"Мини – музей как средство развития познавательной активности обучающихся"
Автор: Репина Татьяна Александровна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ "Темп" Населённый пункт: г.Амурск, Хабаровский край Наименование материала: статья Тема: "Мини – музей как средство развития познавательной активности обучающихся" Раздел: дополнительное образование
Мини – музей как средство развития познавательной активности обучающихся
Репина Татьяна Александровна,
педагог дополнительного образования
МБУ Темп«, г. Амурск
«В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей! -
Сказала мне сестра».
(С.Михалков)
Сколько различных музеев создано во всем мире!
Краеведческие, Музеи профессии,
Художественные и многие другие
. Все мы знаем, что собой представляют музеи, для чего
они созданы. А есть ли Музеи пуговиц?
На
одном
из
занятий,
пришивая
пуговицы
–
глазки
игрушке,
обучающиеся
обратили внимание на разнообразие пуговиц, лежащих в коробочке. Они задали мне
вопрос: «Откуда взялась пуговица?»
- Ребята, давайте вместе найдем ответ на ваш вопрос.
Так родилась идея коллективного творческого проекта.
Проектная
деятельность
разнообразна,
способствует
развитию
познавательной
активности
обучающихся. Заинтересовать
и
увлечь
детей
идеей
коллекционирования,
развить желание больше узнать о каком-либо объекте – цель педагогического проекта
«Мини-музей «Пуговица - чудесница».
В
процессе
реализации
проекта
обучающиеся
занимались
различными
видами
деятельности:
- конструирование (изготовление различных поделок с использованием пуговиц);
-
экспериментально-поисковая
деятельность
(знакомство
с
историей
появления
пуговицы, с
материалами, из которых изготовлены пуговицы; поиск материала о
памятниках пуговице в различных городах мира, о приметах, связанных с пуговицами;
чтение рассказов, сбор фольклорного материала: загадки, пословицы и поговорки);
-
игровая
деятельность
(изготовление
и
проигрывание дидактических
игр,
викторина «Что вы знаете о пуговице?»);
- коллекционирование (к работе по созданию коллекции пуговиц обучающиеся
привлекли родителей, друзей);
- оформительская деятельность (оформление стендов, композиций).
Обучающиеся узнали интересные факты из истории пуговиц: почему пуговицы
сначала
стали
популярны
у
мужчин;
почему
имя
французского
короля
Франциска
I
неразрывно
связано
с
историей
пуговиц;
для
чего
в
Англии
по
обычаю
девочки
с
малолетства начинали собирать самые красивые пуговицы на струну или суровую нитку;
для чего Пётр 1 издал указ о том, что бы солдатам на рукава их мундиров пришивали
пуговицы.
Пуговицы
являются
удивительно
многогранным
и
занятным
материалом
для
творчества. Обучающиеся проявили фантазию и творчество в создании интересных работ,
некоторые из них стали призерами Международных конкурсов «Звезды нового века»,
«Артконкурс»:
Максименко
Артем
(«На
воздушном
шаре»),
Макшанов
Артем
(«Кораблик»).
А вот ответ на вопрос «Есть ли музеи пуговицы?»
На самом деле такой музей не
единственный. Самые крупные находятся в Европе:
-
Город
Римини
(Италия).
В
музее
представлены
пуговицы,
выпускаемые
на
протяжении нескольких столетий;
- Биберы-на-Рисе (Германия). Здесь представлены пуговицы со всего мира;
-
Город
Шмёльн
(Германия).
Данный
город
знаменит
своим
пуговичным
производством.
Подобных музеев очень много.
Есть мини-музей пуговиц и в нашем
центре
творчества «Темп».
Работа
над
творческим
проектом
длилась
в
течение
двух
месяцев.
Продуктом
проекта
стал
мини-музей
«Пуговица
-
чудесница»
в
объединении
мягкой
игрушки
«Золушка». Знакомство с историей возникновения предмета, расширение представлений о
других предметах с использованием пуговиц, подбор загадок и пословиц о пуговицах,
материала о народных приметах, связанных с пуговицей – все это помогло обучающимся
получить знания из разных областей.
«Первооткрывателями» нашего музея стали
Сидоров Сергей, Максименко Артем, Макшанов Артем, Потапова Анна, Баранник Оксана.
В мини-музее «Пуговица - чудесница» уже побывали обучающиеся объединений
нашего центра, ребята из детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием. Все
экспонаты нашего мини-музея доступны, их можно взять в руки и рассмотреть. Наш музей
-
это игровое образовательное пространство, в котором ребенок может сделать что-то
самостоятельно,
по
своему
выбору. Дети
- не просто посетители, они вовлекаются в
соответствующий вид деятельности.
Мини – музей это особая, интересная форма работы с обучающимися, которая
расширяет кругозор, развивает познавательную активность, открывает возможности для
самостоятельной исследовательской деятельности.
Впереди у обучающихся объединения
«Золушка» – интересная работа, дополнение экспозиций. Ведь мини-музей – это не
застывшая форма работы,
он будет развиваться, вовлекая в свою работу
детей и
взрослых.