Автор: Ловышева Марина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ гимназия №44 Населённый пункт: город Иваново Наименование материала: конспект Тема: Непроизносимая согласная в корне слова Раздел: начальное образование
Управление образования администрации города Иваново
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44
Технологическая карта.
Русский язык 3 класс.
Образовательная программа «Перспектива».
Учебник «Русский язык» 3 класс, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.
Тема урока: «Непроизносимая согласная в корне слова».
Ловышева Марина Владимировна
17 февраля 1977года
МБОУ гимназия № 44
Учитель начальных классов
marinalovysheva@mail.
ru
Русский язык
3 класс.
Образовательная программа «Перспектива».
Учебник «Русский язык» 3 класс, авторы Л.Ф.Климанова, Т,В.Бабушкина.
Тема урока: «Непроизносимая согласная в корне слова».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цель урока: знакомство с особенностями слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова;
вывести способы её проверки.
Задачи:
-дать понятие об орфограмме «непроизносимые согласные»; показать способ проверки
непроизносимых согласных; развивать навык правильного подбора проверочные слова;
активизировать и расширять словарный запас обучающихся.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
умение слушать
и вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать понятные
высказывания в рамках учебного диалога;
умение работать в малой группе: учитывать позиции других, обосновывать собственную
позицию, координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;
Познавательные УУД :
умение ставить и формулировать проблему;
умение распознавать слова с непроизносимыми согласными, строить цепочку логических
рассуждений, применять теоретические знания для решения практических задач разного
уровня сложности, наблюдать над написанием слов, формулировать выводы.
Регулятивные УУД:
умение принимать и удерживать задание учителя,планировать собственную деятельность в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации , искать средства её
осуществления;
умение осуществлять самопроверку, участвовать в рефлексии собственной деятельности.
Личностные УУД:
способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
проявлять желание и умение преодолевать трудности на уроке, проявлять в работе усердие.
План урока:
1.Организационный этап (1 мин)
2. Ориентировочный этап (5 мин)
3.Целеполагающий этап (5 мин)
4. Операционно-исполнительный этап (23 мин)
5. Рефлексно-оценочный этап (2 мин)
Конспект урока
слайд
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I. Организационный этап.
-Прежде, чем мы начнем урок, я хочу, чтобы вы
улыбнулись. Улыбнитесь друг другу. Подарите
улыбку мне. Тихо садитесь.
-Проверьте свою посадку.
Настрой на урок.
II. Ориентировочный этап.
№2
-Начнем наш урок с разминки. А помогут нам
слова, которые вы видите на экране.
Зима, утюг, метро, звёздный
-Прочитайте группу слов. Подумайте, какое слово
является «лишним» по двум признакам
одновременно.
-Докажите, что слово звездный является именем
прилагательным.
- «Лишнее» слово звездный,
т.к. это имя прилагательное,
ударение падает на первый
слог.
-Имя прилагательное - это
часть речи, которая
обозначает признак предмета
и отвечает на вопросы какой?
какая? Какие?
-Чтобы это слово вас не отвлекало, я пока его
уберу. Что объединяет оставшиеся слова.?
-Докажите, что данные слова являются именами
существительными.
-Это имена существительные,
с ударением на второй слог, в
словах есть орфограммы.
-Имя существительное – это
часть речи, которая
обозначает предмет и
отвечает на вопросы кто? или
что?
№3
-Какие орфограммы «спрятались» в словах? Как их
проверить?
-Почему мы не можем проверить безударную
гласную в слове метро?
-Как мы поступаем со словарными словами?
-А где можно проверить написание слов, с
непроверяемым написанием?
- В слове зима- безударная
гласная в корне - И.
Проверочное слово – зимы. В
слове утюг – парная согласная
в корне слова. Проверочное
слово – утюги. В слове метро
– безударная гласная в корне
слова буква –Е, её мы
проверить не можем.
-Слово метро – словарное
слово.
-Мы их запоминаем.
-Проверить написание
словарных слов мы можем по
«Орфографическому
словарю»
№3
-Что же объединяет все орфограммы в данных
словах?
-Это корневые орфограммы.
Ш. Целеполагающий этап.
-Не будем обижать прилагательное звездный,
поработаем теперь с ним. Поставьте в тетрадях №1
и выполните транскрипцию этого слова.
Поработайте в паре.
Дети работают в паре,
выполняют транскрипцию
слова звездный.
В
классе
разве-
шены
транск
-рипции
слов
№4
-Кто выполнит транскрипцию, тихонько встанет.
-Рассмотрите глазками транскрипции слов,
находящиеся в нашем классе. Укажите на ту
транскрипцию, которая у вас получилась.
-Проверка (*)
Игра «Флюгер». Дети
указывают на
соответствующую
транскрипцию.
-Сравните транскрипцию слова и его написание.
-Произнесите слово звездный.
-А теперь прочитайте его орфографически.
-Что интересного заметили?
-Если согласный не произносится, а буквой
обозначается, то как его можно назвать?
Дети произносят.
Дети читают.
-Буква есть, а звука нет.
-Непроизносимый согласный.
-Кто уже догадался и сформулирует тему нашего
урока?
-Тема нашего урока «Слова с
непроизносимыми
согласными»
№5
-Как вы думаете, слова с непроизносимыми
согласными, это орфограмма? Почему?
-Чтобы работать над любой орфограммой, мы
должны определить ее место в слове. Подберите
однокоренное слово.
-Докажите, что данные слова однокоренные.
Выделите корни.
-В какой части слова находится эта орфограмма?
-А если эта орфограмма находится в корне, мы её
проверяем или запоминаем?
-Писать на слух нельзя, есть
непроизносимый согласный
звук, который обозначается
буквой.
-Подбираю однокоренные
слова звезда, звездочка.
Дети доказывают и выделяют
корень.
-В корне.
-Корневые орфограммы мы
проверяем.
№6
-А мы умеем проверять орфограмму
«Непроизносимые согласные»?
-Отталкиваясь от темы урока и наших
рассуждений, сформулируйте задачи нашего урока,
опираясь на опорные слова:
Научиться:
1)видеть…
2)проверять…
3) использовать…
-Нет.
-Научиться видеть
непроизносимую согласную,
проверять слова с
непроизносимыми
согласными и использовать
эти слова в письменной и
устной речи.
IV. Операционно-исполнительный этап.
№7
1. «Открытие» детьми нового знания.
- Как вы думаете, почему же в слове звездный не
произносится звук [д]? Ваши предположения.
- Я хочу обратить ваше внимание на то, что в слове
есть подряд написанные 3 согласные буквы
(учитель подчеркивает). Это называется « стечение
согласных» .
-Удобно ли произносить три согласные подряд?
Попробуем.
- Поэтому одна из согласных при произношении
выпадает из слова, а две остальные произносятся.
-Какая согласная выпадает при произношении из
Дети высказывают свое
мнение.
-Нет
-Согласная буква д.
слова звездный?
№8 Физкультминутка.
-Я вам предлагаю набор слов, в некоторых из них будет спрятана орфограмма непроизносимая
согласная . Если в слове есть непроизносимые согласные –поймайте её- хлопните в ладоши,
если ее нет- тихо приседаете.
-На что в первую очередь будете обращать внимание? (на стечение согласных)
Грустный, светло, поздний, известный, свекла, устный
(дети выполняют и объясняют, а учитель подчеркивает стечение согласных в словах)
№9
-Где же скрывается орфограмма «Непроизносимая
согласная»?
-Понаблюдайте какие согласные чаще всего
образуют стечение согласных?
-Молодцы! С первой задачей справились.
-Что теперь нам предстоит сделать?
-В корне слова, где есть
стечение согласных.
-стн, здн.
-Научиться проверять слова с
непроизносимыми
согласными.
№10
-Мы с вами выяснили, что непроизносимая
согласная – это корневая орфограмма. А какая еще
согласная опасна в корне слова?
-Как мы проверяем написание парной согласной в
корне слова?
-Давайте попробуем, а подойдет ли этот способ для
проверки непроизносимых согласных? Подберите
проверочное слово.
-Молодцы, перед гласной буквой а сразу четко
слышим непроизносимый согласный. Значит,
подходит такой вариант проверки?
-Давайте сравним наши выводы с правилом на
стр.47. Прочитайте его про себя.
-Правильно ли вывели способ проверки слов с
непроизносимыми согласными?
-А я смогла проверить непроизносимую согласную в
слове звездный словом (много) звезд.
Понаблюдайте, где находится непроизносимый
согласный и сформулируйте второй способ
проверки.
-Парная согласная.
- Изменяем слово, чтобы
после этой согласной стояла
гласная буква или сонорный
согласный.
-Да.
Дети читают правило на
стр.47.
- Да.
-Непроизносимый согласный
стоит на конце слова и
хорошо слышен. Значит,
можно подобрать
проверочное слово, чтобы
непроизносимый согласный
стоял на конце слова.
2. Первичное закрепление.
-Давайте применим полученные знания,
потренируемся в проверке слов с непроизносимыми
согласными. Возьмите карточку. В первом столбике
мы укажем звуки в ошибкоопасном месте, во втором
столбике - выполним проверку, а в третьем столбике
- напишем это слово правильно.
Слово Проверка Слово
Гру[ ]ый _________ _________
Гига[ ]кий __________ _________
Ме[ ]ость __________ __________
Че[ ]ый __________ __________
С первыми двумя словами работаем коллективно,
Дети комментируют, учитель
далее – в паре.
-Проверка (*)
записывает на доске,
учащиеся в карточке.
Одна пара работает у доски.
Физкультминутка для глаз.
( по офтальмотренажеру или по зрительно-двигательным траектория: «Лодочка», «Радуга»,
«Яркое солнышко»).
В
классе
развеш
ены от-
гадки с
иллюст
рация-
ми
3. Словарно-орфографическая работа.
-Молодцы, хорошо потрудились! Теперь давайте
немного поиграем.
-Сейчас я буду загадывать вам загадки, а ответы вы
будете искать в классе. Игра «Флюгер».
1.Посреди двора
Стоит копна:
Спереди –вилы,
Сзади-метла. (корова)
2.Он лучит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (учитель)
3.Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого.
Что ни шаг-
То овраг. (лестница)
4.Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?
А проснувшись, бродит,
Улья ворошит. (медведь)
-Посмотрите внимательно на слова-отгадки. Нет ли
среди них слова по теме нашего урока?
-Что вам подсказало?
-Что объединяет слова-отгадки?
-Почему их называют словарными словами?
-В русском языке есть много слов с
непроверяемыми безударными гласными, но есть и
несколько слов с непроверяемыми
непроизносимыми согласными. Сегодня мы
познакомился с одним из них – это лестница.
-Прочитайте слово орфографически.
-Где можно сделать ошибку?
-Пропишем это слово в «воздухе».
-Никто не забыл прописать букву Т? А теперь
запишите это слово в тетрадь.
-Какую орфограмму подчеркнем?
-Подберите к существительному лестница имена
прилагательные.
-Составьте предложение со словом лестница.
-Давайте одно из ваших предложений запишем.
-Зеленая группа подчеркнет в этом предложении
главные члены предложения, синяя группа- над
главными членами предложения укажет части речи,
а красная группа – охарактеризует предложение.
-Проверка (*)
Дети указывают на отгадку.
-Да. Слово лестница.
-Стечение согласных.
-Это словарные слова.
-Крутая лестница вела на
крышу дома.
4.Обучающая самостоятельная работа.
Уровень А.
№11
Спишите, написав проверочные слова.
….-извес . ный, …- грус . ный, … - радос . ный,
… - чес . ный.
Уровень В.
Составьте и запишите словосочетания,
образовав от существительных, данных в
скобках, прилагательные.
(Грусть) рассказ, (известие) писатель,
(честь) поступок, (радость) народ.
Уровень С.
Спишите, заменяя выделенные слова словами,
близкими по значению с непроизносимой
согласной.
Печальный рассказ, знаменитый писатель,
правдивый поступок, веселый народ.
- Проверка с комментированием.(*)
Уровень проверяет учитель,
уровень С один ребенок
выполняет на
индивидуальной доске, затем
одновременная проверка
уровней В и С.
V. Рефлексно-оценочный этап.
№12
-С какой проблемой столкнулись на уроке?
-В какой части слова находится эта орфограмма?
-Продолжите высказывание:
- Мы узнали…
-Мы умеем…
-Поставьте себе звездочку, кто считает, что он
старался и написал работу аккуратно. (*)
-У кого 5 звездочек вы молодцы, потрудились
отлично. Я надеюсь, что на следующих уроках вы
будете моими помощниками и окажете помощь
одноклассникам по данной теме. У кого – 4
звездочки – посмотрите, в чем у вас был
недостаток и постарайтесь на следующих уроках
его исправить.
-У кого 3 звездочки-не расстраивайтесь, это всего
лишь первый урок по теме. Если вы будете
внимательны и активны у вас тоже все получится.
- Есть слова, в которых
произносятся не все звуки, а
буква пишется.
-Непроизносимая согласная
находится в корне слова.
-Мы узнали, что в слове
могут быть непроизносимые
согласные.
-Мы умеем проверять
непроизносимые согласные
двумя способами.
Домашнее задание.
С.47 правило и на выбор два упражнения №73 и
№ 71.
-Есть вопросы по домашнему заданию?
-Урок окончен.