Напоминание

"Семья и семейные ценности"


Автор: Антонова Марина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей № 25
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: конспект урока ОРКСЭ
Тема: "Семья и семейные ценности"
Раздел: начальное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 25

«

Семья

и

семейные

ценности

»

Открытый урок по курсу ОРКСЭ в 4 классе.



Учитель высшей категории:

М.И.Антонова

11.11.2015г


Тема: Семья и семейные ценности.

Цели и задачи урока:
 Формировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях;  Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям;  Развивать коммуникативные способности учащихся;  Организация совместной работы с родителями по созданию схемы своей родословной;  Развитие речи, ораторского умения выступать перед аудиторией;  Развитие творческого подхода к изображению своей родословной, эстетического вкуса.
Ожидаемые результаты:
Дети смогут закрепить представление о таких понятиях как «семья», «родословная», «традиция». Научатся анализировать и сравнивать, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое. Осознавать, для чего людям нужны традиции, родословные и традиции семьи.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема). 2. Строить речевое высказывание в устной форме. 3. Делать выводы на основе анализа объектов. 4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. 5. Определять ключевые слова текста.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД
1.Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. 2.Проявлять интерес к изучению темы. 3.Формировать умение высказывать своё мнение.
Формы работы учащихся
: работа в группах.
Основные термины и понятия:
семья, родословная, генеалогия, традиции.
Оборудование урока:
мультимедийная презентация, родословные учеников (проекты), сочинения детей о семье, рисунки «Моя семья», цитаты, пословицы, стихи на тему «Семья»; тексты сказки и притчи; проектные работы учащихся, раздаточный материал, карта РФ.
Подготовительный этап:

1.Анкетирование «Я и моя семья» с целью знакомства детей со своим генеалогическим древом, выявление имеющихся в семье традиций и реликвий. 2. Подготовка детьми совместно с родителями проектов и рассказов, иллюстраций гербов и генеалогического древа.
На уроке использованы следующие приемы и методы работы:
1. Инсценировка сказки В.А. Сухомлинского «Цветок и лепесток» 2. Синквейн «Семья» 3. Кластер «Задачи семьи» 4. Работа с первоисточниками 5. Проекты детей «Моя семья» а) Венчание б) Крещение в) Семья в исламе 6. Составление схемы «Моя семья» 7. Рефлексия

Ход урока
Учащиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек).
Организ

ация

ситуаци

и успеха

на

уроке:
Солнце на небе проснуло сь. Нам, ребята, улыбнуло сь. Глазки тихо закрывае м, Руки к небу поднима ем. Лучик солнышк а возьмем И к сердечку поднесем . - Вы чувствуе те солнечно е тепло? Подарим свои улыбки друг другу. Пусть
сегодня на уроке благопри ятствуе т теплая дружеск ая атмосфе ра. – Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздоров аемся со всеми и начнем работать. Прочита йте девиз сегодняш него урока:
«

Каждое

маленьк

ое

открыти

е ведёт

тебя на

вершину

знаний»
Как вы понимает е данные слова?

Слайд 1

Мотивация.

Учитель:
– В начале нашего урока посмотрим инсценировку сказки и подумаем, что нам хотел сказать автор.
Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?» Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья. – Ты кто? – спрашивает Муравей. – Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет. – Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю. Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
Учитель:
– Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток? – А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
– Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.
Слайд 2

2.2. Определение темы и целей урока

Учитель:
– У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. Эти цветки выбраны нами не случайно. Сегодня на уроке речь пойдет о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях.
Слайд 3

2.3. Синквейн «Семья»

Учитель:
Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составьте в каждой группе синквейн на тему «Семья». Правила составления синквейна перед вами на слайде.
Слайд 4

(ответы детей)

Учитель:
Для чего же человеку нужна семья???
(ответы детей)

Слайд 5

Кластер «Задачи семьи»

Учитель:
– Давайте определим какие важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верный. Пожалуйста, ваши ответы.
(ответы детей)


Учитель:
– Мы определили задачи семьи. Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры. В священных книгах православия и ислама семья является первым союзом, который благословил сам Творец. Семья – это любовь. Невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, членов своей семьи.
Слайд 6

Учитель:
– Давайте посмотрим, как рассматривается семья в православии и исламе. Обратите внимание на сходство между семейными ценностями в этих религиях. – Начнем с определения семьи. Обе религиозные традиции связывают это понятие с группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью.
Слайд 7
– Особенностью семьи является радость от общения друг с другом и доброта.
Слайд 8
– Схожи обязанности членов семьи.
Слайд 9
– Семейные традиции основаны на заповедях Божьих.
Слайд

10
– Ребята, так похожи в обеих религиозных традициях семейные ценности?
Слайд 11
– Таким образом, можно сделать вывод, что
семья является основой жизни
и в православии и в исламе.
Слайд

12

Работа с первоисточниками.

Учитель:
– Для того, чтобы закрепить наши представления о семье и ее ценностях, у вас на столах находятся выдержки из Евангелия, Учения православной церкви и Сунны Пророка Мухаммеда. Давайте внимательно прочитаем эти тексты и зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо проставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте.
Основные ценности семейной жизни Православие Ислам
любовь мужа и жены друг к другу; ложь; любовь родителей к детям; измена почитание родителей гордость; богатство
согласие; забота; уважение, прощение; семейные традиции
Учитель:
Семья в православной культуре. Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи – муж, а глава мужа – Христос. Мужчина слушается самого Бога, живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга. Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию (7 заповедь), почитанию старших, заботе друг о друге, милосердию и проявлению любви.
Учитель:
Семья в исламской религиозной культуре. Дом для мусульманской семьи является тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей. Дом, семья – то место, где все чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе. Со слов Пророка Мухаммеда следует: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу». Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни. Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений. Мужьям и женам следует любить и уважать друг друга. Кроме того, они должны поддерживать друг друга и воспитывать своих детей в духе семейных традиций.
Слайд

13

Учитель:
– Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним. – Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?
Вывод:

Семья – это свято для всех!

Слайд

14

Проект «Моя семья»

Учитель:
– А сейчас давайте познакомимся с некоторыми обрядами и традициями в ваших семьях.
Слайд

15

Венчание (Колчаковский Иван)
Мои мама и папа полюбили друг друга и решили всегда быть вместе. Для этого они решили вступить в брак и обвенчаться в церкви. В церкви им на голову возлагали венцы. Это знак того, что в этот день они “князь” и “княгиня”, самые почитаемые люди. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. По- настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы перетерпеть все ради сохранения семьи. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и
женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.
Слайд

16

Крещен

ие

(Бормот

ина

Светлан

а)
Рождени е ребенка наполняе т семейну ю жизнь светом, радостью , смыслом. Чтобы воспитыв ать ребенка в любви и согласии, чтобы у ребенка был ангел- хранител ь, ребенка крестят в церкви. Правосла вные люди стараютс я передать детям свои знания, свою веру. Я тоже родилась в правосла вной семье. Поэтому мои родители
воспитыв ают меня в любви и согласии. Когда мне было 6 месяцев, меня крестили в церкви. Батюшка читал молитвы, окунал меня в купель с водой, назначил мне крестных отца и мать, то есть духовны х наставни ков.
Физкультминутка
Встаньте те: - кто похож на папу? Аплодисменты! - кто похож на маму? Аплодисменты! - в чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты! - Те, у кого есть младший брат? Аплодисменты! - у кого нет секретов от родителей? Аплодисменты! - есть сестра или сестренка? Аплодисменты! - кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты! - кто помогает родителям по дому? Аплодисменты! - к кому приходят друзья в гости? Аплодисменты! - кто уважает свою бабушку? Аплодисменты! - кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты!
Слайд

17

5.3. Семья в исламе (Димухаметов Тагир)

Слайд

18
Мусульманские семьи, как правило, очень велики. Они часто включают не только супругов и детей, но и остальных родственников. Мусульмане считают, что только большая семья может справиться с жизненными трудностями. Мусульманскую семью объединяют не только крепкие родственные чувства, но и обязанности.
Слайд

19
Муж – глава мусульманской семьи. Он должен трудиться и делать все возможное, для того чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. Все расходы по содержанию семьи мусульманин старается взять на себя.

Слайд

20
Согласно исламским традициям после свадьбы женщина приходит в дом мужа. Ее основная обязанность – ведение домашнего хозяйства и забота о детях и муже. Мусульманке разрешается работать, если это не наносит ущерб ее основным обязанностям.
Слайд

21
Отношения между мужем и женой в мусульманской семье строятся на основе взаимной любви, уважения и милосердия. Согласно мусульманским традициям муж и жена должны оказывать друг другу внимание, быть искренними во всех делах, быть преданными друг другу, идти на взаимные уступки.
Слайд

22
Рождение ребенка в мусульманской семье – большое счастье. Поэтому детям уделяется много внимания. Старших детей учат заботиться о младших. Отношение детей к родителям основывается на почитании, уважении, признательности. Хорошее отношение к родителям рассматривается в исламе как одно из главных достоинств человека.
Слайд

23
В мусульманских семьях принято поддерживать крепкие родственные связи. В исламе разрыв с родственниками считается грехом.
Слайд

25

Работа в группе. Составление схемы «Моя семья»

Учитель:
– Спасибо, ребята. Вы представили очень интересные проекты. Очень подробно рассказали о некоторых традициях, обрядах, ценностях ваших семей. Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на слайде.
Слайд

26

Список №1
. Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.
Слайд

27

Список №2
. Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.
Слайд

28

Список №3
. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим.
Слайд

29

Список №4.
Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.
Слайд

30

Список №5.
«Согласную семью и горе не берет» «Семья в куче – не страшна и туча» «На что клад, когда в семье лад»
Слайд

32

Рефлексия

Учитель:
Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился –
гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.

Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна.
(клип "Гимн семье")

Учитель:
– А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, по очереди закрасьте их цветным карандашом. – Давайте посмотрим, что у вас получилось. Прикрепите свои домики на карту. – Цвет окошек подсказывает, что в ваших семьях живет мир и согласие. – Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут любовь и понимание. 1.Класс наш в школе самый умный, Пятёрок хватит ли едва! Мы вам скажем непременно:
это наш 4 А!
2.Класс наш в школе самый дружный, Просто не разлей вода! Мы вам скажем, без сомнений:
это наш 4 А!
3.Класс наш в школе самый шумный Что кружится голова. Мы вам скажем честно-честно:
это наш 4 А!
4.Класс наш в школе всех активней и при деле он всегда Мы вам скажем откровенно:
это наш 4 А!
5.А какой веселый самый, улыбка не сойдет с лица. Мы вам громко все воскликнем:
это наш 4 А!
6.Класс наш в школе самый лучший, потому что мы –
семья!
Мы вам скажем дружно – дружно:
это наш 4 А!
Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слёзы, и смех, Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нём!
Слайд

33

Домашнее задание

Учитель:
– Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи.



Учитель:
Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается в семьи. Вы работали и с толковым словарем русского языка, должны были найти значение слова «родословная». Что означает это слово? (
Родословная -
Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение человека и степень родства между людьми) -Как называется наука изучающая родословные
?
(Наука, занимающаяся родословием, называется генеалогия. Так записано в толковом словаре Владимира Даля.) Знать свою родословную очень важно, потому, что она – связь прошлого, настоящего и будущего. Вы попытались составить свои родословные. Конечно, у вас в них не 5000, как в родословной А.С. Пушкина. У кого на дереве 10 -20 листочков, у кого- то больше.
Интервью.

Учитель:
Илья, ответь на вопросы, о своей родословной. -Мы услышали и посмотрели, что у тебя большая родословная, и, конечно, нам интересно узнать, сколько имен включает в себя твое генеалогическое дерево?
Учитель:
Как долго ты работал над ним?
Учитель:
Одному тебе было не справиться, кто тебе помогал?
Дети:
Интересно, а что дала тебе эта работа?
Учитель:
Здорово. Спасибо.
Учитель:
Дам вам совет - не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией.
Учитель:
Встаньте те дети, у кого во время обучения в школе произошло радостное событие. Вы стали старшими братьями и сестрами, и ваше генеалогическое дерево пополнилось еще одним листочком?

Учитель:
- У вас на столах лежат тексты. Прочитайте и подумайте: о чем они?
Текст для 1 группы
Отрывок из детского сочинения Мы очень любим активный отдых, поездки на природу. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка? (Традиция - совместный отдых)
Текст для 2 группы
Отрывок из детского сочинения Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам - мы любим всей семьёй. У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой. (Традиция совместной уборки, распределение работы в семье)
Текст для 3 группы
Отрывок из детского сочинения В нашей семье все заботятся друг о друге и помогают тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге. (Традиция - забота друг о друге) - О какой семейной ценности говорится в текстах, которые вы прочитали?

Пятая страничка «Семейные традиции»

Учитель.
-Давайте уточним, что обозначает слово «традиция»?
Ученик.
Традиции семьи - это все то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками, передаётся из поколения в поколение.«Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность». - Какие ещё вы знаете семейные традиции?  Любовь, взаимоуважение, дружба  Гостеприимство  Совместные праздники  Совместные увлечения  Трудолюбие.  Исполнение семейных обязанностей.  Память о своих предках.  Уважение к старшим —Для чего люди соблюдают традиции? (Для укрепления семьи)
Учитель
.Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё. И вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю. Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью. В каждом роду, семье - своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство.

“Заповеди семейной жизни”
Свято храни честь своей семьи. Люби свою семью и делай ее лучше. Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи. Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам. Подари родителям радость. Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи. Доброе дело – дороже богатства.
Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники