Напоминание

беседа "Времена года"


Автор: Мокрушников Григорий Алексеевич
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: МКОУ "Далматовская средняя школа №3"
Населённый пункт: город Далматово
Наименование материала: конспект занятия
Тема: беседа "Времена года"
Раздел: начальное образование





Назад





Беседа «Времена года». Чтение рассказа В.Даля

«Старик – Годовик»


Цель: Расширить и уточнить знания детей о временах года. Задачи:  Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;  Дать знания о названиях месяцев года в древнем Риме, развивать познавательный интерес к истории развития человечества;  С помощью опыта дать знания о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;  Развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;  Воспитывать желание познавать новое. Коррекционная работа: Продолжать закреплять временные представления детей, активизировать работу сохранных анализаторов, ориентировку в пространстве. Ход: – Ребята, отгадайте загадку: Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет (4 времени года). Показ календаря. - А знаете ли вы, ребята, почему год называют круглым? На макете календаря (настольная игра «Времена года») покрутите стрелочку «колеса времени»- ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ… вот и прошел год, и так по кругу, до бесконечности… У человечества есть разные формы отсчета времени. С одной из них вы уже знакомы – это часы, по ним мы узнаем время суток. А что нам помогает узнать дни, месяца? – Правильно, календарь (демонстрация разных видов календарей). - Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек день года, а для удобства люди все дни года разделили на недели и месяцы. Кто нам скажет, 1
сколько месяцев в году? Назовите их? Какой сейчас месяц? К какому времени года он относится? Дидактическая игра: Раздать детям карточки, на которых написаны не по порядку месяц и его порядковое число, дети должны исправить то, что неправильно. Физминутка: Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх) И под горкой снег, снег, (приседаем) И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны) И под елкой снег, снег, (обхватываем себя руками) А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя) Тише, тише, не шуметь, (пальчик к губам, шепотом). 5ч. а) Упражнение «Движение Земли» - карандаш в правой руке в двух пальцах ставим на плоскость, одновременно вращать вокруг. Вывод: - Земля также вращается вокруг своей оси, проходящей через Северный и южный полюса. б) показ вращения Земли на глобусе. Вывод: - Оказывается год – это время оборота Земли вокруг Солнца. Опыт – эксперимент: показ детям с помощью глобуса и настольной лампы или свечи смены дня и ночи на Земле. Гимнастика для глаз. Дети выполняют упражнение по показу. Вправо - влево, вправо - влево, Ты глазами посмотри. Вверх - вниз, вверх - вниз, Закрывай и отдохни. Ты зажмурься крепко - крепко, Поморгай и отдохни. 2
А потом опять начни! 7ч. – Ребята, вы хотели бы совершить путешествие в историю названия месяцев года? Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте: - Во многих странах мира месяцы года называют так, как это придумали в древнем городе Риме. Римляне вначале называли месяцы года по номерам или цифрам: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12… , а затем постепенно некоторые месяцы они переименовали в честь своих богов и героев. ЯНВАРЬ – в честь бога времени, покровителя путешественников и моряков – ЯНУСА; ФЕВРАЛЬ – в честь большого праздника – дня очищения от грехов и плохих поступков – ФЕБРУТУСА; МАРТ – МАРТУС – В ЧЕСТЬ БОГА ВОЙНЫ - МАРСА; АПРЕЛЬ - АПРИКУС – согретый Солнцем расцвет; МАЙ – назван в честь римского полководца и императора Юлия Цезаря; АВГУСТ - назван в честь другого императора – Октавиана Августа; А остальные месяцы остались названы по порядковым числам. Понравилось вам путешествие по месяцам? А теперь я вам прочту сказку – загадку, написанную В.Далем более 100 лет тому назад, а вы послушайте и попробуйте отгадать её. В.Даль « Старик-годовик» Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно. Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? 3
Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? Итог занятия: Что нового и интересного узнали сегодня? Как можно показать опыт с вращением Земли? Из какого города пришли к нам названия месяцев? О чем еще сможете рассказать друзьям, родителям? 4


В раздел образования