Напоминание

"Чудесный материал - лыко"


Автор: Васильева Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Сланцевская СОШ №2"
Населённый пункт: город Сланцы Ленинградская область
Наименование материала: конспект урока технологии в 3 классе
Тема: "Чудесный материал - лыко"
Раздел: начальное образование





Назад





Открытый урок технологии в 3 классе

Тема «Мастерим куклу из лыка
»
Цель:
познакомить детей с новым природным материалом - лыком, его особенностями, учить мастерить куклу из лыка, развивать ручные умения каждого ученика, развивать навыки самоконтроля, воспитывать усидчивость, развивать фантазию, формировать навыки коллективного труда.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; строить логическое рассуждение, находить ответы на в о п р о с ы , иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Ожидаемые результаты:

Предметные:

Знания:
узнают ещё один природный материал - лыко.
Умения:
научатся выполнять индивидуальные и групповые задания на тему.
Навыки:
Смастерить свою куклу.
Метапредметные:

Регулятивные:
различать способ и результат действий.
Познавательные:
проводить сравнение, классифицировать по заданным критериям
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Форма работы индивидуальная, групповая

Оборудование:
мультимедийное оборудование, лыко, кукла из лыка.
Инструменты:
Ножницы.
МАТЕРИАЛЫ:
Лыко, нитки.
Ход урока

1.Эмоциональный настрой
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости! Давайте познакомимся. Меня зовут Васильева Т.Н. (
Слайд 1 с фото
).А вы своё имя и фамилию напишите на оценочном листе, который лежит у каждого на парте. - Сегодня на уроке технологии оценивать свою работу будете по следующим критериям:
правильность, самостоятельность, активность, аккуратность и порядок на рабочем

месте (
Критерии написаны на доске) - Как вы понимаете слово «правильность»? (и т.д.) - Сегодня необычный день для нас всех. Я ждала его с нетерпением. Мне, хотелось поскорее встретиться с вами. И вот я у вас в классе. От того, что мне представилась возможность пообщаться и поработать с вами сегодня на уроке, у меня хорошее, бодрое и жизнерадостное настроение. - А с каким настроением вы пришли на урок, мы сейчас узнаем. 1
- У вас на партах лежат два смайлика, жёлтый и красный. - Что заметили? (Нет рта) - Нарисуйте жёлтому смайлику ротик, покажите, какое настроение у вас. Второй смайлик покажет ваше настроение в конце урока. Я надеюсь, что улыбок будет больше к концу урока.
2.Актуализация знаний
(На
слайде 2)
слова: мастер мастерица мастерская

мастерить мастерство - Прочитайте слова. (Хором) - Каким одним словом можно назвать эту группу слов? (Однокоренные, родственные) - Как думаете, почему я выбрала эти слова? Какое они имеют отношение к нашему уроку? (Наверное, будем что-то мастерить). - Вы правы. На уроке технологии будем
мастерить
. (Слово
МАСТЕРИТЬ
открываю на доске). - Тогда кем вы будете на уроке? А
мастерицами
кто будет? Чем станет ваш класс? А в конце урока мы покажем своё…
мастерство
. (Составляем рассказ, используя все слова) - В старину, когда люди сами себе строили дома, изготовляли мебель и предметы быта, сами шили себе одежду и обувь, то такие мастерские существовали в каждой русской избе. (
Слайд 3
).
3.Создание проблемной ситуации
- Рассмотрите рисунок, где художник изобразил простую крестьянскую семью и ее быт. 1. Из какого материала построена изба? 2. Из чего сделана мебель? 3. Из какого материала делали посуду? 4. Из чего делали одежду? 5. Из чего плели лапти? - Повторим ещё раз материалы, которые вы назвали. - Как одним словом назовем все эти материалы? (природные)
4.Исследование. Работа в парах
- Прежде чем стать мастерами, надо побыть исследователями. Перед вами лежит тоже природный материал. Предлагаю объединиться в пары и исследовать его. Возьмите его в руки, понюхайте, рассмотрите и попробуйте определить что это. (Если дети не могут ответить, отвечаю сама) – Это
ЛЫКО.
(Слово
ЛЫКО
открываю на доске). - Кто знает значение этого слова? Где можно найти его значение? (В толковом словаре). Можем в этом убедиться. (Рисунок и толкование слова на
слайде 4
) - Какие вещи, предметы быта изготавливали из него? Может вам попадались такие вещи? (Сначала слушаю ответы детей) (Потом показываю
слайд 5
) 2
- На (
слайде 6
) картина художника И. Куликова, где мы видим детей. Скажите, а у детей были игрушки? Из чего они были сделаны? (из природного материала) - Игрушки существовали, наверное, всегда. Делали их из того материала, который был более всего доступен: дерева, глины, ткани, соломы, лыка и т.д. (
Слайд 7.)
- Сейчас дети в основном играют промышленными, сделанными на фабриках пластмассовыми игрушками. Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та, которая сделана своими руками, в которую вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце. А сейчас отгадайте загадку, о какой игрушке идёт речь? - Платья носит, Есть не просит, Всегда послушна, Но с ней не скучно. (Кукла)(
Слайд 8
). (Слово
КУКЛА
открывается рядом со словами
МАСТЕРИТЬ ЛЫКО
).
5. Формулировка темы и целей урока
- Посмотрите на слова
МАСТЕРИТЬ ЛЫКО КУКЛА
и скажите, какая тема нашего урока? А цель?
Тема урока - мастерим куклу из лыка

А цель – научиться делать куклу из лыка. (Слайд 9.)

6. Обсуждение используемых материалов, инструментов и правил техники

безопасности, этапов изготовления куклы
.
Объединение в группы
- Без чего нам не обойтись при изготовлении куклы? Показываю куклу. (Без материалов, инструментов и знаний техники безопасности с ними, плана работы).
-
А дальше будем работать в группах. Каждая группа получает задание, образец куклы и схему её изготовления. - Итак,
1 группа
работает за 1 партой и выясняет,КАКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ БУДЕМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ, СОСТАВЛЯЕТ
ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ
С НИМИ.
2

группа
работает за последней партой и выясняет, ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ, И СКОЛЬКО
МАТЕРИАЛА
НУЖНО ВЗЯТЬ.
3 группа
работает за 1 партой и составляет по порядку ЭТАПЫ РАБОТЫ, т.е.
АЛГОРИТМ
. Слова
МАТЕРИАЛЫ, ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ , АЛГОРИТМ
открываю на доске) - Можно объединяться в группы. Даю на работу 3 минуты. (Дети работают. Потом представители групп отвечают).
Презентация ответов

Ответ 1 группы
-
ножницы и техника безопасности с ножницами
. 3
С ножницами не шути, Зря в руках их не крути. И, держа за острый край, Другу их передавай. Лишь окончена работа – Ножницам нужна забота: Не забудь ты их закрыть И на место положить. -Повторили ТБ? Давайте прочитаем вместе.
Ответ 2 группы

- Кукла делается из
2 пучков лыка: один пучок побольше, из него получается туловище с головой; второй пучок поменьше, это руки. Фигурка получается путем перетягивания пучков в нужных местах ниткой. -Согласны? - Как думаете, удобно будет стягивать, завязывать нитки одному? (Неудобно). Поэтому, чтобы работа спорилась, разрешается помочь друг другу. - Мы будем делать кукол из лыка, с помощью тех же приемов, что и старинные мастера. Обратите внимание: цветная нитка для перевязывания пучков одновременно будет и украшением. Она изображает ожерелье, поясок и манжеты, которые тоже имели в одежде древнего человека защитный смысл; других украшений мастер не делал.
Ответ 3 группы

– Алгоритм
1. Формируем голову 2. Делаем руки 3. Вставляем руки в туловище 4. Перевязываем под руками - Всё верно?
7. Физкультминутка
-А сейчас повторим порядок действий при изготовлении куклы. (Слайд 10)
8. Мастер-класс показывает учитель
(очень быстро) 1. Берем большой пучок обеими руками, где-то посередине слегка скручиваем для того, чтобы волокна не распадались, и сворачиваем пучок пополам. Перематываем нитками, формируем куколке голову. 2. Из другого пучка лыка формируем руки для нашей куколки. Для этого нужно завязать пучок с обеих сторон. 3. Теперь берем наш основной пучок - туловище куколки и разделяем его пополам. В этот разъем вставляем руки. 4. Под руками перевязываем ниточками. Можно делать не только кукол-девочек, но и кукол-мальчиков. А как? Это и будет вашей самостоятельной работой. Кто захочет, тот догадается, как сделать куклу- мальчика.
9.Самостоятельная работа учащихся
4
Напоминаю о критериях, включаю музыку.
10. Итог, оценка своей работы
-Мастера и мастерицы покажите своё мастерство. - Сравните своих кукол с моей. В чём отличие? (Моя кукла в одежде)
Д/З:
одеть куклу. - Оцените свою работу на уроке. (Вспомним критерии.) Работаем с таблицей критериев. Поставьте + или -. Сколько +, такая оценка вам за урок. У кого 5?4? Молодцы! …………. -Мне очень хочется узнать мнение каждого из вас об этом уроке, но спросить каждого не хватит времени. Поэтому прошу вас заполнить следующую таблицу. (Поставить + или – напротив выражений: я узнал новое; мне было интересно; было трудно и т.п.) - Как считаете, достигли цели урока? Вы научились мастерить куклу? - Как думаете, будет эта кукла вам дорога? Почему?
11. Рефлексия

Работаем со смайликами другого цвета. Включаю последний слайд.

Рабочая карта к уроку технологии
ученика(цы)___________________________________________________________________
Критерии оценки: - нет, + да.
5
6
Критерии оценивания

Оценка
Самостоятельность Правильность Аккуратность Активность Порядок на рабочем месте ИТОГ Сегодня я узнал новое Было интересно Было трудно Я научился У меня получилось


В раздел образования