Автор: Павлюкова Татьяна Васильевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МКОУ "Жилетовская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: Калужская область, Дзержинский район Наименование материала: Разработка программы внеурочной деятельности Тема: Вышивка лентами Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Жилетовская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
« ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ »
Разработчик программы:
Учитель Павлюкова Т.В.
Квалификационная категория:
высшая
2014 год
Структура программы
1.
Титульный лист.
2.
Пояснительная записка.
3.
Учебно-тематический план.
4.
Содержание изучаемого курса.
5.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы.
6.
Список литературы.
2
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1. ВВЕДЕНИЕ
Для занятия имеется отдельный кабинет, где тепло и уютно. Дети с
удовольствием посещают кружок. В кружке царит дружеская обстановка,
дети помогают друг другу.
Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в
нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками
и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и
расцветить окружающий нас мир. В Испании шумные и веселые
торжества, удавшиеся на славу, даже называют «праздниками с
бантиками».
Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность,
подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет
выглядит не только привлекательнее, но и богаче.
Ленты «оживляют» прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки,
сумочки и платья приобретают так называемую изюминку.
Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая
свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и
рюшами.
На Западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол
всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать
в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом
рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов и
украшают елки в преддверии Рождества и встречи Нового года.
У нас же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа
лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с
новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола
ребенка.
Курс «Вышивка» знакомит с совершенно новым применением шелковой
ленты. История этой техники восходит к древним англосаксонским
традициям. Для такого вида вышивки берется очень узкая лента, которая
подходит к любым типам тканей. Она свободно проходит через самый
плотный уток, не теряя своей формы.
Особенность этой техники вышивки в том, что она придает рисунку
объемность.
Изучив пошаговое описание различных видов швов, обучающиеся смогут
их повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи.
Помимо этого у обучающихся появляется возможность придать готовым
изделиям неповторимый облик, украсив платье или шляпку. А с помощью
оригинального объемного рисунка или банта можно объединить в единый
ансамбль несколько предметов гардероба.
Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и
детский полотняный рюкзачок, и дамскую вечернюю сумочку, и скатерти,
и множество других милых вещичек.
3
2.2. ЦЕЛЬ
Развитие творческих способностей, фантазии, выдумки, внимания,
мышления у воспитанников кружка при изготовлении изделий вышивкой
лентами.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
ОБУЧАЮЩИЕ:
1.
Развитие познавательного интереса к работе с шелковыми лентами.
2.
Приобретение определенных знаний, умений и навыков в работе.
3.
Развитие мотивации к определенному виду деятельности (вышивка
лентами).
4.
Научить понимать и применять определенные профессиональные
термины.
5.
Ориентироваться в разновидностях творчества и декоративно-
прикладного искусства.
6.
Наблюдать и передавать в сюжетных работах пропорции, композиции,
содержание и формы предметов.
7.
Обучить различным видам творчества и рукоделия, способам и
технологиям выполнения задания.
8.
Помогать в определении выбора дальнейшего направления своей
деятельности.
9.
Видеть смысл от полученных навыков и умений и возможность
применения их в дальнейшей жизни.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1.
Развитие деловых качеств: самостоятельность, активность,
ответственность, аккуратность.
2.
Формировать потребность в самопознании, саморазвитии.
3.
Прививать и развивать смелость в поисках новых форм выражения
творческой работы, в проявлении фантазии и умении отстоять свою
точку зрения.
4.
Развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделия.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1.
Формирование у детей социальной активности, культуры общения и
поведения, навыков здорового образа жизни.
2.
Формирование дружного коллектива, основанного на товариществе и
взаимоподдержке.
3.
Воспитывать бережное отношение к материалам, с которыми работают.
4.
Формирование у детей таких качеств: усидчивость, аккуратность,
ответственное отношение к своему делу.
4
2.3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 полугодие – ознакомительный этап. Выработка навыков. Освоение
элементарных техник.
2 полугодие – развитие творческого потенциала, мастерства. Новаторства
с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2.4. ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Возрастной ценз воспитанников от 7 до 12 лет.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Наполняемость кружка – 15 человек.
Состав группы: переменный.
Условия набора детей – свободный.
Вид кружка – профильный.
Работа кружка спланирована с 1.09 по 26.05.
Занятия фиксируются в журнале учета работы кружка. В каникулярный
период работа кружка осуществляется в виде организации поездок,
экскурсий, встреч.
Программа обучения рассчитана на индивидуальную и групповую работу
с детьми, направленную на формирование у детей практических, трудовых
навыков, творческой активности в воспитании художественного вкуса.
2.5. РЕЖИМ ОРГАНЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Годовой план – 128 часов.
Индивидуальная часть: 10 часов.
2.6. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Важные функции для развития ребенка:
- образовательно-развивающая
- культурно-досуговая
- социализация (приобщение ребенка к жизни в коллективе, к общению)
- найти и реализовать себя (делать то, что нравится, проявлять свои
способности)
Ожидаемый результат:
- дети научились понимать и применять профессиональные термины
- овладели техническими навыками работы с материалами и
инструментами
- у детей сформировались такие качества как: самостоятельность,
коллективизм, усидчивость, аккуратность, ответственное отношение к
своему делу
- дети научились определять и реализовывать художественные цели при
создании изделия, научились планировать конечный результат своей
работы
5
- дети научились применять свою фантазию, отстаивают свою точку
зрения
- дети научились видеть смысл от полученных умений и навыков и
возможность применения их в дальнейшей жизни
Результаты обучения:
Участие в выставках, конкурсах
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
содержание темы
теория
практика
итого
1
Введение
1
-
1
2
Инструменты и приспособления
1
1
2
3
Виды лент и материалов
1
2
3
4
Техника безопасности при работе на
занятиях
1
1
2
5
Организация рабочего места
1
1
2
6
Упражнения с тонкими лентами, шов
«Вперед иголка»
2
5
7
7
Сборка ленты тонкой иглой
1
5
6
8
Изготовление листиков «Петелька»
1
5
6
9
Изготовление объемных композиций
2
5
7
10
Выполнение элементов швом
«Вытянутый стежок с прикрепками»
1
5
6
11
Шов «Вытянутые стежки»
1
5
6
12
Шов «Петельки» для вышивки чашечек
цветов
2
5
7
13
Шов «Петельки с прикрепкой сверху»
1
5
6
14
Шов «Вытянутый стежок с завитком»
2
5
7
15
Выполнение «Розы на «паутинке»
2
5
7
16
Цветок из присборенной ленты
1
5
6
17
Шов «Узелки»
1
5
6
18
Узоры и композиции
2
5
7
19
Одежда, украшенная лентами
2
5
7
20
Шляпы и сумочки с цветами из лент
2
5
7
21
Индивидуальная работа
2
8
10
22
Итоговая работа
4
6
10
ИТОГО:
34
94
128
6
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
Введение.
История возникновения вида рукоделия. План работы кружка.
Инструменты и материалы. Знакомство с изданиями. Презентация (MS
PowerPoint).
2.
Инструменты и приспособления.
3.
Виды лент и материалов.
4.
Техника безопасности при работе на занятиях.
Осторожное обращение с колющими и режущими инструментами и
предметами. Использование инструментов по назначению. Место
хранения игл, ножниц, шила.
5.
Организация рабочего места.
Теория: Работа за столом при хорошем освещении. Правильное место
расположения принадлежностей, инструментов, лент и материалов на
рабочем столе.
Практика: Укладка для лент и инструментов.
6.
Упражнения с тонкими лентами, шов «Вперед иголка».
Теория: Объяснение техники вышивки. Заправка ленты и образование
узелка. Подготовка канвы. Показ приемов и образцов закрепки концов
лент.
Практика: Упражнения: «Стежки», «Вьюнок», «Цепочка».
7.
Сборка ленты тонкой иглой.
Теория: Показ приема. Образцы из лент разной ширины.
Практика: Изготовление «Гвоздички» из широкой и тонкой ленты.
Изготовление групповых сочетаний 3 – 5 цветков.
8.
Изготовление листиков «Петелька».
Теория: Демонстрация образцов. Объяснение и показ приема.
Практика: Выполнение петельных листиков разных объемов.
9.
Изготовление объемных композиций.
Теория: Демонстрация готовых работ, показ различных вариантов. Показ
работы по готовой схеме. Нанесение схемы на ткань.
Практика: «Букет гвоздичек», «Маки», «Бархатцы».
10.Выполнение элементов швом «Вытянутый стежок с прикрепками».
Теория: Объяснение приема и показ шва. Демонстрация образцов и работ.
Практика: «Пчелки», «Стрекоза» (авторск.), «Чехол для мобильного
телефона».
11.Шов «Вытянутые стежки».
Теория: Показ пошагового выполнения приема. Демонстрация образцов.
Практика: «Елочка», «Лист рябины».
12.Шов «Петельки» для вышивки чашечек цветов.
Теория: Пошаговое выполнение приема.
Практика: «Космеи», «Цикорий», «Анютины глазки».
13.Шов «Петельки с прикрепкой сверху». (Вариант тамбурного шва)
Теория: Объяснение и показ пошагового выполнения шва.
7
Практика: «Ромашка», «Бутоны», «Листик».
14.Шов «Вытянутый стежок с завитком».
Теория: Показ и объяснение техники выполнения.
Практика: Мешочек, оформленный лепестками и узелками.
15.Выполнение «Розы на «паутинке».
Теория: демонстрация и объяснение техники выполнения.
Практика: «Роза», «Букет – игольница», «Сумочка».
16.Цветок из присборенной ленты.
Теория: Объяснение и показ выполнения приема. Ботаника – строение
цветка.
Практика: Композиция из 3 – 5 цветков.
17.Шов «Узелки».
Теория: Показ приема. Демонстрация работ и образцов с использование
данного шва.
Практика: «Вербена», «Цветущая веточка», «Ягодки».
18.Узоры и композиции.
Теория: Демонстрация образцов в журналах, книгах. Цветовой ряд.
Сочетание цветов. Дополнительные материалы. Использование бус,
бисера, шнура и т.д.
Практика: Выбрать готовую схему и подобрать для ее выполнения
сочетающиеся цвета и оттенки ткани для основы и лент. Придумать свою
схему букета и самостоятельно ее выполнить.
19.Одежда, украшенная лентами.
Теория: Показ моделей. Обзор вариантов использования вышивки лентами
для украшения одежды.
Практика: Платье для куклы.
20.Шляпы и сумочки с цветами из лент.
Теория: Демонстрация изделий и образцов. Фантазийные украшения.
Практика: «Сумочка» «сумочка для невесты», «Украшение для шляпки».
21.Индивидуальная работа.
22.Итоговая работа.
Теория: Поведение итогов деятельности за прошедший год. Советы и
рекомендации по дальнейшей работе.
Практика: Организация выставок.
5.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Работа строится на следующих принципах:
- развитие интереса и способностей детей
- создание ситуации успеха на занятиях
- доброжелательное отношение в коллективе
Организация деятельности кружка основана на следующих принципах:
- наглядность
- сознательность усвоения
8
- доступность
- научность
- связь теории с практикой
- прочность
Методы обучения:
- словесный
- наглядный
- практический
По дидактическим задачам:
- приобретение знаний
- формирование умений и навыков
- применение знаний на практике
- творческая деятельность
- проверка результатов обучения
По характеру деятельности:
- объяснительно-демонстрационный
- наглядно-практический
- репродуктивный
- частично-поисковый
- исследовательский
Формы обучения:
- коллективная
- парная
- индивидуальная
Учебно-материальная база
Материальное обеспечение, необходимое для успешного проведения
занятий:
- кабинет
- столы
- стулья
- шкаф для хранения поделок, изделий
- шкаф для хранения образцов и методической литературы
Инструменты и материалы:
- ленты
- канва
- картон
9
- ножницы
- пяльца
- иглы с большим ушком
Методическое обеспечение:
- иллюстрированная литература
- презентация (MS PowerPoint)
- книги
- пособия
6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (для педагога, детей и родителей)
1.
Вышивка лентами / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й
век», 2006. – 132 с.: ил. – (Серия «Вышивка от А до Я»)
2.
Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия:
Энциклопедия / Пер. с ит. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – 160 с.: ил.
– (Золотая библиотека увлечений).
3.
Зайцева А.А. Шёлковые ленты: вышитые украшения для вас и вашего
дома / А.Зайцева – М.: Эксмо, 2009. – 136с.: ил (Азбука рукоделия)
10