Напоминание

Непроизносимая согласная в корне слова


Автор: Ловышева Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №44
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: конспект
Тема: Непроизносимая согласная в корне слова
Раздел: начальное образование





Назад




Управление образования администрации города Иваново Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 Технологическая карта. Русский язык 3 класс. Образовательная программа «Перспектива». Учебник «Русский язык» 3 класс, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.
Тема урока: «Непроизносимая согласная в корне слова».
Ловышева Марина Владимировна 17 февраля 1977года МБОУ гимназия № 44 Учитель начальных классов marinalovysheva@mail. ru



Русский язык

3 класс.

Образовательная программа «Перспектива».

Учебник «Русский язык» 3 класс, авторы Л.Ф.Климанова, Т,В.Бабушкина.

Тема урока: «Непроизносимая согласная в корне слова».

Тип урока:
урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цель урока:
знакомство с особенностями слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова; вывести способы её проверки.
Задачи:
-дать понятие об орфограмме «непроизносимые согласные»; показать способ проверки непроизносимых согласных; развивать навык правильного подбора проверочные слова; активизировать и расширять словарный запас обучающихся.
Метапредметные:

Коммуникативные УУД:
 умение слушать и вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога;  умение работать в малой группе: учитывать позиции других, обосновывать собственную позицию, координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;
Познавательные УУД :
 умение ставить и формулировать проблему;  умение распознавать слова с непроизносимыми согласными, строить цепочку логических рассуждений, применять теоретические знания для решения практических задач разного уровня сложности, наблюдать над написанием слов, формулировать выводы.
Регулятивные УУД:
 умение принимать и удерживать задание учителя,планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации , искать средства её осуществления;  умение осуществлять самопроверку, участвовать в рефлексии собственной деятельности.
Личностные УУД:
 способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;  проявлять желание и умение преодолевать трудности на уроке, проявлять в работе усердие.


План урока:

1.Организационный этап (1 мин) 2. Ориентировочный этап (5 мин) 3.Целеполагающий этап (5 мин) 4. Операционно-исполнительный этап (23 мин) 5. Рефлексно-оценочный этап (2 мин)
Конспект урока

слайд

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный этап.
-Прежде, чем мы начнем урок, я хочу, чтобы вы улыбнулись. Улыбнитесь друг другу. Подарите улыбку мне. Тихо садитесь. -Проверьте свою посадку. Настрой на урок.
II. Ориентировочный этап.

№2
-Начнем наш урок с разминки. А помогут нам слова, которые вы видите на экране.
Зима, утюг, метро, звёздный
-Прочитайте группу слов. Подумайте, какое слово является «лишним» по двум признакам одновременно. -Докажите, что слово звездный является именем прилагательным. - «Лишнее» слово звездный, т.к. это имя прилагательное, ударение падает на первый слог. -Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? Какие? -Чтобы это слово вас не отвлекало, я пока его уберу. Что объединяет оставшиеся слова.? -Докажите, что данные слова являются именами существительными. -Это имена существительные, с ударением на второй слог, в словах есть орфограммы. -Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? №3 -Какие орфограммы «спрятались» в словах? Как их проверить? -Почему мы не можем проверить безударную гласную в слове метро? -Как мы поступаем со словарными словами? -А где можно проверить написание слов, с непроверяемым написанием? - В слове зима- безударная гласная в корне - И. Проверочное слово – зимы. В слове утюг – парная согласная в корне слова. Проверочное слово – утюги. В слове метро – безударная гласная в корне слова буква –Е, её мы проверить не можем. -Слово метро – словарное слово. -Мы их запоминаем. -Проверить написание словарных слов мы можем по «Орфографическому словарю» №3 -Что же объединяет все орфограммы в данных словах? -Это корневые орфограммы.
Ш. Целеполагающий этап.

-Не будем обижать прилагательное звездный, поработаем теперь с ним. Поставьте в тетрадях №1 и выполните транскрипцию этого слова. Поработайте в паре. Дети работают в паре, выполняют транскрипцию слова звездный. В классе разве- шены транск -рипции слов №4 -Кто выполнит транскрипцию, тихонько встанет. -Рассмотрите глазками транскрипции слов, находящиеся в нашем классе. Укажите на ту транскрипцию, которая у вас получилась. -Проверка (*) Игра «Флюгер». Дети указывают на соответствующую транскрипцию. -Сравните транскрипцию слова и его написание. -Произнесите слово звездный. -А теперь прочитайте его орфографически. -Что интересного заметили? -Если согласный не произносится, а буквой обозначается, то как его можно назвать? Дети произносят. Дети читают. -Буква есть, а звука нет. -Непроизносимый согласный. -Кто уже догадался и сформулирует тему нашего урока? -Тема нашего урока «Слова с непроизносимыми согласными»
№5
-Как вы думаете, слова с непроизносимыми согласными, это орфограмма? Почему? -Чтобы работать над любой орфограммой, мы должны определить ее место в слове. Подберите однокоренное слово. -Докажите, что данные слова однокоренные. Выделите корни. -В какой части слова находится эта орфограмма? -А если эта орфограмма находится в корне, мы её проверяем или запоминаем? -Писать на слух нельзя, есть непроизносимый согласный звук, который обозначается буквой. -Подбираю однокоренные слова звезда, звездочка. Дети доказывают и выделяют корень. -В корне. -Корневые орфограммы мы проверяем. №6 -А мы умеем проверять орфограмму «Непроизносимые согласные»? -Отталкиваясь от темы урока и наших рассуждений, сформулируйте задачи нашего урока, опираясь на опорные слова:
Научиться:

1)видеть…

2)проверять…

3) использовать…
-Нет. -Научиться видеть непроизносимую согласную, проверять слова с непроизносимыми согласными и использовать эти слова в письменной и устной речи.
IV. Операционно-исполнительный этап.
№7
1. «Открытие» детьми нового знания.

-
Как вы думаете, почему же в слове звездный не произносится звук [д]? Ваши предположения. - Я хочу обратить ваше внимание на то, что в слове есть подряд написанные 3 согласные буквы (учитель подчеркивает). Это называется «
стечение

согласных»
. -Удобно ли произносить три согласные подряд? Попробуем. - Поэтому одна из согласных при произношении выпадает из слова, а две остальные произносятся. -Какая согласная выпадает при произношении из Дети высказывают свое мнение. -Нет -Согласная буква д.
слова звездный? №8
Физкультминутка.
-Я вам предлагаю набор слов, в некоторых из них будет спрятана орфограмма непроизносимая согласная . Если в слове есть непроизносимые согласные –поймайте её- хлопните в ладоши, если ее нет- тихо приседаете. -На что в первую очередь будете обращать внимание? (на стечение согласных)
Грустный, светло, поздний, известный, свекла, устный
(дети выполняют и объясняют, а учитель подчеркивает стечение согласных в словах) №9 -Где же скрывается орфограмма «Непроизносимая согласная»? -Понаблюдайте какие согласные чаще всего образуют стечение согласных? -Молодцы! С первой задачей справились. -Что теперь нам предстоит сделать? -В корне слова, где есть стечение согласных. -стн, здн. -Научиться проверять слова с непроизносимыми согласными. №10 -Мы с вами выяснили, что непроизносимая согласная – это корневая орфограмма. А какая еще согласная опасна в корне слова? -Как мы проверяем написание парной согласной в корне слова? -Давайте попробуем, а подойдет ли этот способ для проверки непроизносимых согласных? Подберите проверочное слово. -Молодцы, перед гласной буквой а сразу четко слышим непроизносимый согласный. Значит, подходит такой вариант проверки? -Давайте сравним наши выводы с правилом на стр.47. Прочитайте его про себя. -Правильно ли вывели способ проверки слов с непроизносимыми согласными? -А я смогла проверить непроизносимую согласную в слове звездный словом (много) звезд. Понаблюдайте, где находится непроизносимый согласный и сформулируйте второй способ проверки. -Парная согласная. - Изменяем слово, чтобы после этой согласной стояла гласная буква или сонорный согласный. -Да. Дети читают правило на стр.47. - Да. -Непроизносимый согласный стоит на конце слова и хорошо слышен. Значит, можно подобрать проверочное слово, чтобы непроизносимый согласный стоял на конце слова.
2. Первичное закрепление.
-Давайте применим полученные знания, потренируемся в проверке слов с непроизносимыми согласными. Возьмите карточку. В первом столбике мы укажем звуки в ошибкоопасном месте, во втором столбике - выполним проверку, а в третьем столбике - напишем это слово правильно.
Слово Проверка Слово

Гру[ ]ый _________ _________

Гига[ ]кий __________ _________

Ме[ ]ость __________ __________

Че[ ]ый __________ __________
С первыми двумя словами работаем коллективно, Дети комментируют, учитель
далее – в паре. -Проверка (*) записывает на доске, учащиеся в карточке. Одна пара работает у доски.
Физкультминутка для глаз.

(
по офтальмотренажеру или по зрительно-двигательным траектория: «Лодочка», «Радуга», «Яркое солнышко»). В классе развеш ены от- гадки с иллюст рация- ми
3. Словарно-орфографическая работа.
-Молодцы, хорошо потрудились! Теперь давайте немного поиграем. -Сейчас я буду загадывать вам загадки, а ответы вы будете искать в классе. Игра «Флюгер». 1.Посреди двора Стоит копна: Спереди –вилы, Сзади-метла. (корова) 2.Он лучит детишек Читать и писать, Природу любить, Стариков уважать. (учитель) 3.Деревянная дорога, Вверх идет она отлого. Что ни шаг- То овраг. (лестница) 4.Кто, позабыв тревоги, Спит в своей берлоге? А проснувшись, бродит, Улья ворошит. (медведь) -Посмотрите внимательно на слова-отгадки. Нет ли среди них слова по теме нашего урока? -Что вам подсказало? -Что объединяет слова-отгадки? -Почему их называют словарными словами? -В русском языке есть много слов с непроверяемыми безударными гласными, но есть и несколько слов с непроверяемыми непроизносимыми согласными. Сегодня мы познакомился с одним из них – это лестница. -Прочитайте слово орфографически. -Где можно сделать ошибку? -Пропишем это слово в «воздухе». -Никто не забыл прописать букву Т? А теперь запишите это слово в тетрадь. -Какую орфограмму подчеркнем? -Подберите к существительному лестница имена прилагательные. -Составьте предложение со словом лестница. -Давайте одно из ваших предложений запишем. -Зеленая группа подчеркнет в этом предложении главные члены предложения, синяя группа- над главными членами предложения укажет части речи, а красная группа – охарактеризует предложение. -Проверка (*) Дети указывают на отгадку. -Да. Слово лестница. -Стечение согласных. -Это словарные слова. -Крутая лестница вела на крышу дома.
4.Обучающая самостоятельная работа.

Уровень А.

№11
Спишите, написав проверочные слова.

….-извес . ный, …- грус . ный, … - радос . ный,

… - чес . ный.

Уровень В.

Составьте и запишите словосочетания,

образовав от существительных, данных в

скобках, прилагательные.

(Грусть) рассказ, (известие) писатель,

(честь) поступок, (радость) народ.

Уровень С.

Спишите, заменяя выделенные слова словами,

близкими по значению с непроизносимой

согласной.

Печальный рассказ, знаменитый писатель,

правдивый поступок, веселый народ.

-
Проверка с комментированием.(*) Уровень проверяет учитель, уровень С один ребенок выполняет на индивидуальной доске, затем одновременная проверка уровней В и С.
V. Рефлексно-оценочный этап.
№12 -С какой проблемой столкнулись на уроке? -В какой части слова находится эта орфограмма? -Продолжите высказывание: - Мы узнали… -Мы умеем… -Поставьте себе звездочку, кто считает, что он старался и написал работу аккуратно. (*) -У кого 5 звездочек вы молодцы, потрудились отлично. Я надеюсь, что на следующих уроках вы будете моими помощниками и окажете помощь одноклассникам по данной теме. У кого – 4 звездочки – посмотрите, в чем у вас был недостаток и постарайтесь на следующих уроках его исправить. -У кого 3 звездочки-не расстраивайтесь, это всего лишь первый урок по теме. Если вы будете внимательны и активны у вас тоже все получится. - Есть слова, в которых произносятся не все звуки, а буква пишется. -Непроизносимая согласная находится в корне слова. -Мы узнали, что в слове могут быть непроизносимые согласные. -Мы умеем проверять непроизносимые согласные двумя способами.
Домашнее задание.
С.47 правило и на выбор два упражнения №73 и № 71. -Есть вопросы по домашнему заданию? -Урок окончен.


В раздел образования