Позиционирование социокультурных ценностей на занятиях спортивной аэробикой
Автор: Смольницкая Наталья Сергеевна Должность: тренер-преподаватель по спортивной аэробике Учебное заведение: МБОУ ДО г. Иркутска "Детско-юношеская спортивная школа№5" Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: статья Тема: Позиционирование социокультурных ценностей на занятиях спортивной аэробикой Раздел: дополнительное образование
НА ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ
МБОУ ДОД «Детско-юношеская сортивная школа №5 г. Иркутска», г.
Иркутск, kmdbwf1@yandex
Введение
Изменение
социокультурной
и
экономической
ситуации
на
современном этапе развития российского общества вызывает необходимость
в
формировании
социально
активной
личности,
обладающей
целостным
мировоззрением,
с
развитыми
адаптивными
способностями.
В
этом
немаловажная
роль
принадлежит
физической
культуре,
направленной
на
укрепление здоровья подрастающего поколения и выступающей гарантом
продуктивности
социально-культурной
деятельности. Спорту, как явлению
общественной жизни, свойственны как специфические культурные, так и
общекультурные функции. Они тесно взаимосвязаны, переплетаются друг с
другом, их разделение друг с другом носит условный, подвижный характер.
Социокультурные
ценности
(нравственные,
правовые
и
пр.)
и
социокультурные принципы (спортивная активность) составляют содержание
социокультурного
аспекта
физической
культуры
и
спорта,
социализации
личности ребенка.
Основное содержание
Анализ широкого круга теоретических источников (В.С. Быков, М.Е.
Дуранов,
А.П.
Исаев,
Р.Ф.
Кабиров,
П.И.
Костенок,
А.Н.
Кузьмин,
К.А.
Матвийчук,
Ю.М.
Николаев,
Е.В.
Тарасов,
Ю.М.
Чернецкий
и
др.)
свидетельствует
о
том,
что
наработана
значительная
теоретико-
методологическая база для решения проблемы ориентации социокультурных
ценностей в физической культуре и спорте. Особая роль в решении данной
проблемы принадлежит
системе
внеучебной спортивно-
оздоровительной деятельности,
которая
насыщена
мероприятиями,
вызывающими
интерес
у
воспитанников.
Большую
роль
в
этом
играют
детско-юношеские спортивные школы.
А.Воль и Е.Пуделькевич в своей работе показывали, что вовлечение в
спорт превращается в процесс социализации в спорте [
1]. По их мнению,
"вовлечение в спорт" означает такую устойчивую позицию людей, которая
делает их склонными к тому, чтобы взять на себя какие-то определенные
роли
в
спорте.
Эти
роли
могут
быть
активными
(игрок,
участник
соревнования, занимающийся физическими упражнениями, тренер, судья,
служащий спортивного учреждения, научный работник, работник прессы) и
пассивными (зритель, болельщик, читатель спортивной прессы). Выполнение
этих ролей носит намеренный характер и означает, что люди признают спорт
как определенную ценность. Вовлечение в спорт затрагивает не только те или
иные
позиции,
занимаемые
по
отношению
к
спорту,
но
и
связано
с
конкретным мнением о спорте и конкретным состоянием сознания.
В.
Франкл
писал:
«Воспитание
больше
чем
когда-либо
становится
воспитанием
ответственности.
А
быть
ответственным
-
значит
быть
селективным,
быть
избирательным.
Мы
живем
в
обществе
изобилия,
средства массовой информации заливают нас потоком стимуляции. Если мы
не хотим утонуть в этом потоке, то мы должны научиться различать, что
существенно, а что нет, что имеет смысл, а что нет, за что отвечать, а за что
нет» [6 с.39]. Поэтому, разделяя мнение автора, полагаю, что особенность
обучения
детей
в
детско-юношеской
спортивной
школе,
заключается
в
добровольности,
развитости
соревновательных
потребностей
в
области
физкультурного
образования
и
его
социокультурной
направленности,
ориентированности
на
социокультурные
ценности,
что
позволяет
сформировать ориентацию у детей не только на высокие достижения
в
спорте, но и
на положительное ценностное отношение к физкультуре и
спорту в целом, к своему здоровью, здоровому образу
жизни.
Общекультурные
функции
спорта
возникают
в
результате
его
многосторонних связей с другими общественными явлениями. Эти связи не
всегда
самоочевидны.
Действительно,
если
ограничиться,
к
примеру,
рассмотрением правил соревнований по спортивной аэробике, особенностей
техники
и
хореографии,
применяемых
в
данном
виде
спорт а,
закономерностей тренировочного процесса, то довольно трудно обнаружить
зависимость спортаот социальной среды, социальной структуры общества.
Это и создает иллюзию полной автономности спорта, дает повод для того,
чтобы считать его изолированной системой. Однако эта иллюзия исчезает,
стоит
только
обратиться
к
таким
особенностям
спорта
как
позитивное
воздействие на человека, а именно, не одно яркое спортивное мероприятие, в
нашем или в других городах, не проходят без показательных выступлений
воспитанников отделений спортивной аэробики.
Ценностный
аспект
занятий
спортивной
аэробикой
в
рассмотрении
данной темы проявляется и через его коммуникативные функции, которые
способствуют обогащению личности в процессе общения,
как на уровне
присутствия,
так
и
на
уровне
действия.
Аспект
общения
воспитанников
заключен в содержании тех отношений, в которые вступает спортсмен с
обществом
и
его
институтами,
с
тренерами,
организаторами
спорта,
представителями науки, другими спортсменами, любителями спорта. Смысл
этой
функции
состоит
в
укреплении
общности
людей
совместной
самоцельной деятельностью, направленной преимущественно на получение
положительных эмоций от самого этого общения.
Позиционирование
социокультурных
ценностей
на
занятиях
спортивной аэробикой осуществляется целенаправленно и системно через
теоретические
занятия,
соревнования,
мастер-классы,
показательные
выступления,
отчетные
мероприятия,
а
также
в
рамках
долгосрочных
воспитательных проектов.
Одной из социокультурных функций занятий по спортивной аэробике
следует назвать соревновательную функцию, в которой выражена основная
социокультурная сущность спорта в целом. В ней воплощены несколько важ-
нейших аспектов спорта, связанных и с творческой активностью спортсме-
нов, и с формированием у них необходимых волевых качеств и с обменом
спортивными результатами своего опыта и достижений, а также с другими
обстоятельствами. В самом деле, социальный феномен соревнований высту-
пает ядром спорта, характеризует спорт как форму интенсивной социальной
активности. Будучи исходной формой спортивных отношений, всякое состя-
зание
для
человека
представляет
собой
борьбу,
требующую
предельного
напряжения всех сил и способностей. При этом поиск предела человеческих
возможностей неизменно направляет спортсмена по пути постоянного разви-
тия и прогресса физических и духовных сил. В процессе соревнований де-
монстрируются и сопоставляются самые разнообразные спортивные дости-
жения и результаты, выступающие конкретизированным выражением систе-
матических тренировок и самосовершенствования. Кроме того в соревнова-
ниях демонстрируются самые современные технические средства спорта и
осуществляется общественное признание отдельных спортсменов и команд.
Очевидно, что без знания и учета социокультурных процессов в современном
обществе невозможно обеспечить высокую готовность человека или спортив-
ной группы к соревнованию.
Выводы
Подводя итоги, согласимся с Л.И. Боровиковым, который в своей рабо-
те озвучил: «Управлять процессом социализации в учреждении дополнитель-
ного образования можно, прежде всего, через регуляцию ценностных ориен-
таций ребенка и его ближайшего окружения – микросоциума» [2, с.18].
В современных условиях среди молодого поколения отношение к спор-
ту должно стать таковым, чтобы стало считаться неприличным уклоняться от
участия в спорте и быть безразличным к его ценностям. Отношения и нормы
поведения в спорте стали в развитых странах настолько очевидными инстру-
ментами социализации, что влиятельные общественные институты использу-
ют спортивное движение для достижения социальных целей. Чем шире во-
влечение в спорт, тем больше разнообразия в формах самой социализации.
Чем значительнее масштабы спортивной социализации, тем большее влияние
оказывают процессы социализации на популярность спорта, «замыкая цепь
обратной связи в рамках одной цельной социокультурной системы» [3].
Литература
1.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания для личностно-
ориентированного воспитания.//Педагогика. 1995. №4.
2.
Боровиков
Л.И. Педагогика дополнительного образования:
учебно-
методическое
пособие
для
руководителей
детских
творческих
объединений./Л.И.
Боровиков .– Новосибирск :
Изд.ИКиПРО, 2002.-
18с.
3.
Воль А., Пуделькевич
Е. Те о р е т и ч е с к и е
и
м е т о д о л о г и ч е с к и е
предположения
исследования
процессов
вовлечения
в
спорт
и
спортивной социализации.- М.: ВНИИФК, 1971.
4.
М а з о в
Н .
Ю . Актуальные
проблемы
исследования
спорта
как
социокультурного явления / Н.Ю. Мазов // Научное обозрение. Журнал
– М.: Наука, 2007. №3. – 66-69с.
5.
Мазов
Н.Ю.
Роль
тренера-преподавателя
детской
юношеской
спортивной школы (ДЮСШ) в разработке содержания и технологии
личностного ориентированного образования / Н.Ю. Мазов // Человек.
Общество. Образование. Межвузовский сборник. – Уфа-Москва, 2004.–
58-71с.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.-3