Напоминание

" О музыке серьезной и легкой и о многом другом..."


Автор: Немова Лариса Леонидовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ г. Георгиевска"
Населённый пункт: г. Георгиевск Ставропольского края
Наименование материала: Беседа для учащихся общеобразовательных школ
Тема: " О музыке серьезной и легкой и о многом другом..."
Раздел: дополнительное образование





Назад







Встреча с музыкой

Беседа для учащихся общеобразовательных школ

тема: «О МУЗЫКЕ СЕРЬЕЗНОЙ И ЛЕГКОЙ

И О МНОГОМ ДРУГОМ...»
Подготовила преподаватель МБУДО «ДМШ г. Георгиевска» Немова Лариса Леонидовна Эстетическое воспитание всегда являлось важнейшей задачей каждого
педагога в какой бы сфере ни протекала его работа. Педагог и музыкальная школа в целом обязаны оказать глубокое влияние на зарождающие в детские годы вкусы и склонности. Умение слушать и понимать музыку — один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания. Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления. Музыкальное воспитание в широком смысле - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное воспитание - это воспитание Человека. В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществлялось в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят целью развитие музыкальных способностей ребенка, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание - это формирование музыкальной культуры учащегося. Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Нужно стараться, чтобы слово, объяснение музыки было своеобразным эмоциональным стимулом, который пробуждает чувствительность к музыке как к непосредственному языку души. Слово должно настроить чуткие струны сердца, чтобы постичь язык чувств, оно должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках 2
ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает сое достоинство. Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. В наши дни технические средства записи и распространения музыки приобрели столь универсальный характер, что эта во спитательная задача приобретает особый смысл. Не допустить, чтобы молодое поколение стало только потребителем красоты - это проблема не только эстетического, но и нравственного воспитания. Все вы, ребята, надеюсь, любите читать книги. И в детстве уж очень хотелось поскорей самим научиться читать. Помните? Ведь даже самые маленькие сказки знакомили вас с гораздо более широким миром, чем тот, который вы могли тогда видеть своими глазами. Из этих сказок вы узнавали, что существуют на свете храбрые герои и жалкие трусы, благородные рыцари и добрые феи, узнавали, что есть в мире любовь и ненависть, есть красота и уродство, есть не только жизнь, но и смерть... И пусть многого вы в ту пору еще не могли понять - все это было так интересно, так увлекательно! Постепенно на смену сказкам приходили талантливые, умные и увлекательные книжки С.Я. Маршака и К. Чуковского, стихи С. Михалкова и А. Барто... А дальше книжки повзрослее: А. Чехов, М. Лермонтов, Д. Лондон, А. Пушкин, Достоевский. Да всех разве перечислить? Вот так, шаг за шагом, от сказок мы постепенно добираемся до самых больших и сложных произведений литературы. Появляются любимые книги - повести, романы, стихи. Они входят в наше сердце и сознание и, словно, берут своеобразное «духовное шефство» над ними 3
с самих первых шагов, помогают нам разобраться в окружающей жизни, понять, что в этой жизни хорошо, а что в ней плохо, учат нас думать и чувствовать. Хорошие книги становятся нашими мудрыми и верными друзьями. Вот почему не возникает вопроса, как научиться любить и понимать хорошую, серьезную книгу? А вот про музыку такой вопрос задают. Ведь в лучшем случае «музыкальный багаж» обычного школьника состоит из песен, танцев и маршей. А дальше сплошные вопросительные знаки. Бах-? Моцарт-? Бетховен-? А ведь как это обидно - прожить всю жизнь, так и не ответив себе на эти вопросы. Прожить жизнь, так и не поняв, почему же множество людей во всем мире на протяжении столетий восхищаются музыкой этих композиторов, преклоняются перед величием, ставят им памятники наряду с величайшими учеными, писателями, полководцами! И это не просто обидно. Если б только обидно - было бы еще, как говорится полбеды. Но ведь музыка не только доставляет нам удовольствие. Она очень многому учит нас, она, так же, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее. И так же, как литература, состоит не только из сказок, хорошеньких рассказов и стихов, точно так же огромный мир музыки состоит не только из песни, танцев и маршей. И если вы своем знакомстве с музыкой остановитесь на песне, марше, танце, то это будет похоже на то, как, если бы научившись читать, вы остановились бы на сказках, а прочитав лишь первую главу, закрывали бы книгу... То есть вы просто ничего не поняли бы! И нельзя полюбить то, чего не знаешь. Вот и в огромном мире музыки разобраться не так-то и легко. Но трудно - не значит- невозможно. Давайте попробуем, ребята! ...Нет, нет... Это будет вот так! Только так! Еще мгновение - и на нотных 4
линейках, похожих на телеграфные провода, появятся первые звонкие значки. И подобно тому, как мчится весть по телеграфным проводам от дома к дому, так зазвучит на линейках - струнах музыка, идущая от сердца к сердцу. И то, что слышит, чувствует сейчас композитор, услышат все. И то, о чем он сейчас думает, узнают все. Да, композитор, сочиняя музыку, отдает ей все свои душевные силы, свое сердце. Всего себя отдает музыке и настоящий исполнитель. Это о нем поэт написал эти строки: 1. Как эти руки сняли молнию с черной тучи, Ветер остановили, сдвинули в реках лед? Слышишь обвалы грома падают навзничь с кручи И над весенними миром солнечный шар поет! 2. Солнце звучит все ярче, ритмов идет круженье, Солнечным сгустком света кажется каждый звук. Какую же нужно выстрадать силу воображенья, Чтоб сотворить вселенную мощью вот этих рук. 3. А человек руками снова взмахнул, и снова И отступила где-то вечная мерзлота. И почему-то чаще стало людское слово, И отчего-то в душах вспыхнула доброта... 4. Сколько он отдал людям, чтобы достичь зенита, Нежным был и суровым, нянчил огонь и лед... И партитура жизни вся перед ним открыта, И в отголосках бури сердце его поет! 5
И слушатель, если он хочет по-настоящему понять, услышать музыку, услышать ее так, как она сочинена и исполнена, тоже должен отдать ей все силы своей души, сердца и ума. Пожалуй одно из самых чудесных свойств музыки и состоит в том, что чем больше душевных сил мы отдаем ей, тем больше душевных сил получает от нее. А не внимательное, не заинтересованное слушание музыки, точно так же как и не внимательное и не заинтересованное чтение книг или рассматривание картин действительно только утомляет нас, отбирает наши силы, а взамен ничего не дает, разве что вызывает заблуждение будто бы скучно все это, не понятно и не интересно. И никому не нужно. Вы, наверно, ребята уже и забыли то время, когда учились читать. Сначала пришлось выучить буквы, потом слоги собирали в слова, а слова - во фразы. Это было не легко! Зато, научившись читать, вы узнали и узнаете столько нового, интересного и полезного для себя! С музыкой тоже не все так просто. Музыку нужно слушать прежде всего вниманием и желанием понять. Музыку нужно слушать, подключив свое воображение и зарядившись интересом к ней, а поэтому нужно быть подготовленным к этой встрече, знать, что композитор говорил о музыке, что хотел сказать людям. И вот здесь нам на помощь приходит слово. Слово о музыке. Книги, стихи, беседы. В них вы найдете все то, что поможет вам, ребята успешно продвигаться по большой и увлекательной дороге познания Музыки. Сейчас я открываю такую страницу, которая посвящается великому Бетховену. К 30-и годам своей жизни Бетховен понял, что его неизлечимая болезнь ведет к трагической развязке - к полной глухоте. И именно в это время он почувствовал что, наконец, пришла к нему настоящая любовь. О своей очаровательной ученице Джульетте Гвиччарде, он стал думать как о своей будущей жене. «...Она меня любит, и я ее люблю. Это первые светлые минуты за последние два года» писал Бетховен своему врачу, надеясь 6
на то, что счастье любви поможет ему одолеть свой страшный недуг. А она? Она воспитанная в аристократической семье, свысока смотрела на своего учителя - пусть знаменитого, на не знатного по происхождению и к тому же еще и глохнущего. Она нанесла ему тяжелый удар - отвернулась от него и вышла замуж за графа. Бетховен был великим музыкантом. И великим человеком. Человеком титанической воли, могучего духа, человеком высоких мыслей и глубочайших чувств. Представьте себе как велики должны были быть его любовь, его страдания и его стремления одолеть его страдания. Вслушайтесь в эту музыку не только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, вы уже сейчас услышите такую скорбь, какой раннее никогда не слышали. И в душе вашей сохранится не только она сама, ее прекрасное звучание, но и облик ее великого создателя, и та страница живой жизни, не будь которой может быть и не родилось одно из лучших творений мирового искусства. А сейчас, я хочу предложить вам одну историю, связанную с «лунной» сонатой Бетховена. «Лунная» соната. 1. Военнопленный острой киркой Мерзлую землю роет с трудом... Стоит ли греть работой такой Руки, которые станут льдом? 2. Этими пальцами он когда-то Звуки из клавишей исторгал И очищали души когда-то И замирал взволнованный зал... 3. Руки натружены. Через силу Муку скрывая от вражьих глаз, Роет он собственную могилу - 7
Враг расстреляет его сейчас. 4. Остановился... Мотив знакомый Стал насвистывать чуть дыша Словно кончалась к родному дому Тропинками звуков его душа. 5. Слушает свист офицер немецкий. Ближе подходит. Мрачен и строг: «Что ты свистишь тут, солдат советский? Где ты музыку эту слышать мог?» 6. - «Это начало «Лунной сонаты». «Чья она?» - спрашивает фашист, Губы солдата плотно сжаты - «Это Бетховен. Я - пианист» 7. - «Ты пианист?...» Офицер угрюмо Смотрит на комья мерзлой земли, Ночь надвигается. И подумав, Проговорил офицер: «Пошли». 8. Страшно молчание ночи военной. Воздух прозрачен и призрачно сер. Снег захрустел. Оглянулся пленный Прочь удаляется офицер. 9. Не оглянулся. Медленным шагом Ушел с опущенной головой. Солдат стоит над глубоким оврагом От воскрешения сам не свой. 10. Годы промчались. Концерт в Берлине. И смуглолицый наш пианист Слушает музыку на чужбине 8
Голос рояля прозрачен и чист. 11. Песня без слов... Одиноко плачет Кто в ней? Тоскует о ком? О чем? Вздрогнул бывший солдат - что это значит? Тот, кто играет, ему знаком! 12. Вспомнилась ночь над глубоким оврагом... Вспомнилось... Видит он сам не свой, Как удаляется медленным шагом Немец с опущенной головой. 13 .В пору заплакать былому солдату, Но вот он сам на сцену идет И начинает играть сонату... Ту, от которой растаял лед. 14. Ту, наполненную лунным светом, Ту, от которой распалась мгла И может немцу — главное в этом- Стать человеком там помогла. 15. И он играет, глаз не спуская, С немца, стоящего перед ним, Звуки, как лунная ширь морская... Немец не верит глазам своим. 16.3амерли звуки «лунной» сонаты Кончилось музыки волшебство И русский солдат обнял немца, как брата Обнял - не мог сказать ничего. 17.Здесь, в знаменитом концертном зале, Где окружали его друзья Тот, кто пред смертью был тверже стали, Здесь молча плакал, слез не тая. 9
А сейчас я переверну ещё одну страницу и попрошу вас: давайте мысленно заглянем на наши дискотеки. Там тоже звучит музыка. Посмотрим на танцующих со стороны. И что же? Музыка гремит... Глаза бессмысленные. Ноги судорожно свились в крендель, руки нервно подергиваются... Спросить: «что делаете ? - «Балдеем» - отвечают. Допустим о вкусах не спорят, но вообще-то глагол «балдеть» происходит от совершенно определенного слова. И коль мы уже коснулись танцев, давайте остановимся здесь ненадолго. Есть такое понятие, как «грация». И вспомним наших танцующих на дискотеке. Ой, не грация! Вернее грация, но работа. Трудно себе представить нашу жизнь, если бы исчезли из нее балет, бальные танцы, представить себе тот кошмар, где вместо наших балерин танцевали железные штуковины на электронных пуантах и аккомпанементом им бы тогда уже совершенно естественно металлический рок... Конечно, кастрюле понятнее плясать под рулады стиральной доски. А балетная музыка - это музыка, где цветет вишневый сад, смеются дети и плывет в облаках музыка, навеянная людскими думами и чувствами, наполненная человеческими радостями, печалью и страданиями, надеждами и любовью... Конечно, может быть, я впадаю в крайность. Может быть, и наверно, это какой- то современный язык танца. Но давайте пристально всмотримся в него. Вообще: что такое танец? Знаю совершенно точно — это, как и все в нашей жизни, общение людей. Так «полюбуемся» на это общение! Он ведь весь ограничивается подергиванием плечевых и коленных суставов и свободным вихлянием головы. Вот и весь танец. Ну, кто половчее, еще научились вращаться на кончике позвоночника. Этот, с позволения сказать, танец с незапамятных времен был очень популярен в сельской местности. Стоит посреди улицы гусак и нервно дергает во все стороны головой. Но он же пищу выглядывает! У него при этом напряженная умственная деятельность! А что «выглядывает» наш 10
«танцующий»? У него на лице полное отсутствие присутствия! И вот это уже не просто танец - это уже определенный облик. Это уже демонстративная отстраненность, душевный холод и, если хотите, самолюбование! То есть все, что противопоказано человеку. А вот теперь я хочу перейти к вопросу о музыке «серьезной» и «легкой». Я уже говорила, что музыка неотделима от жизни человека, поэтому в музыке отражается все, абсолютно все, чем живет человек. А из чего состоит человеческая жизнь? Что в ней главное? «Серьезное» или «легкое»? Ну, конечно же, серьезное ребята! Большие мысли и глубокие чувства, большая настоящая любовь и такие же большие печали и потери, события, потрясающие весь земной шар, борьба за свободу и справедливость, борьба за счастье, борьба за мир... Вот это все и служит источником музыкального «серьезного» искусства, становится его содержанием, его смыслом... Но есть все-таки в жизни человека и другая сторона. Есть в ней улыбка и смех, шутки и веселье, есть отдых и развлечения, есть желание потанцевать и побаловаться. И вот тут возникает «легкая» музыка. Чтобы воспринять такую музыку от нас чаще всего не требуется ни напряжения мысли, ни напряжения душевных сил. «Развлекательность», «ритмичность», «внешняя красивость», «легкость» (а по сути - облегченность чувств и мыслей) - вот основные качества этой музыки, которую легко слушает, легко поет и под которую легко танцует любой, даже совсем музыкально не опытный, не просвещенный человек. В этом, конечно, заключено и большое, неоспоримое достоинство легкой музыки - ее широчайшая доступность. И вот многие из вас, ребята, встречаясь с легкой музыкой чуть ли не на каждом шагу, считают, что это- то и есть самое главное и самое лучшее в музыке, а привыкнув к этой мысли, начинают противиться всякой другой музыке, в заблуждении и не догадываясь, что эта «всякая другая» музыка и есть настоящее музыкальное искусство. И это происходит чаще всего там, где с культурой обстоит не все благополучно, там, где в музыке видят всего лишь легкое, бездумное дополнение к досугу, отдыху. 11
Моцарт не помогает мне отдохнуть - долой Моцарта, Мусоргский утомляет своей глубиной - долой Мусоргского, Шостакович не развлекает меня - долой Шостаковича! Но ведь если кто-то проживет свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Рахманинова, не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен ... Они останутся такими же великими и бессмертными. А вот тот, кто пройдет мимо них и не прикоснется к их искусству, потеряет много, очень много. Поверьте, ребята! Загремели свадьбы застонали проводы. Перепутались и праздники и плачи... Строки нотные стоят колючей проволокой. Я бы музыку записывал иначе Я бы музыку писал на клевер падая. Мне бы нравилась поющая работа. Я бы музыку писал на строчках пахоты, На ладошке годовалого ребенка Засыпал и просыпался, ел не досыта. Растворился б в неожиданных мотивах. Я бы музыку писал на струнах дождика Или лучше - на летящих паутинках. Я бы музыку ловил в озерах ласковых, Я бы пил ее, как пьют хмельное зелье. Я бы музыку писал на крыльях ласточек, Я бы музыку писал на шкуре зебры. 12
Я бы музыку творил, кричал и мучился, Я б искал ее возвышенно и жадно. Но уже сочинена такая музыка. Если ты ее не слышишь - очень жалко. И вот ребята на что я хотела бы обратить ваше внимание. Дело в том, что «развлекательная» музыка не только развлекает. Она тоже наполняет сознание и душу человека. Но чем? Она тоже воспитывает его чувства, тоже формирует его мировоззрение и нравственность - но в каком направлении? И когда этой развлекательной музыки слишком много и тем более, когда она плохая, она обладает способностью отуплять сознание, заглушает самые прекрасные человеческие чувства. Но я вовсе не призываю вас к «крестовому походу» против легкой музыки. Я думаю, что потребность в такой музыке свойственна всякому нормальному человеку, как свойственна ему потребность отдохнуть, развлечься. Я против крайностей и против плохой музыки. Человек, отрицающий легкую музыку, по-моему, тоже неразумен и беден, как бедна и неразумна всякая односторонность. Но, конечно, в 1000 раз неразумнее и беднее человек, не желающий знать никакой другой музыки, кроме легкой. И вот это уже не просто односторонность - это уже духовное убожество, духовная нищета. Вот против такого убожества, равно как против всякой пошлости, безвкусицы в музыке, в жизни наш разговор с вами, ребята, продолжается. И я хочу остановиться еще на одном интересном моменте. Оказывается, можно хорошо знать поэзию и прозу, можно быть знатоком 13
живописи и музыки - и все-таки остаться вне культуры. Встречаются люди, у которых есть прекрасная библиотека, или прочитанная, есть кассеты и пластинки с дивной музыкой, которую они знают наизусть, а на стенах висят замечательные картины. Но среди всего этого великолепия живут себялюбцы, жесткие, как осиновый кол. Великая мировая культура прошла через их душу, не затронув ее, прошла как-то гастрономически. Они слизывали и смаковали все это - краски, мелодии, линии или запоминали их холодной памятью каталога. А великая мысль шла мимо, и в глубины чувств им заглянуть было не дано. Именно - не дано! Не дали им этого, а сами они взять не сумели. Культура учит нас пониманию. Пониманию жизни с ее главными проблемами, пониманию других и самих себя, разумеется. В первую очередь даже. Вы, ребята, надеюсь, понимаете, что разговор у нас сейчас идет об интеллигенции. В словаре это понятие кратко объясняется так: «понимающий», «разумный»; это работники умственного труда, имеющие специальные знания в различных областях науки и культуры (инженеры, врачи, учителя, работники искусства и культуры, офицеры, служащие государственного аппарата). И не является особым классом общества, а образует социальную прослойку из представителей разных общественных классов. Но попробуем это понятие исследовать глубже. Вот такая, например, информация: когда-то интеллигенцию обвиняли в «самокопании», в ненужных самоупреках и угрызениях. Но вообще-то по жизни очень редко встречаешься с такими нравственными излишествами. Напротив, мне кажется, что в нас, нынешних, есть некоторый недостаток не только в необходимом самоанализе, но и в простом самоконтроле. Мы энергичны и бескомпромиссны в осуждении других и порой на редкость доброжелательны, когда речь идет о самих себе. А ведь самоанализ и самоконтроль служат гарантией от свинских поступков! 14
Интеллигентность можно приобрести, но можно и потерять, если душа при всей ее образованности зарастет - а бывает и так - бессовестным грязным жиром. И останется от интеллигентности тогда одна ее видимость: знания, кто что написал или нарисовал, манера себя держать. Масса интеллигентных словечек, цитат и оборотов. И это - псевдоинтеллигентность. Конечно, есть много промежуточных и смешанных типов - человек сложен. Но истинная и псевдоинтеллигентность резко отличаются друг от друга по сути своей. Истинный интеллигент внимателен к духовному миру других - псевдоинтеллигент’ к нему глубоко равнодушен. Истинный интеллигент строг к себе, он редко бывает, заносчив и знает, сколь многого он не знает. Псевдоинтеллигент в восторге от себя и своей пятиконечной эрудиции. Не зная о существовании того, что он не знает, он полон самомнения, которое легко переходит в тупое и устойчивое презрение к людям как бы «не своего круга». И я еще раз хочу повторить, что истинная и ложная интеллигентность резко отличаются друг от друга по сути, но не по виду, вот в чем беда. Ведь речь тут идет не о костюме и не о манере себя держать, и не о языке даже — а о глубокой и сложной маскировке души видимостью культуры. Это даже не маска, это личина, порой весьма привлекательная (т. к. интеллигентность привлекательна) и тем стократ опасная. А на самом деле - это мещанство - образованное и малообразованное, но равно темное и бездуховное. А бездуховность доброй не бывает, даже добродушной и то редко. Ей с собой скучно, ей с собою делать нечего - вот она и цепляется к другим, подглядывает, подслушивает. И в этой «интеллигентности» нет ничего «загадочного» - загадка происходит от нашей ошибки, оттого, что, определяя ее, мы исходим из диплома, из образовательного ценза, не анализируя нравственный аспект человека. А интеллигентность - это состояние души. Не может интеллигентный 15
человек совершать уголовные преступления, унижать младших по чину, затевать драку из-за дачи, предавать товарищей. Вот почему на вопрос: является ли истинная интеллигентность гарантией порядочности и нравственных устоев можно с уверенностью сказать: «Да, это гарантия». И если когда-то кто-то скажет о вас: «это по-настоящему интеллигентный человек», это будет означать, что и наша работа не прошла для вашей души бесследно. «А душа, уже это точно, ежели обожжена справедливей, милосерднее и праведней она...» И еще я хочу подарить вам стихи Ю. Мориц — они созвучны моим пожеланиям вам, ребята. Пускай молодые придут! Яркие Сильные Дерзкие А не пронырливо - мерзкие, Чей дух пустотой надут. 16
Пускай придут молодые - Дарованья Таланты Гении А не серость в яростном рвении, В наглом остервенении. Молодые придут пускай Души Умы Надежды А не глянцевые невежды С мыслью, плоскою, как доска. Молодые пускай придут! Яркие. Сильные. Дерзкие. Дарованья. Таланты. Гении. Души. Умы. Надежды. А не серость в яростном рвении, А не пронырливо - мерзкие, А не глянцевые невежды. Светлое - сбудься! Черное - сгинь! Аминь!
Музыкальные иллюстрации: 1. М.Глинка - Романс "Я помню чудное мгновенье" фортепианный ансамбль; 2. К.Сен-Санс - "Лебедь" фортепиано; 3. Ю.Весняк - "Патетический ноктюрн" фортепиано; 4. Ю.Весняк - "Хуторок" фортепиано; 5. Г.Свиридов - "Время вперёд" фортепианный ансамбль; 6. В.Соловьёв-Седой - "Соловьи" дуэт скрипачей; 7. А.Пьянццола - Танго "Прощание" дуэт скрипачей; 8. И.Бах - Ш.Гуно - "Аве Мария" вокал; 9. В.Моцарт - "Маленькая ночная серенада" ансамбль скрипачей; 10. Ф.Шуберт - "Музыкальный момент" дуэт кларнетистов; 11. Р.Паульс - "Мелодия" струнный оркестр; 12. Л.Бетховен - "Лунная соната" фортепиано; 13. "Русская плясовая" квартет народных инструментов учащихся; 14. "Каламбур" квартет народных инструментов учащихся; 15. П.Чайковский - Романс "День ли царит" вокал.


В раздел образования