Автор: Бородинская Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Октябрьская СОШ" Населённый пункт: п. Октябрьский Наименование материала: методическая разработка Тема: Роль имён прилагательных в речи Раздел: начальное образование
Учитель : Бородинская Е.Н.,
Место работы: МКОУ «Октябрьская СОШ»
Должность: учитель начальных классов
Учебный предмет: «Русский язык»
Класс : 3
УМК : «Школа России»
Тема урока : Роль имён прилагательных в речи.
Тип урока : урок открытия новых знаний
Планируемый результат:
Предметные умения
Личностные
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
систематизировать знания об
имени прилагательном как части
речи;
пополнить практический опыт в
употреблении имен
прилагательных в речи;
обратить внимание на роль
прилагательных в речи;
определить связь имени
существительного и имени
прилагательного;
расширить словарный запас
учащихся.
ответственно
относятся к учёбе;
осознание
алгоритма учебного
действия;
способность к
самооценке на
основе критерия
успешности
учебной
деятельности.
научатся принимать и сохранять
учебную цель и задачи;
планировать собственную
деятельность в соответствии с
поставленной задачей и искать
средства её осуществления;
умение контролировать и
оценивать свои действия,
принимать на себя
ответственность, проявлять
инициативность и
самостоятельность;
научатся
ориентироваться в
своей системе
знаний: находить
ответы на вопросы,
используя учебник,
свой жизненный
опыт и информацию,
полученную на
уроках
Научатся
сотрудничать с
учителем и
сверстниками при
решении учебных
проблем;
принимать на себя
ответственность за
результат своих
действий;
учить наблюдать за
действиями
партнёра, находить
неточности и
корректировать их.
Методы: проблемный метод, наглядный метод, диалоговый, работа в парах, группах
Оборудование: карточки, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая
1
Ход урока
Этап урока,
длительность (мин.)
+ скриншот
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Организационный этап
Мотивация
к
учебной
деятельности
Проверка готовности к уроку
- Дети, вам тепло?
-В классе светло?
- Прозвенел уже звонок?
- Уже закончился урок?
- Только начался урок?
- Хотите учиться?
- Значит можно садиться.
Вы урок начать готовы.
Будем думать, рассуждать и друг другу помогать
Итак, начнём. Откройте тетради.
Вспомним «Золотые правила письма»
Запишите дату и классную работу.
Включение
учащихся в
деятельность.
Самоконтроль
готовности.
Пишу красиво, чисто,
аккуратно, грамотно.
Минутка
чистописания.
Актуализация знаний.
Организует
беседу
по
вопросам,
прописывают
с о е д и н е н и я
бу к в
и
предложение.
- Отгадайте загадку.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая,
Значит к нам пришла …..
Назовите первый звук в слове «весна»
Дайте ему характеристику
Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
(слайд 2)
Прочитайте предложение, что оно напоминает?
Чему учит это пословица?
Предлагаю эту пословицу взять девизом нашего урока. Согласны? (Вывесить
табличку)
Отвечают
на
вопросы
учителя
Весна.
Согласный, мягкий,
звонкий, парный,
обозначен буквой «эн».
Пословицу. Один за
всех, и все за одного.
Быть дружными,
внимательными друг к
другу, приходить на
помощь)
Фаза «Вызов»
Повторение об имени
Составление Денотатного графа
Подумайте, какая часть речи может так про себя сказать:
Отвечают на
вопросы учителя.
2
прилагательном.
Организует беседу по
вопросам, с целью
актуализации знаний по
теме «Имя
прилагательное»
Я – часть речи интересная, широко в миру известная, опишу любой предмет – в
этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить мною нужно дорожить!
Игра «Доскажи словечко»
- Имя прилагательное обозначает …(признак предмет)
- Имя прилагательное отвечает на вопросы …(какой? какая? какое? какие?)
- Имя прилагательное изменяется… (по числам)
- Имена прилагательные связаны…(с именем существительным)
- Имена прилагательные в предложении выполняют роль…(?)
Строят речевое
высказывание в
устной форме.
Формулировка темы и
задач урока.
1.
Организует
формулирование
т е м ы
у р о к а
учащимися;
2.
Организует
постановку
задач
урока учащимися.
- Посмотрите на граф, определите тему урока, какую цель вы поставите перед
собой на этом уроке русского языка?
На доске учитель открывает запись
Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
- Ребята, сегодня мы должны ответить на этот вопрос.
Прием «Дерево предсказаний» (работа в парах)
выполняют имена прилагательные?»
Ветки – варианты ответов.
- Попробуем систематизировать полученную информацию
Выделяют
существенную
информацию.
Формулируют тему
урока и задачи.
Предлагают свои
варианты ответа на
поставленный вопрос
(точной, точно описать
предмет, красивой,
яркой, выразительной,
образной, для
украшения)
Фаза «Осмысление»
1.Групповая работа
Используя иллюстрации, подберите и запишите на листочке подходящие
прилагательные.
День (какой?) __________, ____________ ,.
Ветер (какой?) _______,__________
Облака (какие?) ________
Погода (какая?)__________
Настроение (какое?)________________
Читают текст, вставляют
подходящие
прилагательные.
Аргументируют
свою точку
зрения.
Прием
«Волшебная
лупа».
3
2 .
Ф р о н т а л ь н а я
работа.
Почему получились совсем разные слова?
(На дереве предсказаний приклеим листочек.)
Как называются противоположные слова по смыслу?
Запишем предложение.
Осенью дни ненастные, а весной ясные. (Один у доски)
Какие орфограммы встретились. Найдите прилагательные, подчеркните их
волнистой чертой. Чем они будут являться.
(Картинки были разные,
поэтому старились
подбить более точные
слова для описания)
Антонимы.
Записывают в тетрадях,
один ученик работает у
доски.
Физкультминутка
Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.
росой она умылась,
изящно покружилась.
Качнулась, присела,
к цветочкам полетела
Произносят слова,
выполняют упражнения
Продолжение работы.
1.
Индивидуальная
работа
Работа со статьёй .
Прием "Инсерт"
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи.
Вспоминаем приём Инсерт, читаем, выполняя сразу маркировку текста.
__________________________________________________________
«+»-эту информацию знаю;
«?»-это новая для меня информация;
Имя прилагательное-это слова, которые отвечают на вопросы: какая? какой?
какое? какие?
Обозначают признак предмета: качество, свойство, принадлежность, цвет,
форму.
В русском языке имена прилагательные служат для описания предметов,
характеризуют их. Делают нашу речь яркой, образной, красивой.
___________________________________________________________
-Какие новые сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым
явилось для него.)
Самостоятельно читают
статью, делают пометки,
чертят и заполняют
таблицу.
По мере
необходимости
исправляют,
дополняют,
уточняют ответы, вносят
необходимые
исправления на «дереве
предсказаний»
На основе анализа
делают выводы.
Самостоятельное
заполнение таблицы.
4
2.
Парная работа
Игра «Узнай предмет»
3.
Занимательная
минутка.
4.
Игра
-Все ли понятно? Какие появились вопросы?
-Узнали ли вы, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
Вернёмся к «Дереву предсказаний», что исправим, что дополним?
Заполните таблицу
Игра «Узнай предмет»
Дети получают карточки, на которых записаны имена прилагательные. Задание:
по данным именам прилагательным узнать о ком идёт речь.
Серый, хищный, голодный……
Рыжая, хитрая, ловкая…..
Большой, косолапый……
Трусливый, косой…….
- Давайте сравним ответы, какие буквы вставили и почему? за каждый
правильный ответ ставьте «+» (самопроверка)
- У кого все ответы совпали с образцом? какие буквы вставили и почему?
Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чём идёт
речь?
- Какой частью речи они являются?
- С какой целью употребляются в речи имена прилагательные ?
(Прикрепляем листочек к дереву.)
А знаете как слово ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ звучит в
переводе с греческого
языка? Эпитет.
Слово «эпитет» происходит от греческого слова со значением «приложение,
приложенное».
Прочитать, найти эпитеты. Работа по учебнику.
Буду я учиться речи золотой
У травы весенней, у горы крутой,
Буду я учиться у ручья весёлого,
У зелёных саженцев, ставших новосёлами
Имена прилагательные
описывают предметы,
характеризуют их.
Читают отрывок
стихотворения, ищут
эпитеты.
Вставляют слова,
записывают на карточке.
Подчёркивают
5
«Зоркий глаз»
5.
Самостоятельна
я
дифференцирован
ная работа.
1-й уровень: Вставить имена прилагательные, используя слова для справок,
подчеркните их волнистой чертой .
Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________
снег. Журчат ______________ручьи.
Слова для справок: тёплая, рыхлый, весеннее, звонкие.
2-й уровень: Вставить свои имена прилагательные, подчеркните их волнистой
чертой .
Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________
снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях.
Летят с юга ________ птицы.
Дополнительно.
Дополни текст именами прилагательными.
Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка. Мы
учились употреблять имена прилагательные в …………………… и
……………………речи.
Благодаря этим словам наша речь становится _______________.
Ребята нашей группы давали __________________ ответы.
На уроке мы узнали много _____________ и _____________________,
надеемся, что станем еще более ____________________.
прилагательные
Фаза «Рефлексия»
Итог урока.
Ребята, пришло время вернуться к нашему вопросу, который вызвал у нас
затруднение.
- Мы ответили на поставленный вопрос?
- Какую цель мы ставили в начале урока?
«Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные
могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших
чувствах, характере настроений».
Делают вывод,
Обобщающий,
участвуют в
беседе, отвечают
на вопросы.
6
Рефлексия.
- А как вы думаете, мы уже всё про прилагательные знаем? А что, по вашему
мнению, нам ещё предстоит узнать про прилагательные?
- На следующих урокам мы узнаем еще много интересного про имена
прилагательные.
- Посмотрите на девиз, получилось ли у нас работать дружно?
Кто, чувствуя поддержку товарищей, справлялся с заданиями?
-Подведём итог общей работы на уроке. (По карточке)
- Кого вы бы хотели сегодня за урок похвалить?
- Оцените свою работу смайликами.
Я понял и могу объяснить другим
Остались затруднения.
На уроке было скучно, ничего не понял
Закончен урок и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились.
Домашнее задание. На выбор. Выставление отметок.
На «4». Вставьте в текст подходящие имена прилагательные, списать
подчеркнуть их волнистой линией .
Приятно гулять в лесу … весной. Идёшь по … тропинке между … деревьями.
Лес наполнен … запахом … земли. Слышится … пение птиц. Пройдёт
несколько … дней, и на деревьях появятся … листочки.
Слова для справок: ранней, высокими, узкой, талой, весёлое, свежим,
тёплых, зелёные.
На «5». Вставьте в текст подходящие имена прилагательные, разобрать
предложения по членам предложения.
Пр..шла в..сна. Пр..л..тели гр..чи. Н..бухли почки. Р..спустились л..сточки.
З..цв..ли цв..ты.
7