"Рекомендации по подбору музыкального материала к урокам хореографии (классический танец)"
Автор: Сергеева Оксана Михайловна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: ФГКОУ "МКК ПВ МО РФ" Населённый пункт: Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Рекомендации по подбору музыкального материала к урокам хореографии (классический танец)" Раздел: дополнительное образование
Федеральное государственное общеобразовательное учреждение
«Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц
Министерства обороны РФ»
Заместитель директора
Пансиона по учебной работе
Обломкова А.В.
«____»___________2016г.
Методическая разработка
На тему «Рекомендации по подбору музыкального материала к урокам хореографии
(классический танец)» на 2016-2017 учебный год
Выполнила:
педагог Сергеева О.М.
Рецензировано:
Директор Московской школы ирландского танца «Иридан"
Член Европейской комиссии по ирландскому танцу
Registered Teachers of Mainland Europe
Международная аттестация педагога категории
Scrúdú Teastas Rince Céilí
Денисов Игорь Николаевич
Обсуждено и рекомендовано к использованию
на заседании ПМО
Протокол №____
«____»___________2016г.
2016-2017 учебный год.
Введение
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения
хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать
прекрасное,
они
развивают
образное
мышление
и
фантазию,
дают
гармоничное
пластическое развитие.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными
возможностями
для
полноценного
эстетического
совершенствования
ребенка,
для
его
гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником
эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную
часть орудия «общества, посредствам которого оно вовлекает в круг социальной жизни
самые интимные и самые личные стороны нашего существа».
Хореография, хореографическое искусство (от др.-греч. χορεία — танец, хоровод и
γράφω — пишу) — танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях.
Хореография
обладает
огромными
возможностями
для
полноценного
эстетического
совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития,
представляет
возможность
для
приобщения
учащихся
к
богатству
танцевального
и
музыкального творчества
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и
грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.
Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый
народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история,
его обычаи и характер.
Танец
— форма хореографического искусства, в которой средством создания
художественного образа являются движения и положения человеческого тела.
Танцевальное искусство подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и
понимать
музыку,
согласовывать
с
ней
свои
движения,
одновременно
развивать
и
тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
Занятия хореографией дают физическую нагрузку равную сочетанию нескольких видов
спорта.
Используемые
в
хореографии
движения,
прошедшие
длительный
отбор,
оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
2
Пояснительная записка
Обучение хореографическому искусству совершенствует координацию движений,
способствует
дальнейшему
укреплению
мышечного
аппарата,
дает
возможность
учащимся
овладеть
разнообразием
стилей
и
манерой
исполнение
танцев
различных
народов.
В процессе обучения учащиеся должны освоить методы постановки корпуса, ног,
рук,
головы,
упражнения,
способствующие
развитию
танцевального
шага,
гибкости,
выворотности ног, координации движения, развитию прыжка.
Экзерсис у станка и на середине зала строится на основе строгой закономерности и
имеет
четкую
последовательность.
Каждое
упражнение
подготавливает
выполнение
следующего по принципу: от простого к сложному.
Важнейшей
задачей
обучения
является
воспитание
эмоциона льной
выразительности,
развитие
музыкальности,
поэтому
так
важно
не
только
подобрать
музыку, которая будет соответствовать
определенным танцевальным движениям но и
будет
представлять
собой
высокохудожественные
произведения,
включающие
классическую, современную и зарубежную музыку.
Для успешного ведения уроков классического танца необходим
тщательный
подбор музыкального сопровождения,
соответствие его возрастным особенностям и
музыкальной подготовке учащегося, постепенное нарастание сложности упражнений и
музыкального сопровождения.
Цели:
приобщение детей ко всем видам танцевального искусства;
профессиональная ориентация;
воспитание
единого
комплекса
физических
и
духовных
качеств:
гармоническое
телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство.
Задачи:
1.
Обеспечить
формирование
и
сохранение
правильной
осанки
ребёнка,
рук,
ног
и
головы.
2.
Укреплять
мышечный
корсет
средствами
классического,
современного
и
бального
танцев, воспитывать культуру движения.
3.
Увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность
двигательной активности как основы здорового образа жизни.
4.
Выработать эластичность мышц, укрепить суставно-связочный аппарат, развить силу
и ловкость.
5.
Обучать детей двигаться в характере музыки, передовая ее темповые и динамические
особенности.
6.
Развивать способности правдиво и выразительно передавать содержание произведения
средствами танца.
7.
Во спитывать
дисциплинированно сть,
чувство
долга,
ко л л е к т и в и з м а ,
организованности.
8.
Обучить
танцевальному
этикету
и
сформировать
умение
переносить
культуру
поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни.
Методы обучения
В курсе обучения хореографии применяются следующие методы обучения:
использования слов, наглядного восприятия и практические методы.
Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью
решаются
различные
задачи:
раскрывается
содержание
музыкальных
произведений,
объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений
в
связи
с
музыкой
и
др.
Это
определяет
разнообразие
методических
приёмов
использования слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное
сопровождение движений под музыку.
3
Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и
прочному
усвоению
учащимися
программы
курса
обучения,
повышения
интереса
к
изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести:
показ
упражнений,
демонстрацию
плакатов,
рисунков,
видеозаписей,
прослушивание
ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и
запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует
воспитанию
музыкальной
памяти,
формированию
двигательного
навыка,
закрепляет
привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это
метод целостного освоения упражнений, ступенчатый и игровой методы.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной
доступностью
упражнений.
Однако
использование
данного
метода
подразумевает
наличие
двигательной
базы,
полученной
ранее.
В
эту
базу
входят
двигательные
элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные
движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и
танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для
уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот
метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот
метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении
ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия
повышают эмоциональность обучения.
Названные
методы
обучения
на
практике
могут
быть
дополнены
различными
приёмами педагогического воздействия на учащихся.
4
Рекомендации по подбору музыкального материала к урокам по классическому
танцу
Классический танец. Классический танец можно назвать фундаментом всех
сценических видов танца, это азбука, изучение которой является необходимым условием
для прочтения любого танцевального стиля или направления.
Упражнения
классического танца способствуют формированию правильной
постановки
корпуса,
ног,
рук,
головы,
развитию
физических
данных,
выработки
элементарной координации движений.
Занятия классическим танцем включает в себя упражнения у станка, изучение и
исполнение основных элементов классического танца и его комбинаций на середине зала,
а также постановку танцевальных номеров.
Изучение классического танца обычно начинается с разучивания классического
экзерсиса, когда вырабатывается правильная координация движений, постановка корпуса,
головы,
рук,
приседание,
развивается
мускулатура
ног.
Концертмейстер
хореографии
должен хорошо знать танцевальную терминологию, чтобы знать о каком упражнении идет
речь,
понимать
педагога-хореографа,
чтобы
правильно
подобрать
музыкальное
сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.)
- это упражнения, основанные на приседаниях разной амплитуды:
полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение
плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или Battements tendus
(Battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В
этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее
возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким.
Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4.
Во-вторых,
концертмейстеру
необходимо
самому
знать,
как
то
или
иное
упражнение
исполняется.
Чтобы
четко
представлять
себе
структуру
упражнения,
накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими
оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с
музыкальным материалом – уметь ориентироваться в нотном тексте.
Начиная концертмейстерскую практику, когда невозможно было купить сборники
нотных изданий, я ходила в библиотеки музыкальных школ, перелистывала большой
объем
нотной
литературы
,
ксерокопировала
то,
что
мне
подходило
для
работы.
С
течением времени нотных сборников, пособий, собственных тетрадей, накопилось много,
поэтому
мною
был
написан
«Сборник
музыкального
сопровождения
на
занятиях
классического танца». В нем присутствуют музыкальные произведения для экзерсиса
разных возрастных групп, т. е. с учетом возрастных особенностей детей. На данный
момент это облегчило работу, а в последующем, я думаю, что могу поделиться этим
опытом с другими концертмейстерами.
Наиболее распространена следующая последовательность:
Plie (приседание)
Demi plie (полуприседание)
Grands plie (полное приседание)
Музыкальное сопровождение плавного характера на 2/4 или ¾
Рекомендуемый музыкальный материал:
А. Хачатурян Вальс цветов из балета «Чиполлино»
В. Беккер Вальс «Лесная сказка»
А. Глазунов Вальс
А. Даргомыжский «Меланхолический вальс»
5
Б. Мошков Весенняя серенада
И. Морозов «Волшебный сон» из балета «Доктор Айболит»
Д. Львов Компанеец Медленный вальс
2. Battments tendus, Battments tendus jetes – движения, требующие активной работы ног,
развивают их выворотную постановку. Музыкальное сопровождение в характере польки
Рекомендуемый музыкальный материал:
Ю. Слонов Полька
М. Глинка Полька
Б. Асафьев Вариации солистки из балета «Пламя Парижа»
А. Хачатурян Вариации редиски из балета «Чиполлино»
Л.Делиб Галоп из балета «Коппелия»
Брамс Венгерский танец
С.Заславский Полька
3
. Ronds
de
jambe
pas
terre
–
круговые
движения
ногой
по
полу.
Музыкальное сопровождение – произведение плавного характера в умеренном темпе,
вальс или пьеса
Рекомендуемый музыкальный материал:
М. Глинка Романс Антониды из оперы И.Сусанин
В.Золотарев Качели
Ф. Шопен Вальс
А. Глазунов Гавот из балета «Барышня-служанка»
Р.Моретти Вальс из к/ф «Под крышами Парижа»
4. Battments tendus
sur le cou-de pie – работающая нога из положения sur le cou-de pie
(ступня
работающей
ноги
стремится
охватить
опорную
ногу
у
щиколотки
с
одновременным demi plie на опорной ноге), плавно выводится вперед, в сторону или назад
при выпрямлении опорной ноги, музыкальное сопровождение: вальс или пьеса плавного
характер
Рекомендуемый музыкальный материал:
Н. Титов Вальс
Д.Шостакович сентиментальный вальс
С.Баневич из музыки к сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка»
М.Глинка Мазурка c-moll
А.Рубинштейн Вальс – каприз
5.
petits battments sur le cou – de-pied – работающая нога свободно, быстро и четко
сгибается и разгибается в колене при
неподвижном выворотном бедре. Музыкальное
сопровождение в характере польке.
Рекомендуемый музыкальный материал:
М.Глинка Галоп
Б.Сметана Полька
Р. Дриго отрывок из балета «Конек-Горбунок»
П.Чайковский Вариация феи Серебра из балета «Спящая красавица» Р.Глиэр Танец на
площади отрывок из балета «Медный всадник»
6
6. Battenccents developpes – работающая нога, сгибаясь, скользит вытянутым носком по
опорной ноге, от колена вытягивается вперед, в сторону или назад на 90 градусов, затем
возвращается в исходную позицию.
Музыкальное сопровождение – сдержанная, плавная музыка.
Рекомендуемый музыкальный материал:
Л.Беховен Вальс Es-dur
Р.Шуман колыбельная F-dur
Ф.Мендельсон Песня без слов G-dur
К.Данькевич Фрагмент из балета «Лилия»
Ф.Шопен Ноктюрн cis moll
7 . Grands
battements
jetes
–
большой,
энергичный
бросок
работающей
ноги
на
90
градусов и выше. Музыкальное сопровождение – широкий энергичный вальс или марш.
Бросок выполняется на первую долю такта.
Рекомендуемый музыкальный материал:
А.Варламов Вальс
Б.Чайковский Марш
К. Эйхфус Па д эспань
М.Матвеев Вальс из балета «День чудеc»
Д. Шостакович Праздничный вальс
Во
второй
части
урока,
на
середине
зала,
движения
повторяются
в
той
же
последовательности, что и у станка, с теми же требованиями к подбору музыкального
сопровождения.
7
Заключение:
При подборе музыкального материала необходимо учитывать:
Доступность понимания содержания музыкальных произведений. По схеме: от простого к
сложному, от доступных детских песенок, через популярные мелодии к шедеврам мировой
классики. На начальном этапе, в своей практике я подбираю предельно ясные мелодии.
Если
в
композиторском
оригинале
мелодия
дана
в
слишком
сложной
разработке
подвергаю определенной аранжировке, несколько упрощаю, чтобы ребенок четко слышал
сильную долю такта, не путался в насыщенной гармонии, полифонических голосов или
украшениях. Насыщенность фактуры усложняется постепенно от класса к классу Надо
стремиться к тому, чтобы музыкальный «раз» был не просто заметен, а необходим, тогда
самая быстрая, самая сложная музыкальная фактура приобретает ясность.
Подбираю музыку с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной,
ясной фактурой, жанровой определенностью: марш, полька, вальс , а также учитывая, что
дети дошкольного и младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей
увлекаются всем сказочным, волшебным, использую мелодии из мультфильмов, так как
они более близки и понятны ребенку.
В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих
возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого.
Значит необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется
уже изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный
ритм.
При
подборе
музыкального
материала
важно
учитывать
строение
музыкального
построения,
для
понимания
сочетания
движений
с
музыкой
необходимо
выбирать
произведения с квадратным построением.
Очень
важно
при
исполнении
сопровождения
грамотно
пользоваться
педалью,
без
излишеств, сохраняя четкость строения.
Список литературы:
1.
Антропова
Л.
Методическое
пособие
по
теории
и
методике
преподавания
классического танца – Орел, 2009.
2.
Барышникова Т. Азбука хореографии – М.; Рольф, 2014.
3.
Бахрушин Ю. А. История русского балета. Учебное пособие для ин-тов культуры,
театрально - хореографических и культурно - просветительных училищ. Изд. 3-е
М., «Просвещение», 2008.
4.
Ваганова
А.
Основы
классического
танца
–
Санкт
–
Петербург:
Издательство
«Лань», 2010.
8