Автор: Щелчкова Лариса Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ№42 Населённый пункт: город Тюмень Наименование материала: методическая разработка Тема: Работа с одарёнными детьми Раздел: начальное образование
Руководитель НОУ Щелчкова Лариса Анатольевна, учитель
высшей категории МАОУ СОШ №42 города Тюмени
В
последнее
время
вся
стратегия
современного
образования
заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся
проявить
свои
способности
и
весь
творческий
потенциал,
обеспечить
благоприятные условия для развития и поддержки одаренных детей.
Важную
роль
в
развитии
и
реализации
творческих
способностей
школьников играет научно-исследовательская деятельность. Одна из форм ее
организации- научное общество учащихся( НОУ).
В
начале
2015
учебного
года
пед.коллективом
начальной
школы
проводится
целенаправленная
работа
по
развитию
одаренных
детей
интеллектуального,
физического
и
художе ственно-эстетиче ского
направлений.
Опираясь
на
план
работы
НОУ
«Птенчик»,
основными
задачами классных руководителей
и руководителя НОУ «Птенчик» стали
следующие:
Создание
условий
для
реализации
творческих,
исследовательских,
коллективных и индивидуальных способностей обучающихся.
Создание системы выявления одаренных детей по направлениям силами
педагога, развития индивидуальных способностей каждого ребенка, создавая
условия
для
осуществления
научно-исследовательской
деятельности
учащихся.
Пополнение банка одаренных детей.
Участие
детей
во
Всероссийских
и
Международных
конкурсах
,
в
школьных , городских и областных олимпиадах.
Участие обучающихся в научно-практической конференции.
Оказание
консультационной
помощи
родителям
по
взаимодействию
с
одаренными детьми.
НОУ «Птенчик» способствует:
Выявлению
и
поддержке
учащихся,
склонных
к
з а н я т и я м
исследовательской и творческой деятельностью.
Развитию интеллектуальных, творческих способностей через создание и
системное применение заданий из «Банка для одаренных детей»; участие в
олимпиадах
и
Конференциях,
творческих
конкурсах
КТД(коллективное
творческое дело).
Обучению выступлений перед аудиторией с докладом(или приобретение
опыта).
Максимальному
развитию
умений
и
навыков,
познавательных
и
творческих способностей каждого ребенка.
Знакомству с достижениями науки, техники, литературы, искусства.
.
Учащиеся
начальных
классов
принимают
активное
участие
во
внеклассных мероприятиях по направлениям, которые
тесно связаны с
направлениями из ФГОС :
1.Интеллектуальное направление.
2.Художественно-эстетическое направление.
3.Спортивно-оздоровительное направление.
4.Работа с детьми с ОВЗ .
Интеллектуальное направление.
Работа по данному направлению многопланова.Здесь проявляются
у
учащихся
интеллектуальные
способности,
воспитывается
желание
заниматься
интеллектуальной
деятельностью,
формируются
навыки
продуктивного
интеллектуального
труда,
развиваются
интеллектуальные
способности у учащихся, а так же формируются исследовательские навыки.
С помощью творчески работающих классных руководителей был обновлен
«Банк одаренных детей» по направлениям. И надо заметить, что количество
способных детей в этом году составляет- 153 человека.
Следует
отметить,
что
при
оказании
дополнительной
помощи
одаренным детям , в первую очередь мы обращаем внимание на личную
заинтересованность ученика в определенной теме и помогаем расширить
личный научный кругозор за счет освоения научно-популярного материала.
Одной из форм работы с высокомотивированными учащимися является
индивидуальные
и
групповые
занятия
по
подготовке
к
школьным
олимпиадам.
В школьных олимпиадах приняли участия-45 учащихся 2-4 классов.
Среди 2-4 классов выявлены победители по параллелям:
Гуманитарный цикл:
2-е классы: 1место-Мастерских Маргарита(2А)
2место-Разбойникова Ксюша(2Б)
3место-Деревягина Кристина(2Б)
3-е классы:1место-Евсеева Алина(3В)
2место-Уханова Алина(3А)
3место-Громова Даша(3Б)
4-е классы: 1место-Красовских Ира(4Б)
2место-Разнотовская Валерия(4Б)
3место-Мальцева Вика(4В)
Естественно-математический цикл:
2-е классы: 1место-Мастерских Маргарита(2А)
1место-Гайнетдинов Влад(2Б)
2место-Деревягина Кристина(2Б)
3 место -Разбойникова Ксюша(2Б)
3-е классы: 1место-Ильин Артем (3Б)
2место-Луконин Кирилл(3Б)
2место-Довгулевич Леня(3Б)
3место-Калинина Аня(3А)
4-е классы: 1место-Щелчкова Лиза(4В)
2место-Щелчков Саша(4В)
2место-Берсенев Никита(4В)
3 место - Ахмедханова Карина(4В)
3 место - Максачев Артем (4Б)
Всем
призерам
школьной
олимпиады
были
вручены
почетные
грамоты .
Призеры
школьной
олимпиады
приняли
участие
в
городской
предметной олимпиаде среди 4-х классов.
Во второй тур городской олимпиады по математике вышла Щелчкова
Лиза- ученица 4 «В» класса, которая получила сертификат победителя и была
приглашена на обучение в «Школу одаренных детей» при ТГУ.
Учащиеся 2-4-х классов 13 ноября приняли участие во Всероссийском
конкурсе «Русский медвежонок» в количестве-119 человек.
Лучшие результаты в конкурсе по региону показали:
Пакшинцева Лиза (2 Б)
Красницкая Катя(3В)
Трифонов Виталя(3Б)
Красовских Ира(4Б)
Учащиеся 1-4 классов 11 декабря приняли активное участие в
международном конкурсе «Гелиантус» в количестве-145 человек.
Лучшие результаты:
Учащиеся
2-4
классов
19
апреля
приняли
активное
участие
во
Всероссийском
математическом
конкурсе-игре
«Кенгуру-2016»
в
количестве -101 человека.
Лучшие результаты по школе показали:
2 класс:
Разбойникова Ксюша (2Б)- 1 место (49 баллов)
Ткачина Миша (2Б) – 2 место (48 баллов)
Межецкий Иван (2Б) – 3 место (46 баллов)
3 класс:
Красницкая Катя (3Б) –1 место (80 баллов)
Евсеева Алина (3В) - 2 место (79 баллов)
Марченко Саша (3Б) – 3 место (71 балл)
4 класс:
Демышева Софья (4Б) -1 место (86 баллов)
Бобрышев Иван (4Б) 1 место (86 баллов)
Щелчкова Лиза (4В) – 3 место (78 баллов)
Все участники и призеры были награждены сертификатами и призами.
Программа
«Одаренные
дети»
напрямую
связанна
с
внеурочной
деятельностью учащихся, которая включает в себя следующие курсы:
- «Уроки нравственной жизни»(духовно-нравственная деятельность)
- «На пороге школы» (духовно-нравственная деятельность)
- «Я – гражданин России» (нравственно-патриотическая деятельность)
- «Память поколений» (нравственно-патриотическая деятельность)
- «Введение в мир профессий» (социальная деятельность)
- «Все вместе» (духовно-нравственная деятельность)
-«Цветок здоровья» (спортивно-оздоровительная деятельность)
-«Игры народов мира» (спортивно-оздоровительная деятельность)
-«Я исследователь» (интеллектуальная деятельность)
Благодаря
совместному,
тесному
сотрудничеству
классных
руководителей,библиотекаря
ДК
«Поиск»,школьного
библиотекаря
и
родителей,начальная
школа
добилась
высоких
результатов
в
интеллектуальном направлении ,развивая при этом у обучающихся кругозор ,
интеллектуальные способности и навыки продуктивного интеллектуального
труда.
Художественно-эстетическое
направление
–
развивает
кругозор
детей,
формирует
художественно-эстетические
способности
и
способствует
самореализации творческих способностей обучающихся.
В
течение
полугода
учащиеся
всех
классов
посетили:
музеи,
экскурсии, театры.
Музеи:
- зоологический;
- краеведческий;
- МузейГородской Думы
Театры:
-
Тобольский
драматический
театр
«День
рождения
Кота
Леопольда»,
«Зимняя сказка».
- Филармония «Секреты скрипки», «Орган», «Дует», «Лад».
- Тюменский драматический театр «Приключение Анчутки».
Участие в конкурсах (школа):
- «Собери ребенка в школу» (акция);
- «Данила мастер»;
- «День пожилого человека» (поделки);
- «День матери» (рисунки, сочинения,стихи);
- «Плакатов о профилактике гриппа»;
- «Поделок новогодних игрушек»;
-«Боевая техника»;
Проводится
активная
работа
по
развитию
«спецодаренно сти»
обучающихся,где
стараемся
привлечь
учащихся
с
ОВЗ.
Может
ни
в
интеллектуальном
направлении,
но
в
художественно-эстетическом
и
спортивно-оздоровительном направлении некоторые из них себя показывают
с
положительной
стороны.
Так,
Покаляева
Ира(4А)
принимает
активное
участие
в
спортивном
направлении,а
Копытова
София(4А),Ладейщикова
Кристина(4А),Берсенев Никита(4В) отмечены в художественно-эстетическом
направлении.
Самые активные участники были награждены почетными грамотами.
Городские конкурсы:
«К тебе Сибирь тянутся руки», «Мы вас любим»,
«Домовенок Нафаня».
Городская
олимпиада
(среди
школьников-инвалидов)-1место
в
номинации»Поэтическое
творчество»
за
сборник
стихов
–Берсенев
Никита(4В) Областные конкурсы
рисунков среди школьников-инвалидов
«Мы разные, но мы вместе», «Тебя, Сибирь, мои обнимут длани»(по Ермаку)
(дважды принимал участие Берсенев Никита).
Спортивно-
оздоровительное
направление -
развивает
спортивные
,физические
возможности обучающихся, воспитывает желание заниматься
спортом ,вести здоровый образ жизни.
В рамках этого направления были проведены следующие мероприятия:
1.
«День здоровья» (веселые старты) (сентябрь - октябрь);
2.
Спартакиада по разным видам спорта.
3.
Игра «Перестрелка»-2-4 классы.
4.
Игра»Муравейник» в рамках « Дня здоровья»
5.
Классный час «Здоровым быть здорово»;
6.
Веселые старты на свежем воздухе.
7.
Выезд в санаторий «Серебряный бор»(1А,1Б,1В,4В).
8.
«Зимние забавы»(катание на коньках, на санках).
9.
Выезд детей(18 человек) в санаторий «Энергетик» на две недели (4-е
классы).
10.Городские
общекомандные
соревнования
по
художественной
гимнастике.
Все активные участники были отмечены и награждены грамотами.
Спортивное
направление
организовано
с
помощью
классных
руководителей,
учителей физкультуры и родителей, которые совместными усилиями
развивали в детях интерес к спортивной жизни.
Немалую роль в развитии одаренности играют и родители. Идет тесное
сотрудничество «Родители – школа». Родители принимают активное участие
во всех мероприятиях всех направлений.
В
течении
вс его
времени
проводилась
с о в м е с т н а я
(дети+учителя+родители)
интенсивная
подготовка
к
н ау ч н о -
исследовательской конференции. Начальная школа старается идти по пути
творческой, поисково-исследовательской работы уч-ся и педагогов, привлекая
и заинтересовывая родителей.
В конференции из начальной школы приняли участие -23 человека,
которые были определены по секциям :
1 секция: «Если хочешь быть здоров…»
1 место –Разнотовская Лера (4В )
2 место- Маламыжева Маша (1А)
3 место – Викулова Настя (1Б)
2 секция: «Мир вокруг нас»
1 место- Плашинов Данил(4В)
2 место – Уханова Алина (3А)
3 место – Остапенко Максим (4Б)
3 секция : « Этот удивительный мир»
1 место- Сафронов Данил (4Б)
2 место – Кулакова Женя (2Б)
3 место – Темборовская Настя (1В)
4 секция: «Семейные ценности России»
1 место – Леонова Юля (1А)
2 место – Холодов Саша (4В)
3 место – Красовских Ира (4Б)
Все победители конференции были награждены почетными грамотами
и призами.
Немаловажен и социально-коммуникативный аспект- общаясь между
собой в ходе обсуждения результатов, школьники лучше узнают друг друга.
Согласно
требованиям
ФГОС,
которые
включают
в
себя
–
развитие
самостоятельности и творческих способностей обучающихся по средствам
включения их в проектную и исследовательскую деятельность ,начальной
школой активно используются переносные лабораторные комплекты.
Работа с этим оборудованием направлена на развитие детей во всех
направлениях:
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
спортивно-
оздоровительном.
А
так
же
формирует
освоение
учащимися
методики
проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность
мотивировать детей на исследовательскую деятельность и способствовать
формированию навыков экспериментальной работы.
Во
всей
вышесказанной
работе
мы
используем
принципы:
максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
принцип
возрастания
роли
во
внеурочной
деятельности;
дифференциация
обучения,
создание
условий
для
совместной
работы
по
схеме: ученик-учитель; ученик-родитель ; родитель-учитель.
У каждого классного руководителя ведутся индивидуальные
карты
достижений (ИКД), где фиксируются все участия в олимпиадах, конкурсах,
соревнованиях.
Вывод:
Осознанное
и
целенаправленное
использование
комплекса
педагогических условий в урочной и внеурочной деятельности в начальной
школе
содействует
получению
хороших
результатов
в
реализации
одаренности детей. Работа по данному направлению позволяет пополнить
банк
одаренных детей
разработками
школьных предметных олимпиад,
тестами и творческими заданиями по параллелям и кафедрой начального
образования.
Рекомендации:
1.
Продолжить работу НОУ «Птенчик» по развитию одаренных детей.
2.
Пополнять «Банк работ для одаренных детей».
3.
Активнее
вовлекать
учащихся
в
проведение
предметных
олимпиад,
конкурсов, соревнований через срезовые ,олимпиадные и творческие
задания.
4.
Продолжать
использовать
лабораторные
комплекты в урочной и
внеурочной деятельности учащихся для развития самостоятельности и
творческих способностей по средствам включения их в проектную и
исследовательскую деятельность.
5.
Продолжать сотрудничество «Родители-школа»
Руководитель НОУ Щелчкова Л.А.