Дошкольное образование: опыт работы в условиях учреждения дополнительного образования
Автор: Корнеева Татьяна Анатольевна Должность: директор, методист Учебное заведение: МАОУ ДО "Дом детского творчества" Населённый пункт: Кемеровский район, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Дошкольное образование: опыт работы в условиях учреждения дополнительного образования Раздел: дополнительное образование
Дошкольное образование: опыт работы в условиях учреждения
дополнительного образования
В современных социально-экономических условиях наблюдается
снижение охвата детей дополнительным образованием. Анализируя
социальные запросы населения города Мариинска, Дом детского
творчества № 1 предоставил возможность семьям, имеющим детей-
дошкольников, решить проблему организации полноценного личностного
развития и содержательного общения детей. Вот уже около 10 лет на базе
Дома детского творчества № 1 работает школа раннего развития
«Родничок», которая обеспечивает общее развитие детей от 5 до 7 лет, их
обучение, воспитание и оздоровление.
При создании школы раннего развития преследовались следующие
цели: развитие у дошкольников жизненно необходимых навыков,
требующихся для их социальной адаптации к условиям изменяющейся
действительности; освоение детьми правил и норм общения со
сверстниками и взрослыми; помощь детям в выявлении и развитии их
индивидуальных способностей в раннем возрасте.
Для реализации целей создана образовательная программа,
рассчитанная на 2 года обучения и включающая в себя такие курсы, как:
математика, развитие речи, театр, подготовка руки к письму, музыка,
ритмика, ИЗО, лепка, окружающий мир, английский язык, этика,
развивающие игры.
Программа построена по принципам доступности, систематичности,
цикличности и преемственности. Содержание основных модулей
программы реализуется в зависимости от психофизических и умственных
возможностей ребенка, пожеланий родителей.
Основные составляющие образовательной программы носят
предметный и адаптационный характер. Образовательный процесс
организован в форме групповых занятий.
1
Игра детей – самая свободная, естественная форма проявления их
деятельности. В игровой форме проводятся практически все занятия.
Продолжительность одного занятия в соответствии с санитарно-
гигиеническими нормами правилами – 25-30 минут. Максимальная
дневная нагрузка – 3-4 занятия. На каждом занятии предусмотрены
физкультминутки. Перерывы – 10-15 минут. Число обучающихся
колеблется от 10 до 15 человек.
Большое внимание в Школе раннего развития уделяется
формированию любви к родному краю, городу, России, развитию
дружеских отношений между детьми разных национальностей, ведь в
«Родничке» обучаются и русские, и цыгане, и азербайджанцы, и татары, и
киргизы и другие национальности. Большое внимание уделяется
воспитанию уважения к взрослым, навыкам культурного поведения,
ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей; дети
учатся вместе дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои
поступки и поступки других.
Немаловажную роль в развитии личности ребенка играет проведение
досуговых мероприятий. Праздник, по мнению педагогов, - особая
жизненная ситуация, когда дети испытывают состояние раскрепощенности,
появляется возможность для более активного самовыражения,
возможность самоутверждения в социально-полезной деятельности. Это
одна из форм досуга, которая снимает усталость и напряжение.
На традиционных праздниках в «Родничке» «Здравствуй, осень
золотая!», «Праздник мам», «В гостях у Деда Мороза», «Рождественские
забавы», «Мисс Дюймовочка» и др. формируется также и эмоциональный
опыт детей.
В деятельность школы раннего развития органично входит работа с
родителями. Они с удовольствием организовывают совместный отдых,
являются активными участниками совместных мероприятий, являются
2
помощниками в любом нужном деле. Разнообразна и тематика
родительских собраний: «Давайте играть», «О детской дружбе», «Как
помочь ребенку стать внимательным», «Возрастные особенности ребенка»
и другие.
Дошкольный период - старт к развитию личности, определяющий
дальнейший жизненный путь человека. Неоценимую роль в становлении
личности играют и школы раннего развития в учреждениях
дополнительного образования.
Литература:
1.
Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Науч.
Ред. Л.А.Парамонова и др. – М., 2001.
2.
Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы
деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М., 2004.
3.
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и
развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред.
Л.А.Парамоновой. – М, 2004.
4.
Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в
дошкольном образовательном учреждении: пособие для
руководителей ДОУ. – М., 2003.
3