Напоминание

Вышивка лентами


Автор: Павлюкова Татьяна Васильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "Жилетовская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Калужская область, Дзержинский район
Наименование материала: Разработка программы внеурочной деятельности
Тема: Вышивка лентами
Раздел: дополнительное образование





Назад







Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Жилетовская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

«
ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ
»

Разработчик программы:
Учитель Павлюкова Т.В. Квалификационная категория: высшая 2014 год

Структура программы
1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6. Список литературы. 2
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2.1. ВВЕДЕНИЕ Для занятия имеется отдельный кабинет, где тепло и уютно. Дети с удовольствием посещают кружок. В кружке царит дружеская обстановка, дети помогают друг другу. Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. В Испании шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называют «праздниками с бантиками». Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты «оживляют» прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами. На Западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов и украшают елки в преддверии Рождества и встречи Нового года. У нас же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка. Курс «Вышивка» знакомит с совершенно новым применением шелковой ленты. История этой техники восходит к древним англосаксонским традициям. Для такого вида вышивки берется очень узкая лента, которая подходит к любым типам тканей. Она свободно проходит через самый плотный уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники вышивки в том, что она придает рисунку объемность. Изучив пошаговое описание различных видов швов, обучающиеся смогут их повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого у обучающихся появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый облик, украсив платье или шляпку. А с помощью оригинального объемного рисунка или банта можно объединить в единый ансамбль несколько предметов гардероба. Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок, и дамскую вечернюю сумочку, и скатерти, и множество других милых вещичек. 3
2.2. ЦЕЛЬ Развитие творческих способностей, фантазии, выдумки, внимания, мышления у воспитанников кружка при изготовлении изделий вышивкой лентами. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. ОБУЧАЮЩИЕ: 1. Развитие познавательного интереса к работе с шелковыми лентами. 2. Приобретение определенных знаний, умений и навыков в работе. 3. Развитие мотивации к определенному виду деятельности (вышивка лентами). 4. Научить понимать и применять определенные профессиональные термины. 5. Ориентироваться в разновидностях творчества и декоративно- прикладного искусства. 6. Наблюдать и передавать в сюжетных работах пропорции, композиции, содержание и формы предметов. 7. Обучить различным видам творчества и рукоделия, способам и технологиям выполнения задания. 8. Помогать в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности. 9. Видеть смысл от полученных навыков и умений и возможность применения их в дальнейшей жизни. РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. Развитие деловых качеств: самостоятельность, активность, ответственность, аккуратность. 2. Формировать потребность в самопознании, саморазвитии. 3. Прививать и развивать смелость в поисках новых форм выражения творческой работы, в проявлении фантазии и умении отстоять свою точку зрения. 4. Развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделия. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 1. Формирование у детей социальной активности, культуры общения и поведения, навыков здорового образа жизни. 2. Формирование дружного коллектива, основанного на товариществе и взаимоподдержке. 3. Воспитывать бережное отношение к материалам, с которыми работают. 4. Формирование у детей таких качеств: усидчивость, аккуратность, ответственное отношение к своему делу. 4
2.3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1 полугодие – ознакомительный этап. Выработка навыков. Освоение элементарных техник. 2 полугодие – развитие творческого потенциала, мастерства. Новаторства с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. 2.4. ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Возрастной ценз воспитанников от 7 до 12 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Наполняемость кружка – 15 человек. Состав группы: переменный. Условия набора детей – свободный. Вид кружка – профильный. Работа кружка спланирована с 1.09 по 26.05. Занятия фиксируются в журнале учета работы кружка. В каникулярный период работа кружка осуществляется в виде организации поездок, экскурсий, встреч. Программа обучения рассчитана на индивидуальную и групповую работу с детьми, направленную на формирование у детей практических, трудовых навыков, творческой активности в воспитании художественного вкуса. 2.5. РЕЖИМ ОРГАНЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ Годовой план – 128 часов. Индивидуальная часть: 10 часов. 2.6. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ Важные функции для развития ребенка: - образовательно-развивающая - культурно-досуговая - социализация (приобщение ребенка к жизни в коллективе, к общению) - найти и реализовать себя (делать то, что нравится, проявлять свои способности) Ожидаемый результат: - дети научились понимать и применять профессиональные термины - овладели техническими навыками работы с материалами и инструментами - у детей сформировались такие качества как: самостоятельность, коллективизм, усидчивость, аккуратность, ответственное отношение к своему делу - дети научились определять и реализовывать художественные цели при создании изделия, научились планировать конечный результат своей работы 5
- дети научились применять свою фантазию, отстаивают свою точку зрения - дети научились видеть смысл от полученных умений и навыков и возможность применения их в дальнейшей жизни Результаты обучения: Участие в выставках, конкурсах 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН содержание темы теория практика итого 1 Введение 1 - 1 2 Инструменты и приспособления 1 1 2 3 Виды лент и материалов 1 2 3 4 Техника безопасности при работе на занятиях 1 1 2 5 Организация рабочего места 1 1 2 6 Упражнения с тонкими лентами, шов «Вперед иголка» 2 5 7 7 Сборка ленты тонкой иглой 1 5 6 8 Изготовление листиков «Петелька» 1 5 6 9 Изготовление объемных композиций 2 5 7 10 Выполнение элементов швом «Вытянутый стежок с прикрепками» 1 5 6 11 Шов «Вытянутые стежки» 1 5 6 12 Шов «Петельки» для вышивки чашечек цветов 2 5 7 13 Шов «Петельки с прикрепкой сверху» 1 5 6 14 Шов «Вытянутый стежок с завитком» 2 5 7 15 Выполнение «Розы на «паутинке» 2 5 7 16 Цветок из присборенной ленты 1 5 6 17 Шов «Узелки» 1 5 6 18 Узоры и композиции 2 5 7 19 Одежда, украшенная лентами 2 5 7 20 Шляпы и сумочки с цветами из лент 2 5 7 21 Индивидуальная работа 2 8 10 22 Итоговая работа 4 6 10 ИТОГО: 34 94 128 6
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Введение. История возникновения вида рукоделия. План работы кружка. Инструменты и материалы. Знакомство с изданиями. Презентация (MS PowerPoint). 2. Инструменты и приспособления. 3. Виды лент и материалов. 4. Техника безопасности при работе на занятиях. Осторожное обращение с колющими и режущими инструментами и предметами. Использование инструментов по назначению. Место хранения игл, ножниц, шила. 5. Организация рабочего места. Теория: Работа за столом при хорошем освещении. Правильное место расположения принадлежностей, инструментов, лент и материалов на рабочем столе. Практика: Укладка для лент и инструментов. 6. Упражнения с тонкими лентами, шов «Вперед иголка». Теория: Объяснение техники вышивки. Заправка ленты и образование узелка. Подготовка канвы. Показ приемов и образцов закрепки концов лент. Практика: Упражнения: «Стежки», «Вьюнок», «Цепочка». 7. Сборка ленты тонкой иглой. Теория: Показ приема. Образцы из лент разной ширины. Практика: Изготовление «Гвоздички» из широкой и тонкой ленты. Изготовление групповых сочетаний 3 – 5 цветков. 8. Изготовление листиков «Петелька». Теория: Демонстрация образцов. Объяснение и показ приема. Практика: Выполнение петельных листиков разных объемов. 9. Изготовление объемных композиций. Теория: Демонстрация готовых работ, показ различных вариантов. Показ работы по готовой схеме. Нанесение схемы на ткань. Практика: «Букет гвоздичек», «Маки», «Бархатцы». 10.Выполнение элементов швом «Вытянутый стежок с прикрепками». Теория: Объяснение приема и показ шва. Демонстрация образцов и работ. Практика: «Пчелки», «Стрекоза» (авторск.), «Чехол для мобильного телефона». 11.Шов «Вытянутые стежки». Теория: Показ пошагового выполнения приема. Демонстрация образцов. Практика: «Елочка», «Лист рябины». 12.Шов «Петельки» для вышивки чашечек цветов. Теория: Пошаговое выполнение приема. Практика: «Космеи», «Цикорий», «Анютины глазки». 13.Шов «Петельки с прикрепкой сверху». (Вариант тамбурного шва) Теория: Объяснение и показ пошагового выполнения шва. 7
Практика: «Ромашка», «Бутоны», «Листик». 14.Шов «Вытянутый стежок с завитком». Теория: Показ и объяснение техники выполнения. Практика: Мешочек, оформленный лепестками и узелками. 15.Выполнение «Розы на «паутинке». Теория: демонстрация и объяснение техники выполнения. Практика: «Роза», «Букет – игольница», «Сумочка». 16.Цветок из присборенной ленты. Теория: Объяснение и показ выполнения приема. Ботаника – строение цветка. Практика: Композиция из 3 – 5 цветков. 17.Шов «Узелки». Теория: Показ приема. Демонстрация работ и образцов с использование данного шва. Практика: «Вербена», «Цветущая веточка», «Ягодки». 18.Узоры и композиции. Теория: Демонстрация образцов в журналах, книгах. Цветовой ряд. Сочетание цветов. Дополнительные материалы. Использование бус, бисера, шнура и т.д. Практика: Выбрать готовую схему и подобрать для ее выполнения сочетающиеся цвета и оттенки ткани для основы и лент. Придумать свою схему букета и самостоятельно ее выполнить. 19.Одежда, украшенная лентами. Теория: Показ моделей. Обзор вариантов использования вышивки лентами для украшения одежды. Практика: Платье для куклы. 20.Шляпы и сумочки с цветами из лент. Теория: Демонстрация изделий и образцов. Фантазийные украшения. Практика: «Сумочка» «сумочка для невесты», «Украшение для шляпки». 21.Индивидуальная работа. 22.Итоговая работа. Теория: Поведение итогов деятельности за прошедший год. Советы и рекомендации по дальнейшей работе. Практика: Организация выставок. 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Работа строится на следующих принципах: - развитие интереса и способностей детей - создание ситуации успеха на занятиях - доброжелательное отношение в коллективе Организация деятельности кружка основана на следующих принципах: - наглядность - сознательность усвоения 8
- доступность - научность - связь теории с практикой - прочность Методы обучения: - словесный - наглядный - практический По дидактическим задачам: - приобретение знаний - формирование умений и навыков - применение знаний на практике - творческая деятельность - проверка результатов обучения По характеру деятельности: - объяснительно-демонстрационный - наглядно-практический - репродуктивный - частично-поисковый - исследовательский Формы обучения: - коллективная - парная - индивидуальная Учебно-материальная база Материальное обеспечение, необходимое для успешного проведения занятий: - кабинет - столы - стулья - шкаф для хранения поделок, изделий - шкаф для хранения образцов и методической литературы Инструменты и материалы: - ленты - канва - картон 9
- ножницы - пяльца - иглы с большим ушком Методическое обеспечение: - иллюстрированная литература - презентация (MS PowerPoint) - книги - пособия 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (для педагога, детей и родителей) 1. Вышивка лентами / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2006. – 132 с.: ил. – (Серия «Вышивка от А до Я») 2. Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия / Пер. с ит. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – 160 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений). 3. Зайцева А.А. Шёлковые ленты: вышитые украшения для вас и вашего дома / А.Зайцева – М.: Эксмо, 2009. – 136с.: ил (Азбука рукоделия) 10


В раздел образования