Внеурочная деятельность "Мониторинг результатов образовательной деятельности детского объединения"
Автор: Зайчиков Евгений Васильевич Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ "Нижнедевицкая гимназия" Населённый пункт: село Нижнедевицк, Воронежская область Наименование материала: статья Тема: Внеурочная деятельность "Мониторинг результатов образовательной деятельности детского объединения" Раздел: дополнительное образование
Мониторинг результатов образовательной деятельности объединения
Резкие
перемены,
произошедшие
в
России
в
экономической,
правовой,
политической, образовательной и других сферах привели к тому, что сегодня
обществом наиболее востребованы такие качества как: высокая социальная
активность готовность делать осознанный нравственный выбор и нести
за
его
последствия
ответственность.
Кроме
этого
уделяется
большое
значение развитию творческих возможностей личности.
Детская
общественная
организация
сегодня
является
тем
социальным институтом, который создаёт условия для социального и
гражданского становления личности подростка.
Творчество в детской организации является условием развития ребёнка,
его
духовно
–
нравственного
становления,
подготовки
к
жизненному
самоопределению.
Также детская организация представляет ребёнку широкое поле общения,
потому, что её деятельность основывается на общении.
Открытое объединение - это уникальная возможность через общие
интересы
и
увлечённость
взрослого
и
ребенка
организовать
совместную
деятельность,
направленную
на
практический
выход
в
деле
освоения
пионерской профессии.
Деятельность детского объединения по конкретной специальности
представляет собой пространство для освоения, применения своих знаний,
умений и навыков, передачи их другим, достижения самоутверждения. У
подростка формируются умения и навыки применения полученных знаний на
практике,
о суще ствляет ся
подготовка
к
п р о ф е с с и о н а л ь н ом у
самоопределению.
Идея развития личности через усвоение общечеловеческих ценностей на
основе интереса, субъект – субъектных отношений участников объединени,
на
принципах
сотрудничества,
сотворчества
детей
и
взрослых
во
имя
самореализации воспитанников – определяет актуальность программы.
О
новизне
данной
программы
можно
судить
по
результатам,
которые
наблюдаются в ходе образовательного процесса и демонстрируются детьми в
итоговый
период
на
показах
для
родителей
и
воспитанников
других
объединений.
Занятия решают проблему организованного досуга и повышения социального
статуса учащихся школ: подросток, посещая объединение в свободное время,
знает, что он нужен, его ждут, ему рады, его судьба интересна не только
педагогу, но и всему учреждению дополнительного образования.
Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об
образовании»,
Конвенции
о
правах
ребенка,
Типовому
положению
об
1
учреждении
дополнительного
образования
детей,
у ч и т ы ва е т
психофизиологические, возрастные особенности учащихся.
Создание условий для развития, саморазвития и самореализации детей,
оказание
практической
квалификационной
помощи
детям,
проявляющим
интерес к овладению пионерской профессии, формирование духовно-богатой
личности, ориентированной на высокие нравственные ценности.
Образовательный процесс отвечает следующим требованиям:
Носит
развивающий
характер,
то
есть,
направлен
на
развитие
природных задатков детей, творческих и специальных способностей, а также
на реализацию их интересов в сфере данного творчества.
Он разнообразен по содержанию, формам и методам обучения, так как
в
нём
предусмотрено
развитие
интеллектуальных
и
художественных,
коммуникативных и эмоциональных и других способностей.
В основе образовательного процесса лежит игра.
Организация
и
содержание
образовательного
процесса
строится
на
принципах:
Добровольности, выражающийся в обеспечении детям возможности смены
вида деятельности;
Гуманизма, который проявляется в искренней заинтересованности педагогов
к
успехам,
проблемам
воспитанников,
в
признании
индивидуальности
каждого и в предъявлении разумной требовательности в образовательном
процессе;
Доступности
и
последовательности,
отражающиеся
в
построении
программного материала и организации образовательного процесса в целом,
который
осуществляется
с
учётом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей и способностей учащихся;
Детоцентризма, утверждающего природные интересы и потребности ребенка;
Природосообразности
и
культуросообразности,
обязывающие
педагогов
учитывать индивидуальные и природные задатки детей при выборе методов и
средств обучения;
Учёта культурных ценностей в определении содержания обучения.
Состав группы постоянный. Набор детей свободный. Основой для зачисления
детей и подростков в объединение являются их физические и музыкальные
данные,
а
также
отсутствие
медицинских
противопоказаний
для
занятия
данным видом творчества.
Для оценки эффективности программы, проверки уровня усвоения детьми
знаний и умений в объединении в течение года проводятся конкурсы, слёты,
зачеты.
В
сентябре
с
детьми
проводится
диагностика
на
начало
года,
в
апреле-мае проводится итоговая аттестация. (действия несут универсальный
характер)
Должны знать:
- краткие сведения;
- историю ;
- основные правила;
2
Должны уметь:
- правильно пользоваться;
- выполнять команды;
- решать задачи;
- демонстрировать .
Результаты деятельности, также как и задачи, являются общими и частными.
К
общим
прогнозируемым
результатам
мы
относим
в
основном
–
воспитательные и состояние контингента:
Развитость у детей умений взаимодействовать друг с другом.
Доброжелательные, уважительные отношения в коллективе.
Стабильность посещения учебных занятий в течение всего учебного
года и желание детей и родителей далее продолжить занятия .
Способы отслеживания образовательных результатов освоения программы
по
предметам
органично
вплетаются
в
образовательный
процесс
и
сочетаются с традиционными делами: открытыми учебными занятиями,
творческими отчётами, концертными выступлениями. Мы убеждены, что
все
они
мотивируют
воспитанников
к
дальнейшим
занятиям,
данным
творчеством, а также саморазвитию.
Среди них: систематическое наблюдение за продвижением воспитанников
по
образовательной
программе,
фиксация
и
анализ
результатов
образовательной
деятельности,
демонстрация
результатов
творческой
деятельности детей на смотрах самодеятельности и специальных показах
внутри своей группы, для воспитанников и родителей.
Способность и желание учащихся предъявлять своё творчество является
хорошим способом отслеживания их по образовательной программе и
уровня её усвоения, анкетирование, тестирование учащихся и родителей и
т.д.
В
объединении
проводится
диагностика
включающая
пять
параметров:
память, теорию, технику, основные навыки по виду творчества, восприятие .
Мониторинг результатов образовательной деятельности объединения
Предмет
мониторин
га
Цель
монитори
нга
Показате
ли
Способы
отслежив
ания
Сроки
монитори
нга
Управленч
еское
решение
как
результат
монитори
нга
Состояние
контингент
а
объединен
ия
Сбор и
анализ
информац
ии о
состоянии
и
Уровень
стабильно
сти
посещени
я занятий
Динамика
Ведение
педагогом
журнала
учета
посещаем
ости
Системати
чески в
Осуществл
ение
дополнител
ьного
набора
учащихся.
3
движении
континген
та
учащихся
объединен
ия в
течение
учебного
года и в
период
обучения в
студии в
целом
движения
континген
та
учащихся
в течении
учебного
года
Сохранно
сть
континген
та по
ступеням
обучения
Наблюден
ие
Анализ
континген
та по
ступеням
течение
учебного
года
2 раза в
год
(сентябрь,
май)
Организац
ия рекламы
о
деятельнос
ти
объединен
ия
Результаты
обучения
(освоения
учебной
программы
)
Владение
специальн
ыми
знаниями и
Определен
ие уровня
качества
преподава
ния в
студии
Определен
ие степени
освоения
образовате
Стабильн
ость
интереса
учащихся
к
занятиям
в
объедине
нии
Проявлен
ие
учащимис
я
потребно
сти в
представл
ении
собственн
ых
результат
ов
(деятельн
ость)
Наблюден
ие за
деятельнос
тью
учащихся
объединен
ия
Фиксация
участия
детей в
деятельнос
ти
Анализ
качества
усвоения
учащимис
я ЗУНов
Системати
чески
По планам
деятельнос
ти
В ходе
образовате
льной
деятельнос
ти
По итогам
течение
учебного
года
Мотивация
и
стимулиро
вание
педагога на
качественн
ый уровень
преподаван
ия
Перевод
учащихся
на более
высокую
или
низкую
ступень
обучения
Планирова
ние
дополнител
ьных
индивидуа
льных
занятий
Поддержив
ание
4
умениями:
Овладение
материало
м
льной
программ
ы
Степень
увереннос
ти
Соответст
вие
техническ
ого
уровня
развития
определен
ному году
обучения
Степень
развития
Уровень
освоения
разнообра
зных
приемов.
Осмыслен
ное
выполнен
ие
Задания
Системати
чески
Системати
чески
контактов с
родителям
и
Поощрение
детей
Обсуждени
е текущих
результатов
освоения
образовате
льной
программы
в
объединен
ии
Творческие
достижени
я
отдельных
учащихся и
объединен
ия в целом
Анализ
участия
объединен
ия в
творчески
х проектах
и
деятельнос
ти
Периодич
ность
участия
объедине
ния в
концертах
, слетах и
т.д.
Стабильн
ость
Учет
педагогом
участия в
творческой
деятельнос
ти
Анализ
планов
Изучение
отзывов
детей и
родителей
Системати
чески в
течение
учебного
года
Системати
чески
По
окончании
учебного
года
Моральные
и
материальн
ые
поощрения
педагога и
учащихся
Активизац
ия рекламы
Мотивация
детей и
родителей
5
Программн
ое
обеспечени
е
образовате
льного
процесса
Выполнени
е планов
Определен
ие
соответств
ия
образовате
льной
программ
ы
творчески
х
коллектив
ов
объединен
ия
ступеням
обучения и
решаемым
педагогиче
ским
задачам
Уровень
освоения
программ
на разных
ступенях
обучения
Динамика
мастерств
а
Анализ
материало
в текущего
и
итогового
контроля
освоения
образовате
льной
программ
ы,
отчеты
В конце
учебного
года
Корректир
овка
планов
Перевод
учащихся
на другую
ступень
обучения
Поощрение
педагога и
учащихся
6