Напоминание

Формирование экологической культуры младшего школьника на основе краеведческого материала


Автор: Илемесова Рэмзия Гумаровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №27"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Формирование экологической культуры младшего школьника на основе краеведческого материала
Раздел: начальное образование





Назад





Формирование экологической культуры младшего школьника на основе краеведческого материала
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания. Одно из важнейших условий формирования экологической культуры на краеведческой основе – непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Основу практических работ составляют экскурсии, на которых дети знакомятся с краеведческими объектами и их экологическим состоянием. Экскурсии носят исследовательский характер: «Почему вода в пруду весной зеленеет?», «Почему осенью листья на деревьях желтеют?», «Почему не тонет водомерка?» Каждая экскурсия вызывает всплеск эмоций, создает приподнятое настроение, формирует доброжелательные отношения в коллективе детей. Заранее определяются цели экскурсии, распределяются поручения, виды работ. Дети пишут сочинения, составляют книжки-малышки. На одной из экскурсий на водоем дети закладывают подобранный материал: моллюски, водомерки, растения. А потом ведется наблюдение и исследование: учащиеся рассматривают под микроскопом капли воды, водных растений, сравнивают с рисунками в книгах. Значительное место на этих занятиях занимает интеграция, которая позволяет различные явления действительности изучать комплексно, дает возможность показать мир во всем многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения в семье, ближайшим окружением. Задача взрослых- из массы впечатлений ребенка отобрать более доступные ( природа, мир животных родного края, труд людей, образ жизни, в школе добрые отношения, коллективизм, взаимовыручка). Важны экскурсии по родному городу. Я знакомлю детей с достопримечательностями Астрахани, рассказываю о тружениках, о работе их родителей, знакомлю с народной культурой. Для этого использую удобный отрезок времени. На уроках изобразительного искусства и технологии учу делать поделки в народном стиле. Оформляю стенды из фотосюжетов о родном крае. Детям необходимы знания культуры своего народа, вобравшей весь опыт восприятия человеком мира. Переплетение экологии и краеведческой работы позволяет расширить границы познания учащимися средствами предметного освоения окружающего мира как бы по спирали - от родного «гнезда» к Отечеству. Важно донести до учащихся мысль, принадлежащую Антуану де Сент-Экзюпери: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй установить надгробную плиту со скорбной надписью: « Каждый хотел лучшего только для себя!»


В раздел образования