но такое
мы никогда не видели ПЬЭРСИК.
Люди нашли другой выход.
Найдите в таблице где ещё
скрывается Э. Нашли в домике
хитреца Е. А что рядом – мягкий
Й. ЙЭ. Вот и разгадка. Й мягкий
передаёт свою мягкость П, а сам
теряя свою силу исчезает, а Э так
и остаётся. И буква Е скрывает в
себе эту тайну. Запомните, дети,
что буква Е после согласных
прячет в себе звук Э только в
ударной позиции. А в безударной
позиции прячет звук И. А теперь
в том же тексте найдите звук Э.В
каких словах он скрывается?(лес,
вечером, речку, эхо, конец, , смех,
мех, экран, олень, лень)
- Два звука в домике у Е нас не
запутают уже.
Мы слышим Й, мы слышим Э:
несут задачи они две!
Согласный рядышком? Смягчим,
исчезнет Й, Э- невредим!
А коли гласный на пути, то
веселей втроём идти!
Когда вначале Е, к тебе
Придут два звука Й и Э!( Ель).
В ударном первом слоге Й, Э
Есть, Ели, Если, Ем и Ел! ( Почему
я обратила внимание, что только
в ударном? А что мы слышим в
безударном?
- Например в слове Метла? Звук
В домике буквы Е
находят два звука
«Й» «Э»
Находят слова со
звуком «Э»
И!)Звук Э только под ударением!
Попробуйте свои силы. Даны
слова, подумайте, когда один звук
Э, когда два Й и Э.
Песня, заглавие, задание,
заехать, карамель, карета,
линейка, образование, есть, ехал,
весна.
- Какое слово лишнее? (весна, так
как е в безударной позиции
обозначает звук и)
( дети выполняют работу в парах)
Вот какой интересный звук Э!
Что же вы о нём узнали?
Непростой такой звук Э!
Прячется от нас везде,
Около согласных мягких,
Спрятался под буквой Е!
Лишь в позиции ударной,
Слышим точно звук мы Э!
Рядом с гласным его тоже ,
Можно смело отыскать,
Но теперь не одинок он
С другом Й вдвоём опять.
Вместе с
учителем
составляют
звуковые схемы к
словам, где есть
звук «Э»
В парах
распределяют в 2
группы
8 слайд
-то, что он
гласный,
показывает
твёрдость
согласных на
письме, а с
мягкими
согласными
надевает другую
одежду –«букву
Е» Когда рядом с
согласными
видим букву е,
понимаем, что
скрывается звук Э
(только в ударной
позиции)! Буква е
показывает
мягкость
согласного звука.
Физминутка
на релаксацию.
Солнце спит, и небо спит,
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок-
Небо тучей заволок и деревья раскачал.
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крышам.
Солнце клонится все ниже,
Вот и спряталось за тучки,
Ни один не виден лучик.
Учащиеся
выполняют
движения на
релаксацию.
Реализация
проекта,
структуриро
вание
полученных
знаний.
П о с л е
т а ко й
с е р ь ё зн о й
р а б о т ы
предлагаю совершить прогулку по лесу.
А вот и сам хозяин леса-Лесовичок нас
встречает.
Ребят а,
по смот рите,
Л е с о в и ч о к
придумал для вас задание: среди букв
спрятались
названия
живых
объектов,
которые
можно
встретить
в
его
лесу.
(Для детей в таблице все буквы должны
быть одного цвета и размера).
Найдите объекты (слайд, карточки)
Ит ак,
у
нас
получились
с л о в а :
(пчела,шмель,муравей,ель)Найдите
в
них звук «Э»
Учащиеся
работают по
карточкам в
парах, маркером
выделяют
найденные слова
(пчела,шмель,мур
авей,ель)
Первичное
закрепление.
У:Записываем слова, составляем схему,
находим звук «Э»
Аналогичная
работа
с
остальными
словами с опорой на алгоритм.
Комментированно
е составление
схемы у доски.
Дети объясняют
нахождение звука
«Э» и
обозначение его
буквами либо
Э,либо Е.
Физминутка
Магнитофон
с кассетой - физминутка
по Норбекову.
Дети выполняют
физминутку.
Итог урока
- Итак, открыли мы с вами тайну звука
«Э». Он не всегда открыт, иногда любит
играть в прятки.
- Где любит прятаться звук «Э»?
-Приведите
примеры
слов,
в
которых
звук « Э» не прячется от нас.
- Вот такое удивительное знакомство на
о строве
«Ве сёлой
З ву ко з н а р и и »
состоялось
у
нас
сегодня.
Мне
очень
хочется,
чтобы
вы
подружились
со
- после мягких
согласных под
маской буквы «Е»,
например : лес,
вещи, рельсы,
весело,небо….
-Эхо
,экскаватор,электр
ичество, Эмма,
этаж, экран…
л
п
ч
е
л
а
ш
к
к
х
ъ
к
м
и
с
а
ш м
е
л
ь
о
р
г
х
ф
п
п
х
п
я
е
ш е
ё
ё
о
я
ж
л
м
у
р
а
в
е
й
ь
звуком «Э» и были очень внимательны с
ним1
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.
Возьмите листочек со смайликом. Вы
сейчас разукрасите смайлик:
зелёным – если все было понятно на
уроке, и вы легко выполнили все
задания;
жёлтым - если необходимо ещё
поработать над данной темой;
красным – если вам необходима
помощь учителя и одноклассников.
Поднимите свои листочки, покажите
свою самооценку.
Вы сегодня - молодцы! На уроке были
активными, старательными учениками.
Благодарю за активную работу
следующих ребят… Спасибо за работу.
Учащиеся
разукрашивают
смайлики нужным
цветом.
9 слайд
.