"Здоровьесберегающие технологии в обучении детей младшего школьного возраста"
Автор: Шебардина Людмила Дмитриевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3" Населённый пункт: Республика Мордовия, п. Торбеево Наименование материала: статья Тема: "Здоровьесберегающие технологии в обучении детей младшего школьного возраста" Раздел: начальное образование
МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3»
Выступление на тему:
«Здоровьесберегающие технологии в
обучении детей младшего школьного
возраста»
Подготовила: учитель начальных классов
Шебардина Л.Д.
1
Всё начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. И
какие бы методики не применялись, какое бы оборудование ни привозили в
класс – интерактивную доску, телевизор или компьютер, - главным, вечным
и неизменным в школе остается УЧИТЕЛЬ.
Школа является особым образовательным пространством, в рамках
которого происходит формирование не только социально адаптированной
личности,
её
профессиональное
и
гражданское
самоопределение,
но
и
формируется
самая
важная,
базовая
характеристика,
обеспечивающая
реализацию всех остальных – здоровье.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и
всего общества.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В
настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в
состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач.
Академик, хирург Н.М. Амосов сказал: «Если нельзя вырастить ребёнка,
чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий
уровень здоровья вполне возможно».
Многочисленные исследования последних лет показывают:
1.
Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
2.
25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические
недостатки или хронические заболевания.
3.
90-92%
выпускников
средних
школ
находятся
в
«третьем
состоянии», т.е. они еще не знают, что больны.
4.
Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно
здоровыми.
5.
5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% -
находятся в «третьем состоянии».
2
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в
4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9
до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, с
нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у
школьников – нарушение остроты зрения, составляющая в ряде регионов
России до 30-40%. Охрана зрения школьника должна быть направлена не
только
на
предупреждение
близорукости,
но
и
на
сдерживание
ее
прогрессивности
Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые,
ошибочно считаем: для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно
ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен
болезнями, если он не умеет бороться с недугом?
Еще одна из причин снижения здоровья - дети стали вести
малоподвижный
образ
жизни.
Больше
их
интересуют
компьютер,
телевизор, игры в телефоне. Для того чтобы жить в современном мире, им
необходимо быть
постоянно готовыми к изменениям в обществе, но
сохраняя при этом своё здоровье и индивидуальность.
Работая в школе более 20 лет, проанализировав причины заболевания
школьников, я пришла к выводу о необходимости решить эту проблему с
помощью
внедрения
здоровьесберегающей
технологии.
Наблюдения
показывают,
что
использование
здоровьесберегающих
технологий
в
учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в
образовательном и социальном пространстве.На данный период у меня
сложилась определенная система использования этой технологии в работе.
В её основу положены основные задачи, которые я ставлю на первое
место:
- обеспечение школьнику возможности сохранения
здоровья на период
обучения в школе;
- снижение уровня заболеваемости учащихся;
- сохранение работоспособности на уроках;
3
-
формирование
у
учащихся
знаний,
умений
и
навыков
по
здоровому
образу жизни;
- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Обобщая сказанное
выше я, как учитель начальных классов
поставила перед собой задачу: создать здоровьесберегающую среду на все
4 года обучения детей на первой ступени.
(обратите
внимание
на
слайд,
который
отражает
направления
этой
деятельности). Остановимся на каждом из направлений.
1 направление
Создание здоровьесберегающей среды :
В классной комнате я создала все условия для обучения и развития
детей согласно СанПиНов.
Свой учебный день я начинаю с проветривания помещения. Дети
сидят за партами с учетом рекомендаций врача. Практикуется пересадка
детей по триместрам, так как необходимо менять детям угол зрения на
доску. Созданы все благоприятные условия в классе: доска зеленого цвета,
проведено дополнительное освещение, много комнатных растений.
Классная комната оборудована техническими средствами обучения.
В учебном кабинете имеется уголок эмоциональной и психологической
разгрузки – аквариум.
Но хочется обратить внимание на то, что очень большое внимание
имеет
микроклимат
в
классе.
Ведь
ребёнок
только
тогда
будет
с
удовольствием ходить в школу, если в чистом уютном классе его встречает
добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники.
Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея представления о
правильном питании.
Моя задача - убедить родителей, что необходимо соблюдать простые
правила режима питания. Хорошо, что в школе организованы горячие
завтраки, и родители с удовольствием используют эту возможность, так как
4
перед уходом в школу не каждому ребенку хочется кушать. И все ученики
первого класса посещают столовую.
2 направление
Здоровьесберегающее направление в образовательном процессе
Режим дня имеет особое значение в жизни младшего школьника,
правильно составленный распорядок и его соблюдение играют основную
роль в сохранении здоровья ребенка, который утвержден на заседании
методического совета школы и согласован с родителями.
(Слайд «Режим дня»)
Для того, чтобы дети не перегружались, в начале учебного года я
составила расписание уроков, которое соответствует шкале трудности.
Слайд (Расписание уроков в 1 классе )
Правильная организация урока оказывает большое влияние на
состояние организма детей и, как следствие, на работоспособность.
При подготовке любого урока оцениваю его качество и эффективность с
точки зрения сохранения здоровья. Для этого использую памятку «Анализ
урока с позиции здоровьесбережения». Анализ полученной информации
показывает
проблемные
области
в
применении
здоровьесберегающих
технологий и позволяет находить решение выявленных проблем.
На уроках часто применяю игровую технологию. Ведь игра – это
самый эффективный вид деятельности. Через игру ребенок познает мир,
учится анализировать, обобщать, сравнивать. В играх дети вступают в
различные
отношения:
сотрудничество,
соподчинение,
взаимного
контроля. Широко использую нестандартные уроки: уроки – соревнования,
уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры.
Часто на уроках организую групповую и парную работу, в ходе
которой уровень осмысления и освоения материала заметно возрастает,
5
детям
значительно
легче
учиться
вместе.
В
процессе
работы
дети
размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, часто
работают
стоя.
При
проведении
такой
работы
формируются
коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников,
а также решаются задачи здоровьесбережения.
Так же использую:
-
фронтальный
опрос
с
использованием
мяча,
шарика
или
какой-либо
игрушки.
Элементы игры использую также в качестве обратной связи и оценки
ответов одноклассников:
- хлопанье в ладоши;
- поднятие руки;
- сигнальные карточки различного цвета.
Для
повышения
умственной
работоспособности
детей
я
провожу
физкультминутки.
Физкультминутки
–
естественный
элемент
урока
в
начальных
классах.
Они
помогают
снять
утомление
различных
мышц,
ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
В состав физкультминуток я включаю:
- упражнение по формированию осанки,
-укреплению зрения, мышц рук,
- отдых позвоночника и другие.
Широко использую весёлые физкультминутки в стихотворной форме,
сопровождающиеся музыкальным и хоровым произношением.
Мною создан комплекс физкультминуток, которыми пользуются
коллеги моей школы.
Наглядность,
применяемая
на
уроке,
способствует
лучшему
усвоению нового материала, повышает интерес учащихся.
В качестве
наглядности активно использую компьютерные технологии. Применение
компьютера на уроке, подготовка презентаций
- эффективный способ
заинтересовать ученика. Приходится, конечно, много изучать, готовиться.
6
Но,
видя
результат,
не
жалко,
ни
времени,
ни
сил.
А
благодарные,
восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд.
Продолжительность
непрерывных
занятий
с
использованием
компьютера для учащихся в возрасте 7-10 лет не должна превышать 10
минут. Я не только на занятиях строго соблюдаю это правило, но и требую
от родителей.
Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего
самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы.
Ставить
перед
собой
проблемы
и
искать
способы
их
решения.
Образовательная
программа
«Школа
2100»
соответствует
основным
принципам государственной политики российского образования.
И
работая по этой программе, я поняла, что
именно она поможет мне
сделать
обучение
современным,
повысить
качество
обучения,
свой
профессиональный рост
.
Большое
внимание
в
своей
работе
уделяю
учебно-
исследовательским
работам
по
теме
«Сохранение
здоровья».
Мои
ученики
подготовили
исследовательские
работы
по
теме
«Вредна
или
полезна жевательная резинка», «Тайны шипучей воды», где выступали на
районных и республиканских конференциях. Бывали частыми гостями в
гимназии № 19 города Саранска и являлись призерами. Считаю, такие
исследовательские
работы
ориентируют
учащихся
на
проблемы
сохранения здоровья.
3 направление
Здоровьесберегающая организация воспитательной работы
Реализуя свою технологию провожу классные часы по следующим
темам
«Учимся
не
болеть»,
«Мой
паспорт
здоровья»,
«Я
и
мои
способности», «Дерево здоровья»
7
Уже несколько лет в нашей школе ежемесячно проходят Дни
здоровья,
где
наш
класс
тоже
принимает
активное
участие.
Вместе
с
родителями
организовываем
весёлые
старты,
игры,
конкурсы,
походы.
Среди них особенно можно выделить спортивные соревнования «Мама,
папа,
я
–
спортивная
семья»,
где
родители
с
детьми
моего
класса
принимают участие в районных и республиканских соревнованиях.
Думаю, что такие успехи достигнуты моими учениками и их
родителями, благодаря своему личному примеру. Со школьной скамьи я
занимаюсь
спортом,
защищала
честь
района
и
республики
на
соревнованиях по лыжам и легкой атлетике. И в настоящее время я веду
активную
спортивную
жизнь,
бегаю
на
лыжах,
увлекаюсь
туризмом,
участвую
вместе
со
своим
учащимися
в
спортивных
играх
и
соревнованиях.
Видимо, поэтому администрация школы предложила в 2006 году с
моими учениками организовать спортивный класс. Сейчас это учащиеся 9
класса, в этом году они стали чемпионами Мордовии по КЭС - баскету.
А следующий выпуск, сегодняшние пятиклашки, стали кадетским
классом.
Сейчас у меня первоклашки, и я постараюсь, чтобы из них
выросли здоровые люди, увлеченные спортом.
4 напрвление
Здоровьесберегающая организация внеурочной деятельности.
Сегодня
в
начальной
школе
происходят
большие
изменения.
Российское
образование
перешло
на
новые
ФГОСы.
Одним
из
компонентов новых стандартов является внеурочная деятельность. Уже
третий год я веду в 1- 3 классах занятия по внеурочной деятельности -
секцию
«Крепыши»,
на
которых
мы
играем,
проводим
соревнования,
выявляем самого сильного, быстрого, ловкого. Эти занятия способствуют
8
укреплению здоровья детей. Но есть в классе одаренные в спортивном
плане
дети, им
такой нагрузки маловато, и я стараюсь таким детям
рекомендовать посещение спортивных секций. В предыдущем выпуске,
многие дети посещали секции по легкой атлетике, футболу, дзюдо. Ребята
участвовали в районных, республиканских и всероссийских соревнованиях
и добивались высоких результатов.
По
начальным
классам
спортивные
секции
посещают
-
30%
учащихся. Нам учителям нужно как больше находить одаренных детей и
направлять
в
спортивные
секции.
Может
быть,
среди
них
будущие
Олимпийские чемпионы.
5 направление
Мониторинг
состояние
здоровья
учащихся
и
эффективности здоровьесбережение.
Ежегодно дети проходят плановый медосмотр врачами ЦРБ, рост и
вес соответствует возрасту. Учитывая в работе показания
медсестры
школы
в
листе
здоровья
школьников,
веду
разъяснительную
работу
с
родителями
по
поводу
профилактических
прививок,
приглашаю
на
родительские собрания медиков.
Внедрение в учебный процесс здорвьесберегающих технологий на
протяжении 4 лет позволило мне добиться положительных изменений в
состоянии здоровья моих учеников. 1 класс – за учебный год переболело
простудными заболеваниями около 80%, то к концу 4 класса процент
заболевания снизился до 16%.
Здоровый
образ
жизни
не
занимает
пока
первое
место
среди
ценностей человека в нашей стране. И если мы научим детей с самого
раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. И если мы
будем
личным
примером
демонстрировать
здоровый
образ
жизни,
то
только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут в
9
больше степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально,
духовно, но и физически.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.Ж.
Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
10