Автор: Хорохонова Галина Алексеевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ БГО СОШ № 5 Населённый пункт: Город Борисоглебск, Воронежская область Наименование материала: Статья Тема: КУЛЬТУРА ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ Раздел: дополнительное образование
дам.
Шли века. На смену античности пришло средневековье с культом христианства,
стремлением к роскоши, изысканности манер, движений, мысли. Все это отразилось и в
танце.
Танец,
как
и
его
музыкальное
сопровождение,
должен
был
подчеркивать
значимость
и
торжественность
происходящего,
выражать
благородство
и
изящество
манер его исполнителей. Исполнители стали разбиваться на пары, мужчины выбирали
себе партнерш по танцу. Во время особых придворных церемоний, например отбытия
невесты в церковь или выхода князя. Исполнялась павана. Исполняющие танец мужчины
обязательно
должны
были
быть
при
шпагах
и
одеты
в
плащи.
Придворные
балы
открывались курантой. Характер этого танца был не менее торжественный и важный, чем
у паваны.
Очень
большой
популярностью
пользовались
танцы-
шествия.
Проще
говоря,
взявшись за руки, дамы и их кавалеры медленно под музыку двигались, а лучше сказать,
шествовали из одного конца зала в другой и так несколько раз. Одними из таких танцев-
шествий были аллемандра и пассакалья. Постепенно человеческое начало взяло верх над
религиозным. И вот уже танец начинает все больше и больше напоминать игру, в которой
за невинными целомудренными движениями скрывается целая история любви и страсти.
Танец стали использовать как способ объяснения в любви, как средство познакомиться с
предметом своего обожания, как возможность договориться о месте и времени свидания
и т.д. Появились быстрые и подвижные танцы: гальярда, бурре, бранль, гавот и многие
другие.
Бесспорно, подвижные танцы, как, и сейчас, пользовались несколько большей
популярностью,
чем
"медляки".
Явное
доказательство
тому
-
дошедшее
до
нас
"танцевальное меню" одного из версальских королевских балов:
куранта;
бранль;
веселый бранль;
бранль;
бранль.
"Средь шумного бала..."
Танец как барометр, - остро реагирует на "свежие ветры перемен". Если в 80-е годы XIX
века в бальных залах царили французская кадриль, лансье и полька-мазурка - мазурку
весьма жаловали "балетные": для династии Кшесинских, например, она была счастливым
танцем и номером "на бис", то в 90-е все изменилось. Они же - "балетные" - стали
законодателями мод в бальном танце. Па-де-грас создал Е.М. Иванов на музыку "Гавота"
Ф. Госсека. Лаконичная композиция и простые движения сделали его доступным всем
желающим танцевать. История появления других новых танцев - миньона и па-де-катра
довольно загадочна. У них есть праотцы в других странах. Миньон - родственник
старинного английского танца, а Гавликовский его переосмыслил. Он же считал, что
корни
этого
танца
–
во
Франции.
Автор
изменил
рисунок
танца,
прыжки
трансформировались в
глиссадо, и па-де-катр стал элегантнее. Вообще, в 90-е годы
бальные танцы с элементами характерного танца были особенно популярны. Благодаря
стараниям и изобретательности артиста Большого театра А.А. Цармана, на балах тогда с
удовольствием танцевали чардаш, русско-славянский танец, лезгинку, тарантеллу, фан
данго, па-д'эспань. И делали это с удалью и темпераментом. Правда, и критики не
дремали, норовя всякий раз "отдавить ноги" любителям нового, называя эти танцы
"забавой для подвыпивших солдат и кухарок".
"Это
неприлично
-
Вам
говорят..."
Бал в X I X веке - это не "танцульки", а серьезный экзамен на этическую зрелость.
Где танцы - экзаменационные билеты,
а кавалер и дама -товарищи по несчастью.
В любой книге по этикету найдется не одна глава о правилах поведения на балах,
танцевальных
вечерах
и
маскарадах.
Да
и
чему
тут
удивляться?
Ведь
танец
-
это
форма общения, и при всем своеобразии она должна быть вежливой и корректной.
Кроме
того,
человек
познается
в
танце.
Наверное,
поэтому
опытные
хореографы
того времени в свои учебники и пособия включали разделы по "бонтону". В 1888
году
в
свет
вышла
уникальная
книга
Альберта
Цорна
"Грамматика
танцевального
искусства
хореографии".
Ее
автор
увидел
главную
причину
"печального"
положения
этого
искусства
в
отсутствии
универсального
танцевального
письма
наподобие
нотного
письма
в
музыке.
Будучи
потомственным
учителем
танцев,
А.
Цорн
в
своей
"Грамматике"
попытался
решить
эту
проблему:
к
подробнейшему
описанию
теоретических
основ
танца
прилагался
атлас
с
графиче скими
рисунками
-
для
наглядности
и
простоты
изучения.
Так
появились
его
"танцы
по
нотам".
От кокетства - до изящества.
Представление
о
полонезах,
мазурках,
гавотах
или
кадрилях
есть
у
каждого
кто хоть однажды побывал на балетном спектакле
или
смотрел,
к
примеру,
фильм
С. Бондарчука "Война и мир".
Парижская
мода
на
ниспадающие
платья
в
стиле
"ампир"
вместе
с
французами,
покинувшими
свою
страну
по
политическим
мотивам
после
Великой
французской
революции,
пришла
в
Россию.
Наши
дамы
всех
возрастов
отказались
от
тяжелой
парчи,
пудреных
причесок
и
пышных
юбок
и
начали
уподоблять
себя
античным
статуям.
Стали
популярными
легкие
полупрозрачные
туники,
надетые
иногда на голое тело.
Однако Россия есть Россия: в ней все и всегда подвергается "редактуре". В данном
случае - по причине климата. Ведь в такой одежде даже летними вечерами не согреешься.
Вот тогда и появились у нас огромные шали из тончайшей шерсти, впервые вывезенной
англичанами из своих колоний. Шаль не только помогала женщине защититься от дурной
погоды, но еще больше делала ее похожей на скульптурные изображения античной эпохи.
Она должна была ниспадать красивыми складками, повторяющими во время движения
естественные изгибы тела. Именно тогда русские балетмейстеры и создали целую серию
сольных танцев с шалью.
В России предшественниками балов были петровские ассамблеи. В 1718 году
вышел особый указ по этому поводу. К концу XVIII ассамблеи сменились балами. По
своему размаху и пышности они ни капли не уступали европейским. До 1812 года
русский
бал
открывался
менуэтом.
Но
с
началом
войны
патриотические
чувства
захлестнули
сердца
и
умы
россиян,
они
не
могли
смириться
с
тем,
что
танцуют
французский танец, и поэтому заменили его на полонез, который был более приемлем
для гордой души славян.
После
полонеза
шел
котильон
-
близкий
родственник
вальса,
но
менее,
как
считалось, фривольный. Потом нравы, однако, смягчались, да и мода того требовала,
и
постепенно
добрый
старый
друг
котильон
был
заменен
ветреным
вальсом.
Кульминацией
танцевального
вечера
была
мазурка.
Ее
мастерское
исполнение
считалось
одним
из
достоинств
настоящего
мужчины.
Но
в
программу
бала
этот
танец включался не всегда, а лишь в том случае, если большую часть приглашенных
составляли военные. Особенностью танца были грация и блеск исполнения. Понятно,
что это удавалось не каждому, особенно штатским. Они из-за сидения в теплых и
тихих кабинетах особым удальством и проворством не обладали, но танцевать все же
любили. Поэтому специально для них мазурку заменяли кадрилью.
По своему размаху и пышности они ни капли не уступали европейским. До 1812 года
русский
бал
открывался
менуэтом.
Но
с
началом
войны
патриотические
чувства
захлестнули
сердца
и
умы
россиян,
они
не
могли
смириться
с
тем,
что
танцуют
французский танец, и поэтому заменили его на полонез, который был более приемлем
для гордой души славян. После полонеза шел котильон - близкий родственник вальса,
но менее, как считалось, фривольный. Потом нравы, однако, смягчались, да и мода
того требовала, и постепенно добрый старый друг котильон был заменен ветреным
вальсом.
В 40-х годах XIX века на смену кадрили пришла полька. В программу вечера
также входили экосез, котильон, бальные варианты народных танцев, как венгерский
чардаш, испанский падеспань, лезгинка, итальянская тарантелла, казачок,
испанское
фанданго.
Нашим современникам полонез знаком главным образом по опорно- балетным
спектаклям, где он украшает сцены балов, празднеств, церемониальных шествий.
Как
бальный
танец
полонез
стал
широко
известен
в
начале
18
столетия.
Его
исполнение
не
требовало
особого
труда.
В
отличие
от
менуэта
и
гавота
движения
полонеза
не
нужно
было
старательно
разучивать
и
запоминать
в
их
строгой
последовательности.
Основу полонеза составляет ритмический, плавный и мягкий не изменяющийся
шаг, несмотря на причудливость и сложность композиционного рисунка. Изящный и
лёгкий шаг полонеза сопровождался не глубоким и плавным приседанием на третьей
четверти каждого такта. В танец входили также реверансы и поклон. В полонезе нет
сложных хореографических украшений, замысловатых движений и поз. Но вместе с
тем ни один танец не требует такой строгой осанки, горделивости и собранности, как
полонез.
На первый взгляд можно подумать, что в полонезе просто ходят, что танец этот
не что иное, как обычное шествие, унаследованное от променадов рыцарских времён.
Но полонез 18 века, как подметил Лист, «вовсе не был банальной и бессмысленной
прогулкой;
он
был
дефилированием,
во
время
которого
всё
общество,
так
сказать,
приосанивалось,
наслаждалось
своим
лицезрением,
видя
себя
таким
прекрасным,
таким знатным, таким пышным, таким учтивым. Полонез был постоянной выставкой
блеска, славы, значения».
Полонез
как
нельзя
лучше
подходил
для
грандиозных,
обставленных
с
необыкновенной
роскошью
балов
18
века.
Им
открывались
торжественные
танцевальные вечера, придворные балы.
В
придворных
кругах
полонез
исполнялся
строго
по
рангам.
Нарядно
одетые
гости с важностью проходили по залу. Кавалеры относились к своим дамам с особой
учтивостью,
галантно
указывая
направление
танца.
Во
время
шествия
под
торжественно-фанфарную
музыку
гости
показывали
себя,
свой
наряд,
светскость
манер
и
благородство.
Во
время
танца
мужчины
часто
молодцевато
подкручивали
усы, перекидывали шляпу с одной руки на другую, подавали даме то одну руку то
другую. В полонезе могли участвовать все приглашённые, независимо от возраста.
Хозяин
дома
танцевал
в
первой
паре
с
самой
знатной
и
уважаемой
дамой.
Первая
пара
задавала
движения,
которые
повторялись
всей
колонной.
Поэтому
рисунок полонеза всецело зависел от устроителя бала. Он имел право создавать ходы
по
своему
желанию.
«Длинной
змеёй
с
отливающими
всеми
цветами
кольцами
весёлое
общество,
скользя
по
паркету,
то
вытягивалось
во
всю
длину,
то
свёртывалось,
играя
в
своих
извивах
разнообразнейшими
цветами;
глухо
звенели
золотые
цепочки,
волочащиеся
полу
сабли,
шуршали
тяжёлые
великолепные
шали,
вышитые
жемчугом,
сияющие
алмазами,
украшенные
бантами
и
лентами.
Издали
доносился весёлый говор, подобный шуму вод этого пламенеющего потока»
Полонез, начавшись в парадном зал, мог продолжаться в саду. Иногда первая
пара
уводила
колонну
в
глубь
сада
или
в
отдалённые
комнаты,
куда
почти
не
доносились
звуки
музыки.
Гости
двигались,
подчиняясь
только
внутреннему
ритму.
Здесь движения были более оживлёнными. П возвращении в зал, откуда начиналось
шествие, танец снова обретал свой торжественно-церемониальный характер.
Во
время
исполнения
полонеза
существовал
обычай
«отбивания
дамы)
Любой
из
гостей,
находившийся
в
зале
и
не
принимавший
участие
в
танце,
склоняясь
перед
дамой
и
хлопая
в
ладоши,
просил
оказать
ему
честь
пройтись
с
ним
в
полонезе.
Обычно обращались к первой даме. Хозяин дом обязан был уступить свою партнёршу,
а сам перейти к другой даме. Таким образом, стоило первой даме поменять кавалеров,
как они менялись у все дам. « Кавалер, становившийся во главе колонны, старался
превзойти своего предшественника небывалыми комбинациями и фигурами, которые
с заставил проделывать... Он показывал своё искусство, оправдывая взятую на себя
роль, придумывая фигуры тесные, сложные, запутанные, одна выполнял их так точно
и
уверенно,
что
живая
лента,
на
все
лады
извиваясь
никогда
не
разрывалась
на
скрещениях и не происходило никакого замешательства и толкотни».
Лист
даёт
очень
яркое
описание
полонеза.
Но
уже
он
указывает
на
то,
что
«сейчас довольно трудно угадать первоначальный характер полонеза- этого исконно
польского
танца,-
настолько
он
выродился
по
свидетельству
тех,
кто
наблюдал
его
исполнение ещё в начале 19 века».
Полонез берёт своё начало от народного танца, называемого в Польп «ходзоны».
С момента своего возникновения он исполнялся на свадебных торжествах, но затем,
несколько видоизменившись, сделался любимым та цем и других празднеств. Так, в
некоторых
местностях
его
танцевали
хмелем,
с
подушкой.
Со
свечами,
откуда
он
получил название «ходзоны хмелем», «ходзоны с подушкой», «ходзон со свечой».
И
на
народных
праздниках
и
на
пирушках
полонез
был
тем
танце
который
начинал
веселье.
Нередко
молодёжь,
сделав
несколько
фип
полонеза,
без
ведома
музыкантов ускоряла темп и быстро переходила ] весёлые и задорные танцы, такие,
как мазурка или оберек. Оркестр в таю случаях следовал за танцующими. Устав от
быстрых
и
сложных
движеш
мазурки
или
оберека,
молодёжь
снова
переходила
на
полонез.
ИногдаЧ
заканчивалось
веселье.
Таким
образом,
ходзоны
или
народный
полош
обрамляли
целую
группу
танцев.
В
каждой
местности
ходзоны
имели
свои
отличительные черты.
Так,
в
Краковском
воеводстве
ходзоны
исполняли
несколько
напряжённым шагом, делали «голубцы». Танцующие в паре не держались руки. Очень
часто парень саблей «расчищал» дорогу девушке. На Куявах полонеза был мягче, более
скользящим, а ритм исполнения - более медленным. Парень и девушка держали за два
конца
платок,
проходили
под
ним, девушка
брала
его
в
свободную
руку
и
плавно
проводила по воздуху. Во время исполнения допускались различные импровизации. В
Силезии
ходзоны
танцевали
медленно
и
строго.
Здесь
они
походили
на
маршевое
шествие с едва уловимыми поклонами.
Во всех областях Польши ходзоны танцевали с припевами. Спевший лучший и
самый красивый куплет получал право вести танец. Его, в свою очередь, мог сменить
через несколько фигур новый победитель.
Ходзоны
были
любимым
народным
танцем.
Его
незатейливую
хореографию
крестьяне всячески украшали и расцвечивали. Так, в 17-18 веках девушки танцевали
ходзоны
в
венках.
Они
шли
одна
за
другой,
тайком
поглядывая
на
юношей,
следовавших за ними. Затем девушки снимали венки, дарили их своим любимым и
только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек
сменяли
семейные
пары.
Молодым
людям
в
таких
случаях
не
разрешалось
танцевать
с
замужней
женщиной или вдовой. До сих пор в Польше танцуют свадебный полонез с кружкой
пива и со свечами или факелами.
От народа ходзоны попали к бедной шляхте, и только в 17 веке полонез перешёл
в
дворянские
залы,
в
замки
крупнейших
магнатов.
Здесь
с
полонезом
знакомились
иностранные гости и разносили его славу по всей Европе. Балетмейстеры Парижа -
города, который до 19 века считался законодателем танцевальных мод, - переделали
ходзоны, приспособили для придворных торжеств и дали ему название полонез, то
есть
польский.
Как
уже
говорилось,
в
18
веке
полонез
стал
популярным
во
всей
Европе. Польский народный танец ходзоны всё больше и больше терял свою простоту
и делался танцем привилегированных классов.