Напоминание

Психогимнастика


Автор: Хорохонова Галина Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ БГО СОШ № 5
Населённый пункт: Город Борисоглебск, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: Психогимнастика
Раздел: дополнительное образование





Назад




Психогимнастика Дети, а часто и взрослые, плохо понимают, что испытывают они сами или их близкие, не могут правильно назвать эмоции, а тем более их выразить Этому тоже надо учиться В процессе обыденной жизни осознание настоящих эмоций, чувств и стремлений затруднено, поскольку на многие из них наложены запреты Счастливые и несчастные, благополучные и неустроенные, мы устремляемся друг к другу, испытываем потребность поделиться своими мыслями и раздумьями, болью и радостью, услышать совет или утешение И не только ожидание помощи и участия притягивает нас друг к другу Общение - это размышление вслух о предметах, не обязательно конкретно необходимых, но нужных уму и сердцу В общении рождается духовная близость, обогащается наш внутренний мир, исчезает чувство одиночества. Не всегда обстоятельства жизни способствуют только дружеским контактам и приятным беседам. Однако даже в конфликтных, сложных ситуациях общение приносит облегчение, если мы проявляем взаимную терпимость, сердечность и такт Никакие материальные блага не могут сделать человека счастливым Часто тот, кто окружил себя комфортом, одинок, испытывает чувство усталости и неудовлетворенности жизнью Только в общении с окружающими людьми человек находит себя Поэтому вопросы культуры общения, характера и стиля поведения каждого из нас требуют пристального внимания и вдумчивого рассмотрения Основа основ в отношении близких людей - уважение Оно проявляется в интересе к склонностям и занятиям друг друга, во взаимном духовном приближении Очень важно уметь прощать незаслуженные обиды, иногда небрежное отношение К самым благоприятным результатам приводит взаимная уступчивость Особое внимание имеют следующие элементы общения
Первый из них - взгляд.
« Хмурый, настороженный взгляд вызывает недоверие к человеку, отталкивает и пугает Пристальный, бесцеремонный тревожит Иронический, надменный оскорбляет Открытый, приветливый взгляд располагает к человеку, настраивает на живое, доверительное общение даже
с
незнакомыми людьми
Второй элемент общения - слово.
!
Мы лениво относимся к нашему языку Не подбираем нужных точных слое Хватаем первое попавшееся и заменяем им множество понятий Например, слово "нормально* Оно заполнило нашу разговорную речь. На вопрос "Как здоровье?" отвечаем: "Нормально" "Как живешь?" - "Нормально" Комментарии излишни
Третий очень важный элемент общения - интонация
. Она подчас значительнее слова Интонация бывает посланницей радости и огорчения Она притягивает и отталкивает Ободряет и удручает Обижает и оскорбляет И она же может вселить надгкду, осчастливить, поддержать, ободрить.
Четвертый элемент общения - жест.
Он так же, как интонация и взгляд, может обидеть, унизить, возмутить и, наоборот выразить расположение, участие Человек, идущий разболтанной походка, говорящий нарочито громко, размахивающий во время беседы руками, и не подозревает, что вызывает осуждение и неприязнь окружающих Он далек от дурных помыслов и от желания кого-то обидеть, огорчить Тем не менее он производит неприятное впечатление Каждый должен стремиться приобрести (фазовую осанку Подтянутость человека - выражение его уважительного отношения к людям Красивая осанка - расправленные плечи, приподнятая голова, упругая поступь - создает эстетический облик. Если даже человек не очень хорошо СЛОЖЕН , ОН кажется привлекательным и элегантным. Выработать красивую осанку можно только систематическим вниманием к тому, как стоишь, как сидишь, как жестикулируешь И непрерывно проверять себя Поначалу это сложно и утомительно, но постепенно при постоянной тренировке трудное становится привычным Затем привычное - легким и приятным Овладев искусством общения, мы увидим, как результативно решаются многие вопросы, возникающие в повседневности Антуан де Сант-Экзюпери сказал: 'Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное не сог ласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата Каждый участник общения активен, выступает в ходе его как личность, а не как физический предмет В ходе общения люди адресуются друг к другу в расчете получить отзвук, ответ У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой исследованием предметов, рисованием и перемежается с ними.
Общение тесно связано с деятельностью и само может рассматриваться как особый вид деятельности Синонимом общения является термин "коммуникативная деятельность". Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата); - формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений); - познание людьми друг друга Общение играет особую роль в психическом развитии ребенка Развитие психики ребенка это процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно- исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослыми носителями этого опыта. Решающая роль общения в психическом развитии ребенка доказывается глубоким и необратимым недоразвитием детей, выросших в изоляции от человеческого общества, явлениями госпитализма, наблюдающимися при дефиците общения детей со взрослыми, фактами, полученными в экспериментах Дефицит общения в раннем возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности. Влияние общения на психическое развитие маленького ребенка происходит следующим образом благодаря благоприятным качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения; благодаря обогащению взрослыми опыта детей; путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями; на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого; благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых, вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом Основное позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей Потребность в общении не является врожденной Она возникает в ходе ионзни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Потребность ребенка в общении со взрослыми возникает вначале как биологическая потребность
в первые 2 месяца х«зни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях. Решающим фактором при этом служит поведение взрослого человека Потребность ребенка в общении с другими детьми отчетливо выявляется на 3-м году хмзни Она строится на основе потребности детей в новых впечатлениях, в активном функционировании и в общении со взрослыми Критериями анализа становления потребности ребенка в общении являются: внимание к партнеру; эмоциональное отношение к его воздействиям; стремление продемонстрировать себя; чувствительность к отношению партнера Основные мотивы общения. потребность во впечатлениях (познавательный мотив); потребность в активной деятельности (деловой мотив); потребность в признании и поддержке (личностный мотив). Дети в 2-3 года чаше всего выбирают игровое взаимодействие со взрослыми (игрушки и действия с ними), детей 3-4 лет привлекают новые впечатления, в 4-5 лет дети предпочитают ситуацию, где взрослый рассказывает им сказку, в 5-6 и в 6-7 лет отмечается преобладание познавательных и личностных мотивов, удовлетворяемых детьми в общении со взрослыми (например, в беседах на личные темы). После 6 лет в жизни и поведении ребенка многое меняется Ребенок становится более независимым от родителей, иной раз даже нетерпимым Он приобретает чувство собственного достоинства и хочет, чтобы его уважали Он меняет пример для подражания: раньше он подражал взрослым, а теперь сверстникам Меняется характер общения В этом случае, если ребенок не умеет заводить друзей, ему может помочь педагог, организовав, например, занятая так, чтобы ребенок мог проявить свои способности, тогда другие ребята смогут оценить его хорошие качества и полюбить его Решающим условием становления коммуникативной деятельности ребенка является его взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня развития коммуникативной потребности, достигнутого ребенком на конкретном этапе развития Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе,
привносятся в семью Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, младшего школьника - с учителем Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Важное воздействие на развитие ребенка оказывает успешность становления его отношений со сверстниками. Таким образом, существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности Общение осуществляется с помощью различиях коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Вскрыть противоречия в развитии общения, предупредить различные отклонения в формировании личности ребенка возможно при своевременном выявлении и учете особенностей его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание н оценку самого себя посредством других людей. Для детей младшего возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другое будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника Умение ребенка общаться подразумевает: осознание того, что каждый (ребенок и взрослый) имеет право выражать свои мысли и чувства, не нарушая права собеседника: понимание собственных чувств и мыслей; ясное и непосредственное выражение мыслей и чувств; понимание двухканальности процесса общения: роли говорения и слушания других В играх на занятиях психогимнастикой дети учатся: произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые испытывают они сами или сказочные персонажи, различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, страшно, удивительно и т. д.),
одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие, произвольно и подражательно 'воспроизводить или демонстрировать эмоции по заданному образцу. Овладев навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок учиться регулировать свое общение, т к основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт Эту способность развиваем в игре тренировкой следующих умений: улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния; сопереживать (принимать состояние другого, прочувствовать его); • отвечать адекватными чувствами (в ответ на эмоциональное состояние другого проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения) Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, включает в себя отработанные в играх вышеуказанные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические умения: • определять конкретные цели поступков; • искать и находить из множества вариантов средства для достижения этих целей; • проверять эффективность этих путей опытом прошлых аналогичных ситуаций, • предвидеть конечный результат своих действий и поступков; • брать на себя ответственность за свои поступки В игре дети имеют возможность испытать множество вариантов различных поведенческих ситуаций и научиться делать выбор Например, утешая по сюжету сказки на занятиях по психогимнастике царевну Несмеяну, дети учатся говорить комплименты, выражать сочувствие жестом, прикосновением, поступком и т. д. Цели и задачи психогимнастики. 1. Понимание "языка тела". 1) Сознательное освоение невербальных уровней общения 2) . Обучение разнообразным мышечным ощущениям-подражаниям 3) . Определение характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями. 4) Обучение видению себя со стороны, своего внешнего облика, особенностей и манеры поведения, отдельных черт характера, индивидуальности и личной уникальности.
5) Тренировка умения изменять характер своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений, работу воображения и чувств 6) Обучение выразительности движения 7) Воспитание уверенности в себе через радость свободы движений и власти над ними. 2. Пробуждение и раскрепощение эмоций. 1) . Знакомство с разнообразием эмоций и их оттенков. 2) Классификация и отреагирование эмоций 3) . Обучение умению выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других. 4) . Освоение моторных компонентов выражения различных эмоций (мимика, пантомима, жест, осанка). 3. Поведение. 1) . Тренировка умения регулировать "&ои поведенческие реакции 2) Проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями 3) . Выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения 4) . Приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов 5) . Развитие навыков самостоятельного выбора и построения подходяир»х форм реакций и действий в разных ситуациях. Отреагирование внутренних негативных переживаний Активизация положительных эмоциональных проявлений, закрепление новых форм эмоционального реагирования
Произвольная саморегуляция и самоконтроль.
Обучение осознанию телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением Развитие навыков произвольной концентрации внимания, быстрого переключения его. Повышение объема внимания умения выполнять одновременно несколько заданий Закрепление навыков вхождения в состояние релаксации . Согласование работы различных мышечных групп, координации движений соответственно эмоциональному образу Обучение видению себя со стороны, своего внешнего облика, особенностей и манеры поведения, отдельных черт характера, индивидуальности и личной уникальности, развитие навыков быстрого переключения внимания
. Управление своими эмоциями и действиями Моделирование своих чувств и мыслей, желаний и возможностей
Основы коммуникации.
. Закрепление правильных навыков общения со взрослыми и сверстниками Знакомство с элементами, критериями и мотивами общения (внимание к партнеру, проявление себя, потребность во впечатлениях, помощи и т. д.). Разучивание вербальных и невербальных средств общения. Культура общения, обыгривание правил этикета, форм и техники общения в различных жизненных ситуациях . Коррекция трудностей в общении, умения чувствовать и понимать других вербапьно и телесно выражать себя . . Навыки бесконфликтного общения, коллективного взаимодействия, умения сообща решать проблемы Моделирование стилей поведения, отработка индивидуальных техник общения . Особенности общения полов (правила поведения мальчиков и девочек, совместная деятельность и отличие).
Основные задачи курса можно сформулировать и короче.
Обучение детей пониманию себя и умению "быть в мире с собой". Воспитание интереса к окружающим людям развитие чувства понимания и сопереживания другим людям. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на ненасильственную модель поведения Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикои, жестами, пантомимикой) - средствами человеческого общения Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения Формирование терпимости к мнению собеседника 7. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения
Развитие творческих способностей и воображения в процессе коммуникативной деятельности Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения. Во всех разделах мы пользуемся следующими приемами Выразительные движения. Любой эмоциональной реакции, любому эмоциональному состоянию присущи характерные моторные проявления (мимика, пантомимика, вокальная мимика) Мимика - выразительные движения мышц лица Мимика без слов говорит об определенных чувствах и настроениях ребенка Бытует мнение о том, что эмоции, отражающиеся на лице, слышны лучше, чем речь Улыбка ребенка сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу - сердится. О многом говорит взгляд. Он может быть прямой, потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный, невыразительный Общее выражение лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, безразличное, самодовольное Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной Жесты бывают условными, указывающими подчеркивающими, ритмичными, показывающими и эмоциональными Жестикуляция может отличаться живостью, вялостью, бедностью, богатством, маповыразительностъю, естественностью, спокойствием, порывистостью, робостью, энергичностью Пантомимика - это осанка и поза, которые играют важную роль в облике ребенка Отрицательные эмоции съеживают его фигуру, положительные, наоборот, развертывают Осанка формируется из положения головы и туловища Голова может быть поставлена прямо, быть склоненной на бок, втянутой в плечи, откинутой назад Позы бывают однообразными, разнообразными, естественными, искусственными, скованными Общий вид ребенка может характеризоваться как напряженный, расслабленный, скованный, естественный, подавленный, развязный, распрямленный, сутулый, сгорбленный... Дети с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, они, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом Это затрудняет процесс коммуникации
Чувство собственного достоинства. Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие мирно, спокойно общаться, это дети, которым плохо Они живут в своем мире, чувствуют себя нелюбимыми и незаслуживающими любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают. Нужно помочь таким детям научиться ценить себя, потому что когда ребенок счастлив и удовлетворен (находится в мире с собой), он переносит это чувство на взаимоотношения с окружающими Проявление же любого негативного отношения может разрушить все попытки общения с окружающими Сопереживание. С ранних лет дети должны понять важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других Лучшее понимание состояния и чувств других людей способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения.
Самоконтроль.
Дети с низким уровнем самоуважения и сопереживания окружающим часто имеют низкий уровень развития самоконтроля Они могут подчиняться контролю извне (со стороны взрослых), но сами не умеют контролировать свое поведение, речь
А,
как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, чем либо отличающихся от большинства не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника Важно формировать у детей навыки самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека
Раздел 1. Языки общения
Ребенок является частицей окружающего мира Человек и природа едины. Важно научить ребенка мудрости природы, умению видеть взаимозависимость человека и природы, привить любовь к животному и растительному миру, тому, что его окружает Необходимо научить ребенка пониманию того, чем отличается человек от других живых существ, что общего у нас с имвотными, как животные общаются друг с другом и что в процессе эволюции легло а основу коммуникативных навыков человека, какую роль играют наши органы чувств (глаза, уши, нос, рот, кожв)
Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у людей Владение выразительными движениями предполагает тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела другого человека Язык жестов и движений лежит и в основе общения животных Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми Непонимание другого - причина страха, отчужденности, враждебности Жест, выразительные движения дают дополнительную возможность усилить воздействие нашей речи на собеседника, ярче и образнее донести наши мысли и чувства Возможность выражать свои мысли и чувства посредством мимики способна заменить нам обычную речь Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понять своего собеседника, но и привнести захватывающую живость и подлинную радость в общение друг с другом Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции всеми доступными средствами более высокая ступень человеческого общения Попробуйте по-новому взглянуть на своего собеседника Будьте внимательны ко всем проявлениям его чувств и желаний Это позволит не только общаться с людьми, но и находить настоящих друзей При выражении собственного эмоционального состояния важно научиться использовать все доступные выразительные средства Здесь все имеет свое значение: определенный наклон или поворот вашей головы, выразительная поза, характерные движения рук, ног и туловища, походка Активно подключаются выразительные мимические средства Следует помнить, что мимика, жесты, пантомимика - наши первые помощники в общении Понимание и овладение языком жестов и движения нашего тела помогут нам не только стать интересными в общении, но и познавать людей, завоевывать друзей. В этом плане важную роль играет и человеческая память, которая позволяет сохранить и своевременно воспроизвести информацию, необходимую а процессе общения ребенка с окружающим миром
Возможные типы заданий
Упражнения на развитие мимических движений (поднять, опустить, нахмурить, сдвинуть брови, сомкнуть и "надуть" губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губы, наморщить нос и т. д.).
Игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей ("Угадай и собери") Мини-конкурсы по определению и передаче эмоциональных состояний человека, выраженных при помощи жестов и мимики ("Назови и покажи"). Игры по обучению выразительным движениям ("Кто это?). Этюды на распознавание различных жестов и мимических средств выражения определенных эмоциональных состояний ("Маленький скульптор", "В магазине зеркал") Этюды на развитие выразительности жеста ("Заколдованный ребенок", "Отдай!", "Уходи", "Я не знаю!", "Игра в снежки", "Игра с камушками"). Этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений ("Кто лучше покажет позу", "Кто лучше пройдет", "Кто я?", "Если бы \ "Живая игрушка"). Задания на запоминание предметов и слов, оценка памяти ребенка, игры на тренировку памяти Игры на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность ("Что там происходит?", "Кузнечик", "Раздумье") Выразительные средства: движения (наклон головы, поворот головы, определенная выразительная поза ), мимика (пристальный или заинтересованный взгляд, полуоткрытый рот...). Игры на развитие умения выражать свое удивление ("Удивление", "Круглые глаза") Выразительные средства мимикам жесты, позы. 11. Игры на развитие умения выражать эмоциональные чувства радости, удовольствия ("Золотые капельки", "Ласка", "Вкусные конфеты"). Выразительные средства движения (наклон головы, характерные движения рук и ног ), мимика (закрытые глаза, улыбка .). 12 Игры на развитие умения выражать чувства печали, страдания ("Северный полюс", "Ой, ой, живот болит). Выразительные средства: движения (дрожание коленей, потирание рук, согревание дыханием пальцев рук, согнутое положение туловища, прижатые к животу руки...), мимика (поднятые и сдвинутые брови, расширенные или прищуренные глаза) Игры на развитие умения выражать эмоции презрения, отвращения ("Соленый чай", "Грязь"). Выразительные средства: движения (наклон головы, походка), мимика (нахмуренные брови, сморщенный нос, поднятая верхняя губа .).
Игры на развитие умения выражать гнев ("Король Боровик не в духе", "Два сердитых мальчика") Выразительные средства: движения, мимика Дети должны учиться ценить себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи к достижения Это поможет обрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научит
Музыкальная игра "Чувства и музыка»
Детям предлагается назвать слова, обозначающие чувства, противоположные тем, что называет педагог: веселый - грустный, бодрый - усталый, довольный - сердитый, спокойный - взволнованный, смелый - трусливый, медленный - быстрый Далее предлагается прослушать отрывки из музыкальных произведений, нзевать, какая была музыка и какому чувству из выше названных она соответствует: праздничная - будничная, теплая - холодная, задушевная - отчуяоденная, радостная - грустная, ясная - мрачная, красивая - некрасивая.
Игра-драматизация "Хомячок-молчун"
Цель запомнить содержание рассказа и эмоционально воспроизвести его Педагог распределяет меноду детьми роли в игре (бобер, сойка, белочка, лиса, хомяк) и выбирает ребенка на роль автора Предлагает прослушать рассказ, каждому запомнить свои слова, а затем рассказать текст в ролях Остальные дети поправляют "Идет хомячок по лесу Набрал зерна за обе щеки, лапками их держит Навстречу ему бобер Здравствуй, хомячок. Как поживаешь? Молчит хомячок, щеки лапками держит. Рассердился бобер: Ишь, как важно шагает и не глядит, щеки раздул, даже глаз не поднимает Подожди, придет зима - несладко тебе будет. На зиму все звери запас делают Молчит хомячок, шагает мимо Навстречу ему летит птица сойка: Здравствуй, хомячок. Как поживаешь? Молчит хомячок, щеки лапками держит Обиделась сойка: Какой важный! А щеки раздул! Смотри, как бы зимой плохо не было Вот желуди на ветке, сорву их да спрячу пока в укромное местечко Бежит белочка: Цок-цок! Здравствуй, хомячок. Как поживаешь? Цок-цок. Молчит хомячок, щеки лапками держит. Рассердилась белочка: Ах ты толстый хомячок! Вон какое брюхо нагулял, даже земли касается Ну ничего, придет зима - похудеешь.
Молчит хомячок, шагает важно, навстречу ему лиса Здравствуй, миленький хомячок Как живешь-поживаешь? Что на зиму запасаешь? Ты что молчишь? Ах ты, толстый хомяк, неуклюжий хомяк. Ишь, какую спину толстую наел Ну и спина! Ну и брюхо! Ну и щеки! Придет зима - похудеешь! А хомячок пришел в свою сухую кладовую и высыпал зерно из-за щек: Пусть надо мною смеются звери А я молчком, молчком запасы на зиму сделал.
Раздел 2. Тайна моего "Я".
Образ себя - это то, как
каждый
ребенок относится к себе, сумма его мыслей и чувств Позитивные мысли и чувства создают чувство самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации процесса общения Путь к себе вовсе не легок. Ребенок должен научиться прехеде всего не просто подозревать о наличии собственного "Я", но и оценивать его. Для начала необходимо научиться увидеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеры поведения, отдельные черты характера Это поможет заложить чувство собственной индивидуальности и личностной уникальности у каждого ребенка Дети должны учиться ценить себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи к достижения Это поможет обрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научит постоянно дарить людям улыбку Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами Процесс познания самого себя формирует самооценку ребенка Важю понимать, как ты думаешь и действуешь, можешь ли оценить поступки окружающих В дальнейшем это поможет добиваться значительных успехов в общении с другими людьми Каждый должен осознать, что хорошо думвть и говорить хорошее о себе является ни чем иным, как проявлением чувства собственного достоинства, помогающего обрести необходимую многом уверенность в себе и в своих силах Именно это способно постепенно вылиться в недоступную, к сожалению, многим взрослым возможность говорить хорошее о других, искренне ценить каждого и каждодневно выражать это словами и делами Несомненно, в этом кроется подлинная радость общения Возможные типы заданий. 1 Игры "Что такое "Я"?', "Отражение в озере", "Свет мой, зеркальце, скажи", "Мой автопортрет")
Чтение и обсуждение книг, кинофильмов о событиях из жизни детей Осмысливание и оценка человеческих поступков и отношений Этюды, игры и упражнения из раздела 1 с использованием языка жестов, движений и эмоций "Кто такой я" Педагог предлагает послушать музыку Нас здесь много - мы все ее слушаем Педагог показывает на всех по очереди детей Она - Люда, он - Коля, ты - Вера, а кто это - я? Я - это я! Я - Нина Владимировна! Я - люблю животных Я - умею петь, рисовать и т. д. У всех есть свое "Я" - но какое оно? Давайте постараемся раскрыть тайну вашего "Я" Но прежде исполним этюд "Это я! Это мое!" Затем педагог предлагает детям рассказать о своем "Я" Можно для облегчения рассказа о своем "Я" предложить детям ряд вопросов: Кто ты? Твое имя? Какой(ая) ты? Что ты больше всего любишь делать' Тебе стыдно своего "Я", когда оно начинает капризничать, упрямиться? В чем причина? Ты скрываешь от всех свои любимые дела, умение делать что-то интересное? Какие у твоего "Я" есть достоинства?
"Отражение в озере".
Педагог предлагает идти "купаться на озеро" Дети гуляют по берегу озера, они то останавливаются, нагибаясь за красивым камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками Затем садятся на песок и начинают играть с камушками Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдоль - Ребята, посмотрите, какие ваши "озера" тихие и спокойные! Давайте заглянем в них! Ложитесь на берегу "озера" вкруговую Загляните в него - вы видите себя? Подумайте о себе, полюбуйтесь собой - как вы выглядите! Чтобы волны не начали расходиться по озеру, вы должны лежвть спокойно Кто из вас хочет рассказать о своем отражении' Ваше отражение такое, какие вы на самом деле? А что не отражается в озере? Педагог спрашивает 3-4 человек в зависимости от времени их описательного рассказа В конце занятия, подводя итога, педагог предлагает поиграть в "минутку шалости" Сейчас вы все превратились в смешных обезьянок, которые, увидев свое отражение, начнут корчить рожицы
Этюд "Капитан"
Ребенок представляет себя капитаном Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер Но не порта назначения Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносит к глазам воображаемый бинокль

Этюд "Чертенок, или Мальчик наоборот"
Мальчик-чертенок жил на болоте. Иногда по тропинке мимо болота проходили люди Чертенку очень нравились люди, он хотел тоже им понравиться, поэтому, как увидит он кого-нибудь, тотчас вспрыгнет на кочку и давай плясать на ней - только фязная вода во все стороны летит Проходящие почему-то ускоряли шаг, зажимали себе носы, отворачивали от чертенка лица Чертенок не знал, что запах тухлой воды неприятен, что кривяяние и гримасы пугают, а его мокрая драная одежда, усеянная пиявками и улитками, вызывает у всех тошноту Но вот однаходы по этой тропинке шел добрый человек Он не отвернулся от чертенка, не зажал нос, хотя все это ему очень хотелось сделать, а подозвал его к себе Добрый человек вытащил из кармана волшебную булавку и пристегнул ее к одежде чертенка И в тот же миг не стало болота, а перед ним стоял красивый и чистенький мальчик Мальчик, бывший чертенок, попросился жить к доброму человеку Вот стали они жить вместе Добрый человек говорит "Открой дверь", а мальчик ее плотнее закрывает, говорит "Причешись", а мальчик лохматит себе волосы, "Делай уроки" - а мальчик бежит на улицу Добрый человек понял, что из чертенка получился мальчик-наоборот Он не ругал мальчика, а стал сам говорить все наоборот "Поколоти эту плаксу-девочку", а мальчик начинал ее ласкать и успокаивать "Включи свет, когда пойдешь гулять", а мальчик его выключал, и т. д. Так они и жили
Раздел 3. Как мы видим друг друга.
Подлинное человеческое общение начинается с осознания собственного "Я" Постепенно это чувство дополняется серией поступков и слов, обращенных к другим людям Ценным результатом такого взаимодействия является возможность "увидеть* рядом другого человека с присущими ему внешними данными н внутренним миром Лучшее понимание эмоционального состояния к поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения н сопереживания с ними, что является непременным условием живого общения с окружающими детьми Способность поставить себя на место другого ребенка помогает лучше понять возможного партнера по общению, выделить отдельные черты его характера и их проявление, выражающееся в поступках и действиях Способность взять на себя роль своего партнера учит детей терпимости к чужим недостаткам, развивает умение сопереживать Эти способности формируются у детей старшего дошкольного возраста с течением времени и могут с успехом применяться ими в дальнейшей жизненной практике Возможные типы заданий
Разгадывание характеров с опорой на художественное изображение (игры "Фотографии друзей*, "Игрушки моим друзьям", 'Ролевое обсуждение", Кто интереснее?", "Выставка портретов друзей) Создание специальных игровых ситуаций (использование технических средств (видеомагнитофона) для записи и воспроизведения занятий детей с целью дальнейшего анализа поведения участников). ('Чистое общение" "Разговор взглядов», «Почему ты так поступил?"). 3. Игры на соотнесение внешности человека и его духовного мира. Цель - учить детей понимать своих сверстников, уметь общаться с ними с использованием художественных произведений, музыки, изобразительных средств
Конечные результаты.
В результате проведения занятий по этому разделу дети должны: воспитать в себе уважение к чувствам других детей; представлять, что такое "иметь друзей"; уметь принять решение при общении в группах сверстников; использовать общение для получения информации.
Навыки.
У детей должны быть выработаны навыки: оценки эмоционального состояния и поступков своих сверстников, чувства уважения, сопереживания, сотрудничества и сотворчества; способности понять партнера по общению; терпимости к чужим недостаткам и умения радоваться успехам других.
Творческая игра "Разговор взглядов"
Цель - учить умению общаться, смотреть в лицо и в глаза друг другу. Центром притяжения в начале этой ситуации является педагог, который привлекает внимание ребенка к лицу, глазам другого ребенка, называя его по имени, ласково поглаживая Затем предоставляет им возможность побыть наедине "глаза в глаза" и постараться увидеть в другом ребенке человека со своими переживаниями, чувствами, восприятием мира Педагог: дети, вам нравится смотреть в глаза друг другу? А вы заметили, что когда люди разговаривают друг с другом, они смотрят в глаза другого человека, чтобы понять, кто он, как он относится к тому, что мы говорим? Постарайтесь вспомнить из своей жизни разные примеры, когда вы смотрели в глаза человека, с кем общались в разговоре, игре и т. д. Взгляды бывают разные одни глаза выражают боль и грусть (это, наверное, когда вы огорчаете своих родителей), другие выражают ненависть, любовь, беспокойство, радость и т. д. Вспомнили?
Педагог вместе с детьми слушает разные примеры из их жизни, правильно определяет роль взглядов. А вот сейчас ты на кого смотрел, когда мне отвечал? Вы, дети, заметили? А почему ты, Сашенька, смотрела на Нину, когда рассказывала о своем случае? Дети, а когда люди не смотрят в глаза? Правильно, когда обманывают, говорят неправду Есть, конечно, и другие причины Игра "Свет мой, зеркальце, скажи!" Цель - научить детей правильно оценивать своего партнера, выделить в нем главные, индивидуальные качества, высказывать свое мнение о партнере, а также правильно оценивать мнение друзей о себе. Мимические движения: поднять брови, опустить, нахмурить брови Сдвинуть, надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться и т. д. Педагог: Дети, сегодня мы с вами вспомним сказку А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях* Там есть такле слова, которые произносит царица, сидя перед зеркалом: "Свет мой, зеркальце» скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?* Вспомнили? Вот и мы сегодня тоже попросим "зеркальце" рассказать, какие мы Но только роль "зеркальца" будет выполнять кто- нибудь из вас двоих, сидящих вместе Посмотрите друг на друга, подумайте и решите, кто из вас будет "зеркальцем" и расскажет о другом, а кто будет его спрашивать
Раздел 4. Этот странный взрослый мир.
Умение видеть и понимать окружающих ребенка взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим (дедушке и бабушке, истории их жизни, их реальным делам и поступкам), любви к родителям. Эти качества формируются во взаимодействии ребенка со взрослыми членами семьи в общих домашних делах, на отдыхе, во время праздников и т. д. Настроение взрослых членов семьи, их поступки, отношения между собой непосредственным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков ребенка Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются ребенком в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине и других общественных местах Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу, научить понимать хорошие и плохие поступки и самому активно вступать в контакты с окружающими людьми Возможные типы заданий
Урок "мудрости" (история моей семьи). Сюжетно-ропевые игры по развитию коммуникативных навыков в условиях влияния различной социальной среды и разнообразного круга общения ('Вечер в моей семье", "Хозяюшка", "Чаепитие", "Путешествие на теплоходе", "Прием гостей", "День рождения", "В магазине", "Поездка на дачу", "Интервью"). Этюды "Дружная семья", "Заговор" Конкурсы рисунков "Моя семья", "День рождения", "Как я провел день" 5. Подвижные игры "Бабушка Мапанья", "Ловишка"
Этюд "Музыкальные и певческие традиции в семье".
Педагог предлагает детям исполнить колыбельную песню, которую поет или пела им мама, бабушка, рассказать, какое у них при этом выражение лица и попробовать с помощью мимики и жестов показать это эмоциональное состояние.
Занятие "Вечер в моей семье".
Цель обучение добру в непосредственном общении друг с другом. Подготовка Предварительно педагог, общаясь с детьми, выясняет, в чем состоит их участие в жизни семьи, чем они занимаются дома вечером. Ход занятия Наступил вечер Все вернулись домой после работы Бабушка напекла пирогов и, сидя у окна, поджидает свою дочь с мужем и внучат.
Этюд "Рецепт бабушкиного пирога".
Бабушка печет пирог, напевает при этом песни, приговаривает слова, надевает платок, фартук, затем угощает гостей Педагог по очереди предлагает детям исполнить этот этюд.
Этюд "Дружная семья'
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу Каждый занят каким-нибудь делом (дети изображают разные занятия) Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные Цепь развивать действенное чувство любви к самому близкому и дорогому человеку - маме, привязанность к семье, способность замечать некоторые трудовые действия: мама шьет, стирает, гладит, готовит обед и т. д.
Занятие "Наши мамы"

Подготовка к занятию. Подобрать репродукции картин, рисунки с изображением мамы (с детьми или в других ситуациях) Ход занятия: педагог предлагает детям послушать отрывок из рассказа "На улице в толпе заблудилась маленькая девочка Бегает, кричит, ищет свою мать Народ спрашивает у нее Какая твоя мама? А девочка сквозь слезы говорит А разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех! Педагог прочитав ту часть рассказе, просит детей сказать, так ли они думают о своей маме что еще могут сообщить о своих мамах Дети отвечают: Она веселая, добрая, она все может делать, мама заботится о нас купает, кормит. Педагог показывает рисунки, слайды на эту тему мама хлопочет по дому, маме папа и мальчик на прогулке, девочка держит клубок с нитками когда мама (бабушка)попал ею в люстру, люстра стала раскачиваться Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол Старший брат поднялся с дивана и стал рядом с братом • Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала'' - спросила мама Так, будет справедливо, - серьезно ответил ей старший сын - Ведь это я придумал кидаться подушкой Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев
Раздел 5. Фантазия характеров
Характер человека - понятие довольно сложное Однако дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов достаточно легко усваивают понятия о положительных и отрицательных чертах характера. Умение определить личностные черты своего партнера по общению помогает правильно сориентироваться в живом человеческом взаимодействии, определить линию своего поведения, и значит, быть приятным в общении и добиваться при этом успехов. Создание моделей желательного поведения с опорой на определенные черты характера помогут заложить у детей первые навыки ориентации в хаосе жизненных ситуаций и столкновений с разными людьми. Целью занятий по данной теме является формирование чувства собственного "Я", осознание себя как личности со всеми присущими ей чертами. Это постепенно выливается в способность соотносить особенности своего поведения с определенными чертами характера, а также
наблюдать взаимосвязь между действиями и поступками других людей и складом их характера Познание самого себя, умение видеть и передавать эмоциональное состояние партнеров по общению, первое проникновение в причины и суть поведения других людей через изучение наиболее знакомых черт характера позволят взглянуть на человека со стороны Это ли не прямой путь к полноценному общению? Возможные типы заданий Передача внутренних черт характера через выразительные движения, позы моделирование положительных черт характера (этюды Так будет справедливо", •Добрый мальчик"), моделирование нежелательного поведения (этюды 'Хочу и все!', "Эгоист" "Ябедник" "Кривляка", "Злюка"; инсценировки "Жалко", "Какого цвета снег?"); игры на сопоставление различных черт характера ('Два друга", "Три характера", "Чертенок, или Мальчик-наоборот") Сочинения-фантазии с опорой на строки литературных произведении "Сочини сказку* "Рассказ по кругу", "Кем и чем я мог быть"). 3 Игры-импровизации на передачу характеров персонажей ("Игра в другого человека", "Мой двойник", "Разговор по телефону"). Цель раздела: научить детей определять черты характера своего партнера по общению и с их учетом строить свое поведение в различных ситуациях
Конечные результаты
Выполнив задания этого раздела, дети смогут усвоить понятия о положительных и отрицательных чертах характера; осознать себя как личность со всеми присущими ей чертами; соотносить особенности своего поведения с определенными чертами характера; анализировать взаимосвязь между действиями и поступками людей и чертами их характеров
Вырабатываемые навыки.
Дети должны уметь правильно ориентироваться в личностных чертах своего партнера; быть приятными в общении с людьми; иметь чувство собственного достоинства
Тема; 'Мой любимый герой". Творческая игра "Кто интересней"
Цель, учить детей распознавать характеры по внешнему облику.
Основное содержание Педагог предлагает детям фотографии различных людей На них портреты художников, музыкантов, писателей. Задание дается такое: вглядитесь в лицо Обратите внимание на позу, одежду Постарайтесь определить его характер, настроение, род занятий, стиль жизни. Придумать биографию этого человека, могли бы быть с ним в дружеских отношениях, или нет, какие отношения могли бы сложиться между вами' Подготовка Педагог заранее подбирает различные портреты, иллюстрации людей, где они изображены в разных ситуациях, но где ярко видно выражение их лиц. Ход занятия Педагог. Сегодня мы с вами окажемся по велению "волшебной палочки" в гостинице, куда приехало много интересных людей Только они все, как и бывает в волшебном царстве, застыли на своих портретах Вам предлагается выбрать любого из них - кто интереснее для вас - и суметь рассказать все, что вы сможете о нем узнать по выражению лица, глаз и т. п. Какой это человек по характеру? Чем он занимается' Что с ним происходит в эту минуту? Симпатичен ли он вам? Сможете ли вы с ним подружиться? Если да, то почему? Если нет, то тоже почему? Итак, мы отправляемся в гостиницу, где произойдет наше знакомство Педагог подводит детей к месту, где расположены портреты - это могут быть фланелеграфы - настольные и большие, стоящие на полу Идет рассматривание (знакомство) и выбор портрета Затем педагог предлагает детям вернуться на свои места и начать более подробное знакомство с людьми.
Раздел 6. Культура общения
Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону, общаться в магазине с продавцом, знакомиться с детьми и т. д.) Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям
Немаловажную роль на процесс коммуникации оказывает хорошо развитая речь - средство человеческого общения. Наиболее часто используемой детьми дошкольного и младшего школьного возраста формой речи в процессе общения является краткий ответ. Максимальную сложность представляет собой связная речь (в частности рассказ) Путь, предлагаемый для воспитания речи детей идет от модельных ситуаций общения к реальным Основная роль в процессе работы над речью отводится игре- драматизации, поскольку именно через нее ребенок усваивает богатства родного языка, овладевает выразительными средствами, использует разнообразные интонации, отражающие характер и поступки героев, старается говорить четко, "красиво" Исполнение определенных ролей требует воспроизведения ребенком необходимого текста, заучивания определенных литературных выражений, что эффективно влияет на развитие связной речи Содержание раздела направлено на ознакомление детей с правилами, существующими в обществе, на выработку такой манеры поведения, без которой общение его с другими людьми будет затруднено Каждый ребенок должен научиться понимать или хотя бы чувствовать, что он живет среди людей и что каждый его поступок и желание отражается на людях. Поэтому всегда необходимо помнить, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно Всегда нужно проверять свои поступки, думать, не причинили ли они зла окружающим Предлагаемые задания предусматривают моделирование поведения ребенка в! различных ситуациях, овладение им способами общения с людьми, обучение добру в непосредственном общении друг с другом, развитие организаторских способностей в игре Возможные типы заданий Игры-драматизации различных сказок ("Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями", "Кот, петух и лиса", "Красная Шапочка", "Крокодил Гена н Чебурашка", "Приключение Незнайки и его друзей", "Теремок", "Сорока и медведь", "Лиса и петух"). Игры-конкурсы по проигрыванию сказок ("Наша киностудия", "Конкурс мультфильмов", "Моя любимая сказка"). Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в условиях влияния различной социальной среды ("Зазвонил телефон", "Звуковое письмо", "Видение других", "Интервью"). Игры на развитие доброго и внимательного отношения друг к другу в процессе общения ("Подарки друг другу", "Уроки сказки", "Буратино", "Незнайка и его друзья", "День рождения", "Пилоты" и др
Беседы "Ваши добрые поступки", "Мнения", "Будь всегда вежливым", "Доставляй людям радость добрыми делами", "Мои сверстники", "Что мы видим в Доме быта", "Моя семья"; инсценировка "Лена и Катя идут в школу" 5. Упражнения, направленные на развитие речи - инструмента общения и показателя культуры Моделирование и совместное проигрывание с педагогом речевого и неречевого поведения в определенной ситуации общения (педагог дает речевой образец, сопровождает его соответствующими жестами, мимикой, следит за его точным воспроизведением). В отрабатываемой ситуации каждый ребенок
ДОЛЖЕН
вступить в речевое общение Импровизированное рассказывание стихотворений, сказок, разыгрывание фольклорных диалогов; беседы, обсуждения литературных произведений, составление рассказов по картинкам Цель раздела; научить детей правилам этикета, формам и технике общения различных жизненных ситуациях
Конечные результаты.
Выполнив задания этого раздела, дети смогут; правильно употреблять слова приветствий, благодарности; вести разговор с партнерами, не обижая и не унижая собеседника. знать правила хорошего тона; овладеть выразительными средствами родного языка; анализировать свои поступки и вырабатывать формы желаемого общения людьми.
Вырабатываемые навыки.
Дели должны уметь; вести диалог; вежливо общаться с партнерами; разговаривать по телефону;
Раздел 7. Мальчик и девочка.
Различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано Уже в возрасте 6 месяцев мальчики лучше реагируют на новые или движущиеся предметы, а девочки на ласковое приговаривание. Еще не осознав свою принадлежность к "сильному полу", мальчик забирается в машину и крутит руль, а девочка протирает тряпочкой дверцу Они и шалят по-разному и по- разному играют.
В младшем школьном возрасте, по наблюдениям родителей, имеющих сына и дочь, мальчики разностороннее, чем девочки, оптимистичнее их, рассказывают о школе менее обстоятельно, но интереснее, неожиданнее, чаще о главном, по существу. Они откровеннее, прямодушнее, бесхитростнее Часто хотят казаться хуже, чем они есть, а девочки, напротив, стараются произвести наилучшее впечатление. Девочки более скрытны и очень рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут Они послушнее, "правильнее", приветливее и ласковее с чужими. Игнорировать эти особенности нельзя, как нельзя игнорировать различия в темпераменте и характере мальчиков и девочек, что сказывается на специфике их общения Формирование нормальных ззаимоотношений мальчиков и девочек является одной их важнейших задач воспитания культуры общения, будущего счастья наших детей, их возможности полноценно "найти себя" в жизни и способности создать крепкую семью. Необходимо развивать в мальчике чувство долга: перед самим собой, другими перед родителями, женщиной, будущими детьми Очень важно воспитывать в мальчике уважение к женщине с раннего возраста. Девочку надо учить быть, прежде всего отзывчивой, способной понимать состояние других людей и действовать в соответствии с этим. Девочка мила нежностью, но она должна быть осмотрительной, осторожной. Ей суждено стать женщиной, дарить жизнь, и оберегая себя, оберегать будущее С первых лет девочку готовят к материнству Ей надо поручать заботу о младших детях в семье, подчеркивая их прелесть и беззащитность, обучать уходу за ними и радости общения с ними Это происходит естественно - сначала куклы, затем, младшие сестренки и братишки Девочку учат уважать мужчин конкретно - именно этого мальчика, этого взрослого за его достоинства и поступки и в целом как другую половину человеческого рода В совместных играх и занятиях, в общем труде, выполняя "мужские" и "женские" роли, наблюдая друг за другом, мальчики и девочки учатся быть собою, общаться меиоду собой. В последние годы психологи уделяют внимание проблеме полового дипсихизма Речь идет о том, что в жизни легче адаптируются те люди, которые, безусловно, приняв основные черты личности, свойственные их полу, имеют в характере и лучшие качества, присущие противоположному полу Мальчик может быть, безусловно, мужественным, но иметь в характере и такие традиционно женские черты, как чуткость, отзывчивость, эмоциональность, обостренное восприятие прекрасного. В еще большей степени это относится к девочке, которой должны быть свойственны как глубинная женственность, так и некоторые черты
истинной мужественности: активности, стойкости в трудных ситуациях, упорство в достижении цепи, решительности В условиях совместной деятельности дошкольники и младшие школьники одного пола, когда они оказываются в ситуации угрозы наказания (или ожидания награды), мальчики приблизительно одинаково оценивают свои усилия в собственную пользу и в пользу своих товарищей, но реально лишь чуть больше половины мальчиков ведут себя соответственно Они менее адекватно оценивают свое реальное поведение Оценка своего поведения и своего намерения у них носит случайный характер Девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения, хотя "эгоистичных" девочек в целом больше, чем мальчиков, но они либо намеренно скрывают это и "на публику" демонстрируют социально одобряемые формы поведения, либо не осознают своего мотива Исследования психологов показали, что у девочек этого возраста (6-8 лет) во всех ситуациях совместной деятельности показатели гуманных отношений ниже, чем у мальчиков, т е альтруистическая репутация девочек, существующая в обыденном сознании, сильно преувеличена. Девочки показывают более высоким уровень рефлексии и социальной ответственности и большую, чем мальчики, гибкость, способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения Следовательно, в совместной деятельности мальчики и девочки должны учиться быть собою, так сказать, "от противоположного" Говорят ведь, что более всего делает мужчину мужественным слабая женщина, а ее женственной - сильный, настоящий мужчина. Благодаря этому мальчику становится стыдно плакать при девочке, быть грубым рядом с девочкой и т. д. Это важное обстоятельство необходимо учитывать для полноценного развития личности как мальчика, так и девочки Возможные типы заданий 1. Игры на развитие основных эмоциональных состояний: внимания, интереса, радости, сосредоточенности и т. д. Выразительные движения тела и мимика лица. 2. Игры на развитие умения познакомиться, умения держать себя, правильно вести в различных ситуациях Выразительные средства: мимика, жесты, позы. 3 Чтение рассказов, стихов, беседы о внешнем облике мальчика и девочки, об уважительном отношении к женщине, женственности и мужественности
Цель раздела: прививать культуру общения детей разных полов в совместной деятельности с учетом специфичности черт характеров девочек и мальчиков Выполнив задание из этого разделам дети смогут: получить представление о женственности и мужественности; научиться следить за своей внешностью и манерой держаться; анализировать особенности своего поведения и поступков при общении с партнером противоположного пола в различных жизненных ситуациях и в совместной деятельности (учебной, игровой и т д.)
Вырабатываемые навыки
Дети должны уметь завязать и поддерживать знакомство с партнером противоположного пола; мальчики - уважительно относиться к девочкам; девочки - видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков; знать правила хорошего тона и вести себя культурно в присутствии партнеров противоположного пола; следить за своим внешним видом (прической, одеждой, обувью, чистотой лица рук).
Тема: "Знакомство"
Цель моделирование ситуации знакомства (на прогулке, в детском саду, в школе и т. д.) Нужно рассказать детям и затем проиграть процедуру приветствия: кто должен здороваться первым (ребенок или взрослый, мужчина или женщина, мальчик или девочка); приветствия жестом, движением; приветствие словами; рукопожатие; поцелуи и целование рук На следующем этапе нужно научить детей, как представлять и как представляться. (Этюд "Шаг к знакомству"). Далее следует научить формам общения друг с другом: когда говорят на "ты" и когда на "вы", личный разговор, телефонный разговор, переписка.
На всех этапах нужно акцентировать внимание на особенностях поведения мальчиков и девочек. Педагог помогает ребенку при знакомстве рассказать о себе: где он живет, какая у него семья, чем увлекается и т. д., подсказывает, как можно побеседовать, например о книге, мультфильме и т. п. Важно научить детей не только вступать в общение, но и внимательно слушать своего партнера.
Игра "Угадай, как меня зовут"
Оборудование. Конверты с изображением мальчиков и девочек (по количеству детей в группе), в конвертах картинки, соединив первые буквы названий изображенных на них предметов, можно получить имя ребенка, например: Арбуз - ножницы - яблоко (Аня); Арбуз - санки - яблоко (Ася); Ножницы - игла - ножницы - арбуз (Нина); Волк - арбуз - санки - яблоко (Вася) и т. д. Педагог раздает конверты с картинками девочкам (на картинках изображен мальчик), девочки должны угадать имя мальчика. Так составляются пары для игры в ручеек или какого- либо танца. Затем конверты получают мальчики и угадывают имя партнерши по музыкальной игре или танцу Конверты перемешиваются и составляются новые пары. Эти пары могут выполнять другие задания. Например, один - "художник", а другой - "заказывает ему портрет" (по желанию). "Художник" внимательно смотрит на своего "заказчика" (1-2 мин), затем отворачивается и по памяти описывает его внешность (какие волосы, глаза, нос, во что одет и т. д.). Запрещается высказывание обидных замечаний, фиксирующих какие-то физические недостатки детей. Педагог должен подчеркнуть внешние достоинства детей: "Ну-ка, вспомни, какая Лена красивая" Вариантом игры "Художник" может быть задание парам нарисовать своих партнеров, а затем подарить друг другу портреты.
Игра "Найди свою пару"
Девочки сидят на стульчиках по кругу, за ними стоят мальчики Перед одним мальчиком стул пустой, девочки нет. Мальчик должен подмигнуть девочке, которую хочет пригласить на свои стул Девочка бежит н садится на стул, если предыдущий партнер не заметил сигнала и не удержал ее. Оставшийся без партнерши мальчик выбирает другую девочку и подмигивает ей и т д. Затем дети меняются местами, теперь на стульчиках сидят мальчики, а девочки находятся за стульчиками. Игра начинается сначала.


В раздел образования