Напоминание

Работа с одарёнными детьми


Автор: Щелчкова Лариса Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ№42
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа с одарёнными детьми
Раздел: начальное образование





Назад





Работа с одаренными детьми.

Руководитель НОУ Щелчкова Лариса Анатольевна, учитель

высшей категории МАОУ СОШ №42 города Тюмени
В последнее время вся стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь творческий потенциал, обеспечить благоприятные условия для развития и поддержки одаренных детей. Важную роль в развитии и реализации творческих способностей школьников играет научно-исследовательская деятельность. Одна из форм ее организации- научное общество учащихся( НОУ). В начале 2015 учебного года пед.коллективом начальной школы проводится целенаправленная работа по развитию одаренных детей интеллектуального, физического и художе ственно-эстетиче ского направлений. Опираясь на план работы НОУ «Птенчик», основными задачами классных руководителей и руководителя НОУ «Птенчик» стали следующие: Создание условий для реализации творческих, исследовательских, коллективных и индивидуальных способностей обучающихся. Создание системы выявления одаренных детей по направлениям силами педагога, развития индивидуальных способностей каждого ребенка, создавая условия для осуществления научно-исследовательской деятельности учащихся. Пополнение банка одаренных детей.
Участие детей во Всероссийских и Международных конкурсах , в школьных , городских и областных олимпиадах. Участие обучающихся в научно-практической конференции. Оказание консультационной помощи родителям по взаимодействию с одаренными детьми. НОУ «Птенчик» способствует: Выявлению и поддержке учащихся, склонных к з а н я т и я м исследовательской и творческой деятельностью. Развитию интеллектуальных, творческих способностей через создание и системное применение заданий из «Банка для одаренных детей»; участие в олимпиадах и Конференциях, творческих конкурсах КТД(коллективное творческое дело). Обучению выступлений перед аудиторией с докладом(или приобретение опыта). Максимальному развитию умений и навыков, познавательных и творческих способностей каждого ребенка. Знакомству с достижениями науки, техники, литературы, искусства. . Учащиеся начальных классов принимают активное участие во внеклассных мероприятиях по направлениям, которые тесно связаны с направлениями из ФГОС : 1.Интеллектуальное направление. 2.Художественно-эстетическое направление. 3.Спортивно-оздоровительное направление.
4.Работа с детьми с ОВЗ .


Интеллектуальное направление.
Работа по данному направлению многопланова.Здесь проявляются у учащихся интеллектуальные способности, воспитывается желание заниматься интеллектуальной деятельностью, формируются навыки продуктивного интеллектуального труда, развиваются интеллектуальные способности у учащихся, а так же формируются исследовательские навыки. С помощью творчески работающих классных руководителей был обновлен «Банк одаренных детей» по направлениям. И надо заметить, что количество способных детей в этом году составляет- 153 человека. Следует отметить, что при оказании дополнительной помощи одаренным детям , в первую очередь мы обращаем внимание на личную заинтересованность ученика в определенной теме и помогаем расширить личный научный кругозор за счет освоения научно-популярного материала. Одной из форм работы с высокомотивированными учащимися является индивидуальные и групповые занятия по подготовке к школьным олимпиадам.
В школьных олимпиадах приняли участия-45 учащихся 2-4 классов.

Среди 2-4 классов выявлены победители по параллелям:

Гуманитарный цикл: 2-е классы: 1место-Мастерских Маргарита(2А) 2место-Разбойникова Ксюша(2Б) 3место-Деревягина Кристина(2Б) 3-е классы:1место-Евсеева Алина(3В) 2место-Уханова Алина(3А) 3место-Громова Даша(3Б) 4-е классы: 1место-Красовских Ира(4Б) 2место-Разнотовская Валерия(4Б) 3место-Мальцева Вика(4В) Естественно-математический цикл: 2-е классы: 1место-Мастерских Маргарита(2А) 1место-Гайнетдинов Влад(2Б) 2место-Деревягина Кристина(2Б) 3 место -Разбойникова Ксюша(2Б) 3-е классы: 1место-Ильин Артем (3Б) 2место-Луконин Кирилл(3Б) 2место-Довгулевич Леня(3Б) 3место-Калинина Аня(3А) 4-е классы: 1место-Щелчкова Лиза(4В) 2место-Щелчков Саша(4В) 2место-Берсенев Никита(4В)
3 место - Ахмедханова Карина(4В) 3 место - Максачев Артем (4Б) Всем призерам школьной олимпиады были вручены почетные грамоты . Призеры школьной олимпиады приняли участие в городской предметной олимпиаде среди 4-х классов. Во второй тур городской олимпиады по математике вышла Щелчкова Лиза- ученица 4 «В» класса, которая получила сертификат победителя и была приглашена на обучение в «Школу одаренных детей» при ТГУ.
Учащиеся 2-4-х классов 13 ноября приняли участие во Всероссийском

конкурсе «Русский медвежонок» в количестве-119 человек.

Лучшие результаты в конкурсе по региону показали:
Пакшинцева Лиза (2 Б) Красницкая Катя(3В) Трифонов Виталя(3Б) Красовских Ира(4Б)
Учащиеся 1-4 классов 11 декабря приняли активное участие в

международном конкурсе «Гелиантус» в количестве-145 человек.
Лучшие результаты:

Учащиеся

2-4

классов

19

апреля

приняли

активное

участие

во

Всероссийском

математическом

конкурсе-игре

«Кенгуру-2016»

в

количестве -101 человека.

Лучшие результаты по школе показали:

2 класс:
Разбойникова Ксюша (2Б)- 1 место (49 баллов) Ткачина Миша (2Б) – 2 место (48 баллов) Межецкий Иван (2Б) – 3 место (46 баллов)
3 класс:
Красницкая Катя (3Б) –1 место (80 баллов) Евсеева Алина (3В) - 2 место (79 баллов) Марченко Саша (3Б) – 3 место (71 балл)
4 класс:
Демышева Софья (4Б) -1 место (86 баллов) Бобрышев Иван (4Б) 1 место (86 баллов) Щелчкова Лиза (4В) – 3 место (78 баллов) Все участники и призеры были награждены сертификатами и призами. Программа «Одаренные дети» напрямую связанна с внеурочной деятельностью учащихся, которая включает в себя следующие курсы:
- «Уроки нравственной жизни»(духовно-нравственная деятельность) - «На пороге школы» (духовно-нравственная деятельность) - «Я – гражданин России» (нравственно-патриотическая деятельность) - «Память поколений» (нравственно-патриотическая деятельность) - «Введение в мир профессий» (социальная деятельность) - «Все вместе» (духовно-нравственная деятельность) -«Цветок здоровья» (спортивно-оздоровительная деятельность) -«Игры народов мира» (спортивно-оздоровительная деятельность) -«Я исследователь» (интеллектуальная деятельность) Благодаря совместному, тесному сотрудничеству классных руководителей,библиотекаря ДК «Поиск»,школьного библиотекаря и родителей,начальная школа добилась высоких результатов в интеллектуальном направлении ,развивая при этом у обучающихся кругозор , интеллектуальные способности и навыки продуктивного интеллектуального труда.
Художественно-эстетическое

направление
– развивает кругозор детей, формирует художественно-эстетические способности и способствует самореализации творческих способностей обучающихся. В течение полугода учащиеся всех классов посетили: музеи, экскурсии, театры.
Музеи:
- зоологический; - краеведческий;
- МузейГородской Думы
Театры:
- Тобольский драматический театр «День рождения Кота Леопольда», «Зимняя сказка». - Филармония «Секреты скрипки», «Орган», «Дует», «Лад». - Тюменский драматический театр «Приключение Анчутки».
Участие в конкурсах (школа):
- «Собери ребенка в школу» (акция); - «Данила мастер»; - «День пожилого человека» (поделки); - «День матери» (рисунки, сочинения,стихи); - «Плакатов о профилактике гриппа»; - «Поделок новогодних игрушек»; -«Боевая техника»; Проводится активная работа по развитию «спецодаренно сти» обучающихся,где стараемся привлечь учащихся с ОВЗ. Может ни в интеллектуальном направлении, но в художественно-эстетическом и спортивно-оздоровительном направлении некоторые из них себя показывают с положительной стороны. Так, Покаляева Ира(4А) принимает активное участие в спортивном направлении,а Копытова София(4А),Ладейщикова Кристина(4А),Берсенев Никита(4В) отмечены в художественно-эстетическом направлении. Самые активные участники были награждены почетными грамотами.

Городские конкурсы:
«К тебе Сибирь тянутся руки», «Мы вас любим», «Домовенок Нафаня». Городская олимпиада (среди школьников-инвалидов)-1место в номинации»Поэтическое творчество» за сборник стихов –Берсенев Никита(4В) Областные конкурсы рисунков среди школьников-инвалидов «Мы разные, но мы вместе», «Тебя, Сибирь, мои обнимут длани»(по Ермаку) (дважды принимал участие Берсенев Никита).
Спортивно-

оздоровительное

направление
- развивает спортивные ,физические возможности обучающихся, воспитывает желание заниматься спортом ,вести здоровый образ жизни. В рамках этого направления были проведены следующие мероприятия: 1. «День здоровья» (веселые старты) (сентябрь - октябрь); 2. Спартакиада по разным видам спорта. 3. Игра «Перестрелка»-2-4 классы. 4. Игра»Муравейник» в рамках « Дня здоровья» 5. Классный час «Здоровым быть здорово»; 6. Веселые старты на свежем воздухе. 7. Выезд в санаторий «Серебряный бор»(1А,1Б,1В,4В). 8. «Зимние забавы»(катание на коньках, на санках). 9. Выезд детей(18 человек) в санаторий «Энергетик» на две недели (4-е классы). 10.Городские общекомандные соревнования по художественной гимнастике. Все активные участники были отмечены и награждены грамотами. Спортивное направление организовано с помощью классных руководителей, учителей физкультуры и родителей, которые совместными усилиями развивали в детях интерес к спортивной жизни.
Немалую роль в развитии одаренности играют и родители. Идет тесное сотрудничество «Родители – школа». Родители принимают активное участие во всех мероприятиях всех направлений. В течении вс его времени проводилась с о в м е с т н а я (дети+учителя+родители) интенсивная подготовка к н ау ч н о - исследовательской конференции. Начальная школа старается идти по пути творческой, поисково-исследовательской работы уч-ся и педагогов, привлекая и заинтересовывая родителей.
В конференции из начальной школы приняли участие -23 человека,

которые были определены по секциям :

1 секция: «Если хочешь быть здоров…»
1 место –Разнотовская Лера (4В ) 2 место- Маламыжева Маша (1А) 3 место – Викулова Настя (1Б)
2 секция: «Мир вокруг нас»
1 место- Плашинов Данил(4В) 2 место – Уханова Алина (3А) 3 место – Остапенко Максим (4Б)
3 секция : « Этот удивительный мир»
1 место- Сафронов Данил (4Б) 2 место – Кулакова Женя (2Б) 3 место – Темборовская Настя (1В)
4 секция: «Семейные ценности России»

1 место – Леонова Юля (1А) 2 место – Холодов Саша (4В) 3 место – Красовских Ира (4Б) Все победители конференции были награждены почетными грамотами и призами. Немаловажен и социально-коммуникативный аспект- общаясь между собой в ходе обсуждения результатов, школьники лучше узнают друг друга. Согласно требованиям ФГОС, которые включают в себя – развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся по средствам включения их в проектную и исследовательскую деятельность ,начальной школой активно используются переносные лабораторные комплекты. Работа с этим оборудованием направлена на развитие детей во всех направлениях: интеллектуальном, художественно-эстетическом, спортивно- оздоровительном. А так же формирует освоение учащимися методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность мотивировать детей на исследовательскую деятельность и способствовать формированию навыков экспериментальной работы. Во всей вышесказанной работе мы используем принципы: максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли во внеурочной деятельности; дифференциация обучения, создание условий для совместной работы по схеме: ученик-учитель; ученик-родитель ; родитель-учитель.
У каждого классного руководителя ведутся индивидуальные карты достижений (ИКД), где фиксируются все участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
Вывод:
Осознанное и целенаправленное использование комплекса педагогических условий в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе содействует получению хороших результатов в реализации одаренности детей. Работа по данному направлению позволяет пополнить банк одаренных детей разработками школьных предметных олимпиад, тестами и творческими заданиями по параллелям и кафедрой начального образования.
Рекомендации:
1. Продолжить работу НОУ «Птенчик» по развитию одаренных детей. 2. Пополнять «Банк работ для одаренных детей». 3. Активнее вовлекать учащихся в проведение предметных олимпиад, конкурсов, соревнований через срезовые ,олимпиадные и творческие задания. 4. Продолжать использовать лабораторные комплекты в урочной и внеурочной деятельности учащихся для развития самостоятельности и творческих способностей по средствам включения их в проектную и исследовательскую деятельность. 5. Продолжать сотрудничество «Родители-школа» Руководитель НОУ Щелчкова Л.А.


В раздел образования