Напоминание

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Автор: Сирачёва Валентина Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Полдневская ООШ"
Населённый пункт: п. Полдневой
Наименование материала: статья
Тема: ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование





Назад





ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП У

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Асанова Алма Ахатовна

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области

г. Караганда, Республика Казахстан
Совместное обучение детей с интеллектуальными нарушениями нормально развивающимися школьниками в условиях массовой образовательной школы является социальным заказом родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. На сегодняшний день этот процесс является неоднозначным и сложным по степени организации обучения детей с ОВЗ в условиях общего образования. Для проведения интегративного обучения в общеобразовательной школы важно обеспечить педагогические условия для продуктивных занятий с детьми[1]. Система оценки предметных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП) у обучающихся с интеллектуальными отклонениями выступает как инструмент реализации требований ФГОС к результатам освоения образовательной программы начального общего образования и является неотъемлемой частью обеспечения качества образования. Обучающиеся с нарушениями интеллекта в начальном звене имеют право учиться по адаптированной общеобразовательной программе или специальной индивидуальной образовательной программе. АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями создается в образовательном учреждении с учетом особых образовательных потребностей данной категории обучающихся и призвана обеспечить требуемые для них условия обучения и воспитания[4]. Важнейшим условием обучения ребенка с интеллектуальными нарушениями является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с окружающими, формирование общей культуры, которая обеспечивает разностороннее развитие их личности (эстетическое, нравственное, социально-личностное, физическое, интеллектуальное) в соответствии с принятыми в обществе и семье нравственными и культурными ценностями; овладение учебной деятельностью Адаптированная основная программа для детей с интеллектуальными отклонениями составлена таким образом, чтобы результативность обучения оценивалась строго индивидуально. При этом учитываются особенности психофизического развития и специфические образовательные потребности каждого обучающегося. В адаптированной программе следует говорить об индивидуальной оценке результатов обучения каждого ребенка с
отклонениями в соответствии с его специальной индивидуальной образовательной программой. Главным ожидаемым результатом освоения адаптированной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (с тяжелыми и множественными нарушениями развития, глубокой, тяжелой, умеренной) является развитие жизненной компетенции, которая позволяет достичь максимальной самостоятельности (учитывая психические и физические возможности) для овладения знаниями в повседневной жизни и устанавливании новых контактов в обществе. Индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. В адаптированную основную образовательную программу рекомендовано включать следующие блоки: 1. Язык и речевая практика • Речь и альтернативная коммуникация. 2. Математика • Математические представления 3. Естествознание. • Окружающий природный мир 4. Человек и общество. • Человек • Домоводство • Окружающий социальный мир 5. Искусство • Музыка и движение. • Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) • Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: 6. Физическая культура • Адаптивная физкультура. 7. Технологии 8. • Профильный труд[3]. Система оценки достижения обучающимися с интеллектуальными нарушениями планируемых результатов освоения АООП решает следующие задачи:  закрепление основных направлений и целей оценочной деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерий, процедур и состава инструментария оценивания, форм представления результатов, условий и границ применения системы оценки;  ориентирование образовательного процесса на нравственное развитие и воспитание обучающихся, формирование базовых учебных действий и достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов;  обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения АООП, которая позволит вести оценку предметных и личностных результатов;
 оценивание достижений обучающихся и эффективности деятельности образовательного учреждения;  осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. Результаты достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. Для определения подходов к осуществлению оценки результатов следует опираться на следующие принципы: 1) дифференциация оценки достижений с учетом индивидуальных и типологических особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями; 2) объективность оценки, которая раскрывает динамику достижений и качественных изменений в социальном и психическом развитии обучающегося; 3) единство параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки[2]. Данные принципы отражают целостность системы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений. Дифференцированная оценка достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеет определяющее значение для оценки качества образования. Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает в себя описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности. Система оценивания предметных результатов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями дает возможность определить насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык. Система оценивания должна предусмотреть связи учитель - ученик, родитель - классный руководитель, администрация – педагогический коллектив. Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит и его целостность.
Литература
1. Кинаш, Е.А. Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях начальной общеобразовательной школы [Текст] / Е.А. Кинаш, Е.В. Волкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 1.- С. 22-28. 2. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. «Базовые модели интегрированного обучения» ж. «Дефектология» № 1, 2008 г. стр. 71 – 78. 3. Малофеев Н.Н. «Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России» , Сб.:
Актуальные проблемы интегрированного обучения» - М.: Права человека.- 2001. стр.30. 4. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации. ( Сост. Л.Е.Шевчук, Е.В. Резникова. – Челябинск : ИИУМЦ «Образование» - 2006.


В раздел образования