Напоминание

Условия благоприятного перехода из начальной школы в основную


Автор: Семенцова Лариса Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ "с. Дубовый Мыс"
Населённый пункт: с. Дубовый Мыс, Нанайский район, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Условия благоприятного перехода из начальной школы в основную
Раздел: начальное образование





Назад




Условия благоприятного перехода из начальной школы в основную Выполнила Семенцова Л. К., учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Дубовый Мыс Необходимость реальной преемственности отдельных ступеней системы отечественного образования – проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением в нашей стране различных моделей обучения, стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования. Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (
предшколы
) в начальную школу; из начальной школы – в основную, а затем в среднюю (
полную
) школу и, наконец, в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастно – психологические различия между учащимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего. Проблема преемственности особенно остро стоит в двух ключевых точках – в момент поступления детей в школу и в период перехода учащихся из начальной школы в основную. Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают
коммуникативные учебные действия
. Задача начальной школы «
учить ученика учиться
» трансформируется в новую задачу для основной школы – «
учить ученика учиться в общении
». В результате изучения базовых и дополнительных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия
как

основа

учебного

сотрудничества и умения учиться в общении
. Так же, как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно – деятельностный подход. Знания не передаются обучающимся в готовом виде, а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности. Переход в основную школу (10-11 лет) исследован недостаточно. Отмечая ограниченность фундаментальных теоретических исследований, посвящённых предподростковому возрасту, Г.А. Цукерман называет его
«ничья земля». Проблема психологической готовности перехода ребёнка из начальной в основную школу признаётся сегодня особо актуальной. Проблема преемственности возникает по нескольким причинам: 1. Недостаточно плавное, даже скачкообразное, изменение методов и содержания обучения, которое при переходе в основную, а затем в среднюю (полную) школу приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. 2. Обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня. Хотя проблема психологической готовности детей к обучению в школе обычно рассматривается применительно к моменту поступления ребёнка в 1 класс, не меньшее значение она имеет и при переходе учащихся в основную школу. Психологическая неготовность многих детей к переходу из начальной школы в основную проявляется, помимо ухудшения успеваемости и дисциплины, в усилении негативного отношения к учению, росте эмоциональной нестабильности (тревожность и агрессивные тенденции, увеличение заболеваемости, появление невротических реакций), нарушениях поведения и др. Можно выделить несколько причин вышеназванных трудностей: - необходимость адаптации к новой организации процесса и содержания обучения ( предметная система, разные преподаватели и т.д.); - совпадение начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности; - недостаточная готовность детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка). О последнем свидетельствует неспособность многих учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашних заданий, а также неспособность адаптироваться к различным требованиям учителей – предметников. Однако за частными неуспехами детей с то и т
несформированность

самостоятельной

учебной

деятельности

школьников
. Большое значение имеет такой интегративный показатель личностно - интеллектуального развития в период перехода школьника от младшего
школьного возраста к младшему подростковому возрасту, как самостоятельность мышления. Для его развития личность
должна иметь

потребность,

стремление

к самостоятельному
поиску решений и
самостоятельной
деятельности. Причём данная потребность должна проявляться задолго до подросткового возраста, только тогда она даст ребёнку возможность реализоваться в более старшем возрасте. В подростковом периоде развития
самостоятельность

мышления
выступает как одно из
необходимых
психических новообразований. Вот почему переход из начальной школы в основную – предкризисный период развития – предъявляет особые требования к психологической зрелости ребёнка. Конкретно это предполагает
наличие учебно – познавательной

мотивации,

умение

определять

(ставить)

цель

предстоящей

деятельности

и

планировать

её,

а

также

оперировать

логическими

приёмами

мышления,

владеть

самоконтролем

и

самооценкой

как

важнейшими

учебными

действиями
. Целесообразно поэтому оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования –
формирование умения учиться
. Решая проблему преемственности, в нашей школе работа ведется по трем направлениям: - совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей- предметников в среднем звене; - работа с учащимися; - работа с родителями. Для создания образовательной среды, преемственной по отношению к начальному общему образованию нами сделано следующее: - налажена практика взаимопосещения уроков учителей средней и начальной школы с целью знакомства с методическими приемами, стилем общения учителя начальных классов с будущими пятиклассниками. - совершенствуются методики организации различных типов уроков, способствующих развитию учащихся в соответствии с требованиями ФГОС и системно-деятельностного подхода. Запланировано заседание ШМО начальных классов на тему «Использование современных образовательных технологий при проектировании и проведении современного урока» с привлечением учителей-предметников.
- совместно с учителями ступени основного общего образования разрабатываются итоговые предметные и метапредметные работы в 4 классе по единым материалам и критериям, рассчитанным на входной контроль в 5 классе. - проводятся совместные внеклассные мероприятия. - продолжается работа над наполнением портфолио учащегося начальной школы с перспективой продолжения этой работы в средней школе. - классным руководителем готовится тематическое родительское собрание для ознакомления родителей с перспективами обучения детей в 5-м классе, знакомства родителей с будущими учителями их детей и снятия психологического барьера ожидания трудностей при обучения в 5-м классе. Т.о., всё вышеназванное является условиями благоприятного перехода из начальной школы в основную и обеспечивает успешность детей в обучении.


В раздел образования