Автор: Мякенова Жанаргуль Таймасовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ "СОШ № 84 " Населённый пункт: с. Краснохолм Наименование материала: методическая разработка Тема: Прощание с азбукой Раздел: начальное образование
Цели: - создать условия для повторения и закрепления знаний детей по курсу «Обучение
грамоте», поддержания интереса к учёбе;
- формировать умение общаться, развивать творческие способности учащихся;
-воспитывать положительное отношение к чтению; уважительное отношение к учителям,
родителям.
Оборудование: празднично украшенный класс: шары, надпись «Прощай, Азбука!»,
музыкальное оформление, проектор, компьютер, костюмы Пеппи, Незнайки, Кота
Матроскина, Азбуки, Бабы Яги и Кикиморы.
Ход праздника
Вступительная часть.
Звучит песня «Чему учат в школе», дети рассаживаются.
Учитель: Добрый день, дорогие гости и хозяева праздника. Сегодня мы прощаемся с
первой учебной книгой – Азбукой. Но расставание наше не грустное, а весёлое, ведь вы,
ребята, научились читать и можете прочесть любую книгу.
Звучит песня «Пеппи Длинный чулок», выходит Пеппи.
Основная часть.
Пеппи: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки. Я - Пеппи Длинный Чулок, самая
веселая и прикольная девочка на свете. Сегодня праздник Азбуки, которую вы прочли от
корки и до корки. Поздравляю вас с этим событием! А, кстати, вы не видели моего друга
Незнайку?
Пеппи: Вот так всегда! Как начнет собираться - наряжаться, пока шляпу наденет, шортики
наденет и ботиночки завяжет, весь праздник пропустит! То ли дело я – раз, два и готово.
Незнайка: Это как праздник пропустит? А говорила, что мы друзья.
Пеппи: Ой, ребята, смотрите, это же мой друг Незнайка! Привет, дружище! (здороваются)
Пеппи: А скажи мне, Незнайка, а почему ты такой невоспитанный?
Незнайка: Это я-то невоспитанный?
Пеппи: Да, ты. Ты пришел, а с ребятами не поздоровался.
Незнайка: Ой, сколько здесь ребят собралось. Да, не поздоровался, сейчас пойду и
поздороваюсь. (идёт здороваться, Пеппи за ним).
Пеппи: Что это ты такое делаешь? Так до пенсии будешь здороваться.
Незнайка: А как? Я по-другому не умею.
Пеппи: Учись: выходишь на середину и громко кричишь: Здравствуйте! Понятно?
Незнайка: Здравствуйте! Понятно?
Пеппи: Понятно можно было и не говорить.
Незнайка: Понятно можно было и не говорить.
Пеппи: Да я не ему говорю, а тебе.
НеПзнайка: Да я не ему говорю, а тебе. (показывая на кого-то из детей)
Пеппи: Да я не ему говорю, а тебе.
Незнайка: Да я не ему говорю, а тебе.(показывая на кого-то из детей)
Пеппи: Тебе, Незнайка, тебе.
Незнайка: А, понял! Что ты так часто на часы смотришь?
Пеппи: Я пригласила сюда еще одного друга, а он что-то задерживается.
Незнайка: А кто это?
Пеппи: Это…. А давай я про него загадаю загадку.
Загадка: Это самый умный кот, в Простоквашино живёт.
У него в деревне дом, чисто и уютно в нём.
Как в тельняшке, он в полоску.
Это умный кот …… (Матроскин)
Незнайка: Кот Леопольд.
Дети: Матроскин.
Матроскин: Ух, еле успел. Я кот Матроскин, фамилия такая. Простите, что задержался,
времени совсем не хватает: корова, Мурка моя любимая, хозяйство, а я вообще- то
экстрасенс.
Незнайка: Да ладно, не верю.
Матроскин: Хотите, покажу, что я умею, сейчас я буду угадывать мысли ребят. А поможет
мне в этом…… да хоть твоя шляпа.
Незнайка: Моя шляпа? А чего в ней волшебного?
Матроскин: Сейчас увидишь. (идёт со шляпой по классу, в это время учитель включает
различные песни-мысли ребят, например, «То ли ещё будет», «Компьютер» из
мультфильма «Фиксики», «Папа, подари мне куклу!»)
Матроскин: Подарочки я тоже люблю.
Незнайка: А мне, мне подарочек?
Пеппи: А почему это тебе подарочек?
Незнайка: Сама говорила, что сегодня праздник, а на праздник всегда подарочки дарят.
Пеппи: Да ты хоть знаешь, какой у нас сегодня праздник?
Незнайка: Новый год.
Матроскин: Новый год только зимой бывает.
Незнайка: Тогда 23 февраля, всем мальчишкам подарки дарят.
Пеппи: Опять не угадал, вот мы с ребятами сейчас тебе и расскажем.
(Дети читают стихи)
1 ученик:
Мы сегодня очень рады
Всем ребятам, папам, мамам!
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей!
Первый класс, первый класс,
Пригласил на праздник вас!
2 ученик:
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
«Азбуку» - учебник первый
На столах своих нашли.
3 ученик:
Позабыли мы про мячик
Не до игр нам с тобой,
Азбука нас в мир волшебный
Поведёт всех за собой!
4 ученик:
Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам, постепенно
К миру сказок нас ведут.
5 ученик:
Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"
6 ученик:
Дочитали эту книгу
школьники вчера,
А сегодня – день прощанья,
с Азбукой, друзья!
Незнайка: Ура! Праздник Азбуки! Здорово!
Незнайка: Ой, ребята, совсем забыл, у меня же для вас письмо от королевы Азбуки. (ищет
по карманам) Футы- нуты, голова моя дырявая, опять забыл карманы зашить и письмо
потерял.
Пеппи: Опять ты все перепутал, Незнайка.
Матроскин: И такое важное письмо потерял. Что нам теперь делать?
(Под музыку входят Баба Яга и Кикимора)
Баба Яга: Ой, куда это нас занесло? Да у вас тут праздник…Какие дети нарядные и,
наверно, умные. А не это ли вы потеряли? (машет письмом)
Незнайка: Отдайте сейчас же, это же письмо для ребят! (пытается отобрать)
Пеппи: Подожди, Незнайка, дай-ка я попробую: бабулечка, Ягулечка, красотулечка наша,
отдай нам, пожалуйста, письмо.
Баба Яга: Ишь чего захотели! Письмо им просто так отдай! Оно нам самим нужно.
(шепчутся) Ну, впрочем, ладно, отдадим письмо, если справитесь с нашим испытанием.
Незнайка: Справимся! Ребята, вы же нам поможете?
Кикимора: Есть у нас для вас загадки, чтоб проверить вас, ребятки, не зря ли вы ходили в
школу почти год, все ли буквы вы знаете на зубок?
1) Айболиту все сперва
Говорили букву ...
(А)
2)Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву ...
(О)
3)Давно известно детям всем:
Корова знает букву ...(М)
4)Целый час жужжит уже
На цветочке буква ...
(Ж)
5)На одной стоит ноге,
Любят гуси букву ...
(Г)
6)Для шипенья хороша
В алфавите буква ...
(Ш)
7)Узнаешь сразу ты её -
С двумя глазами буква ...
(Ё)
8)Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква ...
(Ы)
Пеппи: Молодцы, ребята, справились!
Баба Яга: Так и быть, читайте своё письмо, только праздник мы вам все равно испортим.
(уходят)
Незнайка, Пеппи, Матроскин читаю письмо.
Пеппи: Ой, ребята, беда-то какая! Баба Яга и Кикимора похитили королеву Азбуку! А как
же наш праздник без Азбуки?
Незнайка: Я знаю! Нужно спасать Азбуку, для этого мы должны справиться с заданиями
Бабы Яги и Кикиморы! Вы нам поможете, ребята?
Пеппи: Итак, задание первое: отгадайте загадку:
Чтобы здоровье было в порядке,
Не забывайте вы о ……. (зарядке)
Незнайка: Ну конечно, конечно же, о зарядке!
Чтоб расти нам сильными,
Ловкими, умелыми,
Чтоб расти здоровыми,
Мы зарядку делаем. Посмотрите, как это у нас получается. (делают зарядку)
Пеппи: Молодцы, ребята! Задание второе: Игра «Выбирай-ка».
,
,
Матроскин: Молодцы, ребята, и с этим заданием справились! Задание третье:
«Угадай сказочного героя»
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет.
И в дороге слезы льет (
Федорино горе
)
А дорога - далека,
А дорога - не легка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок (
Маша и медведь
)
Не лежалось на окошке
Покатилось по дорожке! (
Колобок
)
Красна девица грустна!
Ей не нравится весна!
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (
Снегурочка
)
Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей
И однажды бегемота
Вытащил он из болота
Он известен знаменит
Этот доктор (
Айболит
)
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)
Пеппи: Ура! Мы выполнили задания Кикиморы и Бабы Яги!
Кикимора: Эти дети всё прошли. Даже загадки и сказки отгадали. (расстроенно)
Баба Яга: А-а-а, я знаю, в чем они слабы: никто не знает здесь стихи! Запомнить трудно
их и сложно, по мне так просто невозможно!
Пеппи: Мы вам не стихи расскажем, а частушки споём. (дети поют частушки)
ПОЮТ ЧАСТУШКИ
Как на дереве ворона
Засиделась до поздна.
Засиделась,
Рассказала всем про школьные дела
Начался учебный год
Часики затикали
А меня вопрос волнует
Скоро ли каникулы
Новый я костюм надел
Белую рубашку
Посмотрите на меня
Какой я первоклашка
Тряс и тряс портфель Тарас
Чтоб найти тетрадки
Но тетрадки каждый раз
С ним играют в прядки
Буквы в Машиной тетради
Не стоят как на параде
Буквы прыгают и пляшут
Маше хвостиками машут
Хот оценки инее очень
Но Санек наш знаменит
Потому что между прочим
Громче всех у нас кричит
Слышим, радио включая
Лодырь двойку получает
И позорит первый класс
Только это не про нас
Про другого говорится
Любит дернуть он подчас
За косицу ученицу
Это тоже не про нас
Но когда идет хороший
Про отличников рассказ
Имена хоть не похожи
Мы считаем, что про нас
Все науки одолеем,
Все у нас получится
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся
Мы частушки вам сегодня
Весело пропели
Не судите слишком строго –
Спели, как сумели!
Баба Яга: Это ужас! Просто ужас! Как мне жить теперь не знаю, здесь я просто погибаю!
Видно, нам уйти придется из этой школы навсегда. (уходят)
Заключительная часть.
Азбука: Спасибо вам, мои друзья,
За то, что вы спасли меня.
Вы прошли все испытания,
Бабы Яги выполнив задания.
Будьте добрыми всегда,
Не деритесь никогда
И учитесь на пятерки,
Чтоб быть первыми всегда.
Учитель:
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Ребята будут помнить о тебе.
Азбука: В добрый путь по дороге знаний! На память хочу вручить вам всем
удостоверения, подтверждающие, что вы действительно изучили все 33 буквы русского
алфавита и научились читать и писать, а ещё книги на память об этом замечательном дне!
Теперь вы сможете их прочитать самостоятельно. (Вручает книги) Читайте! Растите
умными детьми! Ну, а мне пора! До свидания!
Учитель: Ребята, давайте на прощание Азбуке споём. (Песня «Прощание с Азбукой», сл.
Л.Некрасовой, муз. И.Калашниковой)
Учитель: Ребята, я ещё раз поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы
одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Наш увлекательный
праздник подходит к концу, приглашаю вас за наш праздничный
Незнайка прислал письмо, он не может разобраться со словами, просит
помочь. Слушайте внимательно, исправляйте ошибки!
Неизвестно, как случилось, только буква заблудилась,
Заскочила в чей –то дом и хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла буква- озорница,
Очень странные дела начали твориться!
Тает снег, течёт ручей,
На ветвях полно ВРАЧЕЙ.
Сорвался ВОЛОС у певца,
И не допел он до конца.
Наевшись рыбы до отвала,
На море ГАЙКА отдыхала.
Когда король свалился с трона,
Слетела с головы ВОРОНА.
Возле дома на дорожке
Воробьи клевали БРОШКИ.
Ехал дядя без ЖИЛЕТА,
Заплатил он штраф за это.
Муравей нашёл травинку
И взвалил её на СВИНКУ.
В гости спешил человек налегке-
Связку БАРАНОВ держал он в руке.
Поэт закончил строчку.
В конце поставил БОЧКУ.
Песня / Мотив «Голубой вагон»/:
Да, минутки быстро убегают в даль,
Встречи с ними мы уже не ждем
Расстаемся мы с тобою – азбука
Буквы все с собою заберем
Трудно пока еще путь наш школьный катиться
Буквы помогут нам веселей шагать.
Будут у нас свои радости и праздники,
Но не забудем мы праздник азбуки!
Красивые мамы, на свете вас много.
В глаза вы глядите открыто и прямо,
В какую бы даль не звала нас дорога,
Нас провожают красивые мамы.
Мы маме так редко приносим букеты,
Но каждый так часто ее огорчает.
А добрая мама прощает все это,
Красивая мама все это прощает.
Под грузом забот, не сгибаясь, упрямо
Она выполняет свой долг терпеливо...
Красива по-своему каждая мама,
Любовью своей материнской красива.
Нас в детстве она забавляет игрушкой,
Порой мы о чем-то ей шепчем счастливо.
Когда-нибудь, мама, ты станешь старушкой,
Но будешь по-прежнему самой красивой.
ТРИ МАМЫ
Действующие лица
Роль исполняет взрослый:
Ведущий
Роли исполняют дети:
Таня
Мама
Бабушка
________________________
В центре зала или на сцене стол, три стула.
На одном из стульев сидит кукла.
На столе блюдо с четырьмя ватрушками).
Ведущий:
Наши дети так упрямы!
Это каждый знает сам.
Говорят им часто мамы,
Но они не слышат мам.
Танюша под вечер
С прогулки пришла
И куклу спросила:
Входит Таня, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки.
Таня:
Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Ведущий:
Танюшина мама с работы пришла
И Таню спросила:
Входит мама, садится на стул около Тани.
Мама:
Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
Обедать кричала бабуся не раз,
А ты отвечала: сейчас да сейчас.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка, обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Ведущий:
Тут бабушка — мамина мама — пришла
И маму спросила:
Входит бабушка с палочкой, подходит к столу и садится на третий стул.
Бабушка:
Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд.
Нельзя же весь день сидеть без обеда.
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Все едят ватрушки.
Ведущий:
Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят.
Что с дочками сделать упрямыми?
Все трое: Ох, как не просто быть мамами!
Буквы разные писать. Тонким пёрышком в тетрадь.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
----------- 2 куплет ------------
К четырём прибавить два, по слогам читать слова.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
----------- 3 куплет ------------
Находить Восток и Юг, рисовать квадрат и круг.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда острова и города.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда острова и города.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
----------- 4 куплет ------------
Про глагол и про тире и про дождик на дворе.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить
. Учат в школе, учат в школе, учат в школе.