Автор: Кудрявцева Нина Аркадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ Школа1399 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: конспект Тема: Формула площади прямоугольного треугольника Раздел: начальное образование
Цели урока:
создать
условия
для
самостоятельного
выведения
формулы
площади
прямоугольного треугольника.
Задачи: предметные
-
закреплять умение находить площадь прямоугольника и квадрата;
-
вывести формулу площади прямоугольного треугольника;
-
формировать первичные навыки работы с этой формулой;
метапредметные
-
развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу и
способам решения новой частной задачи;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
-
способствовать формированию собственного мнения и позиции.
Оборудование:
учебник «Математика. 4 кл.» (авт. И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н.
Кормишина), Самара: ИД «Федоров»; модели прямоугольников, карточки
с заданием (у каждого учащегося).
4 класс
ХОД УРОКА
I. Введение в тему урока
На доске приведена таблица:
а
30 см
b
?
Р
?
S
120 кв. см
Учитель: Посмотрите на таблицу на доске. Какую информацию вы
можете получить из этой таблицы?
Ученики: Мне кажется, что речь идет о площади какой-то фигуры,
потому что в таблице есть обозначение площади - буква S .
- И еще написано, что площадь фигуры равна 120 кв. см.
- Я думаю, что это многоугольник, и длина одной его стороны нам
дана - 30 см.
- Но неизвестна другая сторона -там стоит знак вопроса.
- И еще неизвестно что-то, что обозначили буквой р .
Учитель : А как вы думаете, что здесь обозначено буквой р ?
Дети
высказывают
различные
мнения,
при
этом
большинство
склоняется к тому, что это периметр. Учитель оставляет этот вопрос пока
открытым.
Учитель: Да, это действительно прямоугольник. Давайте найдем то,
что в нем неизвестно, и заполним все клетки таблицы. Только сначала у меня
ко всем вопрос: достаточно ли в таблице информации, чтобы найти нужные
нам величины?
Ученики единодушны в том, что информации достаточно.
Учитель: Тогда давайте сначала найдем неизвестную сторону нашего
прямоугольника.
Каждый
пусть
работает
на
месте,
а
потом
мы
сверим
результаты.
Класс работает, учитель проходит по рядам, молча проверяет работу
каждого ученика.
Учитель: Я вижу, большинство из вас успешно справились с этим
несложным заданием. Кто хочет рассказать, как его выполнил?
Поднято много рук.
Учитель: Таня, расскажи, как ты нашла сторону прямоугольника.
Таня (средняя ученица): Чтобы найти сторону прямоугольника, нужно
его площадь разделить на длину известной стороны.
Учитель записывает на доске:
Учитель : Все согласны с Таней? Возражений нет.
Учитель : Тогда давайте заполним в таблице нужную клетку. (Таня
правильно заполняет клетку таблицы.)
Учитель : Что нам еще осталось найти?
Ученики : Периметр! Мы как раз обозначали периметр буквой р .
120:30=40 см
Учитель : Находите периметр, а потом мы проверим ваши результаты.
Дети работают. Учитель проходит по рядам и замечает, что некоторые
ученики допустили ошибки.
Учитель
вызывает
двух
учеников,
записавших
правильное
и
неправильное решение.
Учитель :
Д а ва й т е
п о с м от р и м ,
ка к
н а ход и л и
п е р и м е т р
прямоугольника Лена и Антон.
Учитель предлагает записать им свои решения, а затем объяснить их.
Вызванные ученики выполняют записи на доске. Учитель просит объяснить
свои решения.
Лена :
Я
нашла
сумму
длин
сторон
прямоугольника
и
получила
периметр: р = 30 + 4 = 34см.
Антон : Длина теперь известна, ширина известна, можно найти р.
Ученик записывает на доске:
Многие ученики поднимают руки. Учитель дает слово некоторым из
них, они указывают на ошибку Лены.
Лена : Да, я нашла не периметр, а только его половину. Нужно было
найти сумму длин всех четырех сторон.
Учитель :
Давайте
еще
раз
скажем,
что
такое
пе р им е т р
многоугольника.
Дает слово Антону.
Антон : Периметр - это сумма длин всех сторон многоугольника.
Лена : Я все поняла. Теперь я никогда больше не буду ошибаться в
этом!
Учитель : Спасибо, Антон, спасибо, Лена. Ребята, скажите, а в жизни
нам необходимо где-нибудь использовать эти знания?
р = (30+4) х 2 = 68 см
Дети : Да, мы недавно покупали дачный участок, и папа с мамой
интересовались, какова площадь этого участка.
-
А если нужно найти длину забора этого участка, то тогда нужно
найти
периметр
участка.
Еще
нужно
знать
площадь
пола
кухни,
чтобы
купить линолеум - мы недавно считали все вместе.
-
Моя мама собралась купить новую мебель для кухни, и ей нужно
было знать периметр кухни, чтобы определить, хватит ли места для всех
шкафов.
II. Постановка проблемы
Учитель : Рассмотрите фигуры, изображенные на доске. (У детей на
партах карточки с такими же фигурами.)
Учитель : Что вы можете сказать об этих фигурах?
Ученики : Здесь изображены квадрат, прямоугольный треугольник и
прямоугольник.
-
Во всех фигурах есть прямые углы.
-
У этих фигур будут различные площади.
-
И периметры, наверное, будут различными.
-
Самая большая площадь, конечно, у квадрата.
-
А самая маленькая, наверное, у треугольника.
Учитель : А вы это можете доказать?
Ученики : Можно вырезать эти фигуры и наложить их друг на друга.
-
Но это нам не поможет - ведь квадрат будет больше по длине и
меньше по ширине, чем прямоугольник.
-
Тогда надо найти площадь этих фигур.
Учитель : Что ж, находите площадь тех фигур, для которых вы умеете
находить
площадь.
Только
вначале
давайте
запишем
на
доске
формулы
площади квадрата и прямоугольника.
Учитель вызывает двух детей, и они записывают:
для квадрата: S = а • а;
для прямоугольника: S = а • Ь.
Учитель : Найдите площадь этих фигур.
Дети самостоятельно находят площадь прямоугольника и квадрата.
Учитель : А теперь проверим, верны ли ваши предположения.
Ученики : Длина прямоугольника 4 см, ширина - 2 см. Площадь равна
8 кв. см.
-
Сторона квадрата равна 3 см. Следовательно, его площадь 9 кв.
см.
Учитель : К какому же выводу вы пришли?
Ученики :
Площадь
квадрата
на
1
кв.
см
больше,
чем
площадь
прямоугольника.
Учитель : А что вы можете сказать о площади треугольника?
Ученики :
Она
меньше,
чем
площадь
квадрата
и
площадь
прямоугольника.
-
Мне кажется, что треугольник -это половина прямоугольника,
значит, его площадь будет меньше.
Учитель : А как это проверить? Ученики: Нужно найти его площадь.
-
А как ее найти?
-
Может
быть,
найти
площадь
прямоугольника
и
разделить
ее
пополам?
-
А это точно будет площадь треугольника?
Учитель : Давайте вместе подумаем, как можно находить площадь
прямоугольного треугольника.
III. Открытие новых знаний
Учитель : Возьмите модель прямоугольника, площадь которого вы
находили. Как можно получить из него прямоугольный треугольник.
Ученики : Нужно его разделить пополам.
Учитель : Разделить как угодно?
Ученики :
Нет,
нужно
провести
диагональ
и
тогда
получатся
два
треугольника.
Учитель : Проведите диагональ и разрежьте прямоугольник.
Дети разрезают прямоугольник на два треугольника.
Учитель : Что вы можете сказать об этих треугольниках?
Ученики : В этих треугольниках по два острых утла и по одному
прямому.
-
Это два прямоугольных треугольника.
-
Получились равные треугольники.
-
Если мы их наложим друг на друга, они совпадут по размеру.
Учитель :
Как
думаете,
можно
эти
треугольники
сравнить
по
площади?
Ученики : Да, они одинаковые, поэтому их площади тоже равны.
-
Мы проводили диагональ, а она делит прямоугольник на 2 равных
прямоугольных треугольника.
Учитель:
Чему
равна
площадь
каждого
из
п ол у ч е н н ы х
треугольников?
Коля : Мне кажется, что площадь каждого из них равна половине
площади прямоугольника.
Таня :
Значит,
чтобы
найти
площадь
треугольника,
нужно
найти
площадь прямоугольника и разделить ее на 2?
Полина :
Таня,
я
хочу
уточнить,
что
это
будет
площадь
прямоугольного треугольника.
Таня : Спасибо.
Учитель ; Давайте подумаем, как можно записать формулу площади
прямоугольника?
Дети самостоятельно работают.
Учитель : Кто готов записать и прочитать эту формулу?
Игорь : Так как площадь прямо-угольника равна S = а • Ь, то для
площади прямоугольного треугольника будет такая формула: S = а • b : 2.
Наташа : А я думаю, что можно и так записать:
S
mpr
=nрr: 2.
Учитель : Все согласны с Игорем? А с Наташей?
Несогласных нет.
Учитель :
Тогда
откройте
учебник
на
странице
20
и
прочитайте
формулу площади прямоугольного треугольника.
Дети
сравнивают
записи
в
учебнике
со
своими
результатами
и
убеждаются, что они совпадают.
IV. Закрепление
Учитель: Начертите в тетради прямоугольник с такими размерами,
Найдите его площадь.
Дети
самостоятельно
выполняют
задание.
Все
правильно
находят
площадь прямоугольника: 48 кв. см.
Учитель : Что вы еще заметили на рисунке?
Ученики : Вы провели в прямоугольнике диагональ.
-
Вы его разбили на два прямоугольных треугольника.
-
А, знаю, каким будет следующее задание: нужно будет найти
площадь каждого прямоугольного треугольника.
Учитель : Правильно, только Таня меня немного опередила. Находите
площадь каждого треугольника.
Дети правильно находят площадь треугольника, используя при этом
обе записанные ранее формулы.
V. Работа в парах
Дети
делятся
на
две
группы.
Первой
группе
предлагается
найти
площадь
зеленой
фигуры,
второй
группе
-
площадь
желтой
фигуры.
Необходимое количество фигур раздается детям.
Спустя пять минут.
Учитель (обращаясь к первой группе): Чему равна площадь вашей
фигуры?
Ученик из 1-й группы: Площадь нашей фигуры равна 22 кв. см.
Учитель (обращаясь ко второй группе): А что получили в вашей
группе?
Ученик из 2-й группы : У нас тоже получилось 22 кв. см.
Ученики:
Обе
фигуры
очень
похожи,
поэтому
получились
одинаковые площади.
- Квадраты у них одинаковые, только треугольники повернуты.
Учитель :
А
теперь
расскажите,
как
вы
находили
площадь
этой
фигуры.
Ученик из 1-й группы : Мы сначала нашли площадь квадрата. Для
этого мы умножили 4 см на 4 см и получили 16 кв. см. Затем мы нашли по
формуле площадь прямоугольного треугольника: S = 3 см х 4 см :2 = 6 кв. см.
Потом мы сложили обе площади и получили 22 кв. см.
Ученик из 2-й группы: А мы поступили иначе: мы достроили нашу
фигуру
до
прямоугольника
(показывает
на
доске),
а
затем
нашли
его
площадь: 7 см х 4 см = 28 кв. см. Потом мы нашли площадь незакрашенного
прямоугольного
треугольника:
б
кв.
см.
Наконец,
из
28
мы
вычли
6
и
получили искомую площадь 22 кв. см.
Учитель :
Молодцы,
ребята.
Есть
ли
у
кого-нибудь
возражения?
Правильно ли вычисляли площадь в каждой группе?
Ученики : Все ВЫЧИСЛЯЛИ правильно, только мне кажется, что
первый способ лучше.
-
А мне нравятся оба способа.
-
А
мне
понравилось,
что
задачу
можно
решить
разными
способами -это интересно.
VI.
Итог урока
Учитель : Что нового вы узнали на уроке?
Ученики : Мы сегодня узнали, как находить площадь прямоугольного
треугольника.
-
Мы
вывели
формулу
вычисления
площади
прямоугольного
треугольника.
-
Мы нашли площадь сложной фигуры.
-
И еще разными способами. Учитель: Ну вот, ребята, наш уроки
подошел к концу. Вы сегодня очень хорошо потрудились, ответили на все
поставленные
вопросы
и
задачи.
Все
вы
были
активными,
проявили
смекалку. Спасибо вам за работу!