Автор: Антонова Марина Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Лицей № 25 Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область Наименование материала: конспект урока ОРКСЭ Тема: "Семья и семейные ценности" Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 25
«
Семья
и
семейные
ценности
»
Открытый урок по курсу ОРКСЭ в 4 классе.
Учитель высшей категории:
М.И.Антонова
11.11.2015г
Тема: Семья и семейные ценности.
Цели и задачи урока:
Формировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях;
Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям;
Развивать коммуникативные способности учащихся;
Организация совместной работы с родителями по созданию схемы своей родословной;
Развитие речи, ораторского умения выступать перед аудиторией;
Развитие творческого подхода к изображению своей родословной, эстетического вкуса.
Ожидаемые результаты:
Дети смогут закрепить представление о таких понятиях как «семья», «родословная», «традиция».
Научатся анализировать и сравнивать, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное
мнение; принимать чужое.
Осознавать, для чего людям нужны традиции, родословные и традиции семьи.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Определять ключевые слова текста.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД
1.Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
2.Проявлять интерес к изучению темы.
3.Формировать умение высказывать своё мнение.
Формы работы учащихся : работа в группах.
Основные термины и понятия: семья, родословная, генеалогия, традиции.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, родословные учеников (проекты), сочинения
детей о семье, рисунки «Моя семья», цитаты, пословицы, стихи на тему «Семья»; тексты сказки и
притчи; проектные работы учащихся, раздаточный материал, карта РФ.
Подготовительный этап:
1.Анкетирование «Я и моя семья» с целью знакомства детей со своим генеалогическим древом,
выявление имеющихся в семье традиций и реликвий.
2. Подготовка детьми совместно с родителями проектов и рассказов, иллюстраций гербов и
генеалогического древа.
На уроке использованы следующие приемы и методы работы:
1.
Инсценировка сказки В.А. Сухомлинского «Цветок и лепесток»
2.
Синквейн «Семья»
3.
Кластер «Задачи семьи»
4.
Работа с первоисточниками
5.
Проекты детей «Моя семья»
а) Венчание
б) Крещение
в) Семья в исламе
6.
Составление схемы «Моя семья»
7.
Рефлексия
Ход урока
Учащиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной и конфессиональной
принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек).
Организ
ация
ситуаци
и успеха
на
уроке:
Солнце
на небе
проснуло
сь.
Нам,
ребята,
улыбнуло
сь.
Глазки
тихо
закрывае
м,
Руки к
небу
поднима
ем.
Лучик
солнышк
а
возьмем
И к
сердечку
поднесем
.
- Вы
чувствуе
те
солнечно
е тепло?
Подарим
свои
улыбки
друг
другу.
Пусть
сегодня
на уроке
благопри
ятствуе
т
теплая
дружеск
ая
атмосфе
ра.
– Ребята,
сегодня у
нас
много
гостей.
Поздоров
аемся со
всеми и
начнем
работать.
Прочита
йте девиз
сегодняш
него
урока: «
Каждое
маленьк
ое
открыти
е ведёт
тебя на
вершину
знаний»
Как вы
понимает
е данные
слова?
Слайд 1
Мотивация.
Учитель:
– В начале нашего урока посмотрим инсценировку сказки и подумаем, что нам хотел
сказать автор.
Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке
было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня
Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и
смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку,
зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка –
цветок. А лепесток без цветка – ничего.
Учитель:
– Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
– Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.
Слайд 2
2.2. Определение темы и целей урока
Учитель:
– У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. Эти цветки
выбраны нами не случайно. Сегодня на уроке речь пойдет о семье и семейных ценностях в
различных религиозных традициях.
Слайд 3
2.3. Синквейн «Семья»
Учитель:
Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составьте в
каждой группе синквейн на тему «Семья».
Правила составления синквейна перед вами на слайде.
Слайд 4
(ответы детей)
Учитель:
Для чего же человеку нужна семья???
(ответы детей)
Слайд 5
Кластер «Задачи семьи»
Учитель:
– Давайте определим какие важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с
ответами на этот вопрос. Найдите среди них верный.
Пожалуйста, ваши ответы.
(ответы детей)
Учитель:
– Мы определили задачи семьи.
Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры. В
священных книгах православия и ислама семья является первым союзом, который
благословил сам Творец. Семья – это любовь. Невозможно любить Бога, если не умеешь
любить того, кого видишь каждый день, членов своей семьи.
Слайд 6
Учитель:
– Давайте посмотрим, как рассматривается семья в православии и исламе. Обратите
внимание на сходство между семейными ценностями в этих религиях.
– Начнем с определения семьи. Обе религиозные традиции связывают это понятие с
группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью.
Слайд 7
– Особенностью семьи является радость от общения друг с другом и доброта.
Слайд 8
– Схожи обязанности членов семьи.
Слайд 9
– Семейные традиции основаны на заповедях Божьих.
Слайд
10
– Ребята, так похожи в обеих религиозных традициях семейные ценности?
Слайд 11 – Таким образом, можно сделать вывод, что семья является основой жизни и в
православии и в исламе.
Слайд
12
Работа с первоисточниками.
Учитель:
– Для того, чтобы закрепить наши представления о семье и ее ценностях, у вас на столах
находятся выдержки из Евангелия, Учения православной церкви и Сунны Пророка
Мухаммеда. Давайте внимательно прочитаем эти тексты и зафиксируем основные
ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо проставить + в тех графах, которые
соответствуют тому, что вы найдете в тексте.
Основные ценности семейной жизни Православие Ислам
любовь мужа и жены друг к другу;
ложь;
любовь родителей к детям;
измена
почитание родителей
гордость;
богатство
согласие;
забота;
уважение,
прощение;
семейные традиции
Учитель:
Семья в православной культуре.
Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви
друг к другу. Глава семьи – муж, а глава мужа – Христос. Мужчина слушается самого Бога,
живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга.
Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими
старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как
ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным
законам). Детей учат послушанию (7 заповедь), почитанию старших, заботе друг о друге,
милосердию и проявлению любви.
Учитель:
Семья в исламской религиозной культуре.
Дом для мусульманской семьи является тем местом, где члены семьи могут искренне
общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей. Дом,
семья – то место, где все чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они
проявляют доброту друг к другу.
Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются
вместе. Со слов Пророка Мухаммеда следует: «Когда Аллах любит людей, живущих в
одном доме, он внушает им доброту друг к другу».
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие
дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы
должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего,
понимать точку зрения спутника жизни.
Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и
понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять
друг друга, а не из-за плохих намерений.
Мужьям и женам следует любить и уважать друг друга. Кроме того, они должны
поддерживать друг друга и воспитывать своих детей в духе семейных традиций.
Слайд
13
Учитель:
– Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?
Давайте сравним.
– Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?
Вывод:
Семья – это свято для всех!
Слайд
14
Проект «Моя семья»
Учитель:
– А сейчас давайте познакомимся с некоторыми обрядами и традициями в ваших семьях.
Слайд
15
Венчание (Колчаковский Иван)
Мои мама и папа полюбили друг друга и решили всегда быть вместе. Для этого они
решили вступить в брак и обвенчаться в церкви. В церкви им на голову возлагали венцы.
Это знак того, что в этот день они “князь” и “княгиня”, самые почитаемые люди. Венец –
это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. По-
настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы перетерпеть
все ради сохранения семьи. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так
же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и
женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.
Слайд
16
Крещен
ие
(Бормот
ина
Светлан
а)
Рождени
е ребенка
наполняе
т
семейну
ю жизнь
светом,
радостью
,
смыслом.
Чтобы
воспитыв
ать
ребенка в
любви и
согласии,
чтобы у
ребенка
был
ангел-
хранител
ь,
ребенка
крестят в
церкви.
Правосла
вные
люди
стараютс
я
передать
детям
свои
знания,
свою
веру. Я
тоже
родилась
в
правосла
вной
семье.
Поэтому
мои
родители
воспитыв
ают меня
в любви
и
согласии.
Когда
мне было
6
месяцев,
меня
крестили
в церкви.
Батюшка
читал
молитвы,
окунал
меня в
купель с
водой,
назначил
мне
крестных
отца и
мать, то
есть
духовны
х
наставни
ков.
Физкультминутка
Встаньте те:
- кто похож на папу? Аплодисменты!
- кто похож на маму? Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты!
- Те, у кого есть младший брат? Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей? Аплодисменты!
- есть сестра или сестренка? Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты!
- кто помогает родителям по дому? Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости? Аплодисменты!
- кто уважает свою бабушку? Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты!
Слайд
17
5.3. Семья в исламе (Димухаметов Тагир)
Слайд
18
Мусульманские семьи, как правило, очень велики. Они часто включают не только супругов
и детей, но и остальных родственников. Мусульмане считают, что только большая семья
может справиться с жизненными трудностями. Мусульманскую семью объединяют не
только крепкие родственные чувства, но и обязанности.
Слайд
19
Муж – глава мусульманской семьи. Он должен трудиться и делать все возможное, для того
чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. Все
расходы по содержанию семьи мусульманин старается взять на себя.
Слайд
20
Согласно исламским традициям после свадьбы женщина приходит в дом мужа. Ее
основная обязанность – ведение домашнего хозяйства и забота о детях и муже.
Мусульманке разрешается работать, если это не наносит ущерб ее основным
обязанностям.
Слайд
21
Отношения между мужем и женой в мусульманской семье строятся на основе взаимной
любви, уважения и милосердия. Согласно мусульманским традициям муж и жена должны
оказывать друг другу внимание, быть искренними во всех делах, быть преданными друг
другу, идти на взаимные уступки.
Слайд
22
Рождение ребенка в мусульманской семье – большое счастье. Поэтому детям уделяется
много внимания. Старших детей учат заботиться о младших. Отношение детей к
родителям основывается на почитании, уважении, признательности. Хорошее отношение к
родителям рассматривается в исламе как одно из главных достоинств человека.
Слайд
23
В мусульманских семьях принято поддерживать крепкие родственные связи. В исламе
разрыв с родственниками считается грехом.
Слайд
25
Работа в группе. Составление схемы «Моя семья»
Учитель:
– Спасибо, ребята. Вы представили очень интересные проекты. Очень подробно
рассказали о некоторых традициях, обрядах, ценностях ваших семей.
Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. Запишите в
окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между
ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на слайде.
Слайд
Список №5.
«Согласную семью и горе не берет»
«Семья в куче – не страшна и туча»
«На что клад, когда в семье лад»
Слайд
32
Рефлексия
Учитель:
Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи ромашкам. Положите их перед собой,
закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если
вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то,
что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился –
гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.
– Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и
хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар
Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу
семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и
пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна.
(клип "Гимн семье")
Учитель:
– А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, по очереди закрасьте их
цветным карандашом.
– Давайте посмотрим, что у вас получилось. Прикрепите свои домики на карту.
– Цвет окошек подсказывает, что в ваших семьях живет мир и согласие.
– Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут
любовь и понимание.
1.Класс наш в школе самый умный,
Пятёрок хватит ли едва!
Мы вам скажем непременно: это наш 4 А!
2.Класс наш в школе самый дружный,
Просто не разлей вода!
Мы вам скажем, без сомнений: это наш 4 А!
3.Класс наш в школе самый шумный
Что кружится голова.
Мы вам скажем честно-честно: это наш 4 А!
4.Класс наш в школе всех активней и при деле он всегда
Мы вам скажем откровенно: это наш 4 А!
5.А какой веселый самый, улыбка не сойдет с лица.
Мы вам громко все воскликнем: это наш 4 А!
6.Класс наш в школе самый лучший, потому что мы – семья!
Мы вам скажем дружно – дружно: это наш 4 А!
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом
– Сердце навеки останется в нём!
Слайд
33
Домашнее задание
Учитель:
– Дорогие ребята, спасибо вам за урок.
Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов
семьи.
Учитель: Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою
родословную, генеалогическое дерево.
Эта традиция возвращается в семьи. Вы работали и с толковым словарем русского языка,
должны были найти значение слова «родословная». Что означает это слово?
( Родословная - Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение человека
и степень родства между людьми)
-Как называется наука изучающая родословные ?
(Наука, занимающаяся родословием, называется генеалогия. Так записано в толковом словаре
Владимира Даля.)
Знать свою родословную очень важно, потому, что она – связь прошлого, настоящего и
будущего.
Вы попытались составить свои родословные. Конечно, у вас в них не 5000, как в
родословной А.С. Пушкина. У кого на дереве 10 -20 листочков, у кого- то больше.
Интервью.
Учитель: Илья, ответь на вопросы, о своей родословной.
-Мы услышали и посмотрели, что у тебя большая родословная, и, конечно, нам
интересно узнать, сколько имен включает в себя твое генеалогическое дерево?
Учитель: Как долго ты работал над ним?
Учитель: Одному тебе было не справиться, кто тебе помогал?
Дети: Интересно, а что дала тебе эта работа?
Учитель: Здорово. Спасибо.
Учитель: Дам вам совет - не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей,
для
своей
семьи,
пополняйте
родословное
дерево,
узнавайте
о
своих
родственниках,
передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной
традицией.
Учитель: Встаньте те дети, у кого во время обучения в школе произошло радостное событие.
Вы стали старшими братьями и сестрами, и ваше генеалогическое дерево пополнилось еще
одним листочком?
Учитель: - У вас на столах лежат тексты. Прочитайте и подумайте: о чем они?
Текст для 1 группы
Отрывок из детского сочинения
Мы
очень
любим
активный
отдых,
поездки
на
природу.
Как
же
замечательно
прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и
нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь.
А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть
лучше? Разве рыбалка?
(Традиция - совместный отдых)
Текст для 2 группы
Отрывок из детского сочинения
Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам - мы
любим всей семьёй. У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту.
Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор.
Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.
(Традиция совместной уборки, распределение работы в семье)
Текст для 3 группы
Отрывок из детского сочинения
В нашей семье все заботятся друг о друге и помогают тому, кто в ней нуждается.
Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные
люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем
недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько
дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже
поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг
о друге.
(Традиция - забота друг о друге)
- О какой семейной ценности говорится в текстах, которые вы прочитали?
Пятая страничка «Семейные традиции»
Учитель. -Давайте уточним, что обозначает слово «традиция»?
Ученик. Традиции семьи - это все то, что длительное время соблюдается членами семьи и
их потомками, передаётся из поколения в поколение.«Традиция» переводится с латинского
как «передача», «преемственность».
- Какие ещё вы знаете семейные традиции?
Любовь, взаимоуважение, дружба
Гостеприимство
Совместные праздники
Совместные увлечения
Трудолюбие.
Исполнение семейных обязанностей.
Память о своих предках.
Уважение к старшим
—Для чего люди соблюдают традиции? (Для укрепления семьи)
Учитель .Традиции
семьи
–
это
огромная
мастерская,
в
которой
переплетается
всё.
И
вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство. Известно, что у каждой
семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой»
воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю.
Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью. В каждом роду,
семье - своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках,
передавались детям в наследство.
“Заповеди семейной жизни”
Свято храни честь своей семьи.
Люби свою семью и делай ее лучше.
Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на
помощь членам своей семьи.
Проявляй заботу и участие к близким и дальним
родственникам.
Подари родителям радость.
Умей найти и выполнить дело на пользу и радость
членам своей семьи.
Доброе дело – дороже богатства.
Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с
честью пройти их.