Напоминание

" Тайна звука "Э". Буква Э"


Автор: Кораблева Оксана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа №101 с углубленным изучением математики и информатики
Населённый пункт: г. Железногорск Красноярский край
Наименование материала: конспект урока
Тема: " Тайна звука "Э". Буква Э"
Раздел: начальное образование





Назад





Конспект урока чтения 1 класс

Тема урока:
« Тайна гласного звука «Э», буква Э».
Тип урока
: открытие новых знаний.
Цели урока:

образовательные:
уметь называть различие между звуком и буквой, уметь давать характеристику гласным и согласным звукам, познакомить с новым гласным звуком «Э», работать со звуковыми схемами слов; правильно произносить звуки и называть буквы;
развивающие:
развитие фонематического слуха; развитие речи; развитие мышления и воображения; обогащение эмоционального мира; способствовать развитию учебно-познавательной компетенции через исследовательскую деятельность; слове сно-логиче ского мышления через операцию с р а в н е н и я ; коммуникативной компетенции через групповую форму работы.
воспитывающие:
воспитание культуры общения в парах и в классном коллективе.
Задачи, которые учитель ставит перед учащимися: Метапредметные:

Личностные:
создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, к учебному материалу; интереса к изучению нового материала; для осознания причины успехов в учебе.
Познавательные:
ориентироваться на страницах учебника; в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме; под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие; производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; соотносить учебные действия с изученным правилом; выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
Коммуникативные:
формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная; словесный, наглядный, практический.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся
Личностные УУД: проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Организаци

онный момент.
Приветствие. Тихо-тихо сядет Лера, сядет Саша и Артём, Сядут Юля и Серёжа, Даша, Лёша и Антон. А теперь все остальные сели, взгляд свой на меня, Потому что очень важный к нам пришёл урок, друзья! Проверка готовности рабочего места. Приветствие учителя. Эмоциональная отзывчивость на приветствие учителя.
Актуализация

знаний.
- Какой же сейчас урок? -Какие у вас ожидания от урока? – -Куда же нам нужно отправиться, чтобы познакомиться и подружиться с новым звуком? - Да, в волшебную страну, а может это остров « Весёлая Звукознария» на котором обитают звуки? Тогда у нас будет морское путешествие! -Итак, простраиваем себе путь.Правильно?(Схема движения) На какие вопросы мы должны ответить при встрече с новым звуком? Отвечают на вопросы учителя -обучения грамоте -знакомство с новым звуком, буквой, чтение слов с ней, чтение текстов - в страну звуков 1 слайд
1.Гласный или согласный 2.Если согласный, то…. - Давайте же скорее отправимся в путешествие на этом замечательном кораблике. В путь , к новому звуку! Веселее с песней! Помогите её досочинять. -На острове чудесном Весёлой Звукознарии Шипящие, свистящие, знакомые нам ранее, Поющие, кричащие, звенящие и тихие, Нас поджидают жители, но жители невидимы. Но жители невидимы….. Скажите, что за жители? Конечно, звуки разные поющие есть…….. Все прочие
…….
преград у них несчесть. Конечно, не увидеть их, а можно лишь ………их. Для этого и нужно нам хороший слух иметь! -Правитель этого чудесного острова Большой Ух решил у нас проверить слух. Вы готовы выдержать испытание? Повторите за мной звуки речи. Игра. Учитель говорит тихо. 2 слайд Дополняют пропущенные слова -звуки -гласные -согласные -услышать Внимательно слушая учителя, повторяют звуки речи

Повторение
А теперь догадайтесь о каком звуке идёт речь. 1. На улице парных согласных живёт, Покоя ,увы, никому не даёт , Хоть сам он глухой, но уж сильно свистит, Коль скажешь потише, то будет сердит. Сегодня он мягок и весел, и смел Узнать этот звук кто ж из вас вдруг сумел? 2. Он тоже глухой, к нам крадётся как кошка, Играет он с парой своей под окошком. Кабан, кашалот , вам скажу по- секрету, Друзья его лучшие, что за звук, дети? 3. И у ивы, и у Иры, и у Инги, и у Миры Гласный звук , его найдите, Хором вы произнесите. 4. Спрятался в словах ракета, радость, рыба и рояль, Поиграл, попрыгал где-то звук согласный, звонким стал. 5. Мягкий звук в печенье сел, чтоб его дружочек съел, И в пирожных смотри, тоже есть, его лови! - Перед нами 5 звуков. Как из кирпичиков, что можно из них Учащиеся определяют звук р е ч и и обозначают его кружочком нужного цвета. Выкладывают на п а р т е к р у ж о к зелёного цвета, называют з ву к «С» Выкладывают на п а р т е к р у ж о к с и н е г о ц в е т а , называют звук «к» Выкладывают на п а р т е к р у ж о к красного цвета, называют з ву к «и» Выкладывают на п а р т е к р у ж о к с и н е г о ц в е т а , называют звук «р» Выкладывают на п а р т е к р у ж о к зелёного цвета,

Возникновени

е проблемной

ситуации

Открытие

новых знаний
сложить? Попробуйте. Как будете работать? -Кто первый получит слово подбегает к доске, выкладывает в схеме Дети составляют слово, но ничего не получается. Похоже это «персик», но не хватает ещё одного звука (Э)! - Конечно же без этого звука не сложить нам слово, нужно срочно с ним познакомиться и подружиться! - Какой же это звук? Гласный или согласный? Докажите Учитель в схему ставит красный круг, обозначающий согласный Э. называют з ву к «П» -Слово - в паре Выкладывают звуковую схему к слову на доске с помощью цветных магнитов Учащиеся делают попытки составить слово, но возникает проблема: не хватает одного звука! 4 слайд Д: Необходимо добавить гласный звук «Э», чтобы получилось слово. Д: Тема урока: «Гласный звук Э и буква Э его обозначающая». Учащиеся определяют
цель урока:

«
Знакомство с новым гласным звуком Э».
-Попробуйте ещё назвать слова со звуком Э Может быть вначале , в середине и в конце слов. - А как же он выглядит на письме? Какую ему одежду придумали люди ? Это буква Э
.( Плакат с

буквой Э)
-
Э как будто бы смеётся, ротик

открывая,

Язычок нам показала,.

-Эх! Буква какая!
-Сегодня на уроке письма будем учиться её писать. - Что вы можете сказать об этой букве, глядя на таблицу? (находится на улице гласных, показывающих твёрдость согласных).Давайте отыщем букву Э в рассказе на стр.59. В какую игру предлагают нам поиграть? (Эхо) Возьмите карандаш и выделите букву э. Сколько раз нашли букву? - Хорошо. Теперь мы можем каждый звук одеть в свою одежду. 1 звук П мягкий – буква П, 2 звук – звук Э –буква Э, звук р –буква Р, звук с – буква с, звук и- буква и, звук к – буква к. - Что получилось? ПЭРСИК. Почему прочитали П твёрдо? Ведь на схеме зелёный цвет? (потому что рядом э- показатель твёрдости) Но ведь звук Э? Буква Э… Что за странные вещи? Как быть? Нужно как то смягчить П! -Гласный. Можно пропеть, протянуть, струя воздуха свободно без преград проходит при произношении этого звука Подбирают слова со звуком «Э» Знакомятся с буквой «Э» 5 слайд Играют в игру «Эхо», ищут букву, выделяют её Печатают слово

Постановка

проблемы.

Построение

проекта

выхода из

затруднения.
Что то мягкое поставить рядом с Э. Может мягкий знак? Но такое мы никогда не видели ПЬЭРСИК. Люди нашли другой выход. Найдите в таблице где ещё скрывается Э. Нашли в домике хитреца Е. А что рядом – мягкий Й. ЙЭ. Вот и разгадка. Й мягкий передаёт свою мягкость П, а сам теряя свою силу исчезает, а Э так и остаётся. И буква Е скрывает в себе эту тайну. Запомните, дети, что буква Е после согласных прячет в себе звук Э только в ударной позиции. А в безударной позиции прячет звук И. А теперь в том же тексте найдите звук Э.В каких словах он скрывается?(лес, вечером, речку, эхо, конец, , смех, мех, экран, олень, лень) -
Два звука в домике у Е нас не

запутают уже.

Мы слышим Й, мы слышим Э:

несут задачи они две!

Согласный рядышком? Смягчим,

исчезнет Й, Э- невредим!

А коли гласный на пути, то

веселей втроём идти!

Когда вначале Е, к тебе

Придут два звука Й и Э!( Ель).

В ударном первом слоге Й, Э

Есть, Ели, Если, Ем и Ел!
( Почему я обратила внимание, что только в ударном? А что мы слышим в безударном?
-
Например в слове Метла? Звук В домике буквы Е находят два звука «Й» «Э» Находят слова со звуком «Э»
И!)Звук Э только под ударением! Попробуйте свои силы. Даны слова, подумайте, когда один звук Э, когда два Й и Э. Песня, заглавие, задание, заехать, карамель, карета, линейка, образование, есть, ехал, весна. - Какое слово лишнее? (весна, так как е в безударной позиции обозначает звук и) ( дети выполняют работу в парах) Вот какой интересный звук Э! Что же вы о нём узнали?
Непростой такой звук Э!

Прячется от нас везде,

Около согласных мягких,

Спрятался под буквой Е!

Лишь в позиции ударной,

Слышим точно звук мы Э!

Рядом с гласным его тоже ,

Можно смело отыскать,

Но теперь не одинок он

С другом Й вдвоём опять.
Вместе с учителем составляют звуковые схемы к словам, где есть звук «Э» В парах распределяют в 2 группы 8 слайд -то, что он гласный, показывает твёрдость согласных на письме, а с мягкими согласными надевает другую одежду –«букву Е» Когда рядом с согласными видим букву е, понимаем, что скрывается звук Э (только в ударной позиции)! Буква е показывает мягкость
согласного звука. Физминутка на релаксацию. Солнце спит, и небо спит, Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало. Вдруг повеял ветерок- Небо тучей заволок и деревья раскачал. Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крышам. Солнце клонится все ниже, Вот и спряталось за тучки, Ни один не виден лучик. Учащиеся выполняют движения на релаксацию.
Реализация

проекта,

структуриро

вание

полученных

знаний.
П о с л е т а ко й с е р ь ё зн о й р а б о т ы предлагаю совершить прогулку по лесу. А вот и сам хозяин леса-Лесовичок нас встречает. Ребят а, по смот рите, Л е с о в и ч о к придумал для вас задание: среди букв спрятались названия живых объектов, которые можно встретить в его лесу. (Для детей в таблице все буквы должны быть одного цвета и размера).
Найдите объекты (слайд, карточки) Ит ак, у нас получились с л о в а : (пчела,шмель,муравей,ель)Найдите в них звук «Э» Учащиеся работают по карточкам в парах, маркером выделяют найденные слова (пчела,шмель,мур авей,ель)
Первичное

закрепление.
У:Записываем слова, составляем схему, находим звук «Э» Аналогичная работа с остальными словами с опорой на алгоритм. Комментированно е составление схемы у доски. Дети объясняют нахождение звука «Э» и обозначение его буквами либо Э,либо Е.
Физминутка
Магнитофон с кассетой - физминутка по Норбекову. Дети выполняют физминутку.
Итог урока
- Итак, открыли мы с вами тайну звука «Э». Он не всегда открыт, иногда любит играть в прятки. - Где любит прятаться звук «Э»? -Приведите примеры слов, в которых звук « Э» не прячется от нас. - Вот такое удивительное знакомство на о строве «Ве сёлой З ву ко з н а р и и » состоялось у нас сегодня. Мне очень хочется, чтобы вы подружились со - после мягких согласных под маской буквы «Е», например : лес, вещи, рельсы, весело,небо…. -Эхо ,экскаватор,электр ичество, Эмма, этаж, экран… л
п

ч

е

л

а
ш к к х ъ к м и с а
ш м

е

л

ь
о р г х ф п п х п я
е
ш е ё ё о я ж
л

м

у

р

а

в

е

й

ь

звуком «Э» и были очень внимательны с ним1
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Возьмите листочек со смайликом. Вы сейчас разукрасите смайлик:
зелёным
– если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания;
жёлтым
- если необходимо ещё поработать над данной темой;
красным
– если вам необходима помощь учителя и одноклассников. Поднимите свои листочки, покажите свою самооценку. Вы сегодня - молодцы! На уроке были активными, старательными учениками. Благодарю за активную работу следующих ребят… Спасибо за работу. Учащиеся разукрашивают смайлики нужным цветом. 9 слайд .


В раздел образования