Напоминание

Позиционирование социокультурных ценностей на занятиях спортивной аэробикой


Автор: Смольницкая Наталья Сергеевна
Должность: тренер-преподаватель по спортивной аэробике
Учебное заведение: МБОУ ДО г. Иркутска "Детско-юношеская спортивная школа№5"
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Позиционирование социокультурных ценностей на занятиях спортивной аэробикой
Раздел: дополнительное образование





Назад




Н.С. Смольницкая
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

НА ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ
МБОУ ДОД «Детско-юношеская сортивная школа №5 г. Иркутска», г. Иркутск, kmdbwf1@yandex Введение Изменение социокультурной и экономической ситуации на современном этапе развития российского общества вызывает необходимость в формировании социально активной личности, обладающей целостным мировоззрением, с развитыми адаптивными способностями. В этом немаловажная роль принадлежит физической культуре, направленной на укрепление здоровья подрастающего поколения и выступающей гарантом продуктивности социально-культурной деятельности. Спорту, как явлению общественной жизни, свойственны как специфические культурные, так и общекультурные функции. Они тесно взаимосвязаны, переплетаются друг с другом, их разделение друг с другом носит условный, подвижный характер. Социокультурные ценности (нравственные, правовые и пр.) и социокультурные принципы (спортивная активность) составляют содержание социокультурного аспекта физической культуры и спорта, социализации личности ребенка. Основное содержание Анализ широкого круга теоретических источников (В.С. Быков, М.Е. Дуранов, А.П. Исаев, Р.Ф. Кабиров, П.И. Костенок, А.Н. Кузьмин, К.А. Матвийчук, Ю.М. Николаев, Е.В. Тарасов, Ю.М. Чернецкий и др.) свидетельствует о том, что наработана значительная теоретико- методологическая база для решения проблемы ориентации социокультурных ценностей в физической культуре и спорте. Особая роль в решении данной проблемы принадлежит системе внеучебной спортивно- оздоровительной деятельности, которая насыщена мероприятиями, вызывающими интерес у воспитанников. Большую роль в этом играют детско-юношеские спортивные школы. А.Воль и Е.Пуделькевич в своей работе показывали, что вовлечение в спорт превращается в процесс социализации в спорте [ 1]. По их мнению, "вовлечение в спорт" означает такую устойчивую позицию людей, которая делает их склонными к тому, чтобы взять на себя какие-то определенные роли в спорте. Эти роли могут быть активными (игрок, участник соревнования, занимающийся физическими упражнениями, тренер, судья,
служащий спортивного учреждения, научный работник, работник прессы) и пассивными (зритель, болельщик, читатель спортивной прессы). Выполнение этих ролей носит намеренный характер и означает, что люди признают спорт как определенную ценность. Вовлечение в спорт затрагивает не только те или иные позиции, занимаемые по отношению к спорту, но и связано с конкретным мнением о спорте и конкретным состоянием сознания. В. Франкл писал: «Воспитание больше чем когда-либо становится воспитанием ответственности. А быть ответственным - значит быть селективным, быть избирательным. Мы живем в обществе изобилия, средства массовой информации заливают нас потоком стимуляции. Если мы не хотим утонуть в этом потоке, то мы должны научиться различать, что существенно, а что нет, что имеет смысл, а что нет, за что отвечать, а за что нет» [6 с.39]. Поэтому, разделяя мнение автора, полагаю, что особенность обучения детей в детско-юношеской спортивной школе, заключается в добровольности, развитости соревновательных потребностей в области физкультурного образования и его социокультурной направленности, ориентированности на социокультурные ценности, что позволяет сформировать ориентацию у детей не только на высокие достижения в спорте, но и на положительное ценностное отношение к физкультуре и спорту в целом, к своему здоровью, здоровому образу жизни. Общекультурные функции спорта возникают в результате его многосторонних связей с другими общественными явлениями. Эти связи не всегда самоочевидны. Действительно, если ограничиться, к примеру, рассмотрением правил соревнований по спортивной аэробике, особенностей техники и хореографии, применяемых в данном виде спорт а, закономерностей тренировочного процесса, то довольно трудно обнаружить зависимость спортаот социальной среды, социальной структуры общества. Это и создает иллюзию полной автономности спорта, дает повод для того, чтобы считать его изолированной системой. Однако эта иллюзия исчезает, стоит только обратиться к таким особенностям спорта как позитивное воздействие на человека, а именно, не одно яркое спортивное мероприятие, в нашем или в других городах, не проходят без показательных выступлений воспитанников отделений спортивной аэробики. Ценностный аспект занятий спортивной аэробикой в рассмотрении данной темы проявляется и через его коммуникативные функции, которые способствуют обогащению личности в процессе общения, как на уровне присутствия, так и на уровне действия. Аспект общения воспитанников заключен в содержании тех отношений, в которые вступает спортсмен с обществом и его институтами, с тренерами, организаторами спорта, представителями науки, другими спортсменами, любителями спорта. Смысл этой функции состоит в укреплении общности людей совместной самоцельной деятельностью, направленной преимущественно на получение положительных эмоций от самого этого общения. Позиционирование социокультурных ценностей на занятиях спортивной аэробикой осуществляется целенаправленно и системно через
теоретические занятия, соревнования, мастер-классы, показательные выступления, отчетные мероприятия, а также в рамках долгосрочных воспитательных проектов. Одной из социокультурных функций занятий по спортивной аэробике следует назвать соревновательную функцию, в которой выражена основная социокультурная сущность спорта в целом. В ней воплощены несколько важ- нейших аспектов спорта, связанных и с творческой активностью спортсме- нов, и с формированием у них необходимых волевых качеств и с обменом спортивными результатами своего опыта и достижений, а также с другими обстоятельствами. В самом деле, социальный феномен соревнований высту- пает ядром спорта, характеризует спорт как форму интенсивной социальной активности. Будучи исходной формой спортивных отношений, всякое состя- зание для человека представляет собой борьбу, требующую предельного напряжения всех сил и способностей. При этом поиск предела человеческих возможностей неизменно направляет спортсмена по пути постоянного разви- тия и прогресса физических и духовных сил. В процессе соревнований де- монстрируются и сопоставляются самые разнообразные спортивные дости- жения и результаты, выступающие конкретизированным выражением систе- матических тренировок и самосовершенствования. Кроме того в соревнова- ниях демонстрируются самые современные технические средства спорта и осуществляется общественное признание отдельных спортсменов и команд. Очевидно, что без знания и учета социокультурных процессов в современном обществе невозможно обеспечить высокую готовность человека или спортив- ной группы к соревнованию. Выводы Подводя итоги, согласимся с Л.И. Боровиковым, который в своей рабо- те озвучил: «Управлять процессом социализации в учреждении дополнитель- ного образования можно, прежде всего, через регуляцию ценностных ориен- таций ребенка и его ближайшего окружения – микросоциума» [2, с.18]. В современных условиях среди молодого поколения отношение к спор- ту должно стать таковым, чтобы стало считаться неприличным уклоняться от участия в спорте и быть безразличным к его ценностям. Отношения и нормы поведения в спорте стали в развитых странах настолько очевидными инстру- ментами социализации, что влиятельные общественные институты использу- ют спортивное движение для достижения социальных целей. Чем шире во- влечение в спорт, тем больше разнообразия в формах самой социализации. Чем значительнее масштабы спортивной социализации, тем большее влияние оказывают процессы социализации на популярность спорта, «замыкая цепь обратной связи в рамках одной цельной социокультурной системы» [3]. Литература 1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания для личностно- ориентированного воспитания.//Педагогика. 1995. №4.
2. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования: учебно- методическое пособие для руководителей детских творческих объединений./Л.И. Боровиков .– Новосибирск : Изд.ИКиПРО, 2002.- 18с. 3. Воль А., Пуделькевич Е. Те о р е т и ч е с к и е и м е т о д о л о г и ч е с к и е предположения исследования процессов вовлечения в спорт и спортивной социализации.- М.: ВНИИФК, 1971. 4. М а з о в Н . Ю . Актуальные проблемы исследования спорта как социокультурного явления / Н.Ю. Мазов // Научное обозрение. Журнал – М.: Наука, 2007. №3. – 66-69с. 5. Мазов Н.Ю. Роль тренера-преподавателя детской юношеской спортивной школы (ДЮСШ) в разработке содержания и технологии личностного ориентированного образования / Н.Ю. Мазов // Человек. Общество. Образование. Межвузовский сборник. – Уфа-Москва, 2004.– 58-71с. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.-3


В раздел образования