Напоминание

Формы и приемы работы на уроках литературного чтения


Автор: Подъезжих Ирина Генриховна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 127"
Населённый пункт: г. Снежинск Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формы и приемы работы на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Каждая программа по литературному чтению младших школьников заканчивается перечнем тех умений, которыми они должны овладеть при работе с художественным текстом. Современные методисты осознали, что в школе 21 века формирование навыка чтения не может являться главной целью урока чтения, но курс литературного чтения учитывает и эту задачу. Мы не претендуем на открытие новых знаний для вас. Мы лишь напомним и систематизируем способы и приемы работы на уроках литературного чтения. Данные упражнения превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему.
1.

Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким

образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и

т.д. Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является

подготовительным для последующих упражнений.
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения. Солнце и ветер. Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё. Л.Н. Толстой
2.

Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа

налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в

обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого

побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.
Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево. заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд- агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос. окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб. К.Д. Ушинский

3.

Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как

обычно, второе наоборот. Это упражнение развивает способность

речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных

установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные

комплексы.
Ворон и лисица. Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит: - Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тировог: - Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац. Л.Н. Толстой
4 .

Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных

предложений с пропущенными в них словами. Это упражнение развивает

способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ

текста.
Люди всегда __________ узнать мир. Они строили _____________ и уплывали на них _________. Моряки были ___________ люди и не ____________ бурь и штормов. Они уходили в кругосветные ___________ . Так были __________ Африка и Америка.
5.

Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям

предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами,

буквами разного размера и цвета.
Ещё вчера шёл дождь. А сегодня весеннее солнышко высушило дороги и покрыло поляны бархатом зелёных трав. Как здорово в лесу! Вот
пёстрые бабочки
летают над голыми
дубами
. Это
крапивницы.
Они зимуют в щелях.
Поэтому и появляются
одними из первых среди бабочек.

6.

Тексты с "хвостами" - незавершенные предложения, которые ребенок должен

будет закончить по смыслу.
Яша поймал таз с водой. Он пустил щуку в поймать щуку. Учуял добычу рыжий большую щуку. Хотел кот зубы острые. Только у щуки кот Пират. Щука цапнула эту встречу! Долго помнил кот кота за лапу.
7.

Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней: чистый лист

бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были

хорошо видны, а нижние не видны и наоборот.

8.

Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен

как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются

зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в

тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести

в кружок.

9.

Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно

в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то

медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных

результатов.

10. Ежеурочные пятиминутки чтения. На каждом уроке вначале дети открывают,

книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.

11. Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние

события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда

человек спит, он находится под их впечатлением.

12. Многократность чтения. В течение 1 минуты учащиеся читают текст

вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем

следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого

слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй

раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения

вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз.

Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.
Также исследования психологов, педагогов и методистов показывают, что читатель должен обладать базовыми читательскими умениями, без которых невозможно адекватное восприятие и понимание художественного текста.

I.
Одним из важнейших читательских умений является
умение воссоздавать в

воображении художественные картины,
изображённые писателем с помощью слова. Казалось бы, о развитии детского воображения не стоит говорить – оно и так бурлит в детском возрасте. Однако, выдающийся психолог Л.С.Выгодский утверждал, что жизненный опыт у ребёнка беднее, чем у взрослого, интересы проще и менее разнообразны, отношения с реальностью лишены той сложности и богатства, которые присущи сознанию взрослого человека. Укажем в качестве важнейшей причину психофизического характера. У некоторых детей от природы более развито левое полушарие мозга, и поэтому словесно-логическое мышление у них доминирует над образным. Это дети – мыслители, логики. В их сознании происходит подмена образов, художественных картин словами, абстрактными знаками, и им трудно увидеть в своём воображении события и литературных героев. Не хватает произвольного внимания, волевых усилий. Можно встретить детей и с неразбуженным воображением: их сознание занято другими проблемами. Учителю необходимо помнить о принципиальной важности следующих вопросов при проверке первичного восприятия текста:
«Что ты представил?» или «Какие

картины ты увидел в своём воображении, когда читал?»
Конечно же, огромную роль играет работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ. Эффективным будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо пейзажным зарисовкам. Кроме того, составление диафильмов, сценариев мультфильмов, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет способствовать «пробуждению» воображения. (Иллюстрация отрывка из повести М.Твена "Том Сойер") Не следует забывать о значении такого приёма, как инсценирование и отдельных эпизодов, и всего произведения. Необходимо помнить, что многие литературные произведения создают не только зрительные, но и звуковые, ритмические образы. По возможности нужно обращать внимание читателя на то, как автор с помощью слов помогает «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат лес или тёплого летнего вечера
II.
Другим читательским умением, без которого невозможна культура полноценного восприятия и интерпретации художественного текста, является
умение

эмоционально откликаться на художественные образы и картины.

Перечислим некоторые из приёмов, способствующих активизации читательского интереса к тексту:  обращение к жизненному опыту читателей (Вспомните, что кажется вам самым красивым зимой? Нарисуйте картину раннего летнего утра. Какие по цвету карандаши вы выберете?);  активизация работы творческого воображения учащихся (Пофантазируйте о судьбе осенних листьев, хрупкой снежинки. Какие у них чувства, настроение, мысли? Какие они по характеру?. Что с ними могло произойти? )  рассказ о событиях, связанных с историей создания произведения;  рассказ о писателе и его произведениях;  просмотр произведений живописи, прослушивание музыки;  викторина, кроссворд, составленные по произведениям писателя ,которые уже знакомы детям;  выставка книг;  антиципация. Покажем рассказ о писателе и его произведениях на примере сказки Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок".
III.
Третьим необходимым читательским умением является
умение анализировать

художественный текст, осваивать идею произведения и умение воспринимать и

интерпретировать образ- персонаж.
У младших школьников нет потребности в перечитывании текста, т.к. они уверены, что уже после первого знакомства с произведением поняли всё. Задача педагога - пробудить эту потребность. Это можно осуществить на этапе урока - постановка учебной задачи. Вот некоторые способы того, как это можно сделать. (Анализ стихотворения С.Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...") Метод моделирования "Смайлики" Анализ текста не может рассматриваться, как самоцель, это средство, помогающее более глубоко и адекватно постичь смысл произведения, авторскую позицию. Наиболее эффективными формами обобщения результатов анализа являются: выразительное чтение произведения (хоровое, дикторское, по ролям) творческие пересказы разных видов творческие работы учащихся (синквейны, стихотворения, сказки собственного сочинения)


В раздел образования