ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Сирачёва Валентина Андреевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Полдневская ООШ" Населённый пункт: п. Полдневой Наименование материала: статья Тема: ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Раздел: начальное образование
ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области
г. Караганда, Республика Казахстан
Совместное
обучение
детей
с
интеллектуальными
нарушениями
нормально
развивающимися
школьниками
в
условиях
массовой
образовательной
школы
является
социальным
заказом
родителей,
воспитывающих детей с нарушениями в развитии. На сегодняшний день этот
процесс
является
неоднозначным
и
сложным
по
степени
организации
обучения детей с ОВЗ в условиях общего образования. Для проведения
интегративного обучения в общеобразовательной школы важно обеспечить
педагогические условия для продуктивных занятий с детьми[1].
Система
оценки
предметных
результатов
освоения
адаптированной
основной
образовательной
программы
(АООП)
у
обучающихся
с
интеллектуальными
отклонениями
выступает
как
инструмент
реализации
требований ФГОС
к
результатам
освоения
образовательной
программы
начального
общего
образования
и
является
неотъемлемой
частью
обеспечения качества образования.
Обучающиеся с нарушениями интеллекта в начальном звене имеют
право
учиться
по
адаптированной
общеобразовательной
программе
или
специальной
индивидуальной
образовательной
программе.
АООП
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями создается в
образовательном
учреждении
с
учетом
особых
образовательных
потребностей
данной
категории
обучающихся
и
призвана
обеспечить
требуемые для них условия обучения и воспитания[4].
Важнейшим
условием
обучения
ребенка
с
интеллектуальными
нарушениями является готовность к эмоциональному и коммуникативному
взаимодействию с окружающими, формирование общей культуры, которая
обеспечивает
разностороннее
развитие
их
личности
(эстетическое,
нравственное,
социально-личностное,
физическое,
интеллектуальное)
в
соответствии
с
принятыми
в
обществе
и
семье
нравственными
и
культурными ценностями; овладение учебной деятельностью
Адаптированная основная программа для детей с интеллектуальными
отклонениями составлена таким образом, чтобы результативность обучения
оценивалась
строго
индивидуально.
При
этом
учитываются
особенности
психофизического развития и специфические образовательные потребности
каждого обучающегося. В адаптированной программе следует говорить об
индивидуальной
оценке
результатов
обучения
каждого
ребенка
с
отклонениями
в
соответствии
с
его
специальной
индивидуальной
образовательной программой.
Главным ожидаемым результатом освоения адаптированной программы
для
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями
(с
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития, глубокой, тяжелой,
умеренной)
является
развитие
жизненной
компетенции,
которая
позволяет
достичь
максимальной
самостоятельности
(учитывая
психические
и физические
возможности)
для
овладения
знаниями
в
повседневной
жизни
и
устанавливании новых контактов в обществе.
Индивидуальное
поэтапное
и
планомерное
расширение
жизненного
опыта и повседневных социальных контактов. В адаптированную основную
образовательную программу рекомендовано включать следующие блоки:
1.
Язык и речевая практика
• Речь и альтернативная коммуникация.
2.
Математика
• Математические представления
3.
Естествознание.
• Окружающий природный мир
4.
Человек и общество.
• Человек
• Домоводство
• Окружающий социальный мир
5.
Искусство
• Музыка и движение.
• Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
• Освоение средств изобразительной деятельности и их использование
в повседневной жизни:
6.
Физическая культура
• Адаптивная физкультура.
7.
Технологии
8.
• Профильный труд[3].
Система
оценки
достижения
обучающимися
с
интеллектуальными
нарушениями планируемых результатов освоения АООП решает следующие
задачи:
закрепление
основных
направлений
и
целей
оценочной
деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерий, процедур и
состава
инструментария
оценивания,
форм
представления
результатов,
условий и границ применения системы оценки;
ориентирование образовательного процесса на нравственное развитие
и
воспитание
обучающихся,
формирование
базовых
учебных
действий
и
достижение
планируемых
результатов
освоения
содержания
учебных
предметов;
обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения
АООП,
которая
позволит
вести
оценку
предметных
и
личностных
результатов;
оценивание
достижений
обучающихся
и
эффективности
деятельности образовательного учреждения;
осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся
и развития их жизненной компетенции.
Результаты
достижений
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями в овладении АООП являются значимыми для оценки качества
образования обучающихся.
Для
определения
подходов
к
осуществлению
оценки
результатов
следует опираться на следующие принципы:
1) дифференциация оценки достижений с учетом индивидуальных и
типологических
особенностей
развития
и
особых
образовательных
потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
2) объективность оценки, которая раскрывает динамику достижений и
качественных
изменений
в
социальном
и
психическом
развитии
обучающегося;
3)
единство
параметров,
критериев
и
инструментария
оценки
достижений
в
освоении
содержания
АООП,
что
сможет
обеспечить
объективность оценки[2].
Данные
принципы
отражают
целостность
системы
образования
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями,
представляют
обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.
Дифференцированная
оценка
достижений
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями имеет определяющее значение для оценки
качества образования. Система оценки планируемых результатов освоения
АООП включает в себя описание организации и содержания промежуточной
и
итоговой
аттестации
обучающихся
в
рамках
урочной
и
внеурочной
деятельности. Система оценивания предметных результатов у обучающихся с
интеллектуальными нарушениями дает возможность определить насколько
успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический
навык. Система оценивания должна предусмотреть связи учитель - ученик,
родитель
-
классный
руководитель,
администрация
–
педагогический
коллектив.
Это
обеспечит
системный
подход
к
формированию
учебного
процесса, а, значит и его целостность.
Литература
1.
Кинаш,
Е.А.
Обучение
детей
с
нарушением
интеллекта
в
условиях начальной общеобразовательной школы [Текст] / Е.А. Кинаш, Е.В.
Волкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - №
1.- С. 22-28.
2.
Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. «Базовые модели интегрированного
обучения» ж. «Дефектология» № 1, 2008 г. стр. 71 – 78.
3.
Малофеев Н.Н. «Перспективы развития учебных заведений для
детей
с
особыми
образовательными
потребностями
в
России»
,
Сб.:
Актуальные проблемы интегрированного обучения» - М.: Права человека.-
2001. стр.30.
4.
Обучение
детей
с
особенностями
развития
по
технологии
интегрированного
обучения
при
внутренней
дифференциации
в
общеобразовательном
классе:
методические
рекомендации.
(
Сост.
Л.Е.Шевчук, Е.В. Резникова. – Челябинск : ИИУМЦ «Образование» - 2006.