Напоминание

Адаптация первоклассников


Автор: Шнитуленко Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Прохоровская НШДС
Населённый пункт: д. Прохоровка, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Адаптация первоклассников
Раздел: начальное образование





Назад




Адаптация первоклассников Классный руководитель Шнитуленко М.Н. Для успешного начала обучения детей в школе мы ставили перед собой такие задачи: - помочь детям адаптироваться к новым социальным условиям. - формировать потребность в умственном развитии и позитивное отношение к самому процессу обучения. Для этого, в первую очередь, необходимо было выявить уровень готовности наших первоклассников: физиологическую, личностную, интеллектуальную, т.е. стартовый уровень. В классе 4 человека: 1 мальчик 3 девочки
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ

1 критерий – Эффективность учебной деятельности.

1 шкала- учебная активность
5 б. Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно 4 б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередует 3 б. Редко поднимает руку, но отвечает правильно 2 б. Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса 1 б. Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто отвлекается, переписывает готовое с доски 0 б. Учебная активность отсутствует
2 шкала – Усвоение знаний (успеваемость)
5 б. Правильное безошибочное выполнение заданий 4 б. Небольшие помарки, единичные ошибки 3 б. Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой 2 б. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок 1 б. Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий: много исправлений, зачеркиваний 0 б. Плохое усвоение программного материала по всем предметам: грубые ошибки, большое их количество
2 критерий- Усвоение школьных норм поведения

3 шкала- поведение на уроке
5 б Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя 4 б. Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время отвлекается от урока 3 б. Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами 2 б. Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах 1 б. Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает 0 б. Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами
( преобладают игровые интересы)
4 шкала- Поведение на перемене
5 б. Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх 4 б. Активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем— нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры 3 б. Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс 2 б. Не может найти себе занятия, переходит от одной группы к другой 1 б. Пассивный, движения скованные, избегает других 0 б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит на них, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой)
3 критерий- Успешность социальных контактов

5 шкала- Взаимоотношения с одноклассниками
5 б. Общительный, легко контактирует с детьми 4 б. Малоинициативен , но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети 3 б. Сфера общения ограничена: общается только с некоторыми ребятами 2 б. Предпочитает находиться рядом с детьми , но не вступает с ними в контакт 1 б. Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один( другие дети равнодушны к нему 0 б. Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает, и другие дети его не любят
6 шкала- Отношение к учителю
5 б. Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит, общается с ним 4 б. Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью 3 б. Старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается к одноклассникам 2 б. Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним 1 б. Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, говорит тихо, запинается 0 б. Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям: обижается, плачет даже при малейшем замечании
4 критерий – Эмоциональное благополучие

7 шкала- Эмоциональное благополучие
5 б. Хорошее настроение, часто смеется, улыбается 4 б. Спокойное эмоциональное состояние 3 б. Эпизодически проявляет снижение настроения 2 б. Отрицательные эмоции: а) тревожность, огорчение, иногда страх; б) обидчивость, часто ссорится с детьми, повышает голос 1 б. Депрессивное настроение, плач без всяких причин 0 б. Агрессия ( вспышка гнева, злости) проявляется в отношениях с детьми 9 может ударить, что – то сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем

АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
№ Фамилия учащегося Шкалы Итого 1 2 3 4 5 6 7 1 Дворянкин Радион 4 3 5 4 3 3 4 26 2 Вайсвидовская Настя 0 0 0 4 1 2 3 10 3 Шипицына Аня 3 3 4 4 5 3 4 26 4 Незаметдинова Даша 1 1 2 2 3 5 4 18 5-15 баллов – зона адаптации 15-20 баллов – зона неполной дезадоптации 20-35 баллов – зона адаптации
Выводы:
Хорошо адаптированы к школе 2 учащихся (50%) Дворянкин Радион, Шипицына Аня. Недостаточно адаптирован 1 ученик(25%) Незаметдинова Даша. Находятся в зоне дезадаптации 1 учащийся (15%) Вайсвидовская Настя. Методы и приемы оказания помощи первоклассникам в период адаптации: Игры – знакомства для установления межличностных отношений , игровая деятельность в учебное и внеурочное время. Индивидуальная помощь каждому ученику, хвалим за конкретный результат, поддерживание положительного отношения к учению. Физкультминутки, точечный массаж (по Уманской), пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук . Коррекционные занятия. Рекомендации родителям. Учим ребенка сравнивать то, чему он научился , с тем , что он мог делать некоторое время назад. Например сравнивать его ранние работы с работами сегодняшнего дня и вместе обсуждаем пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать , то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах.
Учитель: Шнитуленко М.Н.


В раздел образования