Развитие навыков творческой деятельности у детей с ОВЗ
Автор: Труфанова Надежда Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: АУ ВО "ОЦРДП "Парус надежды" Населённый пункт: Воронеж Наименование материала: статья Тема: Развитие навыков творческой деятельности у детей с ОВЗ Раздел: дополнительное образование
Развитие навыков творческой деятельности у детей с ОВЗ на занятиях
по трудотерапии
Инвалидность и различные нарушения у детей означают существенное
ограничение
жизнедеятельности,
способствуют
социальной
дезадаптации,
которая
обусловлена
нарушениями
в
развитии,
затруднениями
в
самообслуживании,
общении,
обучении,
овладении
в
будущем
профессиональными навыками.
Ребенок
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ)
отстает
в
развитии от своих сверстников. Поэтому таким детям нужна дополнительная
помощь, как со стороны семьи, так и в условиях реабилитационного центра.
Мощным средством адаптации детей с ограниченными возможностями в
социум является творческая трудотерапия. Воронежский областной центр
реабилитации детей и подростков «Парус надежды» в рамках комплексной
социально-педагогической
помощи
детям
с
ОВЗ
проводит
занятия
по
трудотерапии по разработанным индивидуальным программам.
Основная
цель
занятий
трудотерапией
–
восстановление
и
развитие
нарушенных
функций
в
зависимости
от
специфики
заболевания
ребенка
(развитие
мелкой
моторики
рук,
развитие
хватательной
функции
рук,
манипулятивной
деятельности,
дифференцированных
движений
пальцев
рук), развитие сенсорных функций, познавательного процесса, внимания,
усидчивости, трудовых навыков.
Так же цель занятий включает создание условий для развития личности,
способной к художественному творчеству и самореализации через творческое
воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и
индивидуальности,
получение
базовых
навыков
декоративно-прикладного
творчества
на
основе
изготовления
поделок
с
учетом
перспективы
их
будущей
занятости.
В
дальнейшем
эти
умения
они
смогут
воплотить
в
благоустройстве своего быта.
На
занятиях
по
трудотерапии
в
реабилитационном
центре
должна
присутствовать мама, которая обучается специфике занятий, наблюдая за
действиями
специалиста,
а
затем
включается
в
совместную
работу
с
ребенком. Для закрепления полученных навыков и развития нарушенных
функций обязательно нужны занятия в домашних условиях.
Занятия строятся по принципу «от простого к сложному».
Одна из древних мудростей гласит: "Ребенок – это сосуд, данный нам,
взрослым,
на
хранение".
Поэтому
мы,
взрослые,
должны
грамотно
и
своевременно наполнить его.
С чего можно начать самостоятельные занятия дома?
Тестопластика (лепка из соленого теста) – это простой и экологически
чистый
вид
деятельности.
Соленое
тесто
–
приятный
на
ощупь,
не
аллергенный материал. Тесто легко отмывается, не липнет к рукам и очень
пластично.
Детали
теста
склеиваются
между
собой
обычной
водой.
Из
соленого теста можно делать как отдельные сувениры, так и композиции в
виде панно. При высыхании изделие становится твердым, легко поддается
окрашиванию любыми красками. Законченность работе придает покрытие
лаком.
Вначале
дети
учатся
катать
простые
элементы:
шар
–
круговыми
движениями
рук,
«колбаска»
-
движение
рук
вперед-назад,
капелька
–
совмещает элементы «шар» и «колбаска». После освоения этих простых
навыков
ребенок
может
с
помощью
мамы
слепить
несложную
фигурку
(например, листочек, гусеницу, собачку). Затем ребенок учится правильно
держать кисточку и раскрашивать свою поделку.
Если
в
силу
заболевания
(ДЦП,
тетрапарез
и
др.)
ребенку
трудно
научиться самостоятельно катать тесто, то для развития мелкой моторики рук
можно
сделать
из
теста
«лепешку»
(ладошкой,
кулачком
похлопать
и
постучать по тесту) и вставлять фасоль, семечки, макароны и другой не очень
мелкий
подручный
материал.
Такая
аппликация
развивает
хватательные
функции
и
манипулятивные
движения.
Предварительно
нарисовав
зубочисткой
контур
на
«лепешке»,
можно
сделать
панно.
Это
развивает
творческие способности ребенка, фантазию, поднимает настроение.
При знакомстве с аппликацией лучше начинать с рваной цветной бумаги.
Ребенка
нужно
научить
правильно
рвать
бумагу
и
заполнять
контур,
наклеивая кусочки в виде мозаики. Наносить клей на бумагу нужно проводя
кисточкой по контуру, а затем закончить нанесение клея внутри контура. Если
ребенку
сложно
брать
пальчиками
мелкие
кусочки
цветной
бумаги,
то
пальчик можно смочить водой. Бумажка будет приклеиваться к пальчику, и
ребенку будет удобно перенести ее на аппликацию.
После освоения аппликации из рваной бумаги идет обучение работе с
ножницами (резание ножницами по прямой и по контуру).
На занятиях по творческой трудотерапии необходимо уделять важное
значение овладению действиями по подражанию, по образцу, выполнению
простейшей
устной
инструкции,
коррекции
взаимосвязи
моторики
рук
и
зрительно-моторной координации. Параллельно с освоением новых трудовых
навыков ребенок с ОВЗ в процессе занятий закрепляет знания о форме
предмета, о цвете, учится сравнительному анализу, расширяет кругозор.
Дети с ОВЗ школьного возраста в условиях реабилитационного центра,
имея начальные трудовые навыки, знакомятся с более сложными видами
трудовой
деятельности.
Они
осваивают
навыки
бисероплетения,
лозоплетения, работы с тканью, с керамикой, а так же различные виды
декорирования. Эти занятия открывают возможность для самореализации и
профессионального определения ребенка с ОВЗ. В этом возрасте важной
является групповая форма занятий. Она позволяет детям с ОВЗ, у которых
чаще
всего
ограниченный
круг
общения,
преодолевать
психологические
комплексы,
снимать
стресс
и
получать
положительное
эмоциональное
состояние
в
процессе
общения
друг
с
другом.
Во
время
коллективной
деятельности
происходит
становление
личности,
формируются
новые
межличностные отношения, повышается уровень его адаптации в социуме.
Занятия творческой трудотерапией
дают
возможность
ребенку
с
ОВЗ
воплотить
свою
фантазию,
применить
полученные
навыки,
приобрести
новые, выразить свой внутренний мир.