Автор: Шнитуленко Марина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Прохоровская НШДС Населённый пункт: д. Прохоровка, Иркутская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Адаптация первоклассников Раздел: начальное образование
Адаптация первоклассников
Классный руководитель Шнитуленко М.Н.
Для успешного начала обучения детей в школе мы ставили перед собой такие задачи:
- помочь детям адаптироваться к новым социальным условиям.
- формировать потребность в умственном развитии и позитивное отношение к самому процессу
обучения.
Для
этого,
в
первую
очередь,
необходимо
было
выявить
уровень
готовности
наших
первоклассников: физиологическую, личностную, интеллектуальную, т.е. стартовый уровень.
В классе 4 человека: 1 мальчик 3 девочки
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ
1 критерий – Эффективность учебной деятельности.
1 шкала- учебная активность
5 б.
Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно
4 б.
На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередует
3 б.
Редко поднимает руку, но отвечает правильно
2 б.
Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит
вопроса
1 б.
Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто отвлекается,
переписывает готовое с доски
0 б.
Учебная активность отсутствует
2 шкала – Усвоение знаний (успеваемость)
5 б.
Правильное безошибочное выполнение заданий
4 б.
Небольшие помарки, единичные ошибки
3 б.
Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой
2 б.
Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок
1 б.
Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий: много исправлений, зачеркиваний
0 б.
Плохое усвоение программного материала по всем предметам: грубые ошибки, большое их
количество
2 критерий- Усвоение школьных норм поведения
3 шкала- поведение на уроке
5 б
Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя
4 б.
Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время отвлекается от урока
3 б.
Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами
2 б.
Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах
1 б.
Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или
постоянно разговаривает
0 б.
Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами
( преобладают игровые интересы)
4 шкала- Поведение на перемене
5 б.
Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх
4 б.
Активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем— нибудь из
ребят, чтение книг, спокойные игры
3 б.
Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему
уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс
2 б.
Не может найти себе занятия, переходит от одной группы к другой
1 б.
Пассивный, движения скованные, избегает других
0 б.
Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит на
них, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой)
3 критерий- Успешность социальных контактов
5 шкала- Взаимоотношения с одноклассниками
5 б.
Общительный, легко контактирует с детьми
4 б.
Малоинициативен , но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети
3 б.
Сфера общения ограничена: общается только с некоторыми ребятами
2 б.
Предпочитает находиться рядом с детьми , но не вступает с ними в контакт
1 б.
Замкнут,
изолирован
от
других
детей,
предпочитает
находиться
один(
другие
дети
равнодушны к нему
0 б.
Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает, и другие дети
его не любят
6 шкала- Отношение к учителю
5 б.
Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока
часто подходит, общается с ним
4 б.
Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в
случае необходимости сам обращается к нему за помощью
3 б.
Старательно
выполняет
требования
учителя,
но
за
помощью
чаще
обращается
к
одноклассникам
2 б.
Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним
1 б.
Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, говорит тихо, запинается
0 б.
Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям: обижается, плачет даже при
малейшем замечании
4 критерий – Эмоциональное благополучие
7 шкала- Эмоциональное благополучие
5 б.
Хорошее настроение, часто смеется, улыбается
4 б.
Спокойное эмоциональное состояние
3 б.
Эпизодически проявляет снижение настроения
2 б.
Отрицательные эмоции:
а) тревожность, огорчение, иногда страх;
б) обидчивость, часто ссорится с детьми, повышает голос
1 б.
Депрессивное настроение, плач без всяких причин
0 б.
Агрессия ( вспышка гнева, злости) проявляется в отношениях с детьми 9 может ударить, что
– то сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
№ Фамилия
учащегося
Шкалы
Итого
1
2
3
4
5
6
7
1
Дворянкин
Радион
4
3
5
4
3
3
4
26
2
Вайсвидовская
Настя
0
0
0
4
1
2
3
10
3
Шипицына Аня
3
3
4
4
5
3
4
26
4
Незаметдинова
Даша
1
1
2
2
3
5
4
18
5-15 баллов – зона адаптации
15-20 баллов – зона неполной дезадоптации
20-35 баллов – зона адаптации
Выводы: Хорошо адаптированы к школе 2 учащихся (50%) Дворянкин Радион, Шипицына Аня.
Недостаточно адаптирован 1 ученик(25%) Незаметдинова Даша. Находятся в зоне дезадаптации 1
учащийся (15%) Вайсвидовская Настя.
Методы и приемы оказания помощи первоклассникам в период адаптации:
Игры – знакомства для установления межличностных отношений , игровая деятельность в учебное
и внеурочное время.
Индивидуальная
помощь
каждому
ученику,
хвалим
за
конкретный
результат,
поддерживание
положительного отношения к учению.
Физкультминутки, точечный массаж (по Уманской), пальчиковая гимнастика для развития мелкой
моторики рук .
Коррекционные занятия. Рекомендации родителям.
Учим ребенка сравнивать то, чему он научился , с тем , что он мог делать некоторое время назад.
Например
сравнивать
его
ранние
работы
с
работами
сегодняшнего
дня
и
вместе
обсуждаем
пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать , то школьник всегда будет стремиться к
новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной
работы повышает уверенность в своих силах.
Учитель: Шнитуленко М.Н.