Формирование экологической культуры младшего школьника на основе краеведческого материала
Автор: Илемесова Рэмзия Гумаровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №27" Населённый пункт: г. Астрахань Наименование материала: статья из опыта работы Тема: Формирование экологической культуры младшего школьника на основе краеведческого материала Раздел: начальное образование
Формирование экологической культуры младшего школьника на основе краеведческого материала
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к
окружающей социоприродной среде является стержнем и обязательной составной частью
общеобразовательной подготовки учащихся. Изучение естественных наук обогащает кругозор,
развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе,
закладывает основы экологического воспитания.
Одно из важнейших условий формирования экологической культуры на краеведческой основе –
непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы.
Основу практических работ составляют экскурсии, на которых дети знакомятся с краеведческими
объектами и их экологическим состоянием. Экскурсии носят исследовательский характер: «Почему вода
в пруду весной зеленеет?», «Почему осенью листья на деревьях желтеют?», «Почему не тонет
водомерка?» Каждая экскурсия вызывает всплеск эмоций, создает приподнятое настроение, формирует
доброжелательные отношения в коллективе детей.
Заранее определяются цели экскурсии, распределяются поручения, виды работ. Дети пишут
сочинения, составляют книжки-малышки. На одной из экскурсий на водоем дети закладывают
подобранный материал: моллюски, водомерки, растения. А потом ведется наблюдение и исследование:
учащиеся рассматривают под микроскопом капли воды, водных растений, сравнивают с рисунками в
книгах. Значительное место на этих занятиях занимает интеграция, которая позволяет различные
явления действительности изучать комплексно, дает возможность показать мир во всем многообразии с
привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному
развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения в семье, ближайшим окружением. Задача
взрослых- из массы впечатлений ребенка отобрать более доступные ( природа, мир животных родного
края, труд людей, образ жизни, в школе добрые отношения, коллективизм, взаимовыручка). Важны
экскурсии по родному городу. Я знакомлю детей с достопримечательностями Астрахани, рассказываю о
тружениках, о работе их родителей, знакомлю с народной культурой. Для этого использую удобный
отрезок времени. На уроках изобразительного искусства и технологии учу делать поделки в народном
стиле. Оформляю стенды из фотосюжетов о родном крае. Детям необходимы знания культуры своего
народа, вобравшей весь опыт восприятия человеком мира.
Переплетение экологии и краеведческой работы позволяет расширить границы познания учащимися
средствами предметного освоения окружающего мира как бы по спирали - от родного «гнезда» к
Отечеству. Важно донести до учащихся мысль, принадлежащую Антуану де Сент-Экзюпери: «Все мы
дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не
найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей покрытой пылью
безжизненной Земле стоило бы, пожалуй установить надгробную плиту со скорбной надписью: «
Каждый хотел лучшего только для себя!»