Автор: Баданова Людмила Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Школа №33" Населённый пункт: РТ г. Казань Авиастроительный район Наименование материала: статья Тема: ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ. Раздел: начальное образование
Федерико Майо
Учитель начальных классов
ВСОШ №33 г.Казани РТ
1 кв. категории
Б а д а н о в а
Л ю д м и л а
А н а т о л ь е в н а
От чего зависит формирование личности? Чтобы ответить на этот вопрос мы
можем
обраться
к
таким
источникам,
как
Википидия,
педагогические
справочники и т.д. Педагогическая наука не стоит на месте и с каждым веком,
годом приходят новые деятели, принося новые мысли, которые потом станут
либо догмами, либо уходят в незабытье. Но всегда в основе неизменен
ребенок его сущность, его «Я» или еще можем сказать его личность.
Личность каждого человека это священно. Мы говорим, что личность ребенка
формируется
в
течении
всего
его
роста.
По
мнению
психолога Г.М.
Андреевой формирование личности заканчивается примерно к 18-20 годам.
П р и в е д е м
в ы д е р ж к у
и з
е ё
р а б о т ы : «Первичная
(дотрудовая)
социализация, усвоения
человеком
социальных
ценностей
и
норм,
приобщение человека к материальной, духовной, интеллектуальной культуре
общества, начинается с рождения человека и заканчивается примерно в 18-
20
лет.
На
этапе
дотрудовой
социализации
происходит
формирование
личности».
Конечно,
полноценная личность формируется в социуме, о чем твердят и
философы,
научные
и
педагогические
деятели.
Рассуждая,
что
такое
личность, мы можем найти подтверждения из разных источников, приведя в
пример выдержки…(Психолог Г.М. Андреева) « Личность – это совокупность
социально-значимых
качеств
человека,
мера
освоения
им
общественных
ценностей, норм и правил поведения.»
И задав себе этот вопрос, мы можем точно и лаконично выразить свою
мысль: «Я личность, и это мои поступки и желания…».
Кто-то ответит
просто, кто-то приведет цитаты. Но все эти высказывания можно привести к
единой мысли «Это то, что это «Я». И « Я»- такое принадлежит мне: Мои
мысли, характер, чувства и все то, что заложили «в мою душу»… Так все
таки заложили, т.е. воспитали….
Как бы каждый из вас, не говорил, что личность не была сформирована в
течении жизни, и окружающие люди не внесли либо положительные, либо
отрицательное в её формирование -особенно в детском возрасте будет просто
абсурдом. « Под формированием личности понимается процесс развития и
становления
личности
под
влиянием
внешних
воздействий
(социальной
среды,
социально
организованного
воспитания
и
обучения);
процесс
становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и
различных
видов
деятельности.»
Итак
мы
пришли
к
выводу-
на
формирование личности , в первую очередь, влияет социум и воспитание.
В течении всей педагогической деятельности, ставя перед собой цель прежде
всего-«НЕ НАВРЕДИ!», я старалась не отступать от нее никогда. Редко, кто
из педагогов конкретно ставит эту цель. Но получилось так, что в свое
детстве я видела учительницу, которая просто упивалась на каждом уроке,
унижением
детей. Причем, это было в среднем звене, и предмет свой
учитель
преподавала
прекрасно.
Пользуясь
своим
положением,
на
авторитарном
уровне,
она
придерживала
дисциплину
таким
образом
пользуясь этим так сказать «методом». Урок начинался с обсуждением кого-
либо, причем независимо -кто попадался на зубок. Учитель затрагивала, на
уровне всего коллектива, такие черты как боязнь, неуверенность, кроме того
даже физические недостатки. Поэтому боялись не только шепнуть, но и
пошевелится, чтобы не стать посмешищем для всех. После окончания школы
я часто в беседе с одноклассниками выявляла такую тенденцую- что
та
учительница стала косвенно большим тормозом в делах и поступках в жизни
многих прошедших эти унизительные процедуры. Став учителем
было
сказано себе - Обращайся так, как хотела бы чтобы обращались со тобой; в
первую очередь - Поставь себя на место ученика.
Современная
система,
с
поставленными
целями
и
задачами,
с
перечнем
формирования компетенций как нельзя сочетается с моим педагогическим
кредом. Но тем не менее погоня за процентами, и в результате видим- догма-
в первую очередь- обученность, а воспитание потом, и это как никогда ставит
в
тупик
учителя.
Мы
не
можем
идти
под
таким
лозунгом,
к
которому
призывает действующий скорее всего бюрократическая система- ОБУЧИТЬ
ВО ЧТО БЫ ТО НЕ СТАЛО, ПЕРЕШГНУВ
ВСЕ И ДАЖЕ
МИМО
ЛИЧНОСТИ. ДАТЬ БОЛЬШИЙ ПРОЦЕНТ УСПЕШНЫХ ДЕТЕЙ.
Мы в
отчетах,
как
в
социалистическое
время
гордо
должны
рапортовать-
результативность
по
учебе,
результативность
участия
в
конкурсах
и
олимпиадах. Вот и каждый учитель должен сделать выбор- Либо упор на
избранных и ты в ФАВОРЕ (грамоты, похвалы, поощрения, звания); либо
работаешь со всем классом – и ты скромный рядовой учитель.
К счастью в школу идут часто по призванию, к счастью кропотливый труд
приносит плоды, к счастью дети и родители видят настоящих учителей, к
счастью умная администрация школ видят «бойцов, невидимого фронта».
Итак,
личность
ребенка,
рассуждая
об
этом,
как
было
сказано
выше,
у
каждого будет свое мнение. Придя в школу эти маленькие личности ждут от
школы чуда, радости. И если говорить образно, смотря на каждого из них,
учитель
понимает
это
маленькая
газообразная
субстанция,
со
своими
заложенными чертами характера, желаниями. И в первую очередь от него
зависит, изменит ли свое состояние эта субстанция.
В начальной школе, когда учитель ведет класс 4 года, мы можем увидеть все
аспекты личности каждого ребенка. Пронаблюдаем одну из перемен в классе:
За первой партой сидит мальчик и ест конфету, чтобы никто не видел. Он
часто
сидит
на
перемене
один
и
это
его
совершенно
не
волнует-
ему
комфортнее одному. Вот девочка, которой дома внушают, что она самая
умная, самая стильная и она старается соответствовать этому статусу. А вот и
другая, где дома
приветствуется добро, вселюбие- и она центр помощи в
классе. Вокруг неё всегда дети улыбаются. А в уголке девочка с тоской
смотрит в окно, и со страхом на весь класс. Она боится сказать что-то
лишнее, чтобы не посмеялись над ней. Пробежал мальчик, а за ним с плачем
другой.
Первый
любит
пошутить
или
даже
с
издевкой
подтруднить
над
слабыми в классе. А вот стайка мальчиков они дружат между собой, хотя
такие и разные. Один из них спокойный, всегда уравновешен, занимается в
интеллектуальном кружке. Двое из мальчиков специфичны, так как могут
взорваться на любое замечание, и будут громко реветь, опровергая замечание.
Но компания любит вести беседы на темы космоса, биологии, зоологии,
новых
технологиях, привлекая к беседе других детей. А в конце класса
собрались мальчики, которые любят играть в подвижные игры, им трудно
усидеть на месте, здесь на каждой перемены ожидаются шалости. Тут же
возникают ссоры, как в следствии -драки. Иногда агрессия в драках и ссорах
бывает не только очевидной, но и вызывающей тревогу. В коридор вышла
еще она компания. В классе много девочек с лидерскими характерами И с
первого
класса
девочки
пытаются
сформировать
свой
кружок
общения.
Причем
война
характеров
приобретает
очевидный
конфликт
от
психологических, до явных. И опять на перемене среди них идет беседа на
данную тему.
А вот и опять одна девочка,
с неспокойным взглядом- ей
импонирует мальчик, а он не обращает внимание. Этот мальчик вызывает у
меня тревогу, у него все мысли только об компьютерных играх.
Все, то, что пронаблюдала только за одну перемену может сказать больше,
чем любой тест.
В классе 30 с лишним учеников и каждый из них –ЧЕЛОВЕК, причем с
большой
буквы.
Стараюсь
в
классе
сделать
проживание,
да
именно
проживание, комфортным. Каждый из них проживает ежедневно целые эпохи
и это этапы становления личности изо дня в день. Если каждый сделает,
чтобы это проживание было комфортным, то и обучение будет легче. Тем не
менее, этот процесс трудоемок. Взяв класс, я увидела, что класс разрознен,
нет единых целей. Применяя разные методы: беседы, коллективные игры на
улице, работа
с родителями, совместные мероприятия, поездки и другое-
принесло результаты. Класс стал сплоченным,
уменьшились конфликты,
драки и даже после окончания уроков класс стал собираться вместе, гулять на
улице почти всем коллективом класса.
Кроме комфортности нахождения личности в социуме, для её полноценного
формирования, я считаю, что нужно понимание каждого ребенка, понимание
его потребностей в общении. Т.е. знать, что ребенок ждет от окружающих.
Естественно, все это связанно с семьей. Причем,
начиная от характера
семейных отношений, отношений родителей друг с другом, родителей к
детям, детей к родителям,
родителей с окружающим и к окружающим.
Проведенное обследование- это и беседы с детьми, родителями; сочинения
«Моя семья» и др. позволило выстроить правильную линию работы
с
каждым
ребенком.
Например,
мальчик,
от
которого
дома
ждут
только
положительных
результатов,
положительных
поступков-
требует
иногда
большего внимания, чем тот,
который часто нарушает дисциплину. Т.к.
Мальчик, боящийся огорчить родителей, ведущий постоянный контроль над
своими поступкам, (а ведь пошалить хочется), не получившаяся работа по
технологии
вызывает паническую панику в душе ребенка, которая может
вылиться в непредвиденный, иногда даже страшный поступок. Естественно,
постоянное
одобрение
и
поддержка
в
школе,
сможет
сформировать
правильное отношение к жизни.
Отношения учителя к ребенку, особенно в начальной школе,
однозначно
откладывает отпечаток на личность ребенка. В младшем школьном возрасте
взрослые еще могут активно воздействовать на ребенка, так как значимыми
мотивами остаются получение признания и одобрения со стороны взрослого,
стремление
заслужить
высокую
оценку
с
его
стороны.
Только
терпение,
доброта приносит
положительные плоды. Но в воспитании
не всегда
присутствует похвала, но и иногда нужно и поругать. И в этом случае всегда
помнить
–не
унижать,
не
напоминать
о
предыдущих
проступках,
высказываться конкретно о данном проступок, и не переходить на личность!
Часто выяснение проступков из-за нехватки времени, или даже минутного
порыва
мы
проводим
при
всем
классе,
мотивируя-
«При
всем
классе
натворил,
при
всем
классе
отвечай».
А
ведь
часто
за
поступками
стоят
личные мотивы, которые никак нельзя выносит на обсуждения класса, что
может привести к негативным последствиям: посмешища, игнорирования,
«ославление», «навешивание ярлыка» и т.п.
Учитель должен быть катализатором личности. Пройдя через него, ребенок
должен остаться собой, но со сформированными правильными позициями.
Таким чтобы став взрослым про него с восхищением могли сказать –ВОТ
ЭТО ЛИЧНОСТЬ!
Каждый человек с рождения обладает определенными
задатками, и даже талантами. При благоприятных условиях потенциальные
способности ребенка раскрываются, и он с легкостью сумеет найти свою
нишу
в
жизни,
сумеет
ставить
перед
собой
правильные
цели
и
будет
стремиться к их достижению.