Автор: Щипанова Ольга Николаевна Должность: тьютор Учебное заведение: ОГБОУ "школа - интернат №89" Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: Статья Тема: Особенности воспитания ребенка с РАС Раздел: начальное образование
Особенности воспитания ребенка с РАС (расстройства
аутистического спектра.
«Аутичность (от греческого — "сам") — обозначает крайние формы
нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний».
Обычно
выделяют
три
основные
области,
в
которых
аутизм
проявляется
особенно
ярко:
речь
и
коммуникация;
социальное
взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.
В
качестве
основных
симптомов
аутизма
называют
трудности
в
общении
и
социализации,
неспособность
установления
эмоциональных
связей,
нарушение
речевого
развития,
однако
следует
отметить,
что
для
аутизма
характерно
аномальное
развитие
всех
областей
психики:
интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания,
памяти, речи.
Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо «идти за
ребенком», гибко подходить к построению и проведению каждого занятия.
Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не
форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком — тонкое, даже
деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат.
Коррекционная работа с любым ребенком, а с аутичным — тем более,
будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов:
психиатром,
невропатологом,
психологом,
логопедом,
музыкальным
работником
и
родителями.
Но
только
при
одном
условии:
работа
специалистов и родителей должна проходить по одной программе.
Зная, какие лекарства и с какой целью прописаны ребенку, педагоги и
психологи вместе с родителями могут целенаправленно наблюдать за ним,
сообщать
врачу
о
положительных
или
отрицательных
изменениях
в
поведении
ребенка,
чтобы
он
при
необходимости
корректировал
курс
лечения.
Большую
часть
времени
ребенок,
посещающий
образовательное
учреждение, находится с педагогом. Поэтому роль воспитателя, тьютора и
учителя в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми
и сверстниками особо важна. Чтобы по-настоящему помочь ребенку, надо
верить,
что
все
мы
занимаемся
далеко
не
безнадежным
делом.
Нам
не
добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка,
принять его таким, какой он есть, и, учитывая его особенности, помочь
приспособиться к миру.
Главная
задача
педагога
—
вовлечь
ребенка
в
индивидуальную
и
совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как
можно
больше
разнообразных
форм
взаимодействия,
обогащая
его
эмоциональный и интеллектуальный опыт.
Аутичный
ребенок
плохо
осознает
свое
тело.
У
него
может
быть
нарушена
пространственная
ориентация.
Поэтому
полезно
разместить
в
групповой комнате нескольких зеркал на уровне глаз ребенка. Время от
времени
воспитатель,тьютор
или
учитель
может
привлекать
внимание
ребенка к его отражению. Этот прием дает положительные результаты.
Лучше осознать свое тело аутичному ребенку поможет упражнение,
которое успешно применяется в детских садах: положив ребенка на большой
лист бумаги, педагог или дети из группы обводят контур его тела, а затем
вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот
контур.
Для
развития
тактильного,
зрительно-тактильного,
кинестетического
восприятия можно использовать такие игры, как «Волшебный мешочек»,
«Угадай предмет». Полезно предложить детям складывать головоломки на
ощупь,
с
закрытыми
глазами
(вместо
головоломок
можно
использовать
«Рамки Монтессори»).
Нельзя
забывать,
что
телесный
контакт,
а
также
упражнения
на
расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка.
Можно использовать с этой целью и пальчиковые игры.
Для
улучшения
пространственно-временной
ориентации
аутичного
ребенка
необходима
терпеливая
работа
педагога.
Можно
составить
план
группы,
класса
или
всей
школы
с
указанием
расположения
предметов;
оформить
распорядок
дня,
используя
символы
и
рисунки.
Однако
недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно
чаще «путешествовать» с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на
первых
этапах,
если
ребенок
не
захочет
повторять
на зва ния,
воспитатель,тьютор или учитель может делать это сам).
Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему
предлагаете,
ни
в
коем
случае
не
навязывайте
их
насильно.
Лучше
присмотритесь
к
тому,
что
и
как
хочет
делать
он
сам,
подыграйте
ему,
займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.
С
аутичными
детьми
необходимо
заниматься
физическими
упражнениями, так как подобные занятия помогают им лучше чувствовать
свое тело, способствуют улучшению координации движений.
Рисование
красками
(кисточками,
штампами
и
особенно
пальцами)
помогает
детям
снять
излишнее
мышечное
напряжение.
С
этой
целью
полезна также работа с песком, глиной, пшеном, водой.