Трудовое воспитание в программе интенсивной социализации воспитанников детского дома.
Автор: Урга Наталья Ивановна Должность: инструктор по труду Учебное заведение: ГБУ Бирский детский дом Населённый пункт: Башкортостан г. Бирск Наименование материала: статья Тема: Трудовое воспитание в программе интенсивной социализации воспитанников детского дома. Раздел: дополнительное образование
социализации воспитанников детского дома.
Социализация – это процесс становления личности, усвоение знаний,
ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности,
группе.
По различным причинам в России появляется все больше детей, чье
социальное становление происходит вне семьи – в детских домах, школах –
интернатов.
В 16-17 лет они покидают стены детского дома и выходят в жизнь с
установкой «государство меня обеспечивает всем необходимым «, «старшие
все решают за меня», «от меня ничего не зависит», «мне все должны
помогать = мне все должны».
Подавляющее большинство детей не умеют самостоятельно полноценно
обслужить себя в бытовом плане, не имеют навыков обращения с деньгами,
лекарствами.
Педагогическими коллективами детских домов много делается для
подготовки своих воспитанников к самостоятельной жизни. Это и
социализация воспитанников, организация обучения, дополнительное
образование, трудовое воспитание.
Труд не только создает материальные и духовные ценности, но и служит
средством самовыражения и развития личности, укрепляет позицию человека
в обществе. В процессе труда накапливаются знания, опыт, совершенствуется
сам человек. И спокон веков в обществе существовало огромное уважение к
человеку у которого «золотые руки».
Основой социализации детей-сирот является трудовое воспитание.
Поэтому трудовая подготовка и профессиональная ориентировка является
важной ступенью по социализации выпускников в общество.
Проживая в стенах детского дома ребята получают определенные навыки
по всем видам трудовой деятельности, которые пригодятся им в дальнейшей
жизни.
Система трудового воспитания в условиях нашего детского дома
предполагает социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, через развитие в будущем выпускнике стремления к труду,
развитие понимания значения труда в жизни человека и его результатов на
благо себе и других людей. Выполняя реальную работу дети чувствуют себя
необходимыми, полезными.
Дети выполняют социальные (общественный) заказ, изготавливая вещи
необходимые в повседневной жизни и работе учреждения. Это прихватки,
фартуки, постельное, шторы и т.д. Также изготавливают изделия для
самовыражения своего «Я». Это легкие игрушки, швейные изделия,
различные поделки, сувениры, подарки. Возможность проявить творчество,
фантазию привлекает на равных и мальчиков и девочек. У наших
воспитанников есть возможность творить, создать что-то новое, особенное.
Отдавая предпочтение труду содержательному, с элементами творчества,
не следует пренебрегать и простым физическим трудом, пусть
примитивным, однообразным, но без которого в условиях детского дома и в
повседневной жизни просто нельзя обойтись (уборка помещения, стирка,
ремонтные работы, работа в огороде). У них вырабатывается привычка
выполняет пусть малопривлекательную, но нужную работу, укрепляется воля,
развивается сила, воспитывается чувство долга.
Труд должен стать органичной и неотъемлемой частью
жизнедеятельности воспитанников.