Как устроен наш язык. Корень как общая часть родственных слов.(урок 32, 2 класс)
Автор: Лепихова Елена Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Русско-Высоцкая школа" Населённый пункт: Ленинградская область, Ломоносовский район, с.Русско-Высоцкое Наименование материала: конспект Тема: Как устроен наш язык. Корень как общая часть родственных слов.(урок 32, 2 класс) Раздел: начальное образование
Урок 32
Тема: Как устроен наш язык
Корень как общая часть родственных слов
Задачи урока :
Обучающая: закрепить представление о двух признаках родственных слов
(слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению)
Развивающая : обогатить словарный запас обучающихся и состав речевой
деятельности, расширить тематику самостоятельного высказывания учащихся;
учиться делать выводы из наблюдений.
Воспитательная:
воспитывать
любовь
к
родному
языку,
учитывая
особенности лексики различных типов текстов и на основе полученных знаний
строить
собственные
высказывания;
воспитывать
само стоятельно сть,
организованность.
УУД:
Познавательные:
ориентироваться в разнообразии, рефлексия способов и условий действий.
Регулятивные:
применять установленные правила, последовательности действий.
Осознание ответственности, социальная компетентность,
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
1.
Организационный момент.
Слово учителя. Эмоциональный
настрой.
Учитель.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.
2.Чистописание
На доске слова: звонит, звонят, позвонит
- Сегодня на минутке чистописания мы повторим написание строчной буквы В и
научимся правильно произносить слова
Спишите слова в тетрадь.
На какие вопросы отвечают эти слова?
Как называются такие слова?
Что интересного вы заметили?
3.Словарная работа
- В новом словарном слове также встретиться строчная буква в.
Откройте словарь в конце учебника.
Я вам загадаю загадку, а отгадку вы найдёте в словаре
Корова комола,
Лоб широк, глаза узеньки.
В стаде не пасётся,
В руки не даётся.
Летом наедается,
Зимой высыпается.
(МЕДВЕДЬ)
Значение слова
Ударение
Опасное место в слове
_Спишите слово в тетрадь
-А теперь (показываю знак «работа в паре»).
- Придумайте и запишите родственные слова к новому словарному слову.
-Какие слова вы придумали?
-Как называются такие слова?
-Выделите корень.
Взаимопроверка тетрадей.
4Сообщение темы и цели урока.
-Как вы думаете, какая задача стоит перед нами? Чему мы будем должны научиться
сегодня на уроке? (Учиться выделять корень, находить однокоренные слова)
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ,
-Давайте проверим по учебнику, верно ли вы определили тему урока (урок 32)
.Слово с деревом похожи,
Ведь у слов есть корень тоже.
Он, конечно, самый главный
Выполняет всё исправно.
И назад, и вперёд
Слово от него растёт.
Часто так случается,
Корни повторяются.
В разные слова встают,
Общий смысл придают.
Как слова зовут такие?
Дети вместе однокоренные
-Чтобы правильно выполнить Упражнение 1 вспомните:
- Что называется корнем слова?
Признаки родственных слов?
Как пишется корень в родственных словах?
Читаем задание.
Прочитайте образец.
У кого есть вопросы по заданию?
Кто может помочь?
-На доске выполняют 2 строки, 2 следующие – самостоятельно.
Кому нужна помощь?
-Какое слово нам уже встречалось сегодня на уроке?
-Как называются слова, записанные в 1 столбике? Во 2? В 3?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА,
При выполнении 2 упражнения надо быть очень внимательными. Прочитаем
задание.
-Кто готов ответить на вопросы?
-О каком признаке родственных слов зыбыл тот, кто составил эти ряды?
-ПРАВИЛО.
-РУБРИКА «ОБРАТИ ВНИМАНИЕ»
РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ.
РАБОТА В ПАРАХ. УПРАЖНЕНИЕ 3.
Дополнительно.
Игра «Верно ли что….»
1.Родня ли гусеница гусю?
-Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
- А ты кто?
- А я ваша тётка- гусеница.
Верно ли, что слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными, т.к. имеют
общую часть?
2.Верно ли, что корень- это общая часть родственных слов?
3.Верно ли высказывание «Что бы найти корень, нужно подобрать родственные
слова и выделить в них общую часть».
( Если верно – хлопните в ладоши, если нет тишина)
-
Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?
- Что такое корень слова?
- Как правильно определить корень в слове?
- Какие слова называются однокоренными?
- Каковы признаки однокоренных слов?
- Пользуясь таблицей, оцените свою работу на уроке.
Я понял ...
Я узнал ...
Я открыл для себя ...
Теперь я могу сам...
Я легко справился...
Мне было трудно...
Мне было интересно...
Мне понравилось...
(слайд)
- Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты...
- Получили оценки...
- Спасибо за работу. Урок окончен.
15. Домашнее задание.
- Выучить правило.