Урок литературного чтения во 2 классе М.Пришвин "Золотой луг"
Автор: Уткина Галина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №19 Населённый пункт: город Братск,Иркутская область Наименование материала: учебная программа Тема: Урок литературного чтения во 2 классе М.Пришвин "Золотой луг" Раздел: начальное образование
Открытый урок литературного чтения во 2 классе УМК ПНШ
16.04.15г.
Разработала:Уткина Г.Н. МБОУ «СОШ №19» г. Братска
Тема : Природа для поэта – любимая и живая.
Тема урока : Михаил Пришвин «Золотой луг»
Цели. Учить ценить красоту живой природы, развивать наблюдательность,
продолжать развивать представления об олицетворении, работать над
техникой чтения, дать дополнительные сведения об одуванчике, создать
условия, способствующие развитию творческих задатков.
ЛУУД: проявлять желание учиться, интерес к чтению;
ПУУД: строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить цель урока, умение пользоваться
толковым словарём;
КУУД: оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание
небольшого объёма, умение работать в паре: учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать собственную позицию.
Оборудование. Учебник, отрывок из рассказа М.Пришвина «Золотой луг»;
презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.Слайд 1
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
II.Речевая разминка. Слайд 2
Отчего прохладно стало
Одуванчику в бору?
Оттого, что прошлой ночью
Облысел он на ветру!
III.Актуализация знаний.
- По какой большой теме мы с вами путешествуем? (Природа для поэта –
любимая и живая)
- Кого можем назвать поэтом? (высказывания детей)
- Можно сказать, что этот человек делает открытия?
- А вы хотите сделать открытие? Давайте попробуем.
-
А
для
чего
нужны
открытия?
(узнавать,
удивляться,
радоваться,
восхищаться, рассказывать людям)
IV. Знакомство с произведением. Слайд 3
- Откройте учебник на стр.123. Прочитайте тему урока. Слайд 4
- Кого удивило это название?
-
Какую цель
поставим
перед
собой?
(Узнать,
почему
луг
называется
золотым?)
V. Работа по теме.
- Что такое золото? (драгоценный металл)
* Работа в парах . На экране
написаны словосочетания : золотые руки,
золотая
пшеница,
золотой
ковёр
листьев.
Прочитайте
их
,
обсудите,
приготовьтесь объяснить. Слайд 5
А вот почему Пришвин назвал луг золотым, мы постараемся сегодня узнать.
- Что вы знаете о М. Пришвине? ( Очень любил природу и написал о ней
много книг) Слайд 6
- Что такое луг? (Участок, покрытый растительностью. С.И. Ожегов ).
Слайд 7
Чтение рассказа учителем Слайд 8
а.) - Какой условный знак стоит перед текстом? (толковый словарь)
- Значение каких слов посмотрим? (промысел, в пяту). Слайд 9
Кот сказал: «Одуванчик – загадочный цветок!» Ты разделяешь мнение Кота?
Слайд 10
( Одуванчик-загадочный цветок, потому что в пору цветения и в пору
созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же
цветок.)
-
А
почему
этот
цветок
стал
одним
из
самых
интересных
для
героя
–
рассказчика?
(О том, почему этот цветок стал одним из самых интересных для него, герой
говорит в последнем предложении текста: «С тех пор одуванчик стал для нас
одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились
вместе с нами, и вместе с нами вставали»)
физминутка: слайд 11
VI. Дополнительные сведения:
- Как
вы
думаете,
сколько
видов
одуванчика
встречается
в
природе?
Слайд 12
- Оказывается, их 203 вида. А сколько названий у этого растения? Я
нашла 27 народных названий одуванчика. А сколько пушинок бывает в одной
корзиночке? Представьте себе, до 2000 семян с парашютиками. А за сезон
одно растение дает до 3000 семян. Но не все семена прорастают. А то на
Земле не осталось бы никому места, росли бы везде одни одуванчики.
Работа в паре.
-
Кому интересно узнать, как еще по-другому люди называют одуванчик?
Слайд 13
Одуванчик,
одуй-плешь,
бабка,
молочник,
плешивец,
кульбаба.
Пушица,
пустодуй, пухлянки, дуван, зубник, летучки...
Задание: распределить слова по группам (непонятно, пух, дуть, семя, сок)
Проверка (на экране)
- Одуванчик - лекарственное растение. Слайд 14
Помогают человеку: цветки, листья, корни, из которых делают настои, мази,
отвары. Листья одуванчика можно солить на зиму, как капусту, а весной салат
из листьев очень полезен, в нем много витаминов. Ну а о варенье можно
вообще не говорить, какое оно вкусное! (Максимова Лиля)
По учебнику: Рассказ Михаила Пришвина написан от лица мальчика или
взрослого человека? Докажи своё мнение строчками из текста.
Кот сказал: Чтобы доказать, надо ещё раз прочитать рассказ с начала до
самого конца!
Ты соглашаешься с котом? ( Да, потому что это видно только из последнего
предложения текста).
Можно ли сказать. Что природа не всем и не сразу раскрывает свои
секреты? (Можно)
Так кому же она их расрывает?
(Только наблюдательному, заинтересованному человеку открывает природа
свои секреты)
VII. Найди в «Музейном доме» картину Ван Гога «Подсолнухи». Слайд
15
Оказывается, есть ещё один цветок, очень похожий на одуванчик.
- Как цветы попали в вазу?
- Где они росли сначала?
Ван Гог писал эти цветы 11 раз. Это был его любимый цветок.
- Какие цветки подсолнечника кажутся тебе тяжёлыми и перезревшими?
( Это цветки, которые расположены в центре картины и ниже – прямо над
кувшином).
Как художник это показывает?
( У этих цветков засохщие , потемневшие или совсем опавшие лепестки и
тяжёлые, склонённые вниз головой).
- Какие цветки словно не согласны с тем, что их сорвали, - сопротивляются,
изгибаются, как бы не даются в руки?
( Это цветки, которые расположены ближе к правому и к верхнему краю
картины.)
- Каким образом художник напоминает нам, что когда-то подсолнухи росли в
поле? Что над головами у них было голубое небо?
( Стол, на котором стоит кувшин с подсолнухами, - золотисто-жёлтого, как
поле подсолнухов, цвета. Фон картины зеленовато-голубой, как летнее небо).
С точки зрения художника, в подсолнухах ещё сохранились жизненные силы?
(Да,
даже
когда
их
сорвали,
продолжают
жить,
сопротивляться
гибели,
тянуться к солнцу.)
- Сколько цветов в букете? (12 и это не случайно).
Вывод. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным,
умирающим на наших глазах существам. Примятые, теряющие упругость
лепестки, похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени.
Чёрные сердцевины – на огромные скорбные глаза. Стебли – на судорожно
изогнувшиеся
руки.
От
этих
цветов
веет
печалью,
но
в
них
ещё
есть
жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.
Много оранжевого цвета - хочет жить, радоваться, но чья –то безжалостная
рука лишила его жизни , его дни сочтены.
- Если бы цветы умели говорить, что бы они нам сейчас могли сказать?
- Какой вывод вы можете сделать для себя? (Не рвать охапками цветы).
- Что общего у одуванчика и подсолнуха? Слайд 16
- Какое открытие помог нам сделать Ван Гог?
Подсолнечник – это загадочный цветок.
VIII. Итог урока.
- Можно ли сказать, что природа не всем и не сразу открывает свои секреты?
Кому
же
она
их
раскрывает?
(наблюдательным,
кто
любит
и
бережёт
природу)
- Какие же мы сегодня с вами сделали открытия?
- Я предлагаю вам дома найти дополнительную информацию о б этих цветах
и нам завтра рассказать
Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал:
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая солнца с великими
сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо
открывать и показывать». Слайд 17