Напоминание

"Бальные танцы"


Автор: Сергеева Оксана Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ФГКОУ "МКК ПВ МО РФ"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Программа дополнительного образования детей
Тема: "Бальные танцы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Программа дополнительного образования детей «Бальные танцы» Направление: Физкультурно-спортивное Возраст воспитанниц: 10-12 лет Срок реализации образовательной программы: 2 год обучения Преподаватель первой категории: Сергеева Оксана Михайловна Москва, 2015
1.

Пояснительная записка
Нормативная база и распорядительные документы по организации внеурочной деятельности Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 “Об утверждении Порядка организации и о суще ствления о б р а з о ват е л ь н о й деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”. РАССМОТРЕНО на заседании ПМО (дополнительные образовательные программы) Протокол № 1 от « 28 » августа 2015 г. Старший методист Савинкова Е.В. СОГЛАСОВАНО Заместитель Начальника Пансиона по УР Обломкова А.В. « » августа 2015 года УТВЕРЖДАЮ Начальник ФГКОУ МКК «Пансион воспитанниц МО РФ» Максимова Л.Ю. « » августа 2015 года
Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году». Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций д о п о л н и т е л ь н о го образования детей». Примерные программы внеурочной деятельности. Под ред. В.А. Горского Основные идеи программы дополнительного образования, их актуальность и предлагаемая востребованность Эмоциональная сфера является важной для полноценного развития учащихся. Творчество и искусство может стать проводником, который поможет в становлении личности растущего человека. Актуальность программы связана с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно- физического, этического и художественно-этического развития и образования. В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены. Цели и задачи программы Изучение хореографии и бального танца, как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
-

становление
хореографической кул ьту р ы ка к н е- отъемлемой части духовной культуры;
-

р а з в и т и е
музыкальных и физических данных воспитанниц, образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности, артистических и исполнительских способностей воспитанниц, интереса к танцевальному искусству.
- о с в о е н и е
образцов танцевального исполнения национальной, зарубежной, классической и современной, усвоение знаний об истории развития танца, музыкальной танцевальной грамоте, жанровом и стилевом многообразии, особенностях танцевальной подачи танца; танцевальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных хореографов; выявление особенностей воздействия звуков музыки и танца, на чувства, настроение человека. -
овладение

практическими

умениями

и

навыками
основ хореографического искусства; владеть своим телом, обучить культуре движения, основам хореографии, музыкальной грамоте, координировать свои движения с музыкой. -
воспитание
устойчивого интереса к танцу своего народа и друг и х н а р од о в м и р а ; эстетически-нравственного восприятия воспитанниц, трудолюбия, самостоятельности, целеустремленности, умение работать в коллективе. Особенности данной программы
П р о г р а м м а посвящена проце ссу ф и з и ч е с ко го , э с т е т и ч е с к о г о и нравственного воспитания воспитанниц средствами бальной хореографии. Д а н н а я п р о г р а м м а модифицированная, бази- руется на передовом опыте хореографов и п е д агогов, р а б о т а ю щ и х в с р е д е бальной хореографии - Ю.Н. Шутиков, Кондратнко Г.М. Туганковой О.И. П р о г р а м м а я в л я е т с я интегрированной и пре- д у с м а т р и в а е т т е с н о е взаимодействие од н ого предмета с другими. При разработке программы использовались следующие принципы: доступность; наглядность; систематичность; последовательность; прочность усвоения знаний; индивидуальный подход; Характеристика возрастных особенностей 5-6 класс возраст 10-14 лет, в этом возрасте они полны сил и энергии, они стремятся активно проявлять себя в различных видах деятельности. Усиливается внимание к эстетическому облику человека, они привыкают сознательно контролировать свою манеру держаться и двигаться, придают большое значение внешности и костюму. Эмоциональность, стремление жить и действовать в коллективе и, в тоже время, желание ярко проявить свою индивидуальность характерно для этого возраста. Формы и режим проведения занятий Формы проведения занятий: беседа, практическое занятие, занятие-постановка, заключительное занятие. 1 класс занимается один раза в неделю, п о одному академических часу. Всего в году - 35 занятий, 35 часов.
Каждое занятие строится по схеме:

Подготовительная часть
имеет целью подготовить организм учащихся к выполнению упражнений в основной части занятия: разминка основных групп мышц и связочного аппарата, упражнения в движении, на растяжение, дыхательную и сердечнососудистые системы, упражнения у станка.
Основная часть
предполагает, прежде всего, изучение программного материала – того или иного действия или упражнения.
Заключительная часть
занятия – имеет цель: приведение
организма учащихся в спокойное состояние, подведение итогов занятия, дать задание для самостоятельной подготовки.
2.

Тематический план

1год обучения

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего

часов

Форма

организа

ции

Тема 1

Организационная работа.

1
Задачи коллектива на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Беседа
Тема 2

Элементы музыкальной грамоты.

2
Понятие о характере и особенностях танцевальной музыки. Слушание и разбор музыкальных отрывков. Определение ритма и такта. Темп. Начало и конец музыкального отрывка. Понятие о музыкальном размере 2/4, 3/4,4/4. Упражнения с различным музыкальным рисунком. Построение и перестроения в зале под различную музыку, ритмический рисунок и темп. Беседа Практика
Тема 3

Танцевальная азбука.

12
Упражнения для развития мышц головы и шеи. Наклоны и повороты головы с различным темпом. Позиции ног. Положения и движения ног. Движения ног с различной работой ступни. Упражнения для развития «мышечного чувства». Движения с различным положением корпуса. Перенос тяжести Подъем и опускание плеч, напряжение и расслабление рук и ног. Упражнения для рук с различным характером музыки. Осанка, манера, грация. Упражнения у палки. Беседа Практика
Тема 4

Освоение основных движений танцев и плясок.

10

Знакомство с особенностями танцев и плясок разных народов. Различные виды шагов: бодрый шаг, тихий шаг, беговой шаг, скользящий шаг, приставной шаг, быстрый шаг, высокий шаг, перекрещивающийся шаг, шаг полонеза, топающие шаги, хороводные шаги. Различные виды бега: легкий бег, стремительный бег. Подскоки: легкие прыжки, пружинные прыжки, прыжки с одной ноги на другую, с двух ног на одну и др. Элементы танца: «вежливый» танец (на приставных шагах), боковой галоп. Положения рук в русских танцах. Притопы. Шаги с притопом. Этюды. Вынос ноги па каблук. Шаги польки. Шассе. Дробные шаги. Тройной шаг. Русский переменный ход. Этюды. Прыжки с хлопками в различном темпе. Повороты и прыжки отдельно и в паре. Танец-игра «Полька тройками». Беседа Практика
Тема 5

Отечественные бальные танцы.

10
Знакомство с танцами народов России. Разучивание танцев: «Фигурный вальс», «Вальс-мазурка», «Полонез», «Падеграс», «Полька-тройка». Беседа Практика
Итого:

35

3.

Тематический план

2 год обучения

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количеств

о часов

Форма

организаци

и

Тема 1

Организационная работа

1
Задачи коллектива на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Беседа
ТЕМА 2

Танцевальная азбука.

10
Особенности техники исполнения танцев в паре. Роль баланса, ПДК, работа ступни. Направления движения в танцевальном зале. Композиции со сложной координацией движения. Этюды на пройденном материале и в характере современной пластики. Осанка, манера, грация. Упражнения у палки. Беседа Практика
Тема 3

Историко-бытовые танцы.

6
Возникновение и развитие танцев данной группы. М е с то и с то р и ч е с к и х б а л ь н ы х т а н ц е в в отечественной бальной хореографии. Разучивание танцев: Фигурный вальс, Вальс- мазурка, Фигурная полька, Полька произвольной композиции. Беседа Практика

Тема 4

Отечественные бальные танцы.

10
Краткие сведения об истории развития отечественной бальной хореографии. Связь бального танца с истоками народного творчества. Разучивание композиции на основе вальса Постановка и разучивание композиции на основе хоровода «Берлинская полька», танец-игра «Вальс-дружба» «Па Зефир», «Вальс миньон» Беседа Практика
Тема 5

Танцы произвольной композиции.

8
Особенности стиля и техники исполнения танцев данной группы. Медленный вальс: открытые перемены вперед и назад, Самба: основной ход, виск вправо и влево, повороты на месте. Джайв: основное движение, разъединение, закрытие, сольные повороты Д. под рукой. Беседа Практика
Итоги

35

4.

Содержание программы

1 год обучения

Тема 1.

Организационная работа.(1ч)
Форма организации: Беседа. Теоретические сведения: Инструктаж по технике безопасности поведения на уроке. Объяснение целей и задач. Предупреждение ошибок и профилактики травматизма при обучении.
Тема 2. Элементы музыкальной грамоты. (2 ч)
Форма организации: Беседа.Практика. Теоретические сведения: Важнейшей особенностью танцевальной музыки является ее ясная ритмическая определенность, повторяемость какой-либо характерной ритмической формулы. Благодаря этому учащиеся не только распознают танцевальную и не танцевальную музыку, но и легко отличают вальс от польки, ча-ча-ча от самбы. Четкий ритм музыкального сопровождения танца не только организует движения танцующих, но и обладает эмоциональной силой воздействия. Музыкальный ряд: Уже на первых занятиях дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка в каждом упражнении связаны с содержанием и формой. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция должны протекать одновременн о . Для детей должно стать естественным точно заканчивать движение вместе с окончанием музыкальной мысли — и после ходьбы или бега, и в упражнениях, исполняемых на месте. На всех урока у воспитанниц развивается умение вслушиваться в музыку, постигать ее язык. Для воспитания четкой ритмичности движения большое значение имеют такие упражнения, которые дети выполняют сообща, держась за руки или отдельно. Детей захватывает общий ритм, и их движения четко согласуются с музыкой.
Упражнения: В музыкально-двигательном материале темп, протяженность, ритм движений определяются всем характером музыки, а не только ее временной организацией. Например, не всякой польке соответствует движение в ритме «полочного» шага: на одну дети отвечают бегом, а на другую поскоками, хотя счет 2/4 в обоих случаях. Три очень сходные по ритмическому рисунку мелодии в зависимости от обработки рождают: одна бег по восьмым, другая— прыжки по четвертям, третья-движение по половинным нотам. Но если в музыке ритмический рисунок является ведущим, это безусловно должно отразиться в движении. Задание: Отработка навыков упражнений. Материалы и инструменты: Методический материал. Видео материл.
Тема 3. Танцевальная азбука. (12ч)
Форма организации: Беседа. Практика. Теоретические сведения: Основная стойка помогает включиться в движение с началом звучания музыки - быть готовым к движению. Такая готовность достигается, если работают только те группы мышц, напряжение которых необходимо для поддержания тела в описанном положении; остальные - свободны. Движения в упражнениях, играх и танцах просты и естественны: это основные движения человеческого тела (ходьба, бег, поскоки, прыжки, сгибания-разгибания, повороты). Музыкальное движение - всегда средство для воплощения музыкально- двигательного образа. Упражнения: От простого к сложному, от медленного к быстрому, постоянно варьируя изученные элементы с целью освоения более сложных по координации движений.  Положения и направления движения частей тела (ног, рук, корпуса, головы). Упражнения для развития мышц головы и шеи. Наклоны и повороты головы с различным темпом.  Позиции ног. Положения и движения ног (опорная нога, свободная нога, полупальцы). Движения ног с различной работой ступни.  Упражнения для развития «мышечного чувства». Движения с различным положением корпуса.  Перенос тяжести тела с каблуков на всю ступню и обратно, перенос тяжести тела с одной ноги на другую.  Подъем и опускание плеч, напряжение и расслабление рук и ног. Свободные движения рук и ног (пружинные, маховые, плавные).  Позиции рук (1, 2, 3 позиции, открытое и закрытое положение рук, на талии, положение рук на бедрах и др.). Движения рук. Упражнения для рук с различным характером музыки. Осанка, манера, грация.  Упражнения у палки.Demi-plie, Grand plié, Battement tendu в первой позиции, Battement tendu jete, Battement fondu, Battement releve lent на 90 градусов, Grand Battement, Rond de jambe par terre,  Упражнения для бедер.  Упражнения на сохранение равновесия.  Наклоны и перегибы корпуса. Задание: Отработка навыков упражнений. Над упражнениями третьей темы необходимо работать в течение всего года, постепенно совершенствуя и уточняя исполнение. Материалы и инструменты: Методический материал: Ваганова А.Я. «Основы классического танца», Базарова Н.П. Мей В.П. «Азбука классического танца», видео материал.
Тема 4. Освоение основных движений танцев и плясок. (10 ч)
Форма организации: Беседа. Практика. Теоретические сведения: Знакомство с особенностями танцев и плясок разных народов. Упражнения: • Различные виды шагов: бодрый шаг, тихий шаг, беговой шаг, скользящий шаг, приставной шаг, быстрый шаг, высокий шаг, перекрещивающийся шаг, шаг полонеза, топающие шаги, хороводные шаги. • Различные виды бега: легкий бег, стремительный бег. • Подскоки: легкие прыжки, пружинные прыжки, прыжки с одной ноги на другую, с двух ног на
одну и др. • Элементы танца: «вежливый» танец (на приставных шагах), боковой га¬лоп. • Положения рук в русских танцах. • Притопы. Шаги с притопом. Этюды. • Вынос ноги па каблук. Шаги польки. Шассе. • Дробные шаги. Тройной шаг. Русский переменный ход. Этюды. • Прыжки с хлопками в различном темпе. Повороты и прыжки отдельно и в паре. Этюды и танцы на пройденном материале Танец-игра «Полька тройками». Самым характерным движением для польки является шаг с подскоком, который исполняется легко и «воздушно» с акцентом на подскоках. Подскок является главным составным элементом па польки и имеет несколько вариантов исполнения . В процессе совершенствования или разучивания разнообразных видов движения педагог воспитывает у воспитанниц технические навыки, развивает у них динамичность, ритмичность, устремленность движений. Задание: Отработка навыков упражнений. Материалы и инструменты: методические материалы. И.Сироткина «Свободное движение и пластический танец в России», Видео материалы.
Тема 5 Отечественные бальные танцы. (10 ч)
Форма организации: Беседа. Практика. Теоретические сведения: Знакомство с танцами народов России. Упражнения:состоят из простых движений, которые исполняются в разных направлениях. Эти движения вырабатывают у воспитанниц хорошую осанку, учат их движению в паре, общению друг с другом Разучивание танцев: «Фигурный вальс», «Вальс-мазурка», «Полонез», «Падеграс», «Полька-тройка». Задание: Отработка навыков упражнений. Материалы и инструменты: Методический материал. Видео материалы.
5.

Содержание программы

2 год обучения

Тема 1

Организационная работа (1ч)
Форма организации: Беседа. Практика. Теоретические сведения: Инструктаж по технике безопасности поведения на уроке. Объяснение целей и задач. Предупреждение ошибок и профилактики травматизма при обучении.
Тема 2

Танцевальная азбука (10 ч)
Форма организации: Беседа. Практика. Теоретические сведения: Особенности техники исполнения танцев в паре. Роль баланса. На 2 году обучения продолжается совершенствование пластики всего тела. Упражнения: Приведенные ниже упражнения позволят создавать композиции на основе современной пластики, используя дополнительно материал 1 года обучения. В танце - устойчивость, равновесие, баланс, позволяют учащимся двигаться не только уверенно, но и музыкально.  Волна вперед и назад, боковая волна - соединяет мягкое движение от ступней, коленей к бедрам и талии в сторону, вправо и влево.  Ступенчатое расслабление корпуса. Позволяет ступенчато расслаблять кисти рук, предплечья, локти, руки, шею, плечи, сочетая с глубоким приседанием.  Наклоны - верхней части корпуса вперед, назад, вправо и влево.  Направления движения в танцевальном зале.
 Композиции со сложной координацией движения. Этюды на пройденном материале и в характере современной пластики.  Осанка, манера, грация.  Упражнения у палки: Demi-plie, Grand plié на середине ,Battement tendu в пятой позиции, Battement tendu jete, Battement fondu на полупальцах, Battement releve lent на 90 градусов, Grand Battement, Rond de jambe par terre, Battement soutenu, Releve на полупальцы на второй и пятой позиции. Полуповорот в пятой позиции на полупальцах. Задание: Отработка навыков упражнений. Над упражнениями третьей темы необходимо работать в течение всего года, постепенно совершенствуя и уточняя исполнение. Материалы и инструменты: Методический материал: Ваганова А.Я. «Основы классического танца», Базарова Н.П. Мей В.П. «Азбука классического танца», видео материал.
Тема 3

Историко-бытовые танцы. (6 ч)
Форма организации: Беседа. Практика. Теоретические сведения Бальный танец в России в XIX веке занимал прочное место в программе воспитания, окончательно формируется русская школа бального танца и утверждаются педагогические принципы русских учителей: связь с национальными хореографическими традициями; обучение бальному танцу на обшей хореографической основе, строгость, простота и внутренняя чистота исполнительской манеры; методическая обоснованность в изучении материала (обучение не определенному танцу, а умению танцевать). Музыкальный ряд:Бальные танцы XIX века в своем подавляющем большинстве рождены славянскими народами-русскими, чехами, поляками, словаками. Их народная основа обеспечивает им долголетие, жизнеспособность. Многие бальные танцы, бытовавшие за границей, были критически усвоены и переработаны на русской почве. Нередко эти изменения настолько сильны, что дают совершенно новую жизнь бальному танцу. Упражнения: Разучивание танцев: Фигурный вальс, Вальс-мазурка, Фигурная полька, Полька произвольной композиции. Задание: Отработка навыков упражнений. Материалы и инструменты: методические материалы. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. Видео материалы.
Тема 4

Отечественные бальные танцы. (10 ч)
Форма организации: Беседа. Практика. Теоретические сведения: Краткие сведения об истории развития отечественной бальной хореографии. Связь бального танца с истоками народного творчества Упражнения: Разучивание композиции на основе вальса Постановка и разучивание композиции на основе хоровода «Берлинская полька», танец-игра «Вальс-дружба» «Па Зефир» - спокойный, плавный танец, состоит из простых движений и поз, исполняется сдержанно, мягко и плавно. Темп умеренный. В нем исполняются: Основное движение па зефира. Двойной скользящий шаг. Основное движение Падеграса. «Вальс миьон». Танец состоит из шага - глиссад и вальсового поворота, делится на две половины и чаще всего входит как составная часть в танец МИНЬОН. Разучивание этого танца позволяет лучше усвоить вальс по 3 позиции. Он воспитывает мягкость, хорошую осанку, особую плавность движений. Задание: Отработка навыков упражнений. Материалы и инструменты: методические материалы. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. Видео материалы.

Тема 5

Танцы произвольной композиции. (8 ч)
Форма организации: Беседа. Практика. Теоретические сведения: Данная тема рассматривает как модные танцы, возникающие с появлением новых ритмов и мелодий, так и танцы, относящиеся к спортивным танцам. Танец Медленный вальс в отличие от вальса, встречающегося в историко-бытовых и отечественных бальных танцах (вальса по 3 позиции), исполняется по 6 позиции и значительно отличается по технике исполнения и по положению в паре. Музыкальный ряд: На начальной стадии обучения разучиваются простейшие фигуры отдельно и в паре. Медленный вальс имеет М/Р 3/4, темп 29...31 такт в минуту, акцент на первую долю такта. Все шаги одинаковые по темпу, каждый шаг занимает 1/4 такта. Более сложные фигуры имеют другую протяженность. Упражнения: Медленный вальс: открытые перемены вперед и назад. Самба: основной ход, виск вправо и влево, повороты на месте. Джайв: основное движение, разъединение, закрытие, сольные повороты Д. под рукой. Задание: Отработка навыков упражнений. Материалы и инструменты: методические материалы. «Азбука танцев» - Автор: Диниц Е.В.,Ермаков Д.А., «Техника Латинских танцев» - Автор: Уолтер ЛайредВидео материалы.
6.

Ожидаемые результаты. Методика их выявления,

диагностики и оценки
Личностные результаты Знание правил поведения и этикета. Укрепление и развитие мышц корпуса. Развитие анализаторного аппарата: зрительной, слуховой, вестибулярной чувствительности. Развитие координации движения. Знание основных сведений о разучиваемых танцах, быте, нравах и обычаях того народа, чей танец разучивается. Умение ориентироваться в зале и на сцене, умение принимать участие в массовых мероприятиях и показательных выступлениях. Метапредметные результаты Знание и умение исполнять простейшие танцы Умение слушать музыку; умение двигаться в соответствии с музыкой; умение двигаться в паре; умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников; демонстрировать зрительскую, слушательскую, читательскую культуру во время посещения театров, концертов, музеев. Воспитательные результаты Воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать е ё содержание, форму. воспитание эстетически -
нравственного восприятия воспитанниц и любви к прекрасному, т р у д о л ю б и я , с а м о с т о я т е л ь н о с т и , целеустремленности, умение работать в коллективе.
5. Методические и дидактическое обеспечение программы.

Задание для самостоятельной работы
Методическое обеспечение программы Анализ двигательных навыков и умений. Основные положения тела. Основы ритмики. Организационно-пространственные упражнения. Учебно-тренировочная работа. Основные законы постановки номера. Сценическое движение в театрализованном представлении Дидактическое обеспечение программы Видеозаписи танцевальных композиций, шоу, видеозаписи концертов, сборники музыкальных композиций. Задания для самостоятельной работы Отработка навыков упражнений. Просмотр видео материалов. Прослушивание музыкальной подборки.
6. Механизм и условия реализации программы
Механизм реализации программы Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков танцевального мастерства, подчинение основному образовательному принципу - от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и танцевальному исполнению. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал воспитанниц, способствовать развитию целого комплекса умений, совершенствованию навыков, помогает реализовать потребность в общении . Условия реализации программы Программа будет успешно реализована: - если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал; - будут учитываться возрастные и лично стные особенности обучающихся, мотивация их деятельности; - будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса; - будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.
7. Список использованной и рекомендуемой детям литературы

Список использованной литературы 1. Бухвостова Л.В., Заикин Н.И., Щекотихина С.А. «Балетмейстер и коллектив», Орел-2007; 2. Ж.Г. Хаас «Анатомия танца», Минск, Попурри, 2011г.; 3. Алексидзе Г. Д. «Школа балетмейстера», ГИТИС, 2011г.; 4. Ваганова А.Я. «Основы классического танца», СПб., 2000г.; 5. Ерохина О.В. «Школа танцев для детей»,Ростов н/Д 2003г.; 6. Джозеф Хавилер «Тело танцора», М., Новое слово, 2007г.; 7. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать» "Век информации", 2009г.; 8. И.Сироткина «Свободное движение и пластический танец в России», Москва, Новое литературное обозрение,2011г.; 9. Базарова Н.П. Мей В.П. «Азбука классического танца» 2008 г. 4-е изд., исп.- СПб изд. «Лань» 10. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. – М.: Искусство, 1993. 11. Историко-бытовой и бальный танец. Автор: Толстых И.Н. 12. Алекс Мур. Пересмотренная техника европейских танцев. Санкт-Петербург, 1993 г 13. Техника латинских танцев“ Уолтер Лэрд (Уолтер Лайред) Перевод и редакция Л.Д. Весновского Список рекомендуемой детям литературы Историко-бытовые бальные танцы (Базовые танцы). Самоучитель. Погорелов В.П. Изд. "Век информации"


В раздел образования