Условия благоприятного перехода из начальной школы в основную
Автор: Семенцова Лариса Константиновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ "с. Дубовый Мыс" Населённый пункт: с. Дубовый Мыс, Нанайский район, Хабаровский край Наименование материала: статья Тема: Условия благоприятного перехода из начальной школы в основную Раздел: начальное образование
Условия благоприятного перехода из начальной школы в основную
Выполнила Семенцова Л. К.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Дубовый Мыс
Необходимость реальной преемственности отдельных ступеней системы
отечественного
образования
–
проблема
давняя,
но
сохраняющая
свою
актуальность и на современном этапе совершенствования образования. Более
того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с
появлением в нашей стране различных моделей обучения, стали нарастать
признаки
рассогласования
и
ослабления
преемственности
обучения
на
различных ступенях общего образования.
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья
существующей
образовательной
системы,
а
именно:
переходы
из
дошкольного
образовательного
учреждения
( предшколы )
в
начальную
школу; из начальной школы – в основную, а затем в среднюю ( полную )
школу и, наконец, в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на
огромные
возрастно
–
психологические
различия
между
учащимися,
переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего.
Проблема преемственности особенно остро стоит в двух ключевых точках – в
момент
поступления
детей
в
школу
и
в
период
перехода
учащихся
из
начальной школы в основную.
Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится
деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии
УУД
в
этот
период
приобретают коммуникативные учебные действия .
Задача начальной школы « учить ученика учиться » трансформируется в
новую задачу для основной школы – « учить ученика учиться в общении ».
В результате изучения базовых и дополнительных предметов, а также в ходе
внеурочной
деятельности
у
выпускников
основной
школы
будут
сформированы
личностные,
познавательные,
коммуникативные
и
регулятивные
универсальные
учебные
действия как
основа
учебного
сотрудничества и умения учиться в общении . Так же, как и в начальной
школе,
в
основе
развития
УУД
в
основной
школе
лежит
системно
–
деятельностный подход. Знания не передаются обучающимся в готовом виде,
а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности.
Переход в основную школу (10-11 лет) исследован недостаточно. Отмечая
ограниченность
фундаментальных
теоретических
исследований,
посвящённых
предподростковому
возрасту,
Г.А.
Цукерман
называет
его
«ничья земля». Проблема психологической готовности перехода ребёнка из
начальной в основную школу признаётся сегодня особо актуальной.
Проблема преемственности возникает по нескольким причинам:
1.
Недостаточно
плавное,
даже
скачкообразное,
изменение
методов
и
содержания обучения, которое при переходе в основную, а затем в
среднюю (полную) школу приводит к падению успеваемости и росту
психологических трудностей у учащихся.
2.
Обучение
на
предшествующей
ступени
часто
не
обеспечивает
достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную
деятельность нового, более сложного уровня.
Хотя проблема психологической готовности детей к обучению в школе
обычно рассматривается применительно к моменту поступления ребёнка в 1
класс, не меньшее значение она имеет и при переходе учащихся в основную
школу. Психологическая неготовность многих детей к переходу из начальной
школы
в
основную
проявляется,
помимо
ухудшения
успеваемости
и
дисциплины,
в
усилении
негативного
отношения
к
учению,
росте
эмоциональной
нестабильности
(тревожность
и
агрессивные
тенденции,
увеличение заболеваемости, появление невротических реакций), нарушениях
поведения и др.
Можно выделить несколько причин вышеназванных трудностей:
- необходимость адаптации к новой организации процесса и содержания
обучения ( предметная система, разные преподаватели и т.д.);
-
совпадение
начала
кризисного
периода,
в
который
вступают
младшие
подростки, со сменой ведущей деятельности;
-
недостаточная
готовность
детей
к
более
сложной
и
самостоятельной
учебной
деятельности,
связанной
с
показателями
их
интеллектуального,
личностного
развития
и
главным
образом
с
уровнем
сформированности
структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия,
контроль, оценка).
О последнем свидетельствует неспособность многих учеников справиться
с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашних заданий,
а также неспособность адаптироваться к различным требованиям учителей –
предметников.
Однако
за
частными
неуспехами
детей
с то и т
несформированность
самостоятельной
учебной
деятельности
школьников .
Большое значение имеет такой интегративный показатель личностно -
интеллектуального
развития
в
период
перехода
школьника
от
младшего
школьного
возраста
к
младшему
подростковому
возрасту,
как
самостоятельность мышления. Для его развития личность должна иметь
потребность,
стремление
к самостоятельному
поиску
решений
и
самостоятельной
деятельности.
Причём
данная
потребность
должна
проявляться
задолго
до
подросткового
возраста,
только
тогда
она
даст
ребёнку возможность реализоваться в более старшем возрасте.
В подростковом периоде развития самостоятельность
мышления
выступает
как
одно
из необходимых
психических
новообразований.
Вот
почему переход из начальной школы в основную – предкризисный период
развития –
предъявляет
особые
требования
к
психологической
зрелости
ребёнка.
Конкретно
это
предполагает наличие учебно – познавательной
мотивации,
умение
определять
(ставить)
цель
предстоящей
деятельности
и
планировать
её,
а
также
оперировать
логическими
приёмами
мышления,
владеть
самоконтролем
и
самооценкой
как
важнейшими
учебными
действиями .
Целесообразно
поэтому
оценивать
готовность школьников к обучению на новой ступени образования не только
и
не
столько
на
основе
знаний,
умений
и
навыков,
сколько
на
базе
сформированности
основных
видов
универсальных
учебных
действий.
Основанием
преемственности
разных
ступеней
образовательной
системы
может
стать
ориентация
на
ключевой
стратегический
приоритет
непрерывного образования – формирование умения учиться .
Решая проблему преемственности, в нашей школе работа ведется по трем
направлениям:
- совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-
предметников в среднем звене;
- работа с учащимися;
- работа с родителями.
Для
создания
образовательной
среды,
преемственной
по
отношению
к
начальному общему образованию нами сделано следующее:
-
налажена
практика
взаимопосещения
уроков
учителей
средней
и
начальной
школы с целью знакомства с методическими приемами, стилем
общения учителя начальных классов с будущими пятиклассниками.
-
совершенствуются
методики
организации
различных
типов
уроков,
способствующих развитию учащихся в соответствии с требованиями ФГОС и
системно-деятельностного
подхода.
Запланировано
заседание
ШМО
начальных классов на тему «Использование современных образовательных
технологий
при
проектировании
и
проведении
современного
урока»
с
привлечением учителей-предметников.
-
совместно
с
учителями
ступени
основного
общего
образования
разрабатываются итоговые предметные и метапредметные работы в 4 классе
по единым материалам и критериям, рассчитанным на входной контроль в 5
классе.
- проводятся совместные внеклассные мероприятия.
- продолжается работа над наполнением портфолио учащегося начальной
школы с перспективой продолжения этой работы в средней школе.
- классным руководителем готовится тематическое родительское собрание
для ознакомления родителей с перспективами обучения детей в 5-м классе,
знакомства
родителей
с
будущими
учителями
их
детей
и
снятия
психологического барьера ожидания трудностей при обучения в 5-м классе.
Т.о., всё вышеназванное является условиями благоприятного перехода из
начальной школы в основную и обеспечивает успешность детей в обучении.